Навыки антикризисного управления нужны всем предпринимателям: каждый бизнес рано или поздно сталкивается с трудностями. Максим Батырев — основатель консалтинг-агентства и автор множества бестселлеров для предпринимателей. Его последняя книга посвящена кризисам — «Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис». Мы собрали оттуда главные тезисы.

🌋 Понять, что кризисы будут и дальше

Не получится пересидеть проблемы, ничего не делая: после одного кризиса появляется другой — и так до бесконечности. Нужно искать факторы, на которые можно повлиять

🚀 Быстро реагировать

В любой кризис рынок сжимается, но покупатели все равно остаются. Нужно узнать их актуальные потребности и отреагировать — изменить бизнес-процессы.

Есть теория о стадиях реакции на кризис: отрицание, гнев, поиск компромисса, депрессия и принятие. Задача менеджера — быстро пройти до пятой стадии и реагировать адекватными решениями, без паники

🧘‍♀️ Позаботиться о себе

Чтобы принимать взвешенные решения и мотивировать сотрудников, менеджер сначала должен решить собственные проблемы.

Это значит закрыть базовые потребности: например, скопить стратегический запас денег, продумать личный план безопасности, разобраться с фобиями. Поискать поддержку у друзей и семьи и найти то, что мотивирует
Как жить в условиях неопределенности

📊 Анализировать и менять бизнес-процессы

Ответьте себе на три вопроса: что нужно изменить, учитывая кризис, что адаптировать и от чего отказаться.

Анализировать стоит все составляющие бизнеса: процессы, финансы, персонал, продажи, маркетинг, продукты, систему управления, отношения с партнерами, технологии и инструменты

🎯 Перестроить позиционирование продукта

В кризис меняется потребительское поведение. Основные мотивы покупки: безопасность, привязанность, комфорт, гордость, новизна, экономия.

Поэтому важно перестроить коммуникацию с клиентами, учитывая это. Например, позиционировать фруктовые снеки как способ сделать запас продуктов на несколько недель

🔔 Дать людям информацию

В кризис сотрудники воспринимают молчание руководителя как сигнал о том, что все плохо, и могут распространять слухи и накручивать себя.

Чтобы этого избежать, организуйте ежедневные короткие встречи с работниками, на которых будете рассказывать о планах бизнеса. Встречаться лучше лично
Как справиться с выгоранием сотрудников

🔧 Найти команде занятие

Безделье провоцирует страх и панику, а труд, наоборот, помогает справиться с негативными эмоциями.

Руководителю стоит проанализировать обязанности сотрудников и найти им занятие, которое принесет пользу бизнесу и клиентам
Как развивать себя и команду

🧩 Искать проблемные места

Работоспособность любого бизнеса ограничена тонкими местами — например, бесполезно наращивать число клиентов, если один юрист не успевает выставлять договоры.

В кризис тонкие места становятся видны: они находятся там, где больше всего жалуются сотрудники. Такие места надо искать и пробовать их изменить

🛑 Принимать непопулярные решения

Для экономии руководителю иногда приходится делать то, что не нравится коллективу: перестать компенсировать траты на спортзал, перевести людей на удаленку или неудобный график.

Нужно заранее продумать, как сотрудники отреагируют на решение и как можно смягчить последствия. О новшествах лучше рассказать лично и объяснить, почему вы так сделали и чего хотите добиться

⚠️ Заняться сценарным планированием

Продумайте несколько планов действий:
— если выручка упадет больше чем на 50%;
— в тяжелый кризис — когда падение составит 15—50%;
— на случай сложных времен — то есть падения выручки на 5—15%.

Важно заранее определить маркеры, по которым будет понятно, к какой ситуации приближается бизнес. Составлять планы нужно с участием ключевых сотрудников: это покажет, что с ними не планируют расставаться, и мотивирует спокойно работать
Как управлять проектами

🥇 Сосредоточиться на похвале сотрудников

Во время перемен руководитель хочет, чтобы сотрудники научились чему-то новому: навыкам, процессам, подходам.

Не все получится с первого раза, поэтому попытки сделать что-то иначе нужно закреплять похвалой: отметить, что сотрудник сделал правильно, и акцентировать его внимание на этом
Как поддержать команду

📆 Планировать короткие перебежки

В шторм стоит сократить горизонт планирования и ставить сотрудникам простые задачи. Пример плохой формулировки: «Нужно выполнить квартальный план продаж». Пример хорошей: «Сделать 100 звонков потенциальным клиентам».

Можно попробовать работать по системе Scrum: планировать неделями, составлять список коротких и понятных задач, постоянно анализировать и решать возникающие проблемы

🤲 Практиковать родительскую модель управления

Станьте для сотрудников кем-то вроде родителя: подавайте личный пример, объясняйте, что им непонятно, развивайте и помогайте раскрывать потенциал.

Сотрудники не супермены со стальными нервами. Им нужна поддержка. Не нужно превращаться в психолога, но важно говорить с сотрудниками и находить повод для радости
Как помочь сотрудникам в кризис

💼 Все о бизнесе — в нашей рассылке⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠

Раз в две недели мы отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер

Руководители, для вас:

1. Ошибки в делегировании.
2. Как сохранить сотрудников в кризис.
3. Как планировать работу в неопределенности.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.