Продакт и проджект: кто такие, чем отличаются и как ими стать

Как выучиться на самые актуальные менеджерские профессии

20
Продакт и проджект: кто такие, чем отличаются и как ими стать
Аватар автора

Виктория Рипа

поняла, чем отличаются продакт и проджект

Продакт- и проджект-менеджер — две разные, но одинаково популярные современные профессии.

На примере двух героев разберемся, чем продакт отличается от проджекта и как стать тем и другим.

ИСТОРИЯ 1

От бизнеса по продаже автозапчастей до продуктового руководителя направления

Аватар автора

Евгений Паршин

Chief Product Officer «Альфа-банка»

Когда-то я три года работал менеджером в официальном дилерском центре — продавал клиентам автозапчасти. В какой-то момент меня переклинило: я понял, что это не то, чего хочу, и в 2016 году ушел в предпринимательство.

Я был экспертом в автозапчастях, поэтому запустил продукт в этой же сфере. Мы быстро развивались и уже к четвертому кварталу 2016 года достигли потолка. Я не представлял, как дальше развивать бизнес, а потом узнал о продактах. Тогда в России плохо понимали эту профессию. Казалось, что эти ребята обладают сакральным знанием, которое нужно мне для того, чтобы пробить потолок и расти дальше.

На самом деле продакт анализирует рынок и конкурентов, общается с пользователями, закапывается в аналитику, проводит эксперименты, анализирует и разрабатывает пользовательские сценарии.

Легче сказать, чего он не делает. Это позиция, которая сильно отличается по набору задач и целей от компании к компании. Где-то есть продакты, которые отвечают за привлечение и активацию пользователей, кто-то отвечает за монетизацию, а еще есть продакты с функциями проджектов.

Рабочее место Евгения
Рабочее место Евгения

Для меня продакт-менеджер — это человек, которому больше всех надо. Его основная задача — сделать такой продукт, который будет востребован у пользователей и заработает деньги для бизнеса. Продуктом может быть любая вещь, с которой взаимодействует пользователь, но чаще всего в современном мире это веб-сервисы и мобильные приложения.

Решив развиваться в этой области, я переложил операционные задачи по основному проекту на бизнес-партнера и начал искать продакт-менеджерские позиции. По невероятному стечению обстоятельств нашел ИТ-стартап, связанный с автосервисами, и попал туда в роли джуна-продакта. У меня не было опыта, но меня взяли: я был очень упертым и настойчивым, бился во все двери, а еще понимал сферу и имел предпринимательский опыт.

Евгений на интенсиве Binary District. Источник: Binary District
Евгений на интенсиве Binary District. Источник: Binary District

В 2016 году я проходил курсы по продуктовому менеджменту от «Нетологии», но они на самом деле были больше про проджект-менеджмент и управление проектами, поэтому не сильно помогли. Реальные знания пришли с опытом, первыми шишками, болью и страданиями. Из академического были только статьи и книги, например «Спроси маму», «Бизнес с нуля. Lean Startup».

Я пришел через предпринимательство и запуск своего продукта. Это сложнее, но когда получаешь опыт самостоятельно, есть больше шансов устроиться куда-то. Люди, которые запустили что-то свое, знают цену деньгам. Они прошли через этап инвестирования собственных финансов, поэтому могут эффективнее распоряжаться бюджетом компании.

Как еще можно стать продактом

Курсы. На рынке много глубоких курсов для продактов — какие-то чуть хуже, какие-то лучше, но все довольно хорошие. Длятся они, как правило, год, некоторые — 14 месяцев. Они хорошо погружают в профессию, ее специфику и весь пул задач. Можно пройти длинный курс, а можно — двухмесячный Go Practice. Он тоже будет считаться кейсом, который можно прикрепить в портфолио. Go Practice — это крутая штука, которая за два месяца научит мышлению продакта и тому, как подходить к задачам с точки зрения данных.

Но надо помнить, что обучение на курсах кардинально отличается от реальности. Там рассказывают, как работать только с одним вариантом событий, но не показывают, как действовать в остальных. Продакт-менеджмент не математика, где сложил два и два и получил четыре. Это огромное количество сценариев решения одной и той же задачи, а в рамках курсов обычно показывают прямолинейный подход. После них человек сталкивается с действительностью и зачастую начинает теряться: ему говорили одно, а в жизни все немного иначе.

Менторство. Опыт хорошего ментора поможет свыкнуться с реальностью и преодолеть ее. Джуны без присмотра часто решают задачи по своему усмотрению, но их действия могут быть неправильными, а они об этом даже не узнают. Они привыкли делать A/B-тесты и радуются этому, но их тесты могут не учитывать множество мелочей и нюансов. Хороший ментор сделает получаемый опыт максимально полезным и релевантным.

Стать продактом в своей компании. В большой компании, где есть культура продуктового менеджмента, можно прийти к CPO своего направления или к Head of Product и сказать ему, что вам хочется пойти в продакты. Неплохих специалистов компании хотят удержать, поэтому могут попытаться устроить на желаемую должность. Возможно, предложат быть помощником квартал или два — и если откроется позиция, то переведут на нее.

Ошибки на старте и эффект Даннинга — Крюгера

Основная ошибка — засидеться в джуниорах, ничего не делать, не прокачиваться и не стараться вырасти. Компании набирают продактов-джунов крайне редко, открытых вакансий на рынке мало, и если все-таки удалось попасть в нишу, нужно всеми силами стараться перерасти в мидла.

Рынок продактов перегрет, но мидлов набирают чуть более охотно. Из джуниоров побеждает тот, кто больше всех хочет, запускает параллельно несколько продуктов, добавляется в друзья к классным продактам в «Фейсбуке» и просится, чтобы они стали его менторами.

В начале карьеры легко столкнуться с эффектом Даннинга — Крюгера. Сперва все получается, а потом при встрече с реальностью вы впадаете в отчаяние и понимаете, что область задач и проблем гораздо шире и глубже.

Это можно преодолеть только эволюционно. Придется погрузиться в детали, увидеть, что существует множество сложностей, понять, что вы умеете решать далеко не все задачи. Только со временем можно преодолеть спесь и эффект Даннинга — Крюгера. Нечасто люди готовы осознать на старте, что они мало знают, имеют недостаточно опыта и пока что не очень хорошие специалисты.

Как я набираю новых продактов

Сейчас я CPO, у меня в направлении шесть продакт-менеджеров, кроме этого, я делаю ProductHub. Когда я набираю людей, я смотрю на них через призму своих знаний. Для меня значимо само наличие опыта — не так важно, успешен он или нет. Запуск своего продукта — это кейс, и здесь есть много но: как человек действовал при запуске, как он мыслил, когда случались проблемы, какие решения принимал.

Я сам продакт-неудачник: прошел через тестирование 30 продуктов и только три из них выстрелили. Поэтому в других ценю не успешные запуски, а желание развиваться и тащить продукт. В основном выбираю тех, кто близок мне по духу. У людей, которые запустили что-то свое, гораздо выше вероятность попасть ко мне в команду, чем у кого-то другого.

Первый шаг отбора — тестовое. Оно нужно для того, чтобы понять, как мыслит человек с точки зрения продуктового подхода. Тестовое задание — это какая-то типичная продуктовая задача. На одной из последних моих вакансий оно звучало так: «Вы решили затащить в онлайн-чат банка продажу банковских продуктов. Расскажите, как подойдете к этой задаче, что будете делать и как отслеживать эффективность. Нужно верхнеуровневое описание шаг за шагом». Тут есть вариативность, любой кейс можно решить абсолютно по-разному. У меня в голове есть свое видение — с точки зрения опытного специалиста. Общаясь с кандидатами на этом этапе, я понимаю, как они мыслят.

После выполнения тестового формируется огромная табличка. Я создаю воронку: оцениваю кандидатов по четырем критериям, отбираю топ-10 и созваниваюсь с ними по «Зуму». На этом этапе важно определить их культурный код: насколько человек близок мне по духу и кайфово ли будет с ним работать. Тут нет определенных критериев — только ощущения и интуиция.

Я задаю им 20—30 объемных вопросов. Есть базовые, чтобы понять, что вдохновляет человека и как он решил стать продактом. Спрашиваю про задачи и о том, что принесло наибольшее удовлетворение за последний год. Когда последний раз учился и чему, с каким руководителем хотел бы работать, что важно в работе. Эти вопросы раскрывают мотивацию человека.

То, как человек отвечает на вопрос, показывает, насколько он открыт к диалогу, готов ли учиться и воспринимать критику.

Евгений на ProductSense 2019. Источник: productsense
Евгений на ProductSense 2019. Источник: productsense

Стоит ли идти в профессию

Понять, ваше это или нет, можно только в боевых условиях. Курсы, книги и лекции нужны скорее для общего понимания. Они также помогут для расширения навыков, когда вы уже определились.

Важно осознавать свой прошлый опыт и то, в чем вы успешны. Когда я продавал запчасти, видел, что у меня хорошо получается управлять и организовывать работу, и я хотел этим заниматься. При этом перспектив в офлайн-бизнесе я не видел, тянуло в ИТ-мир. Если у вас есть какие-то хобби, можно наложить их на продуктовый менеджмент и понять, есть ли склонность к управлению, работе с людьми, созданию чего-то классного и полезного.

Базовое развитие выглядит как рост от джуна до сениора. Где-то на уровне мидл+ или сениора начинаешь больше развиваться как пипл-менеджер, то есть как управленец и лидер. В этот момент, если повезет и будут открытые вакансии, можно стать CPO или Head of Product. На vc.ru есть подробный гайд по пипл-менеджменту.

У нас в России не сформировано понимание того, кто такие CPO, Head of Product или продуктовые директора. Пока это воспринимается как одно и то же. Но для продакта это верхние уровни роста. Дальше можно стать СЕО какого-либо продукта. Еще есть вариант стать операционным директором. Это довольно редкие случаи, чаще продакты не двигаются в этом направлении, а начинают запускать свой продукт. Это более логичный вариант, так как там нет ограничений, в том числе в финансовом плане.

Финансовые перспективы продактов. В Москве талантливые джуны могут зарабатывать от 70 до 120 тысяч рублей. Мидлы — от 120 до 200 тысяч, но чаще в районе 150—160 тысяч рублей. Сениоры — от 200 до 260 тысяч рублей, CPO и Head of Product получают от 260 тысяч и выше.

ИСТОРИЯ 2

От продажи видеоигр и кальянного кейтеринга до менеджмента в ИТ

Аватар автора

Илья Шафранов

Senior Project Manager Fora Soft

До университета я за деньги настраивал и восстанавливал компьютеры знакомым. Во времена учебы работал учителем английского и техническим переводчиком. А после открыл собственный бизнес — магазин лицензионных видеоигр для консолей. Попутно запустил кальянный кейтеринг.

Илья в своем магазине видеоигр
Илья в своем магазине видеоигр

В конце 2018 года почувствовал, что перестал получать удовольствие от работы, и захотел все поменять. Мои проекты были связаны со сферой обслуживания, а денег в городе больше не становилось. Передо мной стоял выбор: или кредитоваться, чтобы расширить бизнес и отъесть доли конкурентов, или закрываться. Я не чувствовал, что готов брать кредит, поэтому разбирался, какие у меня есть профессиональные возможности дальше.

ИТ-сфера меня привлекала всегда, особенно работа с иностранцами. Тогда я начал изучать вакансии. В моем случае подходящей позицией стал проджект-менеджер. Когда я детально изучил, чем занимаются проджекты, убедился, что многие мои навыки пригодятся.

Проджект — главное связующее звено между заказчиком и командой разработки. Его роль в команде — превращать идеи заказчика в понятные задачи для команды.

Моя работа заключается в том, что я структурирую хаотичный список задач и делаю из него детальный план действий, на который смогут ориентироваться как заказчик, так и команда. Кроме того, помогаю прояснять любые возникающие вопросы обеим сторонам, минимизирую риски по проекту, отвечаю за настрой команды и уверенность, что путь, которым мы движемся, верен и соответствует ожиданиям заказчика.

Еще я тесно взаимодействую с командой, с которой регулярно обсуждаю, что можно улучшить в проекте, и утверждаю такие улучшения с заказчиком. К примеру, заказчик попросил добавить кнопку в интерфейс. Если эта кнопка вызывает у меня и команды сомнения, то я выясняю, какую проблему заказчик хочет решить с помощью этой кнопки. Затем мы думаем, как эту проблему можно решить эффективнее и правильнее с точки зрения UX. Потом я возвращаюсь к заказчику, чтобы обсудить придуманные с командой варианты. Вместе мы приходим к оптимальному решению, которое устроит всех и даст наилучший опыт для пользователя.

Офис Ильи
Офис Ильи

В отличие от продакта, который деятельно погружается в продукт и работает с метриками, проджект отвечает за достижение результатов в оговоренный срок, за команду, настрой на проекте.

До ИТ у меня уже был практический опыт управления проектами и собственными бизнесами, но при этом я никогда не управлял разработкой. Во всякие курсы я не верю: считаю, что при наличии интернета и умения искать можно и самому набраться знаний, чтобы попасть в проджекты. Я читал много материалов на «Хабре» и vc.ru, в которых люди делились историями о проблемах в разработке, — мне помогло.

В 2019 году я устроился на позицию проджекта-джуна в ИТ-аутсорс-компанию Fora Soft, которая специализируется на создании мультимедиарешений, таких как видеостриминг и видеозвонки, для зарубежных заказчиков.

Спустя пару недель после трудоустройства один из проджектов ушел в отпуск, и в это время я управлял его проектами. Это помогло подтвердить мои навыки и пройти испытательный срок раньше положенных трех месяцев.

У нас крутая компания, и в ней много хороших специалистов. Именно там я начал регулярно общаться с разработчиками, узнавать технические подробности и особенности того, чем мы занимаемся. Например, если у нас был проект, связанный с видео, то я изучал, как конкретно он работает «под капотом» и почему именно так. На некоторых проектах активно лез в код, изучал его, гуглил неизвестное. Как обычно, помогал «Хабр»: к примеру, у команды разработки «Одноклассников» хорошие статьи про видео.

В итоге спустя шесть месяцев работы в компании я прошел аттестацию и стал просто проджектом, без приставки «джун». На этом не остановился и продолжал читать технические статьи и всякое разное про менеджмент. Неплохими книгами показались «Scrum и Kanban: выжимаем максимум», «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды» и «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Кроме чтения книг и статей, все это время я наращивал практический опыт просто в процессе работы. Еще через полгода я прошел аттестацию и получил повышение до сениор-проджект-менеджера.

В ИТ нельзя стоять на месте: технологии регулярно обновляются, поэтому очень важно продолжать развиваться. Если бы я только работал и не изучал ничего, то быстро бы потерял работу.

Мой рабочий день на 40% состоит из разговоров — и если ненавидеть всех людей, то долго так не протянуть. Я налаживаю отношения с заказчиками, выясняю их ожидания, провожу собрания, созвоны и встречи.

Отличительная черта хорошего проджекта — он всегда отвечает за свои слова, в противном случае это плохой менеджер. Поэтому важно выявлять риски, снижать их, контролировать проектную документацию. Я делаю все это, но кроме прочего, составляю и согласовываю задания по проекту, расставляю приоритеты по задачам, распределяю задачи по команде, контролирую качество и сроки в рамках бюджета.

Как стать проджектом

Если вы только задумываетесь о работе в ИТ, начинайте читать все статьи на «Хабре» и vc.ru, связанные с разработкой. Любые непонятные термины гуглите, разбирайтесь. Смотрите выступления разработчиков известных мировых продуктов. Если сумели попасть в профессию на джуниор-позицию, рекомендую «Руководство к своду знаний по управлению проектами. Руководство PMBOK». Раньше его читать не стоит: будет слишком много теории, которую сложно понять без практики. Каким конкретно способом будете получать знания, не важно. Главное — хотеть их получить и найти подходящие для себя инструменты.

Основные ошибки, с которыми сталкиваются проджекты, можно разделить на три типа.

Неверно рассчитывать сроки. Если разработчик сказал, что сделает задачу за день, то нельзя говорить заказчику эту же оценку, так как обязательно что-то пойдет не так. Всегда надо давать сроки с запасом. Если быстрее сделаете, то раньше отдадите и порадуете заказчика.

Не выяснять требования. Для любой задачи, даже самой маленькой, необходимо подготавливать детальные требования, где не останется каких-либо вопросов или неясностей. Если не сделаете это сразу, то потом обязательно аукнется.

Не контролировать все этапы работы. Столкнулся с этой проблемой на удаленке. Когда все работали из офиса, то было легко понять, работает сотрудник или нет. А на удаленке такой возможности нет. На ежедневных созвонах сотрудник уверял, что все идет по плану, а в реальности сидел и ничего не делал. Это вскрылось, когда пришло время первого демо заказчику. У нас оказалось ничего не готово, и в итоге мы потеряли проект. Сотрудника уволили, а я стал регулярно проверять, что актуальный код лежит в репозитории компании.

Чтобы стать проджектом, просто знаний недостаточно. На мой взгляд, нужно еще любить помогать людям, общаться с ними. Но в целом достаточно уметь слышать и слушать людей, адекватно оценивать сроки и риски и не пускать все на самотек. С такими исходными данными можно погружаться в процесс разработки, изучить, как все работает, и пробовать подавать резюме.

Финансовые перспективы проджектов. Я не отслеживаю рынок постоянно. В Петербурге, где я живу, по моему ощущению, зарплаты джунов начинаются от 35 000 ₽, если фирма работает с русскими заказчиками. Те, кто работает с иностранцами, предлагают в среднем от 50 000 ₽. Я получаю более 100 000 ₽, и каждые полгода моя зарплата продолжает расти.

Виктория Рипа
Работаете продактом или проджектом? Расскажите, как пришли в профессию
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Продакт с проджектом сцепились по пьяни и испортили всем митинг каждую пятницу одно и то же пиздец нахой

53
0

Продакт - это человек, что сидит на бесполезных митах с бизнесом. Трут часами. Потом ставят задачу не проработанную аналитиками, не формализованную. Но уже срочно надо.

30
0

Я просто оставлю это здесь для дополнительного чтения:
https://vas3k.ru/notes/datadriven/
https://vas3k.ru/notes/tech_pessimism/

А также моё мнение: продакты в том виде, в каком они существуют сейчас, не нужны, и даже вредят. Всё это упивание метриками до добра не доводит (просто оглянитесь вокруг, как испортились все крупные ИТ-продукты). Продакты должны стать адвокатами пользователей, а не чёрным ящиком, трансформирующим одни цифры в другие цифры.

21

Evgeniy, привет, соклубчанин )

4

26.10.21, 09:47

Отредактировано

Evgeniy, кайфанул от статей. Спасибо 💘💘

0

Evgeniy, Спасибо за полезный ресурс

0
0

Расскажите о продактах и проджектах не из IT, вот что реально интересно. IT уже в каждом утюге.

20
0

спрос и бум на продактов сейчас есть с обоих сторон рынка.
почему? потому, что компании (как и всегда) хотят мультиинструменталиста - человека который и посчитает доходы/расходы (юнит экономику), и проверит тонну гипотез , и главное создаст такой продукт (лучше с нуля), который принесет деньги в перспективе одного года.
что в итоге? в итоге часто оказывается что, чтобы запустить продукт ппц как много всего надо, а всех компетенций в одном продакте мало когда бывает. надо и иметь качества биз дева, и уметь планировать в команде, и понимать в архитектуре, и понимать в продуктовой аналитике.

6
0

Сеньор проджект за год?
Чушь какая-то
Реально серьезных проблем за год можно даже и не встретить

6
0
4
0
Герой Т—Ж

24.03.21, 14:59

"product" и "project" без существительного "manager" означают совсем не то.

2
0

25.03.21, 20:26

Отредактировано

Мне одному показалось мало упоминаний эффекта Даннинга — Крюгера в одном абзаце?)
В целом вроде полезная статья. Но тоже думаю, что сейчас работодатели сильно переоценивают роль и требования к ней.

2
0

Откуда инфа что GoPractice рассчитан на 2 месяца? Его можно и за неделю пройти и год растягивать.

1
0

До боли знакомая ситуация. Вырастил мелкий оффлайн бизнес, дошел до его потолка, перерос ментально и понял что пора что-то менять)
Планирую перейти в продакт. Но проблема в том что требуют опыт, таблицы. Даже на позицию джуна. А как обьяснить человеку в интернете через резюме что ты обладаешь нужными навыками? Да никак, полагаю что читают hr со скудным набором требований. Реально похоже рваться во все двери, может где-то ответят)))..

0

> А как обьяснить человеку в интернете через резюме что ты обладаешь нужными навыками?

Если вы не можете ответить на этот вопрос, из вас не получится продакт.

6
0

Ппц конечно зарплаты...

0

Yulia, большие?

0

София, наоборот. На 35тр даже покушать нельзя, чтобы котелок варил

3

Сообщество