Как я объездил Сибирь: Иркутская область, Бурятия и Чита за 8 дней и 28 000 ₽

Меня зовут Айдар. До пандемии я посетил 30 стран, а в 2021 году переключился на Россию. В мае я побывал в 11 южных субъектах Российской Федерации, а в июне объездил 14 западных субъектов страны. В августе я принялся покорять Сибирь в следующей последовательности:

1. Челябинская область, Курганская область, Тюменская область, Красноярский край.
  2. Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край.
  3. Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область — Кузбасс.
  4. Республика Алтай, Алтайский край.
  5. Омская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Я исключил Новосибирскую область, так как был там недавно. В день я планировал тратить по четыре тысячи рублей: по тысяче на передвижения, жилье, питание и развлечения, проживая в хостелах и передвигаясь на разных видах транспорта. Я проложил подробные маршруты по каждому субъекту, выделив не только места, которые я должен увидеть, но и блюда, которые должен попробовать. Второй сегмент маршрута, как и ожидалось, получился очень насыщенным и интересным, ведь он включал следующие чекпойнты: Иркутск — галерея Виктора Бронштейна — Байкал — остров Ольхон — Улан-Удэ — Чита.

Иркутск

В Иркутске я приземлился 8 августа. Билет из Красноярска стоил 4 000 рублей. Именно в тот день у меня впервые появилось понимание того, что я снова в любимой Азии. Я бывал во Владивостоке, но даже там не видел такого количества азиатских вывесок, брендов, ресторанов и средств передвижения. На арендованном электросамокате я проехался по набережной Ангары, Центральному парку и зоне исторической застройки «Иркутская слобода». Архитектура старого купеческого города прекрасно сохранилась, но не менее интересна и скульптура. Мне понравились памятники первой учительнице и основателю города Якобу Похабову, памятник Леониду Гайдаю и единственный в стране памятник Александру Колчаку. Где еще в один день увидишь и царя, и вождя, и верховного правителя?

Кровать на две ночи в очень стильном, чистом и уютном Rolling Stones hostel стоила 1 300 рублей. В хостеле я познакомился с девочкой-программистом Эльзой. Эльза уже много лет живет и работает в Австрии, на тот момент у нее был свой тур по России: она ехала по Транссибирской магистрали из Казани во Владивосток. Весь вечер мы играли в настолки, а потом полночи гуляли по городу, набережной Ангары и острову Юности. Из-за этого она чуть не проспала свой автобус на Байкал; я же, проводив ее, отправился досматривать Иркутск.

Галерея Виктора Бронштейна. Арт-пространства — мой обязательный чекпойнт в каждом городе и стране: от Тайпея до Белграда. 9 августа я побывал на арт-заводе «Доренберг» и в Галерее Виктора Бронштейна. Вторая понравилась мне больше: взрослый билет стоил всего 150 рублей, помимо выставок там работали магазин, шоурум и винотека.

Галерея Виктора Бронштейна — очень крутая молодая и современная галерея, крупнейшая в Восточной Сибири. Тут более двух тысяч экспонатов, выполненных в разных техниках. На момент моего посещения персонально выставлялись художник и скульптор Зорикто Доржиев и скульптор Даши Намдаков. Мне очень понравилось. Обожаю, когда этнические мотивы в умелых руках раскрываются по-новому и начинают говорить на понятном нам языке.

Байкал

10 августа в компании с менеджером Женей из Ростова-на-Дону, с которым я так же познакомился в хостеле, я отправился на Байкал. Автобус забрал нас прямо из хостела и довез до поселка Хужир, который находится на острове Ольхон в самом сердце Байкала. Поездка длилась около 6 часов и стоила 1 300 рублей на человека. Паромная переправа на остров была быстрой и бесплатной. За двухместный номер на две ночи в мини-отеле «Диана» мы заплатили по 2000 рублей.

После заселения и плотного обеда мы встретились с Эльзой и отправились исследовать местность. Втроем мы добрались до Шаманской скалы, прогулялись по Сарайскому пляжу, наблюдали закат на Байкале, много общались и фотографировались. Итак, я добрался до самого глубокого и, пожалуй, самого известного озера этой замечательной планеты. Осознание этого приходит не сразу, но впечатление сохраняется надолго.

Остров Ольхон

11 августа Эльза уехала обратно в Иркутск, а мы с Женей отправились на водную экскурсию, которую чудом успели забронировать накануне. Дело в том, что якутские пожары добрались и до Ольхона: самолеты по Восточной Сибири толком не летали, а доступ на северную часть острова был закрыт, что перетасовало планы всех, кто был тогда на озере.

Нам повезло, мы урвали два последних места на борту по 2000 рублей. На уютном прогулочном катере мы обогнули остров, увидели мысы Харанцы и Хобой и в полной мере насладились красотами Байкала. Весь следующий день мы потратили на обратный путь до Иркутска на обычном рейсовом автобусе за 800 рублей. Там я простился с Женей и поехал на железнодорожный вокзал, чтобы вновь встретиться с Эльзой и проехать часть наших маршрутов вместе.

Улан-Удэ

Утром 13 августа мы прибыли в столицу Бурятии. За билеты в купе мы заплатили по 1800, а за хостел — по 600 рублей. Мы передохнули и отправились в Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» — буддийский монастырский комплекс в 36 километрах от Улан-Удэ. Добрались мы до него на обычном городском автобусе с пересадкой в селе Иволгинск. Остаток дня мы посвятили прогулке по Улан-Удэ: прошлись от площади Советов и Музыкального фонтана по улице Ленина, часть которой является пешеходной, и дошли до реки Уда, на которой стоит город.

На второй день мы отправились в дацан «Ринпоче Багша» — это относительно новый буддийский центр, где находятся самая большая статуя Золотого Будды и самый большой буддийский колокол в стране. В обоих культовых сооружениях мы платили только за проезд и обед. В хостеле, где, кстати, единственный раз за всю поездку у нас проверили сертификаты о вакцинации, нам разрешили остаться подольше и постирать вещи. Ближе к вечеру мы отправились на железнодорожный вокзал, чтобы продолжить свой путь на Восток.

Чита

Утром 15 августа мы были в Забайкальском крае. На сей раз поездка в купе стоила 2100 рублей на одного. Чита — относительно маленький город, поэтому мы не планировали здесь ночевать. По круговому маршруту мы прошли от памятника Александру Невскому до памятника Любви и верности, прогулялись по площади Декабристов, парку ОДОРА и площади Ленина.

Больше всего времени мы провели в Читинском городском зоопарке, небольшом и компактном, но достаточно интересном и разношерстном для того, чтобы оставить приятное впечатление о себе и городе в целом. За билеты мы заплатили по 250 рублей. На этом наши с Эльзой пути расходились: вечером меня ждал самолет в Иркутск, а ее — поезд в Благовещенск.

В этот раз это, конечно, была бурятская кухня:

• буузы или позы: сочные бурятские манты, который мы иногда ели по несколько раз в день;
  • ногоон сай и хушууры: зелëный плиточный чай с молоком и солью и бурятские чебуреки;
  • сугудай: слабосолëный байкальский омуль;
  • боовы: жареные мучные изделия, которые нам подали со сгущëнкой;
  • банштай шулэн: жирный мясной суп с лапшой и пельменями;
  • шарбин: жареная поза.

Всего на питание ушло около 10 000 рублей. Суммарные расходы составили около 28 000 рублей, хотя я ожидал потратить больше, ведь я увидел Байкал, Забайкалье и даже кусочек Дальнего Востока, чем даже перевыполнил сибирский план.