Участники нашего реалити-шоу о финансовых целях приближаются к финишной прямой.

Светлана Александрова в начале года купила билет до Санкт-Петербурга в одну сторону, чтобы начать там самостоятельную жизнь. Но из-за смерти папы планы изменились, и она осталась в Новосибирске. За эти полгода она получила на работе повышение, начала вести бюджет, переболела коронавирусом и помогла маме вступить в наследство. Теперь они продают квартиру, машину и дачу, чтобы наконец переехать.

📌 Цель. Переехать в Питер и начать самостоятельную финансовую и личную жизнь.

👉 Ситуация. Мне 23, всю жизнь живу с родителями. В этом году твердо решила: переезжаю в Санкт-Петербург, начинаю жить самостоятельно. Я уже купила билет на 18 апреля и договорилась с братом, что первые пару месяцев буду жить у него. Накоплений — ноль.

Задачи на год такие:

  1. Приехать в Санкт-Петербург.
  2. Найти работу. Возможно, с дополнительной подработкой.
  3. Снять жилье.
  4. Не жить от зарплаты до зарплаты.

Программа-минимум: к сентябрю иметь свой угол. Максимум — иметь возможность дарить близким хорошие подарки и приглашать в гости, не ужимаясь до хлеба с водой.

🤑 Отношения с деньгами. Сейчас работаю в Новосибирске помощником адвоката, получаю 18 тысяч в месяц. Мои базовые потребности обеспечивают родители, соответственно, об этих расходах никогда не думаю. Мой рекорд: накопила 20 тысяч к весне 2019 года. Хотела потратить на новый смартфон, но вдруг выяснилось, что билеты в отпуск — конечно, невозвратные — купила зимой на неправильные даты. Пришлось все потратить на новые билеты. Зато в отпуск ездила два раза.

Отчет № 1. «Теперь все планы завязаны на наследство»: повышение, похороны и новые планы

Отчет № 2. «Я снова нашла в себе силы на переезд»: учет бюджета, отказ от наследства, освобождение от вещей и коронавирусная бюрократия

Мама вступила в наследство

4 сентября прошло ровно полгода с тех пор, как умер папа. Соответственно, мама получила право вступить в наследство. Мне крайне не понравилась нотариус, с которой мы работали, — врио того специалиста, к кому мы раньше всегда обращались. Она оказалась крайне некомпетентной и даже не смогла без проблем отправить в Росреестр пакет документов для регистрации права собственности. В чем именно заключалась ошибка нотариуса, узнать не удалось, потому что она отказалась предоставлять нам данные. Понятно только, что мы уплатили госпошлину на неправильные реквизиты, теперь ее нужно возвращать, а делать в итоге пришлось все самим.

Обычно нотариус, который ведет наследственное дело, сам направляет пакет документов, оформленный должным образом, в регистрационный орган, чтобы ускорить регистрацию, потому что граждане могут сделать то же самое только через МФЦ, а нотариус подает документы напрямую.

Причем обидно, что деньги за свои услуги нотариус взяла с нас немаленькие: с учетом госпошлины и оплаты услуг технического характера за получение свидетельства о праве на наследство мама отдала около 30 000 Р. А ведь она унаследовала только два объекта — квартиру и машину, не представляю, как увеличивается сумма у людей, получающих в наследство гораздо больше.

Мы продали дачу

К нашему большому удивлению, мы довольно быстро продали дачу, о которой я рассказывала здесь. Всего лишь третий человек, приехавший посмотреть участок, стал нашим покупателем.

При изначальной цене 900 000 Р мы сошлись на 700 000 Р, поскольку за время продажи обнаружили в подвале место гниения стены. Покупатель об этом недостатке был извещен и согласился на такие условия.

Сама процедура купли-продажи была не самой стандартной: наш покупатель — сотрудник строительной компании, он взял у работодателя кредит на покупку недвижимости. Мы заключили договор не с ним как с физическим лицом, а с организацией. Для нас это ничего не значит, покупатель тоже не был против такой схемы.

Оформлением документов занялись юристы этой организации, что, как мы думали, ускорит процедуру. Оказалось наоборот. Они, очевидно, до этого ни разу не заключали таких трехсторонних договоров, поэтому наделали кучу ошибок. Условия взаиморасчета были такими: как только документы оказываются в МФЦ, продавец получает от покупателя деньги. Такое условие считается обременением, что для них стало неожиданностью, и они попросили оформить все, но приостановить регистрацию для снятия этого обременения, то есть выплаты нам денег.

После этого обнаружилась наша ошибка: при недавнем межевании участка специалист неверно указал площадь и почему-то у нас на руках было две выписки из ЕГРН с разными данными. На это ушла неделя — очередь в МФЦ выдают не сразу, и нужно время на подготовку новой выписки.

В общем, регистрация вместо двух недель заняла полтора месяца. Заключив договор купли-продажи в начале сентября, мы получили деньги только в середине октября. Было нервно, но хорошо, что все хорошо закончилось.

Машина продалась еще быстрее

Мы долго не могли найти человека, который помог бы довезти ее до автомойки, — ни у меня, ни у мамы нет водительских прав. В конце концов, брат, когда узнал об этой проблеме, прислал к нам своего друга.

Предпродажная подготовка машины обошлась нам в 2500 Р за комплексную мойку всех внешностей и внутренностей машины и безмерную благодарность Дмитрию. В тот же день, когда чистая машина снова оказалась у нас во дворе, я выставила ее на продажу. Забрал ее первый же приехавший на просмотр, без всякого торга. Машина и правда хорошая: при неплохих характеристиках Рено Сандеро она была еще и как новая — пробег меньше 20 тысяч километров.

Подготовили к продаже квартиру

Для продажи квартиры мы наняли риелтора. Уже работали с ней, когда продавали квартиру бабушки, она же продала квартиру моего брата, когда он переезжал в Санкт-Петербург. Ее услуги стоили 50 000 Р за полное сопровождение сделки, что в сущности недорого, поскольку агентства недвижимости обычно просят не фиксированную сумму, а процент от сделки.

Для подготовки квартиры к продаже нам нужно было максимально ее обезличить. Сначала мы хотели заказать профессиональный клининг, но осмотрелись и поняли, что справимся сами. Единственное — заплатили 2000 Р людям, которые вывезли мусор. Его было так много, что все даже не влезло на лестничную клетку. Выбросили несколько тумб, которыми уже не пользуемся, кучу досок, непонятно откуда взявшихся и зачем стоявших. Два письменных стола и две относительно новые тумбы в хорошем состоянии продали на «Авито».

На полную подготовку ушло четыре выходных дня, то есть две недели.

И нашли покупателя

Риелтор, которую мы наняли, известна своей легкой рукой — она быстро и удачно продает квартиры. Конечно, все дело в подходе и отборе потенциальных покупателей — мы действительно заключили договор со вторыми пришедшими на просмотр, причем опять же без торга. Продаем квартиру за 4 850 000 Р.

Наши покупатели — девушка в процессе развода с двумя несовершеннолетними детьми. Соответственно, отлагательным условием является согласие опеки на такую сделку, потому что права детей могут быть ущемлены. Это несколько задерживает саму продажу, но мы и не слишком торопимся. Уже заключили предварительный договор.

Условились передать ключи не позднее 1 декабря, если с опекой все пройдет гладко.

В прошлом отчете я задавала читателям Т—Ж вопрос, стоит ли забирать с собой мебель. В итоге мы решили, что шкафы того не стоят и мы отдадим часть из них покупателям, а часть по возможности продадим на «Авито». С собой мы забираем только наши кровати, стиральную машину и холодильник.

Читатели Т—Жвсе-таки считают, что выгоднее купить все на месте*

🚚 31% за то, чтобы перевозить свое

🛋 69% за то, чтобы все бросить и купить новое


* По результатам опроса, проведенного в прошлом отчете

Непосредственно перед регистрацией сделки нужно будет собрать кучу справок во всех обслуживающих организациях об отсутствии долгов и после этого сняться с регистрации.

Выбираем новую квартиру

В октябре я на выходные ездила в Питер, смотрела квартиры. Мы решили выбрать новую квартиру самостоятельно, просто смотрим объявления на «Авито» и «Циане». Критерии такие: кухня больше 7 м², дом желательно кирпичный, на крайний случай панелька, но не хрущевка, не первый и не последний этаж, рядом должен быть парк или хотя бы зеленая зона, потому что нам нужно где-то гулять с собакой, а до метро — не более 30 минут пешком.

Взять ипотеку мы не имеем возможности: я увольняюсь, соответственно, не имею гарантированного места работы, а мама выходит на пенсию. Поэтому исходим из того бюджета, который имеем. Он получился даже немного больше, чем мы рассчитывали, — около 7 миллионов. Но квартиру мы выбираем все равно примерно за 6 млн, чтобы сделать хороший ремонт.

Сначала мы пытались искать квартиры с уже готовым ремонтом. После просмотра стало понятно, что это была плохая идея, — хотя бы косметический, но ремонт понадобится, а за пустые квартиры с хорошим ремонтом нет никакого смысла переплачивать. Например, я видела квартиру в панельке, где сделан капитальный ремонт, но нет никакой мебели, она стоила 6,5 млн. При этом в том же доме продаются квартиры, требующие ремонта, но стоят они 4,5 млн. Уж не стоит тот ремонт 2 млн ну никак.

За время поездки квартиру я не выбрала, зато решила, в каких районах мы точно жить не хотим. И окончательно убедилась в том, что ремонт — это не страшно, а даже приятно, всегда лучше сделать что-то на свой вкус, а не переживать из-за чужих косяков.

Готовим животных к переезду

Одна из проблем, которая меня терзает в связи с переездом, — животные. Мы довольно эмоциональные и за животных переживаем не меньше, чем за себя.

Поскольку и кошка, и пес у нас из приютов, у них было трудное детство, которое оставило им некоторые проблемы с психикой. Кошка вообще очень нервная и на любые перемены в жизни остро реагирует. А тут ей предстоит не просто перемена, а целый переезд в другой город и, главное, полет на самолете. Пес у меня спокойный, но тяжелый и большой, его придется сдать в багажный отсек. Я купила ему специальную переноску, которая подходит для багажного отделения, и приучила в ней сидеть.

С кошкой проще, она будет со мной в салоне самолета, но за месяц до переезда я начну давать ей успокоительное, а в полет надену на нее специальный ошейник, тоже пропитанный успокоительным. Врачи меня заверили, что это должно помочь.

Еще авиакомпании требуют, чтобы на каждого животного был оформлен паспорт, они должны быть проглистогонены и иметь прививку от бешенства. У пса уже был оформлен паспорт раньше, да и прививки я ему поставила заранее. А вот у кошки не было никаких документов, поэтому ей и паспорт пришлось оформлять, и прививки делать не один раз, а два: второй — контрольный, чтобы иммунитет точно выработался.

Мы полетим компанией S7, они просят уведомить о перевозке животных как можно раньше, причем удобнее всего оформлять билет в их офисе, чтобы сразу решить все вопросы.

Мне сложно подсчитать точно, но стоимость переезда животных примерно такая:

Провоз двух животных в самолете~8000 Р
Переноска для собаки~6000 Р
Переноска для кошки~2000 Р
Прививки для кошки~4000 Р
Прививки для собаки~3000 Р
Лекарства для кошки~500 Р
Паспорт для кошки~150 Р
Всего~23 650 Р
Провоз двух животных в самолете
~8000 Р
Переноска для собаки
~6000 Р
Переноска для кошки
~2000 Р
Прививки для кошки
~4000 Р
Прививки для собаки
~3000 Р
Лекарства для кошки
~500 Р
Паспорт для кошки
~150 Р
Всего
~23 650 Р

Продолжаю вести таблицу с финансами

В августе у меня опять не получилось ни отложить деньги, ни равномерно их распределить. Села разбираться и обнаружила вот что: обязательные расходы распределены по месяцу неравномерно. Большая часть из них приходится на вторую половину месяца, поэтому если с 1 по 15 число каждого месяца я чувствую себя комфортно в финансовом плане, то с 16 по 31 приходится сильно ужиматься.

Расписала даты необходимых трат на сентябрь и поняла: если я в первой половине месяца отложу некоторую сумму на одну из статей обязательных расходов, деньги по месяцу распределятся более равномерно и перекоса не будет. Условно я вычла из каждого зарплатного поступления обязательные расходы, посчитала, насколько больше денег остается в первой половине месяца, и эту сумму разделила пополам.

Очень страшно каждый раз открывать таблицу — боюсь обнаружить, что денег не осталось совсем.

В октябре пробую вести таблицу не на месяц, а на две недели.

По правде говоря, не могу сказать, что таблица сильно изменила мои траты. Я и так знаю, что большая часть необязательных расходов — еда. Хотя теперь стала делать меньше импульсивных покупок, потому что всегда задумываюсь о сумме, выделенной на день.

Не хочу бросать работу

В целом мы готовы к переезду, но проблема пришла, откуда не ждали. Кажется, я раньше писала, что меня ничего не держит в Новосибирске, во всяком случае точно не работа. Мне нравится то, чем я занимаюсь в коллегии, но я бы точно не хотела делать то же самое через пресловутые пять лет.

Обычно я была у всех на побегушках, как и положено помощнику: составляла процессуальные документы, делала правовые оценки, собирала обзоры судебной практики.

Но за последние два месяца все так резко изменилось, что мне теперь страшно не хочется уходить!

С конца августа мне лично доверили три процесса, причем два из них довольно сложные и необычные, с какими мы раньше не сталкивались. Вместе с этим у моего начальника поменялось отношение ко мне: он увидел, что мне действительно интересно, и стал ко мне более добр и расположен. Эти процессы — большая ответственность, и я никак не смогу их бросить, не закончив.

На момент написания этого текста я еще не поговорила с начальником, и передо мной стоит вопрос скорее морально-этического характера: если я хочу остаться в Новосибирске до Нового года и довести процессы до конца, могу ли я ставить начальнику и клиенту условия, при которых я останусь? С одной стороны, эти процессы украсят мое портфолио, то есть это в моих интересах. С другой стороны, если я сейчас выйду из процесса, я подведу всех — начальника, потому что у него нет лишнего времени вникнуть в суть дела и заменить меня, клиента, потому что мы с ним плотно сотрудничаем и я его сильно подставлю своим отъездом. При этом у меня уже не будет здесь жилья, а чтобы его снимать, потребуются деньги, которые мне взять неоткуда.

Думаю, к моменту выхода статьи я уже поговорю с начальником, но я давно так не волновалась и не переживала.

Поступила в Свободный университет!

Не хочу расписывать, как устроена эта организация изнутри, лучше самих организаторов я все равно не скажу. Напишу о поступлении и о том, что я успела увидеть и услышать.

Об этом университете я узнала случайно — увидела агитационную статью на каком-то сайте. Мне импонирует сама идея: в Свободном университете именно читают курсы, при этом никто не связан необходимостью заполнить кучу бумаг, отчитаться перед кем-то и в итоге получить ненужную корочку.

Здесь просто дают знания.

В первых числах сентября был объявлен конкурс на первые курсы университета. Я выбрала один — «Основы конституционного права», который читает Елена Анатольевна Лукьянова. Для отбора нужно было написать мотивационное письмо в свободной форме. Я такое делала впервые, но это не показалось мне слишком сложным, вдохновения хватило с головой.

После недельного ожидания Елена Анатольевна включила меня в список, да не в простой, а магистерский! Мы начали занятия 22 сентября. Меня удивило, что все вопросы действительно решаются путем демократического голосования, а не по чьему-то приказу: расписание мы согласовывали большинством голосов, порядок выступлений на семинарах тоже определяем сами. В НГУ далеко не всегда было так.

В нашей группе студенты со всей России и даже из Европы, соответственно, мы занимаемся по «Зуму». Елена Анатольевна читает нам теоретические лекции, но рассказывает при этом, в каких условиях писался текст современной российской Конституции и почему все устроено именно так. А на семинарах мы сами разбираем некоторые практические правоприменительные моменты. Пока я не просто не пожалела о поступлении, даже наоборот — уже несколько раз информация, полученная на занятии, пригодилась мне на работе. В скором времени обещают объявить набор на новые курсы, очень всем советую.

Следующий отчет напишу уже в Санкт-Петербурге, обещаю!

Про художественную школу отдельно писать не стала, просто прикладываю фотографии для отчетаПро художественную школу отдельно писать не стала, просто прикладываю фотографии для отчетаПро художественную школу отдельно писать не стала, просто прикладываю фотографии для отчета