Пандемия изменила потребительские привычки половины россиян. Семь из десяти человек отложили крупные покупки до лучших времен, а четверть стали чаще следить за скидками. Об этом рассказывают аналитики Tinkoff Data: они опросили более 7000 человек и изучили траты 13 млн розничных клиентов и 600 тысяч компаний.

В этом материале собрали самые интересные выводы из исследования о поведении покупателей в 2020 году.

🚗 Крупные покупки — редкость

Почти половина опрошенных из-за пандемии пересмотрели свои потребительские приоритеты: 25% ответили, что стали реже покупать и следят за скидками, 20% покупают реже, но делают ставку на качество товаров.

Большинство россиян пока не готовы к крупным тратам: 70% сказали, что не планируют покупать технику, автомобиль или недвижимость

💻 Покупок онлайн все еще больше, чем офлайн

Больше половины потребителей продолжают тратить деньги онлайн. Только 6% опрошенных ответили, что устали от интернета и стремятся покупать в обычных магазинах.

Причин несколько: часть потребителей продолжает соблюдать социальную дистанцию, а ретейлеры активно развивают онлайн-продажи

🎓 Самые большие траты — на образование

В 2020 году россияне потратили на него на 80% больше, чем в 2019 году.

Половину денег потратили на языковые курсы. Из этой сумму больше всего получает Skyeng — около 46% всех трат. Дальше в рейтинге «Флоу» и Skillbox — 7,8% и 7,7% соответственно.

Популярно обучение ИТ, диджитал-профессиям, бизнесу и спортивные занятия

Как выбрать хорошие ИТ-курсы

🛠️ Траты на ремонт, музыку и медицину выросли

В прошлом году расходы россиян на товары категории «дом и ремонт» увеличились на 26%. На четверть больше стали тратить на музыкальные подписки и на товары для животных. В супермаркетах стали тратить на 22% больше денег.

Увеличились расходы на здоровье: на медицинские услуги — на 15%, на аптеки — на 14%

🏖️ Расходы на туризм и аренду авто стали меньше

В 2020 году ожидаемо снизились расходы россиян на турагентства — на 56% по сравнению с 2019 годом. Люди стали на 56% меньше денег тратить на аренду авто.

Пострадала отрасль перевозок: траты на авиабилеты снизились на 49%, на поездки на поездах — на 40%

✈️ Туристическая отрасль не достигла уровня до пандемиии

Несмотря на рост спроса на внутренний туризм и открытие некоторых стран для путешествий, пока траты на туры, отели, авиа- и ж/д билеты не достигли уровня 2019 года.

Рост расходов на туризм есть. Например, в 2020 году по сравнению с 2019 годом разница трат на отели составляла 43%, в 2021 году она снизилась до 20%

Какие страны открывают границы

🌭 В 2021 году расходы снова растут

За январь — март 2021 россияне потратили на образование и на дом и ремонт соответственно на 35% и 58% больше, чем в первом квартале 2020 года.

А еще на фастфуд мы стали тратить на 29% больше. Примерно на столько же выросли расходы на государственные сборы — налоги, пошлины, штрафы

✉️ Больше полезного — в рассылке про бизнес

Раз в две недели мы отправляем рассылку для предпринимателей. Делимся в ней последними новостями для бизнеса, полезной аналитикой и исследованиями, кейсами других предпринимателей из разных сфер

Как еще лучше понять потенциальных покупателей:

1. Что россияне покупают в интернет-магазинах.
2. Как меняется рынок интернет-торговли в России.
3. Бизнесы, на запуск которых скидывались клиенты.