Первое, что хочется сделать бизнесу в сложные времена, — сократить расходы. Но если просто резать затраты и увеличивать оборот, можно случайно лишиться и прибыли. Например, окажется, что с ростом продаж предприниматель только наращивал убытки.

Разобраться, как принимать правильные экономические решения, можно с помощью финансовой модели. Рассказываем, какие показатели нужно рассчитать и как оптимизировать расходы аккуратно, чтобы не навредить прибыли.

✍️ Составить список всех расходов

Достаточно собрать данные за полгода. Хорошо, если получится сделать не просто перечень трат, но и разбивку по месяцам и направлениям. Данные обычно выгружают из систем учета: «1С», таблиц в Excel, CRM.

Это поможет понять общую картину трат бизнеса, увидеть мелкие и ненужные статьи, которые вместе генерируют большие убытки и не влияют на прибыль
В каком сервисе вести учет

🗂 Сгруппировать расходы

Обычно получается несколько групп трат: зарплаты, реклама, связь и ИТ, представительские, хозяйственные траты.

Группы «Прочее» стоит избегать, потому что ее сложно анализировать. Вместо нее лучше сделать группу пусть даже с одной статьей расходов, но с понятным названием
Как подсчитать рентабельность бизнеса

⬇️ Сократить постоянные расходы

Это траты, которые не зависят от количества продаж: расходы на аренду, интернет, фиксированные зарплаты. Постоянные расходы можно сокращать, если они прямо не влияют на прибыль.

Например, можно сэкономить на аренде офиса: перевести сотрудников на удаленку или арендовать помещение дешевле. Перед этим нужно посчитать расходы на переезд и компенсацию за дистанционную работу
Что учесть в договоре аренды

🔄 Изучить переменные расходы

Это траты, которые зависят от количества продаж: закупка сырья, услуги подрядчиков. Оптимизировать такие расходы можно с помощью переговоров с имеющимися поставщиками и поиском новых партнеров с условиями лучше.

Переменные траты можно увеличивать. Например, предложить менеджерам по продажам премию, если они заключат больше сделок. Маржа станет меньше, но оборот может вырасти
Как написать скрипт для продаж

🤝 Рассчитать стоимость привлечения

Цены на рекламу в разных сервисах постоянно меняются. Если бизнес привлекает клиентов из Яндекса и «Вконтакте», нужно постоянно обновлять данные о том, сколько стоит привлечь клиента.

Грубо говоря, чтобы понять, зарабатывает ли бизнес на клиенте, нужно из среднего чека вычесть стоимость привлечения и другие переменные расходы
Основы маркетинга для бизнеса

🪑 Проанализировать сложные расходы

В бизнесе есть траты, которые только кажутся обязательными. Например, компания арендует склад для товарных запасов. Но оказывается, что там же хранится ненужная офисная мебель. Это повод поискать помещение поменьше, а мебель продать.

Универсальных рецептов изучения сложных расходов нет — нужно постоянно изучать движение денег и искать варианты сокращения расходов
Как следить за расходами в таблицах

💌 Все о бизнесе — в нашей рассылке⁠⁠⁠⁠

Раз в две недели мы отправляем рассылку для предпринимателей. Делимся последними новостями для бизнеса, мнениями предпринимателей из разных сфер и способами преодолеть трудные времена

Что еще почитать про бизнес:

1. Как и зачем считать EBITDА.
2. Как бизнесу сокращать расходы.
3. Как наладить общение с клиентами.