Что такое тихое увольнение и почему оно все популярнее

К чему приводит стресс от переработок и лишних обязанностей

217
Аватар автора

Гульнара Краснова

исследует счастье

Страница автора
Аватар автора

Ирина Постникова

профилактирует выгорание

Страница автора

Иногда отношение человека к своей работе резко меняется.

Он перестает быть трудоголиком: оставаться в офисе допоздна, отвечать на письма в выходные, взваливать на себя огромное количество задач. Вместо этого он начинает уходить с работы ровно в 6 и выполнять лишь необходимый минимум работы, чтобы не быть уволенным. В последние годы такое поведение стали часто называть тихим увольнением. Рассказываем о нем в 111-м выпуске путеводителя по психике.

В предыдущем выпуске: что такое танатофобия.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что называют тихим увольнением

«Тихое увольнение» — стратегия поведения сотрудника, при которой он тратит на выполнение своей работы ровно столько времени и усилий, сколько этого требуют его должностные обязанности. Он перестает выкладываться на полную, не стремится к повышению, не берет на себя дополнительных задач, не проявляет инициативы.

Точно не известно, кто и когда придумал этот термин. Но очевидно, что популярным его сделало 17-секундное видео, опубликованное инженером Заидом Ханом в «Тиктоке» в июле 2022 года. В нем он четко объяснил концепцию тихого увольнения: «Вы не уходите с работы, вы просто отказываетесь от того, чтобы выходить за рамки своих обязанностей. Вы больше не придерживаетесь распространенного мнения, что работа — это вся ваша жизнь. Ваша ценность как человека не определяется вашей производительностью».

За несколько недель видео стало вирусным: набрало несколько миллионов просмотров, привлекло внимание СМИ, работодателей и ученых, которые начали исследовать феномен тихого увольнения.

К примеру, профессор факультета бизнеса и информационных технологий Университета Онтарио Александр Серенко проанализировал с помощью метода контентного анализа комментарии пользователей под видео Заида Хана. Оказалось, что более половины комментаторов имеют опыт работы в режиме тихого увольнения. Многие перешли в него во время пандемии, когда начали работать удаленно. А некоторые работают так уже годы и даже десятилетия.

В 2023 году Институт Гэллапа опубликовал глобальные данные. Они показали, что во всем мире в режиме тихого увольнения работают минимум 7 из 10 наемных сотрудников. Большинство из них были готовы уволиться по-настоящему, если для этого возникнут подходящие условия.

Причины тихого увольнения

Причины, лежащие в основе феномена тихого увольнения, не новы. Вот главные из них.

Недовольство работой. Это глобальная тенденция. Опросы показывают, что большая часть наемных сотрудников во всем мире недовольна своей работой и ищет новую. Российские данные говорят о том же: каждый второй участник опроса сервиса «Работа-ру» признается, что хотел бы сменить профессию.

Среди проблем помимо низкой зарплаты и отсутствия возможностей для карьерного роста участники опросов отмечают отсутствие удовольствия от работы. Этот фактор в последние годы для многих становится все более и более важным. Ученые объясняют это изменением отношения к работе: многие считают, что она должна не только обеспечивать финансовую безопасность, но и давать возможность заниматься тем, что нравится.

Тихое увольнение помогает многим тратить меньше сил на нелюбимую работу.

Эмоциональное выгорание. Это серьезное состояние, проявляющееся в сильной усталости, эмоциональном истощении, равнодушии к тому, что раньше радовало и приносило удовольствие. Многочисленные опросы показывают, что в последние годы доля наемных сотрудников, у которых оно возникает, растет во всем мире. В России с эмоциональным выгоранием сталкивались 45% трудоспособных взрослых.

По данным Всемирной организации здравоохранения, главная причина этого состояния — хронический стресс, который возникает из-за постоянных переработок. Тихое увольнение может быть не только результатом выгорания, но и одним из способов справиться с ним.

Стремление к балансу между работой и личной жизнью. Под ним обычно понимают гармоничное распределение времени по разным сферам жизни человека. Такое, которое позволит находить время и силы на занятия, не связанные с работой.

Запрос на такой способ организации своей жизни также растет во всем мире и в России в последние годы. Тихое увольнение — это закономерная реакция на него. Переходя на такой режим работы, многие люди просто пытаются восстановить баланс между работой и отдыхом.

Ситуация на рынке труда. В частности, низкий уровень безработицы в большинстве стран мира, а в некоторых, например в России, недостаток рабочей силы. Это повышает ценность сотрудников в глазах работодателей, и они начинают вести себя более уверенно: отказываться от переработок и новых обязанностей. То есть тихо увольняться, не опасаясь возможных последствий.

Аватар автора

Елена Козлова

директор центров разработки Т-Банка в макрорегионе «Урал — Сибирь»

Страница автора

Что делать руководителю, если сотрудники тихо уволились

По моим наблюдениям, тихое увольнение — чаще следствие плохо выстроенной системы работы. В команде, где нет четкого разделения задач, контроля над их выполнением, еженедельных созвонов, у сотрудников нет мотивации вовлекаться в процессы и работать активно — просто потому что в этом нет необходимости.

Изменения должны начинаться с руководителя. Важно выстроить процессы распределения задач, ввести систему контроля и отчетности, назначать регулярные встречи, включать сотрудников в контекст и актуальную стратегию бизнеса, уделять внимание развитию и признанию каждого специалиста в команде. Лишь когда есть подходящие условия для вовлеченной работы, можно ожидать от сотрудников активности.

Наладить работу помогает понятная картина роста: когда и подчиненные, и руководители видят матрицу компетенций, функции работника на должности, критерии перехода на следующую позицию и повышения заработной платы.

Другой инструмент — система KPI. Она помогает ставить цели на конкретный период и мотивирует премией по достижении этих целей. Если сотрудник выполняет только минимум работы, ему платят только установленный в договоре оклад.

Когда «тихо уволившиеся» сотрудники — это значительная часть коллектива, нужны более глобальные перемены: переформирование отдела, новые инструменты контроля над задачами, налаживание внутренних процессов. Если таких работников в команде немного, лучше смотреть отдельно на каждый кейс. Это позволит понять, в чем мотивация сотрудника и допустим ли такой формат работы на его должности.

Как уйти в тихое увольнение

Технически в тихом увольнении нет ничего плохого. Во-первых, наемные сотрудники имеют полное право выполнять только ту работу, которая входит в их должностные обязанности. Во-вторых, режим тихого увольнения действительно может помочь человеку справиться со стрессом, больше отдыхать, получать от жизни удовольствие. Это может спасти его от выгорания и сделать более счастливым.

Но прежде чем тихо уволиться, важно сформулировать, почему у вас в принципе возникло желание это сделать. Так вы выявите проблемы в ваших отношениях с работой и сможете их устранить.

Если работа противоречит вашим базовым жизненным ценностям — скажем, вам кажется неэтичным то, чем вы на ней занимаетесь, — переход в режим тихого увольнения не избавит вас от избыточного стресса. Он все равно будет возникать и накапливаться, даже если вы начнете тратить на работу минимум своих сил. Часто самый лучший выход из таких ситуаций — смена работы.

Если вы хотите с помощью тихого увольнения создать баланс между работой и жизнью, стоит продумать, каким он должен быть в вашем конкретном случае. Для этого можно использовать инструмент, который называется колесом баланса. Его создателем считается специалист по саморазвитию Пол Дж. Майер. Колесо баланса помогает уравновесить ключевые сферы жизни и таким образом улучшить ее качество.

Вот как создается колесо баланса:

  1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем круг. Разделите его на несколько сегментов — по количеству сфер жизни, которые для вас важны. Например: карьера, семья, здоровье, друзья, хобби, саморазвитие, деньги, отдых.
  2. Каждый сегмент разделите на 10 делений. Максимально честно оцените, насколько вы удовлетворены каждой сферой своей жизни по шкале от 1 до 10 — и заштрихуйте в каждом секторе соответствующее количество делений.

Сфокусируйтесь на сферах, приносящих меньше всего удовлетворения. Подумайте над тем, как вы можете это исправить, и составьте четкий план. Помните, что он должен быть реалистичным.


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Гульнара КрасноваРасскажите о своем опыте тихого увольнения:
  • НиколайНичего себе. Оказывается работать четко в рабочее время в рамках должностных обязанностей это уже ненормально.:-) Надо инициативить, брать дополнительную нагрузку и задерживаться. Как же я отстал от жизни...478
  • Мамин_абьюзерНиколай, нет, это нормально. Не нужно принимать во внимание статью, написанную на основании тиктока 2022 года и псевдонаучных мнений на него.34
  • Наше летоОго, изобретены новые понятия от HR-ов и эффективных руководителей75
  • Антон ОктябрьскийНиколай, вся статья какой-то бред сивой кобылы, не в обиду авторам (хотя чего им обижаться, это же не их мнение). Вообще ничего не понял. Если вы обедаете ровно тем, что приготовили и вас насыщает, то это "тихое недоедание"? А если до тошноты и колик, то это продуктивное питание? P.S. Есть подозрение, что просто неправильно перевели какую-нибудь статью англоязычную и оно пошло гулять по постсовку в таком виде.113
  • ОдуВАНВот это ни фига себе. Быть не трудоголиком - это уже тихое увольнение? И не дай бог весь коллектив работает в режиме work life balance, то надо пересобирать команду? Спасибо, я не планировала от инфаркта на работе подохнуть в 40.236
  • Антон ОктябрьскийОдуВАН, да тут как будто логика вообще пересобрана. Если ты едешь 55 км в городе (максимально разрешенная скорость) то ты едешь медленно, а если 70 едешь (превышение и штраф) то ты нормально едешь? я не то что не согласен со статьей, я ее просто не понимаю. есть задачи, ты их сделал за день, идешь домой. Кинець.53
  • Антон ОктябрьскийMMaxima, итальянская забастовка это нарочито медленное выполнение своих обязанностей, а это - нормальная работа.29
  • Джонни, оу-еСотрудник перестал быть слишком удобным для бизнеса. "А минусы будут?"51
  • ТалаяВодаВы всё верно описали, и статью поймет только тот, кто работает в такой системе. Это полный треш. Уйти с работы в 18:00 считается дурным тоном, или звонок в 6:30 утра и срочное требование отчета - это тоже норма. Я выдержала в таком режиме ровно 3,5 года, чуть кукухой не поехала. Ушла сама, з/п - да, гораздо выше средних. Я достигала своих личных, определенных целей и ушла. Потому что самое дорогое и важное для меня в моей жизни - это моя семья, а не место в карте KPI 🏃🏼‍♀️107
  • НиколайТалаяВода, никакого дурного тона! В таких местах, как вы описали в 18-00 с работы можно уходить запросто. Но только когда в отпуске!67
  • Кек ШмековУже год работаю в таком режиме. Раньше что-то пытался делать сверх, перерабатывал, преживал и пр. Потом просто на все забил и стал делать минимум. Половину рабочего времени трачу на подработку или на себя. Удивительно, но никто ничего не замечает и меня даже повысили.94
  • Антон ОктябрьскийКирилл, которого все равно никто не повысит, а на котором будут ездить с песней «поработай, дурачок - мы дадим тебе значок».48
  • АнжелаНиколай, в статье обозначаются скорее психологические границы человека по отношению к работе, не юридические. По типу - можно было вытянуть проект на пятерочку, а это значит, где-то лишний раз подсуетится, договориться, перепроверить, задержаться на полчаса, отстоять позицию и т.д. Но человек этого не делает, и проект получается на четверку, что тоже приемлемо и канает. "Тихое увольнение" не для всех, т.к. кто-то изначально делает работу на минималках или средних показателях.20
  • BosiComНиколай, я недавно читала блог одной владелицы бизнеса, вот она тоже транслировала: «сделай на 10% больше!», «задержись после работы», «спроси у коллег, не нужна ли им помощь», «выкладывайся!», «проявляй инициативу!» Это все влажные мечты владельцев бизнеса Чтобы человек условно за 50 тыс также работал как сам владелец за 550 Три ха-ха210
  • Heliacal risingКирилл, лошадь в колхозе работала больше всех, но председателем так и не стала.42
  • ВладимирРассказываю свою историю от тихого до громкого увольнения. Среда, 19-30. В чате прилетает задача - обработать документ в 700 страниц, который представляет собой кучу букав. Через полчаса звонок - просят посмотреть и оценить сроки. Смотрю, вижу жопу, говорю дней 5. Начинаю разгребать. Четверг еду в офис. Договариваюсь, что разгребать, а что нет. 12 часов разгребаю документ. Раз 5 за день спросили "когда?". Пятница, 1 июня. Все, у кого дети, могут не приходить на работу или прийти только на детский утренник. Я умудряюсь к 15-00 закончить документ. Отдаю. И тут же прилетает задача обработать документ на 100 страниц. И нужно в понедельник. В итоге делаю все за выходные и в понедельник начинаю искать работу, начав "тихое увольнение". 2-3 раза нарываюсь на скандалы. В итоге через месяц нахожу работу, увольняюсь с прежней, еду на пару недель в отпуск и перехожу на новую на более выгодных условиях.81
  • НиколайАнжела, для того, чтобы вытянуть проект на "пятерку" достаточно иметь хорошую квалификацию, без демонстраций готовности работать до посинения.19
  • Yuliya TУ меня вопрос к Т-ж Почему под постами есть кнопка Лайк, но нет кнопки Дислайк? Почему при этом она есть под комментариями? Это для улучшения работы сраче генератора? По теме- в статье попутано мягкое с мокрым - желание делать работу качественно и без переработок, не вкалывая за тех парней, которых работодатель пожмотился нанять совершенно не равно нежеланию работать. Авторы, которые "исследуют счастье" преподносят жизнь, в которой есть что-то кроме работы в негативной конотации - это вообще прекрасно66
  • Yuliya TАнжела, а сколько владельцев бизнеса на троечку относятся к своим подчиненным требуя при этом чтобы те к ним относились на пятерку?)))46
  • Alex AlexХм... вообще-то это моя стратегия с самого начала трудовой деятельности. Никогда не понимала трудоголиков, мой девиз всегда был "я ваша с 8-00 до 17-00" (с вычетом обеда)33
  • Юлия ЩевелеваВсе рекомендации автора по поводу созвонов, контроля, регулярных встреч, отчетов - привели к тихому увольнению 80% сотрудников на моей работе😂 Люди работать хотят, в не отчеты раз в час, встречи, разбор полетов и в эту хрень85
  • АннаДумала, это про гостинг. Видела где-то статью о том, как сотрудники уходят на обед и больше не приходят на работу. Сначала, значит, мы говорим про токсичную продуктивность, а потом, что не задерживаться на работе и не делать ничего сверх - это не нормально. Не вижу логики.29
  • TsammarТалаяВода, аналогичное понятие довольно агрессивно пыталась ввести моя начальница на первой работе. кажется, это 2017 был. после ночной смены мне не хотелось получать звонки (!) в 12 дня, поэтому я сказал ей, что на время отдыха – с 8.30 утра до 18 часов она в ЧС. Надо было видеть ее лицо. Смялось, как пластиковый пакет в огне30
  • ЕрёмаАнтон, да, но если четверо из пяти сотрудников едут 55 а один 70 - предполагается что повысят именно его. и это искажение тиражируется в массы для того чтобы остальные четверо под чувством вины ехали тоже 70 повышая общее кпд команды и маржу владельцев бизнеса. то что на самом деле повысят скорее всего того кто едет 30 но при этом "лижет начальнику жопу" и "ссыт в уши" о том как он устал потому что все время ехал 80 - в массах не форсится. а в жизни часто именно так40
  • Гэндальфина СераяТихое увольнение - это же просто внезапно уйти, никому не сказав. Типа как пойти на обед и не вернуться. А описанное в статье - это нормальная работа обычного человека, который не трудоголик и не карьерист. Причём в статье это подаётся как нечто плохое, хотя таковым не является97
  • Антон ОктябрьскийАнжела, по списку: 1. лучше один раз вовремя, чем три раза правильно 2. сделано на 80% значит сделано12
  • ЧикиПукиЛаЛаЛаУже сам факт того, что НОРМАЛЬНУЮ работу назвали "увольнением", говорит о полнейшей дичи в сфере труда. Обалдели что ли? Человек просто не хочет жить на работе, а они это увольнением назвали, пипец.56
  • РикАнтон, статью и правда перевели,но перевели совершенно верно, сейчас на западе это огромная проблема, когда люди не перерабатывают (зачастую бесплатно)13
  • РыжаяЕрёма, ага, еще забыли упомянуть, что если ты проедешь 70 в этом месяце, в следующем тебе поставят цель ехать 90.33
  • ВеленаBosiCom, я вот проявляю) Мне говорят: белисссимо!) Какая отличная идея! Великолепная мысль! И...все)26
  • Антон ОктябрьскийРик, тогда становится более понятно.1
  • BosiComВелена, ну это от компании зависит В целом проявление инициативы и тд, это отлично, я так по карьере и двигалась Но это не значит что все все так должны , я была руководителем и хорошо если таких 1-2 человека будет4
  • Петр ХаритоновНиколай, вот именно,сидение в офисе допоздна и бесконечные перезвоны и совещания как раз таки не говорят об эффективности,скорее наоборот8
  • Петр ХаритоновYuliya, ну,так и получают в ответ Как в старом анекдоте: Что можно требовать от работника,которому мало платят? Ничего,он может даже немножечко красть :)8
  • Петр ХаритоновBosiCom, да ,да Чтобы она купила новый коттедж и сменила тачку А работники получили "премию" размером с оклад и взяли очередной кредит... Данунафик5
  • AndrewВелена, это вам ещё повезло. Мне на одной работе говорили: "идея так себе", а спустя некоторое время босс презентовал эту идею всей компании как свою.33
  • Ерофей ДорогинBosiCom, как владелец бизнеса и бывший наёмный сотрудник скажу, что есть 2 крайних иллюзии и у работников, и у хозяев: У работников: компания должна меня обучать, развивать, растить, заботиться. Правда в том, что компания должна работнику только Х денег против его времени в соотвествии с трудовым договором/договором ГПХ. Тема эффективности/произвозводительности вопрос отдельный. Но ни одна компания не должна никого развивать/обучать, холить и елеять. У хозяина: все должны пахать и переживать за мой бизнес также как и я. Правда в том, что люди пришли к тебе зарабатывать деньги (блин, вот да, люди оказывается работают за деньги). Если твой бизнес накроется, они пойдут к другому работодателю. И это нормально. И работать они должны в соответствии с трудовым договором/договором ГПХ. Могут ли они работать больше за те же деньги ? Да. Преследуя свою выгоду (набраться опыта, вырасти, записать строчку в резюме и пр) чтобы после продаться другому подороже. Но ни один работник не должен и не будет работать так как работает владелец. И не надо это от них ждать.11
  • ErmolainenBosiCom, согласна с каждым словом!тысячу раз "да" и тысячу раз жму руку!0
  • BosiComЕрофей, я с вами согласна, например когда у меня была цель набираться опыта, учиться, расти по карьере и тд- я и работала как раз +10%, а то и 50% Мне кажется это логичным, и печально когда сотрудники, с такими же целями, сидят на попе ровно и ждут когда их начнут развивать, обучать, давать новые задачи и тд. Куча амбиций, но напрягаться мы не хотим. Но иногда люди приходят просто поработать в рамках ДИ за ту зп, которую они получают и которая их устраивает и уйти дальше жить свою жизнь. Вот у меня сейчас такая ситуация. Но руководители этого не понимают порой4
  • ВеленаBosiCom, "ну это от компании зависит" Вот понимаете, так всегда можно сказать, если что-то вдруг не сошлось) "ну это босс у вас неправильный ( типа а вообще все остальные правильные")) Ну да-ну да) Суть в том, что это и не должно зависеть ни от какой "компании". Должны, как я уже говорила, Чаю Улуну, быть с самого начала прописаны планы. Новичок? Хочешь рост? Есть возможности. Делай то-то и то-то. К таким-то срокам овладевай инфой. Не хочешь рост? Сиди на жопе мирно, специалисты тоже нужны рядовые. А не "от компании зависит" Прозрачность! Этому миру нужна прозрачность.6
  • BosiComВелена, эээ Ну так и я об этом Есть компании где заинтересованы в развитии сотрудников, где структура, порядок, выстроена система и тд А есть шаражкины конторы.2
  • ВеленаBosiCom, а, да, и должно все это, конечно же, быть строго в рабочее время). Инициативы, в смысле. А не принудительным образом. Вообще меня ввел в ступор этот момент, что, мол, если ты не стремишься к высотам, ты не хочешь работать. А типа специалисты не нужны просто?... Очччень все эти эйчарские штучки интересны. Эйчары- это инопланетный мир, честное слово) У них, как у деток малых: Либо черное, либо белое)4
  • Timur +Andrew, Это просто классика жанра!4
  • Timur +Yuliya, Как говорил наш физрук в ВУЗе - бегу я на пять,а рядом со мной студент плетётся на тройку.4
  • Timur +Антон, Закон Парето — это одно из правил эффективности, суть которого в том, что небольшая часть усилий или ресурсов дает наибольшую часть результата. Оно действует примерно так, как простейший механизм для поднятия тяжестей — рычаг. При классическом соотношении 20% факторов обеспечивают 80% успеха: из-за этого закон Парето также называют принципом 80/20.2
  • Фея мигрениBosiCom, за 50к это ещё хорошо. В провинции люди и за меньшие деньги почти живут на работе0
  • Фея мигрениАнтон, то есть если вы не поняли,то виноваты те,кто перевел,а не вы? Интересная логика0
  • Антон ОктябрьскийФея, ну то есть если я примерно знаю ну что способны «переводчики» от английского то да, это виноваты те, кто перевел.0
  • МарияАнтон, это вы хирургу своему скажите перед операцией ))))0
  • Fat pandaНиколай, это не всегда так. В продажах, например, где я работаю, чтобы заработать нормальный бонус, нужно чтобы вся команда выкладывалась на полную - отличный сервис, работа с возражениями и т.д. и т.п. Да просто предложить покупателю дополнительный товар хотя бы. 70% же работников не хотят шевелиться. Ответят сквозь зубы, пробьют на кассе зубную щётку, например, и дальше языками друг с другом чесать. Из-за таких вот тихо уволившихся, блин, недополучают деньги 30% сотрудников, которые выкладываются на полную.0