Кто такой продавец-консультант
Работа и зарплата
2K
Фотография — Kosamtu / iStock

Кто такой продавец-консультант

Чем занимается и сколько зарабатывает
11
Аватар автора

Ольга Гиткович

изучила особенности профессии

Страница автора

Чтобы стать продавцом-консультантом, не обязательно получать специальное образование.

Но важно любить людей и общение: работник должен взаимодействовать с клиентами, отвечать на их вопросы и помогать с выбором товара. Зарплата зависит от навыков продаж: консультанты обычно получают процент от выручки.

Расскажу, что это за профессия, как стать продавцом-консультантом и сколько можно заработать.

Чем занимается продавец-консультант

Продавец-консультант отвечает на вопросы клиентов, описывает характеристики товаров и предлагает подходящие варианты.

Его основная задача — стимулировать продажи. Для этого он использует разные методы:

  • раскладывает или развешивает товар так, чтобы он стал привлекательнее для посетителей. Например, группирует по цветам, кладет более дорогие вещи на уровне глаз, а то, что дешевле, — на нижние полки;
  • рассказывает о преимуществах продукции;
  • расспрашивает покупателя о его ожиданиях и задает наводящие вопросы, чтобы понять, что именно предложить;

Расскажу об основных рабочих задачах продавца-консультанта.

Принять и подготовить товар к продаже. В случае с одеждой — пересчитать, проверить на изъяны, погладить и повесить на вешалки или разложить по полкам размерный ряд. Для бытовой техники — подробно изучить инструкции и запомнить различия моделей, выставить товар в зале и повесить ценники.

Изучить характеристики товара. Это важно, чтобы рассказать о продукции покупателям и предложить то, что им нужно.

Если речь о бытовой технике, консультант может объяснить, как работает тот или иной прибор, выделить его сильные стороны и помочь в выборе модели, основываясь на потребностях клиента.

Следить за наличием товара. Если он закончился на витрине, нужно принести новый. А еще продавец-консультант меняет ценники, проводит инвентаризацию и контролирует сроки реализации.

Взаимодействовать с клиентом. Когда приходят посетители, продавец-консультант приветствует их и предлагает помощь.

Задачи и навыки продавца могут зависеть от сферы и работодателя. Например, в магазины одежды часто нанимают тех, кто разбирается в трендах.

Аватар автора

Надежда Бондюх

работает продавцом-консультантом 12 лет

«Главная задача продавца — понять желания клиента»

Хороший продавец-консультант выясняет, что именно нужно клиенту, и помогает так, чтобы покупатель сам захотел купить товар и не испытывал ощущения, что его заставили. Покупатель должен быть уверен, что сделал правильный выбор.

Когда я продавала пластиковые окна, у меня были самые большие продажи, потому что я понимала: покупатели хотят приобрести не окна, а тепло и атмосферу уюта в доме. Поэтому я так и презентовала товар: рассказывала, что из новых окон не будет дуть, их не надо часто мыть, с ними намного лучше, чем со старыми.

Однажды я проходила собеседование в автосалон Kia. Я еще не занималась продажами автомобилей и очень хотела попробовать. Управляющий задал вопрос: «Вам по плану нужно продать Kia Sorento, а ваш клиент смотрит на Kia Rio, что вы ему продадите?» Я ответила, что продам Kia Rio. Он спросил: «Почему? За проданную Kia Sorento вы получите больше денег». Я объяснила: человек хотел конкретную машину. Если он купит ее, то останется доволен и посоветует меня другим. А если я заставлю его взять Kia Sorento, он сядет в машину и поймет, что это не его выбор, а мой. В итоге я прошла собеседование.

В каких сферах можно работать продавцом-консультантом

Продавец-консультант — универсальный специалист, который может трудиться в разных сферах. Вот основные:

  1. Розничная торговля — магазин одежды, обуви, канцтоваров, косметики, товаров для дома. Специалист помогает клиентам с выбором и рассказывает о продукции.
  2. Бытовая техника и электроника — магазин домашней или промышленной бытовой техники. Продавец помогает разобраться в характеристиках и консультирует покупателей при ее выборе, а также оформляет послепродажное обслуживание.
  3. Автомобили — автосалон. Консультант помогает выбрать машину, рассказывает о технических характеристиках и условиях покупки.
  4. Электронная коммерция — интернет-магазин, кол-центр. Специалист обрабатывает заказы, отвечает на вопросы о продуктах.
На «Хедхантере» по запросу «консультант в интернет-магазине» в Москве нашлось почти 5,5 тысячи вакансий. Источник: hh.ru
На «Хедхантере» по запросу «консультант в интернет-магазине» в Москве нашлось почти 5,5 тысячи вакансий. Источник: hh.ru

Кому подойдет профессия

В продавцы-консультанты можно пойти, если вы обладаете такими качествами:

  • коммуникабельность — общение с людьми приносит радость. Тем, кому сложно общаться с незнакомцами, я не рекомендую идти в эту профессию;
  • организованность — вы способны держать все под контролем: следить за наличием товаров, не забывать проверять ценники, использовать программы учета, работать с кассовым аппаратом;
  • доброжелательность — искренне хотите помогать посторонним;
  • грамотная речь — умеете говорить правильно и красиво, объяснять сложные термины простыми словами;
  • хорошая память — легко запоминаете тренды и характеристики товаров;
  • желание зарабатывать — готовы постараться, чтобы успешно продавать и увеличивать свой доход.
Аватар автора

Надежда Бондюх

работает продавцом-консультантом 12 лет

«Продавец должен уметь дарить эмоции»

Когда-то я работала в магазине товаров для праздника. Клиенты всегда спрашивали, как долго простоят цветы. Я объясняла, что самые красивые и необычные долго не простоят, но если покупатель хочет вызвать у получателя эмоции, то лучше не думать о стойкости, а брать самые красивые цветы.

Однажды пришел молодой человек — сказал, что хочет удивить девушку на первом свидании, и попросил продать ему розы. Я уточнила, на какой бюджет парень рассчитывает. Он ответил, что на 1000 ₽.

На эту сумму можно было купить три обычные розы, но я посоветовала протею — южноафриканскую розу. Она стоит 800 ₽, зато этот один цветок точно удивит девушку. Молодой человек долго думал и согласился.

На следующий день он вернулся — поделился, что девушка пришла в восторг, и попросил продать ему что-то еще. Он упомянул, что его подруга любит сладости, так что мы вместе их выбрали и я красиво упаковала. Так мы с ним несколько месяцев экспериментировали. Не знаю, чем закончилась их история с девушкой, но мне эти моменты запомнились надолго. Я считаю, что, вызывая эмоции, мы получаем доверие клиентов.

Еще один молодой человек как-то принес мне «Киндер-сюрприз» и золотой браслет и попросил положить украшение внутрь. Пришлось аккуратно разрезать «Киндер», вынуть игрушку, вложить браслет и обратно все упаковать, а затем придумать, как доставить яйцо целым в другой город. Такое доверие от покупателей очень ценно.

Востребована ли профессия

По статистике «Хедхантера», продавец-консультант — одна из самых нужных профессий на рынке. Объясню почему.

Не нужно профильное образование. Многие работодатели готовы брать кандидатов без опыта и обучать на месте. Это делает профессию доступной широкому кругу соискателей.

Рынок нуждается в таких специалистах. Каждый год открываются новые магазины, а существующие расширяют ассортимент, и продавцы-консультанты помогают оставить у клиентов приятные впечатления о покупке.

На «Хедхантере» по запросу «консультант в интернет-магазине» в Москве нашлось почти 5,5 тысячи вакансий. Источник: hh.ru
На «Хедхантере» по запросу «консультант в интернет-магазине» в Москве нашлось почти 5,5 тысячи вакансий. Источник: hh.ru

Личные продажи становятся более значимыми. Продавцов-кассиров в продуктовых магазинах заменяют роботы и кассы самообслуживания. Но при выборе сложного и дорогого товара, например автомобиля или бытовой техники, клиентам нужна консультация человека, который разбирается в характеристиках и особенностях продукции.

Растет роль онлайн-продаж. Чем больше становится интернет-магазинов, тем востребованнее онлайн-консультанты, которые сопровождают клиента во время выбора товара на сайте.

Как стать продавцом-консультантом

Прежде чем приступить к поиску работы, рекомендую провести небольшое исследование: подумать, какие товары, работы или услуги вам интересны, понять, в чем вы разбираетесь, и посмотреть, есть ли в этой сфере вакансии.

В дорогих магазинах, например по продаже автомобилей или элитной бытовой техники, требования к опыту работы выше, поэтому начинать поиск лучше с маленьких частных организаций или сетевых компаний.

Расскажу подробнее об этапах поиска работы.

Составить резюме. Оно нужно, чтобы откликнуться на вакансию. Акцентируйте внимание на своих навыках общения и опыте работы с клиентами. Если вы новичок в торговле, можно упомянуть любые роли, где взаимодействовали с людьми, например волонтерство.

Пройти собеседование. Чаще всего кандидаты проходят интервью с менеджером по продажам или управляющим магазином. К встрече нужно подготовиться: потренироваться вежливо разговаривать, здороваться и улыбаться. Умение общаться с клиентами — одно из самых важных качеств продавца-консультанта. Специалист должен активно слушать, давать полезные советы, быть вежливым и ненавязчивым.

Обсудить зарплату. Обычно используют две схемы выплат: процент от продаж или оклад плюс процент выручки магазина. В первом случае доход может сильно зависеть от сезона и ниши продукта. Например, в магазине горнолыжного оборудования летом у вас будет маленькая выручка, а товары для сада и огорода вы вряд ли сможете продать зимой.

Если работать на окладе, фиксированный доход будет всегда, но он обычно небольшой, а премии дают не каждый месяц.

Заключить трудовой договор. Работодатель обязан заключить с вами трудовой договор до первого дня работы. А если вы приступили к ней без договора — в течение трех календарных дней после этого. Но даже если документ вы так и не подпишете, будет считаться, что трудовой договор действует.

Пройти испытательный срок. После собеседования работодатель, как правило, берет соискателя на испытательный срок. Иногда этот период называют стажировкой, хотя так говорить неправильно: стажировка предполагает практическое обучение, а испытательный срок — проверку соответствия поручаемой работе, то есть как сотрудник справляется с обязанностями.

Условие об испытании должно быть в трудовом договоре  . Если сотрудник не справляется, работодатель вправе его уволить  .

Продавцам часто предлагают временно поработать без оформления. Я разговаривала с несколькими владельцами магазинов — они оправдывают такой формат тем, что некоторые соискатели не представляют, какой это тяжелый труд, быстро разочаровываются и уходят, иногда даже без предупреждения.

На работу без оформления можно согласиться, если вы раньше не работали продавцом-консультантом и хотите узнать, что собой представляет эта профессия. В остальных случаях я рекомендую отказаться от предложения и найти более ответственного работодателя.

Где учат на продавца-консультанта

Получать специальное образование, чтобы стать продавцом-консультантом, необязательно, но оно повысит шансы найти хорошую работу. Пройти обучение можно в среднем специальном учебном заведении, ссузе, а также на курсах. Расскажу подробнее.

Ссуз. Специальность 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» осваивают в колледжах и техникумах. На программу принимают абитуриентов, окончивших девять классов.

Освоить курс можно в срок от 10 месяцев до 3 лет и 10 месяцев. Длительность зависит от того, сколько классов окончил поступающий и в какой форме планирует учиться — очной или заочной.

Например, в Томский политехнический техникум набирают студентов, получивших основное общее образование. Обучение очное и длится 2 года 10 месяцев. А Московский банковский экономико-правовой колледж можно окончить за 10 месяцев, если поступить после 11 класса и учиться очно.

Открытый социально-экономический колледж обучает продавцов дистанционно. Источник: pk.i-spo.ru
Открытый социально-экономический колледж обучает продавцов дистанционно. Источник: pk.i-spo.ru
Уфимский колледж ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова можно окончить за 10 месяцев, если поступить с аттестатом о среднем образовании. Источник: ucris.ru
Уфимский колледж ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова можно окончить за 10 месяцев, если поступить с аттестатом о среднем образовании. Источник: ucris.ru

Курсы. Обучение проводят организации дополнительного профессионального образования. Их можно найти по названиям вроде «учебный центр», «бизнес-академия» или «центр повышения квалификации». Подтверждать образование аттестатом не нужно — достаточно заплатить, чтобы получить доступ к курсу.

Такие курсы проходят очно или онлайн. В зависимости от программы учеба длится от пары часов до нескольких месяцев. Стоимость разная: есть программы и за 9950 ₽, и за 33 000 ₽, но я не знаю, чем обусловлена разница в цене.

Сколько зарабатывают продавцы-консультанты

По данным сервиса «Городработ-ру», средняя заработная плата продавца-консультанта в России — 42 009 ₽. На итоговую сумму влияют ниша, схема оплаты труда, регион, размер магазина. Например, автосалоны предлагают заработную плату от 100 000 ₽, а магазины одежды — от 35 000 ₽.

Опытные продавцы говорят, что в вакансии чаще всего указывают оклад с максимальной премией, на практике суммы меньше.

В Москве предлагают зарплату выше, чем в других регионах. По данным SuperJob, средний доход продавца-консультанта в Казани — 28 499 ₽, а в Москве — 50 000 ₽.

Аватар автора

Надежда Бондюх

работает продавцом-консультантом 12 лет

Сколько может зарабатывать продавец

Зарплата продавца-консультанта зависит от его умения разговаривать с людьми и правильно преподносить товар. Сколько продашь — столько заработаешь.

Но часть зарплаты может быть серой. Например, на последней работе мой официальный доход был минимальным в нашем регионе и составлял около 25 тысяч. Остальное я получала в конверте как премию за выполненный план продаж.

Будущее профессии

Продавец-консультант — начальная позиция в магазине, но она позволяет продвинуться по карьерной лестнице — например, до управляющего или директора.

Быстрее всего растут продавцы в крупных сетевых магазинах: такие компании часто расширяются и вводят новые должности для сотрудников. На руководящих позициях, если верить «Хедхантеру», можно зарабатывать от 90 000 ₽.

Кем может стать продавец-консультант и что предстоит делать на новой должности:

  1. Старшим продавцом или старшим кассиром — управлять небольшой командой консультантов, обучать новичков и выполнять административные задачи, например распределять обязанности между сотрудниками.
  2. Менеджером отдела продаж — руководить командой в отделе и отвечать за выполнение планов продаж. Для этой должности важны лидерские качества и аналитическое мышление.
  3. Заместителем директора — помогать управлять магазином и решать административные вопросы. Позиция требует стратегического мышления и способности принимать ответственные решения.
  4. Директором магазина — управлять магазином, персоналом и финансовыми показателями. Здесь нужен опыт и знание всех процессов: от приема и хранения товаров до найма сотрудников и способов повышения выручки. Название руководящей должности зависит от специфики компании или ее размера: где-то эти обязанности выполняет управляющий магазином или заведующий.

Продавцы-консультанты часто переходят на смежные специальности. Вот несколько вариантов, которые можно рассмотреть:

  1. Мерчандайзер — специалист, который контролирует грамотное размещение товаров на витрине, следит за их наличием на полках и организует промоакции для привлечения покупателей.
  2. Товаровед отвечает за закупку, контроль качества и ассортимент продукции, а также за взаимодействие с поставщиками.
  3. Ревизор проводит проверки, выявляет нарушения и предлагает пути их устранения.

Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужны инициатива и опыт, а для управленческих должностей — образование не ниже среднего специального.

Иногда обучение можно пройти за счет работодателя на курсах.

Директор магазина в Москве может зарабатывать от 90 000 в месяц ₽. Источник: hh.ru
Директор магазина в Москве может зарабатывать от 90 000 в месяц ₽. Источник: hh.ru

Плюсы и минусы профессии

Сначала поговорим о плюсах:

  1. Простой вход в сферу — диплом продавца необязателен, в крупные сетевые магазины берут даже с нулевым опытом.
  2. Общение — можно научиться находить общий язык с разными людьми, найти новые знакомства, получить постоянных покупателей.
  3. Развитие навыков продаж — они пригодятся для карьерного роста в торговле.
  4. Изучение рынка — сотрудники торговли получают ценные знания о продуктах и тенденциях в определенной сфере.
  5. Гибкий график — можно совмещать работу с учебой, личными делами, хобби.
  6. Карьерный рост — если проявить усердие и инициативу, можно быстро продвинуться по служебной лестнице от рядового сотрудника до менеджера или даже управляющего магазином.

Теперь перечислим минусы:

  1. Трудные клиенты — иногда приходят недовольные и агрессивные покупатели, что может обернуться стрессом.
  2. Сменный график — вероятно, придется работать в выходные и праздники.
  3. Серая зарплата — зачастую на карту официально переводят лишь часть оклада, остальное выдают в конверте.
  4. Нагрузки — консультанты проводят смены на ногах, вынуждены поднимать и перемещать тяжелые товары или упаковку.
  5. Дополнительные обязанности — продавец-консультант не только общается с покупателями и раскладывает товар, часто ему приходится убирать в зале, разгружать продукцию.
  6. Материальная ответственность — иногда в магазине пропадают товары и недостачу делят между сотрудниками.
Аватар автора

Надежда Бондюх

работает продавцом-консультантом 12 лет

«Работа продавцом помогает развиваться»

Плюсы профессии продавца-консультанта — это возможности:

  1. Развиваться — например, когда продаешь технику, изучаешь инструкцию, комплектации моделей, как что работает.
  2. Радовать — когда я работала в магазине товаров для праздника, иногда к нам приходили люди за подарком для первого свидания, потом за атрибутикой на свадьбу, после — на рождение первенца. Понимание, что моя работа положительно влияет на жизнь других людей, очень заряжает.
  3. Зарабатывать — тот, кто хочет и прилагает усилия, получает достойную зарплату.

Основной минус — нужно много трудиться. Продавцу всегда есть чем заняться: разложить или принять товар, помыть витрину, изучить новый ассортимент, обслужить покупателя. Ленивый человек будет числиться в магазине, но заработать толком не сможет.

И еще один минус — бывают неприятности с зарплатой. Практически везде доход зависит от продаж, и даже если продать товар на большую сумму, не факт, что вам выплатят обычный процент. Однажды я сделала магазину выручку 1,2 млн рублей. По договору должна была получить 10% от выручки, но хозяин не захотел мне их выплатить, и я ушла.

Запомнить

  1. Продавец-консультант — это профессия для тех, кто любит общаться и готов много работать.
  2. Главная задача специалиста — понять проблему клиента и помочь ее решить с помощью того или иного товара.
  3. Стать продавцом-консультантом можно и без опыта в продажах — работодатели часто набирают новичков и обучают профессии с нуля.
  4. Продавец-консультант — начальная позиция, но те, кто хочет сделать карьеру в продажах, могут вырасти до менеджера или директора магазина.
  5. Преимущества такой работы — простой вход в профессию, развитие полезных навыков, гибкий график и карьерный рост.
  6. Главные минусы профессии — приходится помогать с уборкой, разгрузкой и сортировкой товара на складе. Официальный оклад часто минимальный, а остальное платят в конверте.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Ольга ГитковичРаботали или работаете в продажах? Поделитесь опытом:
  • Анатолий Приходькоу меня такое ощущение от консультантов ,что они либо неликвид хотят втюхать ,либо самое дорогое что есть в наличии4
  • Забаненый за правдуНавязываться когда не нужно, сбегать от покупателя когда нужны, не слышать что говорят, не разбираться в характеристиках товара и пытаться втюхать за что больше бонусов положено4
  • Рикки-Тикки-ТавиРаботал продавцом-консультантом, старался помогать людям купить то, что они ищут без дополнительных страховок и аксессуаров, поэтому всегда считался плохим продавцом. Обычно магазину не нужен хороший сервис, нужно обуть клиента. Не слушайте продавцов, разбирайтесь сами, это не так сложно в эпоху интернета. Тем более многие из них знают не намного больше вас, просто говорят уверенно. Некоторые моменты и узнать неоткуда. Например, когда говорят о надежности какой-то модели. Нет никакой официальной статистики, цифры обычно берутся из головы или на основании личного опыта с очень маленькой выборкой.2
  • Вяк вякМне кажется это такой "отсев" рынка труда, для тех, кто не нашёл " нормальную " работу. И люди не оставляют попыток её найти, сбежав с такой вакансии побыстрее. Даже ропы Обратное- в исключительно случаях0
  • WTFАнатолий, ну у них главное не помочь покупателю, а выполнить требования руководства по crossales, upsales, и по максимальной прибыли для сети. Продаешь пару обуви с наценкой (условно) 30%, а ним еще средства для ухода с наценкой 100%, или бытовую технику с наценкой 20%, а к ней еще всякие дополнительные гарантии, технические поддержки и прочие "крайне нужные" прибамбасы. Или при продаже машины еще продаешь страховку-кредит-трейд-ин и прочие сигнализации и обвесы.3
  • WTFЗабаненый, о да, когда просто так заходишь в магазин, то замучаешься отбиваться от "желающих помочь", когда нужно что-то купить, приходится самому охотиться на продавцов, переправляющих тебя своим коллегам.3
  • Семён Аксёновмы вчера родились что ли?0
  • Александр Овчаровраскладывает на полки и следит за наличием - мерчендайзер. разгрузка-погрузка - грузчики и/или кладовщики1
  • Северный мишкаЯ работала в продажах в качестве временной работы перед отъездом за границу. Никогда никому ничего не 'втюхивала',а показывала то, что люди просили. Не впаривала никакие аксессуары и ненужные финтифлюшки с бешеной наценкой. Помогала пенсионерам бесплатно разобраться, почему с телефона списываются деньги или почему не работает звук, хотя по правилам нужно было пробивать по кассе 100-200 рублей за минутную "услугу". Зарабатывала 6-10к в месяц (это был 2013 год), конечно, это было ни о чем, но мне надо было реально пару месяцев пересидеть, пока готовились документы для переезда. И даже эти копейки были не лишними.1
  • Анатолий ПриходькоWTF, ну можно понять да0
  • Анатолий ПриходькоАлександр, тогда консультанты только консультируют...0