Разбор строительной компании «Самолет»

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

На самом деле, учитывая серьёзные экономические планы развития инфраструктуры РФ, российский сектор девелопмента постепенно становится полноценной высококапитализированной отраслью. Планы были озвучены в недавно принятой стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры», основной тезис которой состоит в том, что агломерации — основной драйвер жилищного строительства. В агломерациях вводится более 70% нового жилья.

Низкие процентные ставки становятся нормой жизни людей по всему миру, и уже мало кто сомневается, что это надолго — возможно, на поколения. Причина — невысокие темпы роста мировой экономики, испытывающей болезненные процессы деглобализации после двух десятилетий нетипично бурного роста, которые потребуют от финансовых властей крупнейших стран мира постоянно стимулировать экономический рост путём удешевления стоимости заёмных средств.

Поскольку именно сектор девелопмента является главным проводником наиболее качественных низкопроцентных кредитов, и учитывая неудовлетворённый спрос новых семей на отдельное доступное жильё, надо признать, что сектор строительства жилой недвижимости в России находится лишь на начальных стадиях своего развития независимо от любых дальнейших сценариев для нашей сильно зависящей от цен на биржевые товары экономики в целом.

Созданный в 2014 году ГК «Самолёт» за шесть лет стал восьмым по размеру выручки среди строителей массового жилья в России. Визитная карточка и отличительная особенность — высокая динамика захвата рынка (см. схему). «Самолёт» придерживается собственного правила строительства «Квартал за 18 месяцев» и «Этаж в неделю». При этом качество, как знают многие жильцы, ставшие клиентами компании, остаётся на высоте, а всякие лайфхаки по ускорению графика строительства включают более рациональное планирование и создание скользящего графика застроек, то есть действия на опережение. Продажи квартир идут по договору долевого участия, согласно федеральному закону № 214. Непрофильные работы отдаются на аутсорсинг на тендерной основе.

В 2018 году «Forbes» включил «Самолёт Девелопмент» в список 200 крупнейших российских частных компаний. В октябре 2020 года группа стала первой за последние девять лет строительной компанией, которая провела IPO на Московской бирже, получив тикер SMLT. На момент дебюта инвесторы оценили её в 57 млрд рублей. Капитализация компании на 31 марта 2021 превысила 77 млрд рублей, показав рост на 35% за 5 месяцев.

Итак, о последних финансовых результатах, поскольку в этом случае нас больше интересует «Самолёт»-эмитент, а не «Самолёт»-застройщик. Выручка по МСФО за 2020 год составила 60,1 млрд рублей, при этом рост за последние 12 месяцев (LTM) составил 18%. Скорректированная EBITDA увеличилась на 51% и достигла рекордных 11,3 млрд рублей. Рост относительно консенсус-прогноза составил почти 3%. Рентабельность по скорректированной EBITDA по итогам отчетного года составила 19% по сравнению с 15% годом ранее.

При этом оценка активов группы превысила 300 млрд рублей, а портфель девелоперских проектов по совокупной площади превысил 20 млн кв. метров или примерно 260 млрд рублей в денежном эквиваленте. Совокупные продажи объектов недвижимости составили 34% в годовом выражении, достигнув 19 млрд рублей. Продажи в квадратных метрах, несмотря на кризис Covid-19, остались примерно на уровне прошлого года и составили 126 тыс. кв. м.

При этом в первом квартале текущего года, несмотря на некоторое охлаждение рынка, связанное с постепенным сворачиванием федеральных программ льготного ипотечного кредитования, выручка, согласно управленческой отчетности, продолжала улучшать динамику, увеличившись на 36% г/г и достигла 19,3 млрд рублей. EBITDA увеличилась на 147% г/г и достигла 4,5 млрд рублей.

Сейчас многие девелоперы экспериментируют с различными новыми форматами индивидуального жилья. Если лет пять назад люди начали интересоваться лофтами, пару лет тому назад — апартаментами (в западном понимании этого слова, включающего свободную планировку), то Самолёт стал интересен с точки зрения потребителя, в частности, тем, что впервые предложил концепцию так называемую «Прагматик-класс» — новый сегмент недвижимости, представляющий собой бюджетное, но качественное жильё.

Монолитно-кирпичное строительство позволяет создать по-настоящему широкую линейку планировок: в данный момент их вариантов у девелопера более 60. Квартиры сдаются как теперь принято уже с отделкой, при этом соответствующие строительные материалы закупаются у проверенных поставщиков, то есть строго контролируется их качество и они полностью готовы к проживанию. Прагматик-класс предполагает низкие цены на недвижимость: стоимость квартиры в Подмосковье от «Самолёт Девелопмент» начинается от 3,4 миллионов рублей, в столице — от 10 миллионов.

Также градостроительная концепция ГК «Самолёт» включает в себя не только многоквартирные корпуса, но и — практически синхронно — всю необходимую социальную и коммерческую инфраструктура: школы, детсады, многоярусные парковки, медучреждения, магазины и различные сервисно-бытовые службы.

Глядя на график котировок SMLT, мы видим их практически экспоненциальный рост с самой даты IPO, от уровня 1000 рублей до отметок в районе 1526 рублей за акцию. И, хотя инвестиционные мультипликаторы могут во многих известных онлайн-агрегаторах показаться многим завышенными, здесь важно иметь в виду, что мы имеем характерную историю начальных этапов органического роста.

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю