01.09
3K
30

От разумной строгости до бесконечных поборов: за что мы любим и ненавидим учителей

Воспоминания читателей Т⁠—⁠Ж

От разумной строгости до бесконечных поборов: за что мы любим и ненавидим учителей

Недавно школьный учитель написал для Т⁠—⁠Ж статью о том, как непросто бывает найти общий язык с родителями.

В ответ читатели поделились своими взглядами на отношения педагогов с учениками и их родителями. Мнения разошлись: для кого-то учителя стали нравственным ориентиром, а учеба в школе оставила только приятные впечатления, другие до сих пор с содроганием вспоминают школьные годы и воюют с преподавателями уже в классах своих детей. Собрали самые яркие воспоминания в один материал.

Это комментарии читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Запомнили навсегда: разумная строгость и авторитет

Всегда с благодарностью вспоминаю свою учительницу в младших классах, Раису Закировну, которая к нам относилась как к своим детям, в том числе и с необходимой строгостью. Учитель, даже если он в чем-то неправ, должен быть авторитетом. Без разумного принуждения и подчинения не может быть никакого образования. Можно только получить капризных, своевольных, ничего не знающих потребителей, которых потом жизнь будет постоянно бить, раз уж в школе не научили уважению к старшим и дисциплине.

Лучше забыть: беспочвенные унижения

Меня бесят учителя, которые унижают ребенка, если он что-то делает не так. Собрание родителей в первом классе: учительница вынесла поделки по труду и начала показывать, на что способны дети. Кто-то неровно наклеил крышу на домике, у кого-то клей размазался по всему листу, кто-то не туда прилепил цветок. Учительница сказала: «Вот, посмотрите, как ваши дети трудятся на уроке».

Ни один родитель с ней не согласился, быстро поставили на место. Или еще случай: на уроке математики девочка не могла вычесть из восьми два, долго плакала, а учитель говорила, что девочка ни к чему не способна и нельзя быть такой бестолочью. Девочку перевели в другую школу — там стала хорошо учиться.

Запомнили навсегда: дружеское отношение

Помню свою первую классную руководительницу Суфию Нургалиевну. Прекрасная женщина. Многодетная мать, она умудрялась весь класс приглашать к себе домой после уроков, когда не было продленок. Помню, даже подогнала нам с сестрой фартуки на первый звонок.

Лучше забыть: безразличие и непрофессионализм

Мой сын перешел во второй класс, учится в коммерческой школе. Учительница написала мне жалобу в середине года, что у него плохой почерк, хотя до этого пела, что ребенок справляется с программой. На вопрос, что же нам делать, ответила, чтобы мы наняли репетитора или отвели ребенка к нейропсихологу.

Я села сама заниматься с сыном, и выяснилось, что он неправильно пишет буквы: учитель за полгода этому ребенка не научил. А ведь домой сын приходил без портфеля, так как делал все уроки в классе под «чутким» надзором учителя. Когда я просила выдать тетрадки на дом, она или забывала, или отдавала только после нескольких напоминаний.

В общем, хотели дать ребенку достойное образование и привить любовь к знаниям, а вышло наоборот.

Запомнили навсегда: щедрость

В детском саду у меня была чудесная учительница и воспитательница. На дни рождения она по доброй воле из своих средств покупала нам маленькие подарки и подписывала открытки. Я до сих пор храню маленького плюшевого мишку размером с ладошку и открытки от своей воспитательницы.

Лучше забыть: бесконечные претензии и поборы

У учителей часто случается профессиональная деформация, когда они считают себя по умолчанию выше остальных людей, поучают других и требуют подчинения. О каком-то базовом человеческом уважении вообще речи нет: они боятся, что дети сядут на шею, а потом привыкают так себя вести со всеми. Отсюда все эти претензии к родителям: посмели что-то требовать, хотят что-то контролировать, мешают им забивать на свои обязанности и самоутверждаться на учениках, какие сволочи!

Моя мать, конечно, была идеальным родителем с точки зрения учителей: она сама когда-то училась в этой школе и в общении с учителями превращалась в испуганную школьницу. Безропотно сдавала все деньги: и на учебники, которые должны быть бесплатными, и на шторы, и на парты, и на ремонт школы, и на спортивный инвентарь, и на дни рождения учителей. А когда на следующий год надо было сдавать все по новой, никогда не спрашивала, на что были потрачен предыдущий фонд.

Во всех конфликтных ситуациях мама принимала сторону учителя, не разбираясь: потому что учитель всегда прав. Спокойно относилась к оскорблениям, унижениям, насилию, травле со стороны учителей — ведь это дети их довели. Считала нормой, что дети сами драят школу, заклеивают окна, убирают мусор, делают ремонт летом вместе с родителями. Краснела и смотрела в пол, когда ее отчитывали за то, что она ребенку сделала прическу, которая учителям не понравилась.

Учителя при этом что только себе не позволяли. Запомнилось, как одна учительница устроила истерику и демонстративно обиделась на целый класс за то, что мы ее недостаточно грандиозно поздравили с днем рождения. А она даже не была нашей классной.

Запомнили навсегда: интересные уроки

Обожаю свою школу и очень рада, что родители меня перевели туда в пятом классе, хотя первое время, что греха таить, мне там не нравилось.

Тогда не было чатов и гаджетов, а родительские собрания проводили два раза в год. Все родители беспрекословно выполняли просьбы учителей — их слово было законом. Мои родители вообще не участвовали в учебном процессе: не объясняли домашние задания, не обсуждали и не критиковали учебу.

В школе нам было интересно, мы хотели понять предмет, разобраться. Если был непонятен урок, шли после занятий в учительскую: там преподаватели разжевывали материал до мелочей. Это было бесплатно и поощрялось.

Со стороны педагогов ни разу не было ругательств и оскорблений. С выпуска прошло 13 лет, но я стараюсь каждый год приходить на день рождения школы или 1 Сентября, списываюсь с учителями в социальных сетях и поздравляю с праздниками.

Лучше забыть: манипуляции и навязывание репетиторских услуг

Учителя, бывает, слишком много на себя берут. Брат не ладил с учительницей по математике и отказался идти на олимпиаду по этому предмету: вместо математики он выбрал обществознание, которое проходило в тот же день. Учительница позвонила маме и высказала, что брату нужно не отдыхать, а вкалывать, чтобы развить свой талант, — иначе он закончит жизнь дворником, и это будет на совести моей матери. И вообще, старшая — это было про меня — отбитая получилась, младший растет полным нулем, хотя задатки есть. И она готова загрузить его работой на эту неделю.

Еще одна учительница звонила уже по мою душу, когда я училась в 11-м классе: я не хотела ходить к репетиторам, а у нее занимался почти весь класс. Учительница начала рассказывать и без того напряженному родителю, что якобы я могу сдать экзамен как на три, так и на пять, а своей экономией родители воруют у детей будущее — всего 2000 Р за занятие, зато будет результат, который сможет дать мне старт. И ладно бы были предпосылки! Ну нет же, просто чистый развод.


А чем вам запомнилась школа?

Ужасное время, когда ты на низшей иерархической ступени

38
Герой Т—Ж 🏆

Было и плохое и хорошее, иногда вспоминаю с любовью, но вернуться назад не хочу.
Была у нас одна учительница по русскому старой закалки, кидалась тетрадками, чуть ли не била линейкой, чрезмерная строгость - на уроках её все боялись и перед уроками тоже, а она только этого и добавилась. Предмет свой знала отлично и стоит отдать должное, видимо из страха, весь наш класс тоже хорошо знал русский. А вот литература сформировала у меня долгое нежелание что-либо читать и боязнь высказывать своё мнение, потому что на уроке литературы во всех сочинениях нужно было угадать мысли учительницы, чтобы написать "правильно" и получить хотя бы 4. Один раз, моя мама не поверила мне, что своё мнение высказывать в сочинении нельзя и мы с ней поспорили. Она за меня написала сочинение и получила за него 3/4, 3 - за своё мнение, 4 - за грамотность. После этого хотя бы перестала ругать меня за тройки по сочинениям.

А вот учительница по математике ван лов на всю жизнь. Если русский я знаю из страха, то математику из огромной любви к предмету, которую мне привила Марина Юрьевна. И практика показала, что не обязательно орать или кидаться тетрадками, чтобы заинтересовать в своем предмете. Конечно, Марина Юрьевна тоже была иногда строга, но это по крайней мере было справедливо и не переходило границы. На одних только школьных знаниях по математике я вывезла три курса универа и там, когда другим было ничего не понятно, мне было понятно все. Матан, линал, тервер и другие предметы в универе давались на раз два и это без каких-либо репетиторов.

16

Olga, в моей школе линейкой швырялась географичка, от избытка чувств, когда кто-то баловался. Но, блин, как же было интересно на ее уроках! Например, она устраивала дебаты: делила класс на 3 части, все друг с другом спорили на заданную тему. Это было на экономической географии. Помню, что моя команда была США ))

0

Olga, о да... кидание тетрадок и битье линейкой.. у нас такое практиковала учитель иностранных языков и химичка. При чем в институте ситуация с преподаватем иностранного языка повторилась. Только та еще и рвала тетрадь на половинки и бросала в угол кабинета.

0

Olga, первый раз вижу, чтобы линейку линалом обозвали 😉

0

Поборы на телевизор завучу, крайне негативное отношение к длинным волосам у парней, абсолютно дикие быдловатые одноклассники и прочие прелести. Самое мерзкое время

9

С учителями проблем не было, училась я хорошо, и это дело любила. А вот с одноклассниками начиная с 7-8 класса не сложилось. Поэтому школа закончилась ощущением тотального одиночества.

Время, проведенное по другую сторону баррикад, в роли учителя, вспоминаю с таким же содроганием. Бесконечные поборы - требование директора. У кого деньги не сдают - учителя на ковер, плохо работаете с родителями. Однажды надо было обеспечить явку на выборы, потом было разбирательство с теми, у кого родители не пришли. Совещания, визиты директора на урок, постоянные стенгазеты, конкурсы, утренники - всегда заканчивается унижением учителя, который не смог или не успел подготовить номер, нарисовать стенгазету, выучить танец. А в перерывах между этими мероприятиями надо успеть провести уроки и проверить тетрадки.

Ни в коем случае не оправдываю неадекватное поведение учителей, но вы сами попробуйте остаться адекватными в таких условиях

8

Некомпетентностью, хамством и взяточничеством м.... учителей. Хотя это были лихие девяностые... Необходимые знания я получил в ВУЗе, где остались старички, которые меня действительно учили. Пусть старорежимно, но своими знаниями я обязан именно им, а не школе.

6

А я не до сих пор обижен на школу и классную руководительницу за то что пытались забрать у меня медаль для одноклассника, сына владельцев магазинов, которые снабжали пакетиками с едой учителей. Для меня это был верх мерзости забирать медаль для кого-то. И только вмешательство на уровне РУНО помогло. А потом мальчик которому хотели отдать мою медаль получил по ЕГЭ еле 3-ку по русскому. А я, которому порочили потерять медаль именно на русском сдал его на 5. И казалось бы сколько лет уже прошло, а забыть не могу, и даже не хочу приходить на собрания. Хотя бесспорно были и хорошие учителя которые многому научили и поставили на верный путь молодого человека который еще не совсем хорошо понимал какова жизнь, многих уже нет в живых.

5

Роман, у нас, кстати, была такая, которую тянули. Но это был чистый энтузиазм педсостава, так как этой девушке это тоже было не надо. Просто посидели и решили, что хотя бы одна медаль золотая на класс была нужна. И исправили ей четверку по геометрии на пятерку быстренько. Все это запомнили из детей, но учителя говорили, что нам показалось. И вот когда вас два года держат за дебилов, которым показалось, было обидно. Хорошо, что я их больше не вижу. Хотя школу я любила, но больше не из-за учителей, а просто потому что любила учиться и там были друзья.

2
Отредактировано

Костямба, кто порадуется? Ты тут один.

5

Мышь, ему видимо как раз в школу пришлось идти, бывает

0

В 10 классе нас снова смешали, и я оказалась в кругу людей, с которыми мне было хорошо как дома. 90% класса дружили в десны. Мы постоянно тусили вместе, устраивали концерты, участвовали в конкурсах, КВНах. У нас была лучшая на свете классная руководительница Людмила Александровна Костеева. Выпускники ходили к ней в гости десятилетиями после выпуска из школы. Она помнила всех на по именам и все наши новости, работа, семья, дети.
На 20 летние выпуска увидела её в последний раз, не зная, что он последний. Очень её не хватает.

4

Унижениями в классе. Нежеланием классного руководителя и родителей вмешиваться в это. 9 лет как в аду.

4

Ярослава, вот да. Вырастаешь — умом понимаешь, что все издевательства — ерунда (если без побоев), но обида все равно остаётся.

1

Анфиса, да нет, я бы сказала наоброт. Когда вырастаешь начинаешь понимать, что:
1. Это не с тобой что-то не так. Это токсичная среда, сбой в коллективе. Не ты, так кто-нибудь другой (нужно только найти повод)
2. В этом случае жизненно необходимо вмешательство взрослых, которые часто говорят: "все издевательства — ерунда" и "сами разберутся". Не разберутся.
3. Защита взрослого - это одна из базовых потребностей для ребенка. Очень и очень хреново, когда, сталкиваясь с травлей и унижениями в школе, в семье ребенок также этой самой защиты не получает.

3

Анфиса, а если и побои, и выкидывание личных вещей в разные места? ерунда ли?

1

Обычный, тогда не ерунда конечно

0

Алиса, Я достиг того уровня просвещения, когда могу не обращать внимания на стилистику и знаки препинания не только в своей тексте, но и в чужом.

2
Отредактировано

Закончила школу 13 лет назад, а иногда до сих пор снятся кошмары, что я в школе 🤣 зато как отпускает, когда просыпаюсь… хотя в общем никакого негатива не было, просто рада, что эта пора позади 😅 из комичного часто вспоминаю училку биологии, которая нам объясняла, что мужики это как трутни 😃 И училку ИЗО, заставляющую перерисовывать творения русских художников (к слову, никакого обучения не было, я думаю можно представить, что рисуют дети в 5-8 классах) и конкретное унижение при всем классе, называя нас «полными дебилами»)))

Из хорошего- тёплые воспоминания об учителе истории, мировой художественный культуре и литературе ✌🏼за то, что учили нас мыслить своей головой

2

В школе были и приятные и не очень учителя, а с учительницей из музыкальной школы до сих пор общаюсь

1

Первая школа запомнилась максимальной пафосностью и регулярными поборами на нужды класса, новые парты, платные учебники, yada-yada. Прекрасно помню до сих пор как в первом классе моя мать пошла на первое родительское собрание, и по возвращении рассказала как им там раздали анкеты, где один из вопросов был "Чем вы можете помочь школе". Такой тонкий намёк, да?
Школа считалась в районе "элитной", даже не знаю как меня туда взяли, ведь наша семья была относительно средней руки. И ведь не просто взяли, а зачислили в класс "А" - он неформально формально был классом для "самых лучших", в то время как более простые дети учились в классе "Б" (и нам с самых первых дней первого класса прививали конфликт/соперничество с ними на почве того, что мы "лучше" и "умнее"), а в классе "В" учились самые ужасные дети, выходцы из семей алкоголиков и т.п., и мне до сих пор непонятно как они оказались в такой пафосной школе (стоит ли говорить, что их было в два раза меньше чем Ашек и Бэшек, почти все они были пацанами, и мы побаивались и старались максимально избегать их).
Перед девятым классом волею судьбы пришлось переехать в другой район Москвы и срочно найти там новую школу. В самую ближнюю к дому приличную школу без объяснения причин не взяли, пришлось идти в следующую ближайшую. Ох зря... Лучше бы сходили устроиться в более дальнюю... Потому что неплохая с виду школа оказалась тем самым кошмаром с безразличными учителями и охранниками, старшеклассниками, чуть ли не открыто курившими и выпивавшими, буллингом со всех сторон, постоянной текучкой кадров и полным пофигизмом к судьбе детей после 11 класса.
К сожалению, пришлось терпеть и доучиваться. За это время пережила, в числе прочего, попытку очень шуточного покушения на свою жизнь со стороны булли-одноклассников. К счастью, отделалась только синяками. Булли, разумеется, вообще ничего не было за это.

0

Почему нет варианта 50/50?
Мне приходилось менять школу, тк мы жили то в одном городе, то в другом по полгода. Потом еще и 3я прибавилась в 10м классе.
Учителя разные, очень!
Одних вспоминая с теплотой, другие до сих пор снятся в кошмарах.
Была и травля со стороны учителей, было и я довела училку до кондрашки! Даже язык не поворачивается назвать эту сучку учителем. Когда тебе ставят двойку, потому что она не понимает решение. За вопрос как прааильно такие задачи решать - выгоняют с урока. За вопрос почему ваши хваленые медалисты не смогли решить задачу - родителей к директору. И задачка там не то чтобы сложная была, в другой школе нас и посложнее заставляли решать.

0

В ужасе была от своей учительницы начальных классов. В школу пошла на севере, в Мурманской области. Валеева Любовь Ивановна. К детям относилась брезгливо, как-то бездушно. Она даже не орала, а просто вкрадчивым голосом приказывала выйти из класса и идти к директору. Жалости не испытывала. Мальчик у доски один раз обкакался при общении с ней. Выгоняла из класса и заставляла там стоять до конца урока. Других учеников заставляла ковыряться в своем портфеле и выкидывать что им не нравится. Мама жаловала на вечные поборы с ее стороны. Жуткая баба.
Хорошим педагогом была только учительница в пятом классе. Валеева Алла Викторовна. Всегда было с ней интересно. И на уроках, и вне их. Устраивала нам празники, был школьный театр. Ставили сказки. К каждому ребенку относилась индивидуально. Успеваемость поднянулась за то время, когда она была у нас. Я запомнила как она с уважением относилась ко мне и другим ученикам. Она была женой военнослужащего, поэтому проработала всего лишь год. А больше добрым словом вспомнить некого.

0

Саша, ошиблась в написании фамилии учителя старших классов. Правильно:Ванеева.

0

Для меня школа стала моим домом. Благодаря своему первому учителю я сама выбрала профессию учителя, работаю в начальных классах. Моя первая учительница Нина Николаевна всегда была подтянута, аккуратна, спокойна. Никогда я не слышала, что она ругала, выясняла что-то. Всех учеников уважала, но в тоже время была требовательна. Уроки всегда интересные и понятные, а кто что-то не понял на уроке на перемене смело могли подойти и спросить и она спешила на помощь. Она была своя и в тоже время была учителем, которого мы любили. Она для меня пример.

0

Вспоминаю как алгебра и физика доводила до слез и ощущения собственной тупости. Не понимал этой абстрактной байды по типу того, как сидеть по 2-3 урока и решать в физмате ахинею по Совдеповским учебникам

0

Постоянным унижением. Ненавижу училок, как правило, нервных климактеричек с красными потными мордами и размазанной помадой морковного цвета.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю