Как достичь цели, ни в чем себе не отказывая: система ведения бюджета без лишней суеты

178
Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Аватар автора

Анатолий Фомин

научился распоряжаться финансами

Страница автора

Я создал систему планирования бюджета, с помощью которой накопил за три года 300 000 ₽ при доходе в 30 000 ₽.

Я начал вести учет расходов после того, как поступил в вуз и у меня появились первые деньги. Через три месяца купил телефон мечты за 30 000 ₽, занес покупку в табличку расходов и понял, что денег на еду не осталось… Так я решил разделить постоянные и переменные обязательные траты и начал копить на новый телефон.

Лейбл заголовка
Этап 1

Фундамент

Главная цель ведения бюджета — не отказывать себе в покупке того, что действительно для вас важно.

Система строится на принципе конвертов: ее смысл в том, чтобы задать каждому рублю вашей зарплаты конечную цель заранее.

Как это работает? Для начала определите ваши основные постоянные затраты и запишите их в табличку, которую можете составить по моему примеру. На первом этапе 4—5 штук будет достаточно.

Главный недостаток всех планировщиков бюджета — это несоответствие реальных денег и их виртуального распределения. Проблема решается просто: создайте счета под разные расходы и пополните их, в дальнейшем каждый месяц перечисляйте на них запланированную сумму.

Это можно сделать в любом приложении банка, если оно работает быстро и у него есть функция автопополнения. Я сделал это в приложении Сбера.

Подсказка: счета больше подходят для постоянных трат, а цели — для накопления фиксированной суммы.

Практика: вам понадобятся две карты и несколько счетов для разных видов расходов:

  1. Основная карта — та, которой вы расплачиваетесь постоянно. На ней нужно всегда хранить фиксированную сумму: 1000, 5000, 10 000 ₽.
  2. Автопополнение — это карта, на которую приходит зарплата. Каждый месяц первого числа раскидывайте 30 000 ₽ на счета. Сначала это проще делать вручную, затем можно автоматизировать процесс.
  3. Счета под&nbspодноименные расходы — с них нужно списывать деньги для поддержания баланса основной карты.

Пример: вы покупаете еду в супермаркете на 5000 ₽. Эта сумма списывается с вашей карты, которую вы пополняете со счета «Еда».

Вы удивитесь, как дорого обходятся с виду дешевые вещи. Допустим, кофе по будням. Но не обязательно отказываться от этого: примете решение, нужен ли вам ежедневный кофе, как только будет видна целостная картина.

Например, я обнаружил, что значительная часть денег уходила на питье и еду вне дома, поэтому приобрел термос и стал покупать фрукты с собой. Так я каждую неделю экономил два билета в театр, чем благополучно пользовался.

Через месяц после появления привычки пополнения карты со счетов и знакомства с азами можно переходить дальше.

Лейбл заголовка
Этап 2

Расширяем горизонты планирования

Итак, теперь мы контролируем ежемесячные расходы, но как запланировать, например, поездку на море? Для этого нужно создать целевой счет и подсчитать, сколько откладывать ежемесячно для достижения цели.

Практика: возьмите листок, выпишите основное из того, что хотите реализовать за этот год, и укажите, сколько это стоит. Затем воспользуйтесь табличкой — той самой, которую я привел в пример выше, и впишите цели в ваш бюджет. Придется расставить приоритеты.

Пример: вы планируете за год накопить подушку безопасности в размере 100 000 ₽ и отправиться в отпуск за 50 000 ₽ летом. После регулярных расходов остается 10 000 ₽ в месяц. Очевидно, что и то и то не вариант. И тут три пути:

  1. Пересмотреть цель на подушку безопасности: копить дольше или запланировать скопить меньше.
  2. Пересмотреть цель на отпуск: поехать позже или организовать путешествие подешевле.
  3. Отказаться от кофе по будням.

И помните, что если вы планируете поехать в отпуск, покупаете кофе и у вас нет подушки безопасности, то этот выбор был сделан за вас.

Лейбл заголовка
Этап 3

Амортизация

Это сложное слово обозначает простую вещь — деньги, которые вам понадобятся, когда что-то крупное придет в негодность.

Со временем вещи изнашиваются и теряют в стоимости. К крупной покупке стоит подготовиться заранее.

Пример: вы понимаете, что ваш компьютер уже не тянет даже «Микрософт-офис», и необходимо покупать новый за 50 000 ₽. После обязательных расходов у вас остается 10 000 ₽, которые вы откладываете на отпуск. Что делать?

  1. Страдать и копить год на новый компьютер.
  2. Отказаться от отпуска.
  3. Предусмотреть все заранее и взять нужную сумму на покупку со счета «Амортизация».

Практика: возьмите листочек и запишите вещи, которые придется обновить в ближайшие пять лет. Скорее всего, это будут:

  • ноутбук;
  • телефон;
  • одежда и обувь;
  • машина;
  • бытовая техника.

Запишите в таблицу получившуюся сумму и ожидаемый срок работы каждой вещи. Результат может удивить, но эту сумму придется заплатить в любом случае, только теперь вы знаете об этом. Запишите ее в ваш бюджет и откладывайте деньги ежемесячно. Да прослужит ваша техника больше отведенного ей срока.

Лейбл заголовка
Этап 4

Делаем систему удобнее

Создайте отдельный счет «Кредитор» и положите на него 30% расходов. Это поможет в случае, когда чуть не хватает денег на счете, — берите средства с этого счета и гасите долг в следующем месяце.

Пример: вы хотите купить билеты в театр за 3000 ₽, а на счете «Развлечения» осталось 2000 ₽. Для покупки вы снимаете 2000 ₽ с него и 1000 ₽ с «Кредитора». Теперь вы задолжали самому себе 1000 ₽. Чтобы не забыть, запишите это: «Развлечения −1000 ₽». В следующем месяце с пополнением погасите долг. Не тратьте больше денег, чем запланировали.

Для того чтобы больше не распределять деньги вручную в начале месяца, создайте систему копилок — это занимает минут 10. Покажу на примере зеленого банка:

  1. Выбираем карту списания.
  2. Заходим в «Настройки».
  3. Открываем раздел «Мои копилки» и заводим новую.
  4. Выбираем пункт «По расписанию».
  5. Выставляем срок «Каждый месяц первого числа».
В результате получим
В результате получим
Лейбл заголовка

Выводы

Благодаря этой системе я осознанно распределил свои траты, поэтому:

  • избавился от чувства вины за деньги, потраченные на себя;
  • исключил импульсивные покупки;
  • легко достиг финансовых целей, без ущерба для качества жизни;
  • спокойно пережил голодные месяцы самоизоляции.

Если хотите создать подобную систему, но что-то осталось непонятным, задавайте вопросы.

Редакция
А как вы ведете учет финансов?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество