01.09.21
4K
31

От разумной строгости до бесконечных поборов: за что мы любим и ненавидим учителей

Воспоминания читателей Т—Ж

От разумной строгости до бесконечных поборов: за что мы любим и ненавидим учителей

Недавно школьный учитель написал для Т—Ж статью о том, как непросто бывает найти общий язык с родителями.

В ответ читатели поделились своими взглядами на отношения педагогов с учениками и их родителями. Мнения разошлись: для кого-то учителя стали нравственным ориентиром, а учеба в школе оставила только приятные впечатления, другие до сих пор с содроганием вспоминают школьные годы и воюют с преподавателями уже в классах своих детей. Собрали самые яркие воспоминания в один материал.

Это комментарии читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Запомнили навсегда: разумная строгость и авторитет

Всегда с благодарностью вспоминаю свою учительницу в младших классах, Раису Закировну, которая к нам относилась как к своим детям, в том числе и с необходимой строгостью. Учитель, даже если он в чем-то неправ, должен быть авторитетом. Без разумного принуждения и подчинения не может быть никакого образования. Можно только получить капризных, своевольных, ничего не знающих потребителей, которых потом жизнь будет постоянно бить, раз уж в школе не научили уважению к старшим и дисциплине.

Лучше забыть: беспочвенные унижения

Меня бесят учителя, которые унижают ребенка, если он что-то делает не так. Собрание родителей в первом классе: учительница вынесла поделки по труду и начала показывать, на что способны дети. Кто-то неровно наклеил крышу на домике, у кого-то клей размазался по всему листу, кто-то не туда прилепил цветок. Учительница сказала: «Вот, посмотрите, как ваши дети трудятся на уроке».

Ни один родитель с ней не согласился, быстро поставили на место. Или еще случай: на уроке математики девочка не могла вычесть из восьми два, долго плакала, а учитель говорила, что девочка ни к чему не способна и нельзя быть такой бестолочью. Девочку перевели в другую школу — там стала хорошо учиться.

Запомнили навсегда: дружеское отношение

Помню свою первую классную руководительницу Суфию Нургалиевну. Прекрасная женщина. Многодетная мать, она умудрялась весь класс приглашать к себе домой после уроков, когда не было продленок. Помню, даже подогнала нам с сестрой фартуки на первый звонок.

Лучше забыть: безразличие и непрофессионализм

Мой сын перешел во второй класс, учится в коммерческой школе. Учительница написала мне жалобу в середине года, что у него плохой почерк, хотя до этого пела, что ребенок справляется с программой. На вопрос, что же нам делать, ответила, чтобы мы наняли репетитора или отвели ребенка к нейропсихологу.

Я села сама заниматься с сыном, и выяснилось, что он неправильно пишет буквы: учитель за полгода этому ребенка не научил. А ведь домой сын приходил без портфеля, так как делал все уроки в классе под «чутким» надзором учителя. Когда я просила выдать тетрадки на дом, она или забывала, или отдавала только после нескольких напоминаний.

В общем, хотели дать ребенку достойное образование и привить любовь к знаниям, а вышло наоборот.

Запомнили навсегда: щедрость

В детском саду у меня была чудесная учительница и воспитательница. На дни рождения она по доброй воле из своих средств покупала нам маленькие подарки и подписывала открытки. Я до сих пор храню маленького плюшевого мишку размером с ладошку и открытки от своей воспитательницы.

Лучше забыть: бесконечные претензии и поборы

У учителей часто случается профессиональная деформация, когда они считают себя по умолчанию выше остальных людей, поучают других и требуют подчинения. О каком-то базовом человеческом уважении вообще речи нет: они боятся, что дети сядут на шею, а потом привыкают так себя вести со всеми. Отсюда все эти претензии к родителям: посмели что-то требовать, хотят что-то контролировать, мешают им забивать на свои обязанности и самоутверждаться на учениках, какие сволочи!

Моя мать, конечно, была идеальным родителем с точки зрения учителей: она сама когда-то училась в этой школе и в общении с учителями превращалась в испуганную школьницу. Безропотно сдавала все деньги: и на учебники, которые должны быть бесплатными, и на шторы, и на парты, и на ремонт школы, и на спортивный инвентарь, и на дни рождения учителей. А когда на следующий год надо было сдавать все по новой, никогда не спрашивала, на что были потрачен предыдущий фонд.

Во всех конфликтных ситуациях мама принимала сторону учителя, не разбираясь: потому что учитель всегда прав. Спокойно относилась к оскорблениям, унижениям, насилию, травле со стороны учителей — ведь это дети их довели. Считала нормой, что дети сами драят школу, заклеивают окна, убирают мусор, делают ремонт летом вместе с родителями. Краснела и смотрела в пол, когда ее отчитывали за то, что она ребенку сделала прическу, которая учителям не понравилась.

Учителя при этом что только себе не позволяли. Запомнилось, как одна учительница устроила истерику и демонстративно обиделась на целый класс за то, что мы ее недостаточно грандиозно поздравили с днем рождения. А она даже не была нашей классной.

Запомнили навсегда: интересные уроки

Обожаю свою школу и очень рада, что родители меня перевели туда в пятом классе, хотя первое время, что греха таить, мне там не нравилось.

Тогда не было чатов и гаджетов, а родительские собрания проводили два раза в год. Все родители беспрекословно выполняли просьбы учителей — их слово было законом. Мои родители вообще не участвовали в учебном процессе: не объясняли домашние задания, не обсуждали и не критиковали учебу.

В школе нам было интересно, мы хотели понять предмет, разобраться. Если был непонятен урок, шли после занятий в учительскую: там преподаватели разжевывали материал до мелочей. Это было бесплатно и поощрялось.

Со стороны педагогов ни разу не было ругательств и оскорблений. С выпуска прошло 13 лет, но я стараюсь каждый год приходить на день рождения школы или 1 Сентября, списываюсь с учителями в социальных сетях и поздравляю с праздниками.

Лучше забыть: манипуляции и навязывание репетиторских услуг

Учителя, бывает, слишком много на себя берут. Брат не ладил с учительницей по математике и отказался идти на олимпиаду по этому предмету: вместо математики он выбрал обществознание, которое проходило в тот же день. Учительница позвонила маме и высказала, что брату нужно не отдыхать, а вкалывать, чтобы развить свой талант, — иначе он закончит жизнь дворником, и это будет на совести моей матери. И вообще, старшая — это было про меня — отбитая получилась, младший растет полным нулем, хотя задатки есть. И она готова загрузить его работой на эту неделю.

Еще одна учительница звонила уже по мою душу, когда я училась в 11-м классе: я не хотела ходить к репетиторам, а у нее занимался почти весь класс. Учительница начала рассказывать и без того напряженному родителю, что якобы я могу сдать экзамен как на три, так и на пять, а своей экономией родители воруют у детей будущее — всего 2000 Р за занятие, зато будет результат, который сможет дать мне старт. И ладно бы были предпосылки! Ну нет же, просто чистый развод.


Полина Калмыкова
А чем вам запомнилась школа?
Загрузка
Скажи, кто

Ужасное время, когда ты на низшей иерархической ступени

38
O.
Герой Т—Ж 🏆

Было и плохое и хорошее, иногда вспоминаю с любовью, но вернуться назад не хочу.
Была у нас одна учительница по русскому старой закалки, кидалась тетрадками, чуть ли не била линейкой, чрезмерная строгость - на уроках её все боялись и перед уроками тоже, а она только этого и добавилась. Предмет свой знала отлично и стоит отдать должное, видимо из страха, весь наш класс тоже хорошо знал русский. А вот литература сформировала у меня долгое нежелание что-либо читать и боязнь высказывать своё мнение, потому что на уроке литературы во всех сочинениях нужно было угадать мысли учительницы, чтобы написать "правильно" и получить хотя бы 4. Один раз, моя мама не поверила мне, что своё мнение высказывать в сочинении нельзя и мы с ней поспорили. Она за меня написала сочинение и получила за него 3/4, 3 - за своё мнение, 4 - за грамотность. После этого хотя бы перестала ругать меня за тройки по сочинениям.

А вот учительница по математике ван лов на всю жизнь. Если русский я знаю из страха, то математику из огромной любви к предмету, которую мне привила Марина Юрьевна. И практика показала, что не обязательно орать или кидаться тетрадками, чтобы заинтересовать в своем предмете. Конечно, Марина Юрьевна тоже была иногда строга, но это по крайней мере было справедливо и не переходило границы. На одних только школьных знаниях по математике я вывезла три курса универа и там, когда другим было ничего не понятно, мне было понятно все. Матан, линал, тервер и другие предметы в универе давались на раз два и это без каких-либо репетиторов.

16
Elena Gritcun

Olga, в моей школе линейкой швырялась географичка, от избытка чувств, когда кто-то баловался. Но, блин, как же было интересно на ее уроках! Например, она устраивала дебаты: делила класс на 3 части, все друг с другом спорили на заданную тему. Это было на экономической географии. Помню, что моя команда была США ))

0
Саша Уткина

Olga, о да... кидание тетрадок и битье линейкой.. у нас такое практиковала учитель иностранных языков и химичка. При чем в институте ситуация с преподаватем иностранного языка повторилась. Только та еще и рвала тетрадь на половинки и бросала в угол кабинета.

0
Anton Novikov

Olga, первый раз вижу, чтобы линейку линалом обозвали 😉

0
Обычный SRE
Герой Т—Ж 🏅

Поборы на телевизор завучу, крайне негативное отношение к длинным волосам у парней, абсолютно дикие быдловатые одноклассники и прочие прелести. Самое мерзкое время

9
Фрёкен Снорк

С учителями проблем не было, училась я хорошо, и это дело любила. А вот с одноклассниками начиная с 7-8 класса не сложилось. Поэтому школа закончилась ощущением тотального одиночества.

Время, проведенное по другую сторону баррикад, в роли учителя, вспоминаю с таким же содроганием. Бесконечные поборы - требование директора. У кого деньги не сдают - учителя на ковер, плохо работаете с родителями. Однажды надо было обеспечить явку на выборы, потом было разбирательство с теми, у кого родители не пришли. Совещания, визиты директора на урок, постоянные стенгазеты, конкурсы, утренники - всегда заканчивается унижением учителя, который не смог или не успел подготовить номер, нарисовать стенгазету, выучить танец. А в перерывах между этими мероприятиями надо успеть провести уроки и проверить тетрадки.

Ни в коем случае не оправдываю неадекватное поведение учителей, но вы сами попробуйте остаться адекватными в таких условиях

8
Владимир

Некомпетентностью, хамством и взяточничеством м.... учителей. Хотя это были лихие девяностые... Необходимые знания я получил в ВУЗе, где остались старички, которые меня действительно учили. Пусть старорежимно, но своими знаниями я обязан именно им, а не школе.

6
Роман Юрьевич

А я не до сих пор обижен на школу и классную руководительницу за то что пытались забрать у меня медаль для одноклассника, сына владельцев магазинов, которые снабжали пакетиками с едой учителей. Для меня это был верх мерзости забирать медаль для кого-то. И только вмешательство на уровне РУНО помогло. А потом мальчик которому хотели отдать мою медаль получил по ЕГЭ еле 3-ку по русскому. А я, которому порочили потерять медаль именно на русском сдал его на 5. И казалось бы сколько лет уже прошло, а забыть не могу, и даже не хочу приходить на собрания. Хотя бесспорно были и хорошие учителя которые многому научили и поставили на верный путь молодого человека который еще не совсем хорошо понимал какова жизнь, многих уже нет в живых.

5
Калина Красная

Роман, у нас, кстати, была такая, которую тянули. Но это был чистый энтузиазм педсостава, так как этой девушке это тоже было не надо. Просто посидели и решили, что хотя бы одна медаль золотая на класс была нужна. И исправили ей четверку по геометрии на пятерку быстренько. Все это запомнили из детей, но учителя говорили, что нам показалось. И вот когда вас два года держат за дебилов, которым показалось, было обидно. Хорошо, что я их больше не вижу. Хотя школу я любила, но больше не из-за учителей, а просто потому что любила учиться и там были друзья.

2
Мышь
Отредактировано

Костямба, кто порадуется? Ты тут один.

5
Обычный SRE
Герой Т—Ж 🏅

Мышь, ему видимо как раз в школу пришлось идти, бывает

0
Lera Kotova
Герой реалити Т—Ж

В 10 классе нас снова смешали, и я оказалась в кругу людей, с которыми мне было хорошо как дома. 90% класса дружили в десны. Мы постоянно тусили вместе, устраивали концерты, участвовали в конкурсах, КВНах. У нас была лучшая на свете классная руководительница Людмила Александровна Костеева. Выпускники ходили к ней в гости десятилетиями после выпуска из школы. Она помнила всех на по именам и все наши новости, работа, семья, дети.
На 20 летние выпуска увидела её в последний раз, не зная, что он последний. Очень её не хватает.

4
Ярослава Рождественская

Унижениями в классе. Нежеланием классного руководителя и родителей вмешиваться в это. 9 лет как в аду.

4
Анфиса Васильева

Ярослава, вот да. Вырастаешь — умом понимаешь, что все издевательства — ерунда (если без побоев), но обида все равно остаётся.

1
Ярослава Рождественская

Анфиса, да нет, я бы сказала наоброт. Когда вырастаешь начинаешь понимать, что:
1. Это не с тобой что-то не так. Это токсичная среда, сбой в коллективе. Не ты, так кто-нибудь другой (нужно только найти повод)
2. В этом случае жизненно необходимо вмешательство взрослых, которые часто говорят: "все издевательства — ерунда" и "сами разберутся". Не разберутся.
3. Защита взрослого - это одна из базовых потребностей для ребенка. Очень и очень хреново, когда, сталкиваясь с травлей и унижениями в школе, в семье ребенок также этой самой защиты не получает.

3
Обычный SRE
Герой Т—Ж 🏅

Анфиса, а если и побои, и выкидывание личных вещей в разные места? ерунда ли?

1
Анфиса Васильева

Обычный, тогда не ерунда конечно

0
Роман Юрьевич

Алиса, Я достиг того уровня просвещения, когда могу не обращать внимания на стилистику и знаки препинания не только в своей тексте, но и в чужом.

2
Маргарита Тимофеева
Отредактировано

Закончила школу 13 лет назад, а иногда до сих пор снятся кошмары, что я в школе 🤣 зато как отпускает, когда просыпаюсь… хотя в общем никакого негатива не было, просто рада, что эта пора позади 😅 из комичного часто вспоминаю училку биологии, которая нам объясняла, что мужики это как трутни 😃 И училку ИЗО, заставляющую перерисовывать творения русских художников (к слову, никакого обучения не было, я думаю можно представить, что рисуют дети в 5-8 классах) и конкретное унижение при всем классе, называя нас «полными дебилами»)))

Из хорошего- тёплые воспоминания об учителе истории, мировой художественный культуре и литературе ✌🏼за то, что учили нас мыслить своей головой

2
Патрик Патрик

В школе были и приятные и не очень учителя, а с учительницей из музыкальной школы до сих пор общаюсь

1
Erionar

Первая школа запомнилась максимальной пафосностью и регулярными поборами на нужды класса, новые парты, платные учебники, yada-yada. Прекрасно помню до сих пор как в первом классе моя мать пошла на первое родительское собрание, и по возвращении рассказала как им там раздали анкеты, где один из вопросов был "Чем вы можете помочь школе". Такой тонкий намёк, да?
Школа считалась в районе "элитной", даже не знаю как меня туда взяли, ведь наша семья была относительно средней руки. И ведь не просто взяли, а зачислили в класс "А" - он неформально формально был классом для "самых лучших", в то время как более простые дети учились в классе "Б" (и нам с самых первых дней первого класса прививали конфликт/соперничество с ними на почве того, что мы "лучше" и "умнее"), а в классе "В" учились самые ужасные дети, выходцы из семей алкоголиков и т.п., и мне до сих пор непонятно как они оказались в такой пафосной школе (стоит ли говорить, что их было в два раза меньше чем Ашек и Бэшек, почти все они были пацанами, и мы побаивались и старались максимально избегать их).
Перед девятым классом волею судьбы пришлось переехать в другой район Москвы и срочно найти там новую школу. В самую ближнюю к дому приличную школу без объяснения причин не взяли, пришлось идти в следующую ближайшую. Ох зря... Лучше бы сходили устроиться в более дальнюю... Потому что неплохая с виду школа оказалась тем самым кошмаром с безразличными учителями и охранниками, старшеклассниками, чуть ли не открыто курившими и выпивавшими, буллингом со всех сторон, постоянной текучкой кадров и полным пофигизмом к судьбе детей после 11 класса.
К сожалению, пришлось терпеть и доучиваться. За это время пережила, в числе прочего, попытку очень шуточного покушения на свою жизнь со стороны булли-одноклассников. К счастью, отделалась только синяками. Булли, разумеется, вообще ничего не было за это.

0
Марина Лабозина

Почему нет варианта 50/50?
Мне приходилось менять школу, тк мы жили то в одном городе, то в другом по полгода. Потом еще и 3я прибавилась в 10м классе.
Учителя разные, очень!
Одних вспоминая с теплотой, другие до сих пор снятся в кошмарах.
Была и травля со стороны учителей, было и я довела училку до кондрашки! Даже язык не поворачивается назвать эту сучку учителем. Когда тебе ставят двойку, потому что она не понимает решение. За вопрос как прааильно такие задачи решать - выгоняют с урока. За вопрос почему ваши хваленые медалисты не смогли решить задачу - родителей к директору. И задачка там не то чтобы сложная была, в другой школе нас и посложнее заставляли решать.

0
Саша Уткина

В ужасе была от своей учительницы начальных классов. В школу пошла на севере, в Мурманской области. Валеева Любовь Ивановна. К детям относилась брезгливо, как-то бездушно. Она даже не орала, а просто вкрадчивым голосом приказывала выйти из класса и идти к директору. Жалости не испытывала. Мальчик у доски один раз обкакался при общении с ней. Выгоняла из класса и заставляла там стоять до конца урока. Других учеников заставляла ковыряться в своем портфеле и выкидывать что им не нравится. Мама жаловала на вечные поборы с ее стороны. Жуткая баба.
Хорошим педагогом была только учительница в пятом классе. Валеева Алла Викторовна. Всегда было с ней интересно. И на уроках, и вне их. Устраивала нам празники, был школьный театр. Ставили сказки. К каждому ребенку относилась индивидуально. Успеваемость поднянулась за то время, когда она была у нас. Я запомнила как она с уважением относилась ко мне и другим ученикам. Она была женой военнослужащего, поэтому проработала всего лишь год. А больше добрым словом вспомнить некого.

0
Саша Уткина

Саша, ошиблась в написании фамилии учителя старших классов. Правильно:Ванеева.

0
Светлана

Для меня школа стала моим домом. Благодаря своему первому учителю я сама выбрала профессию учителя, работаю в начальных классах. Моя первая учительница Нина Николаевна всегда была подтянута, аккуратна, спокойна. Никогда я не слышала, что она ругала, выясняла что-то. Всех учеников уважала, но в тоже время была требовательна. Уроки всегда интересные и понятные, а кто что-то не понял на уроке на перемене смело могли подойти и спросить и она спешила на помощь. Она была своя и в тоже время была учителем, которого мы любили. Она для меня пример.

0
Егор Зубреев

Вспоминаю как алгебра и физика доводила до слез и ощущения собственной тупости. Не понимал этой абстрактной байды по типу того, как сидеть по 2-3 урока и решать в физмате ахинею по Совдеповским учебникам

0
Татьяна

Постоянным унижением. Ненавижу училок, как правило, нервных климактеричек с красными потными мордами и размазанной помадой морковного цвета.

0
Th
Герой Т—Ж

Про свои школы не могу сказать ничего плохого: школы как школы. Были хорошие учителя, были не очень. Я училась хорошо, все делала сама, родители доверяли, не проверяли дневник, ну, сбегала с уроков иногда, так, без повода... простите, учителя. В начальной школе делала уроки на продленке или вечером с бабушкой, была отличницей. И мама всегда помогала как могла, скорее финансово и эмоциально: платье вместе покупали, костюм шили, газету рисовали, какие то кружки, которые я непременно бросала, мне оплачивала, деньги давала на обеды, которые я копила, не обедая, и покупала всякую фигню, важную мне тогда. Никто не стоял над душой: учителя, родители - как то больше сама из своего личного чувства ответственности, долга и духа соревнования (хотелось доказать себе, что умная, умнее некоторых). Этой мотивации мне хватило до 10 класса, потом осталось только егэ.
Все равно ответила "больше никогда". Не скучаю. Жизнь моя началась после школы, там все какая то серость, ограниченность, мысль "я ещё не доросла до...", юношеская самооценка ниже плинтуса (отчасти откуда моя мотивация быть умнее), нелюбимые одноклассники, шутки, насмешки, и все это так важно...
А потом вдруг университет - ответственность, решение каких то реальных проблем, порой тривиальных, но все ты сама, сама отвечаешь за все. Первая работа, отношения нормальные, самостоятельная поездка... ты никому не объясняешь причины, если не хочешь, не спрашиваешь разрешения, живёшь...
Нет, в школу - никогда.
(Сказала она, работая в школе. Вы не понимаете, это другое!)

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество

Лучшее за неделю