«Думала, это можно пофиксить»: три моих больших ошибки в воспитании ребенка с СДВГ

31

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Моему сыну поставили диагноз СДВГ в первом классе. Все, что казалось особенностями характера или недостатками воспитания: упрямство, капризность, неусидчивость и чрезмерная активность — было синдромом.

Мы прошли трудный путь, который включал пять школ, из них три были частными, домашнее обучение и репетиторов. Было много специалистов: неврологи, психологи, психиатры, даже остеопат и гомеопат. И сейчас, когда сын уже взрослый, нельзя сказать, что все замечательно, а значит я могу давать советы о том, как надо воспитывать ребенка с СДВГ. Но так как есть возможность, оглядываясь назад, осмыслить, что давало положительные результаты, а что нет, думаю, что вправе поделиться этими размышлениями.

Думала, что это можно пофиксить

Как я написала, мой ребенок был своенравным, капризным и очень- очень подвижным. Но еще он был обаятельным,веселым и вполне успешно ладил с ребятами разных возрастов во дворе. Это был ребенок, за которым нужен “глаз да глаз”, обаятельный “сорви-голова”. Он ходил на занятия для малышей и получал там бумажные медали за достижения. А еще всегда можно было использовать оговорку из серии “ну это же мальчик”. Но все это было в садиковском возрасте.

А вот в школе началась совсем другая история. Он не мог сидеть на уроках, убегал домой и дрался с одноклассниками. Его школьный дневник был исписан красной ручкой, а мне звонили из школы через день. В школе нас отправили в кризисный психологический центр и там я узнала, что “гиперактивность” это не просто высокий уровень активности, а диагноз. И это привело к следующему умозаключению — раз есть диагноз, значит можно вылечиться. И я пробовала все: ходила к психологам сама и водила сына. Он получал назначения от невролога и от психиатра, а я делала расстановки и искала корни проблем в семейной истории. Все специалисты были “очень сильные”, “лучшие”, “грамотные”. Я хотела сына, которым можно гордиться, а не испытывать все время стыд и беспомощность и думала, что надо лишь найти способ “его починить.

Но при всех усилиях СДВГ никуда не уходил, в подростковый период он обернулся агрессией, потом добавился ОКР, в юном возрасте пришла депрессия. Найти “волшебную таблетку” не удалось. СДВГ — строго говоря не диагноз, а некий комплекс симптомов, за которым могут скрываться совершенно разные проблемы. И с этим связан большой и противоречивый поток информации и советов по этой теме. Кому-то помогло исключить сахар из меню или нормализовать отношения в семье, а кому-то понадобилась госпитализация и не одна и “коктейль” из препаратов.

Сейчас оглядываясь назад, понимаю, что лихорадочный поиск решения — “как сделать его нормальным” — не имел смысла.

Думала, что внешняя среда заставит изменить поведение

Моя логика была такой, если каждый день он будет ходить в школу и знать, что у него нет иных вариантов, то в конце концов адаптируется и перестанет себя неправильно вести. Но это не сработало. У него был некий запас прочности — два дня он мог ходить в школу, на третий что-то обязательно случалось — скандал, драка, побег. Это соотношение хороших и плохих дней не менялось до конца школы, на это не влияли никакие внешние факторы. Два-три дня и наступало переутомление. В каком-то посте про РАС я наткнулась на термин “сенсорная перегрузка”. Он очень точно отражал происходящее. В школе, где всегда шумно, надо находиться в непрерывном социальном взаимодействии, а еще концентрироваться на уроках и стараться заслужить одобрение учителей, его психика начинала сбоить. Ему были нужны более щадящие условия обучения.

Такой подход — адаптация ребенка с СДВГ и возможно с какими-то чертами РАС к коллективу во чтобы то ни стало — несет риски. В младших классах дети быстро вычисляют одноклассника, который ведет себя странно, и начинают его провоцировать.

Конфликты в младших классах это неприятно, но роль учителя тут решающая и младших школьников можно утихомирить. А вот чем может закончиться конфликт в средней школе, когда даже у самых здравых детей разум отступает, а учителя не являются авторитетом, представить страшно. И тут уже неважно будет кто, кого спровоцировал и кто первый начал. Чего будет стоить правота, если кто-то из детей получит травмы.

И тут, наверное, наше везение, что в 6-м классе после череды неприятностей на уровне "прогулял, нагрубил, поссорился с одноклассниками", мы ушли из госшколы на домашнее обучение, в 7-м в частную школу и, далее нашли альтернативную школу, где в какой-то период взрослых было почти столько сколько же школьников. В 15 лет агрессия и импульсивность, которая толкала на непрерывные стычки сами по себе сошли на нет.

Необходимость приспосабливаться к социуму не исправляет человека, если речь идет об СДВГ. Напротив, во враждебной среде происходит обратный процесс — дезадаптация и вместо доброго и жизнерадостного ребенка, пусть и со своими странностями, можно получить озлобленного на весь мир подростка.

Игнорировала все остальные сферы жизни

В какой-то момент все мои усилия были сосредоточены на СДВГ. Я очень много читала по этой теме и общалась на профильных форумах. Все время была в поисках специалистов, школы, где “принимают трудных детей”. А между тем проходила моя молодость и детство моего сына.

Наша жизнь все время колебалась в амплитуде от “так просто невозможно” до “можно выдохнуть”, было ощущение постоянной борьбы и в состоянии “нам бы день простоять” ни о каких горизонтах планирования речи не шло. Свои собственные планы и мечты я игнорировала или откладывала на потом.

А как надо было?

Что мне сейчас кажется правильным:

  • Планировать траекторию обучения и начинать готовиться к школе заранее, но не на уровне развивашек, а ориентируясь на школьный формат. Учителя готовы поддерживать проблемных учеников при условии, что такие дети показывают хорошие результаты в учебе.
  • Не верить в звездных специалистов, педагогов, тренеров, чудо-методики, таблетки и так далее. Очень часто для нормализации жизни достаточно небольших позитивных сдвигов. И помочь их совершить могут люди без громких имен. Например, в начальной школе для нас таким человеком стала преподаватель пенсионного возраста в школе на окраине города. Тренер, который успешно нашел к сыну подход, только-только закончил вуз и сам был совсем юным. А организаторы альтернативной школы, благодаря которым удалось закончить 11 классов и сдать ЕГЭ с хорошим результатом, не имели на тот момент педагогического образования, но при этом умели договариваться даже со сложными детьми. Скорее я видела обратную зависимость, амбициозные специалисты воспринимали такого ребенка как личный вызов и стремились его перевоспитать, что неизменно приводило к конфликтам.
  • Не демонизировать ребенка. Дети с СДВГ при всей своей импульсивности, как правило добрые и более простодушные, чем обычные дети. И это, в том числе, делает их удобной мишенью для нападок. При этом они сами очень страдают от происходящего и как бы не хотелось ругаться и кричать, надо понимать, что то, что они делают это действительно не специально.
  • Если большая часть проблем связана со школой, стоит подумать об альтернативном обучении. В этой сфере очень много энтузиастов, экспериментаторов и просто людей, которые действительно хорошо относятся к детям, а иногда это уже очень много. Сейчас есть хорошие возможности для домашнего обучения, но надо учитывать, что закрывать дома такого ребенка тоже нельзя, он стремится познавать мир, ему нужны впечатления и общение.
  • Заботиться о своих ресурсах. Если вы не можете нормально жить и работать, так как все время на нервах и в проблемах ребенка, то в первую очередь надо думать, как сделать вашу жизнь более комфортной. Это стандартный совет про "наденьте маску", но он срабатывает лишь, если понимаешь, что к сожалению проблема не решится в одночасье и надо приготовиться к длительному периоду жизни с определенными сложностями.
  • stufently TИз всей статьи один вопрос а что папа то делал3
  • Нехетти ГринНу а как бы вы начали заранее готовиться, если не был поставлен диагноз? В среде врачей противоречивые мнения об СДВГ, однако известно, что его пик злосчастным образом приходится на 1-й класс - аккурат ваши 7 лет. И мальчикам тут меньше повезло. Во-первых, среди них больше СДВГ-Г (с преобладанием гиперактивности), а во-вторых, у девочек проявления вылезают раньше - и больше шанс, что к первому сентября барышня уже как минимум год будет в коррекции, что облегчит адаптацию к школе. Ну и конечно, вы наверняка читали, что в подростковом возрасте СДВГ либо значительно смягчается, либо проходит, либо... печальный сценарий, но уж как есть - приходится ставить F20 или что-то в этом роде. Здоровья вам и сыну.3
  • Сергей ВаснецовМогли бы Вы сказать, какие симптомы были в 2-3 летнем возрасте?0
  • ОльгаНехетти, СДВГ у девочек, к сожалению, диагностируется гораздо хуже, чем у мальчиков. Считается, что это связано с особенностями воспитания и социализации.4
  • ОльгаМне все зашло т.к все это сейчас проходу сыну 6 лет , школа меня просто в ужас приводит.2
  • Ольгаstufently, а папа такой же как сын , нет внимания на ребенке хватает только на себя.0
  • ОльгаХотелось бы поподробнее по этой теме очень актуально. Хотя вы многое сказали и к этим выводам я уже тоже пришла насчет специалистов, а вот тема с медициной еще не отпускает. Школу ищу платную для таких деток или индивидуально , заходят сыну индивидуальные занятия и не со всеми.1
  • Обычный человекСаммари статьи: пыталась вылечить неизлечимое, пропереться сквозь стену не получилось, смирилась, а оказывается, надо было по-другому1
  • ИннаСергей, да, была повышенная по сравнению с ровесниками активность, капризность и довольно частые истерики, когда переутомился/перевозбудился и так далее. но именно в 2-3 года это все можно было списывать на всякие кризисы и особенности2
  • ИннаОбычный, не совсем так, пыталась найти методики, которые помогут, тем более специалисты же не говорят: "у вас неизлечимое, идите и живите" , все предлагают свои способы и как мне кажется просто не нашелся специалист, который бы суммировал симптомы и обозначил бы как и на что реагировать0
  • ИннаОльга, с медициной у нас получилось странно, каждый врач прописывал свое лечение, то есть у невролога один протокол, а у психиатра другой. Но на элементы РАС, если так вообще можно говорить, никто не обращал внимания, а как будто бы именно это в подростковом возрасте давало самое неприятное -вспышки агрессии. Или сейчас я из коротких видео в инсте узнаю то, что раньше ни в каких статьях не попадалось - например, про паталогическое избегание требований, то есть чем больше на человека давишь, тем он сильнее избегает какого-то дела. это вроде бы кусочки информации, но тогда они бы сильно помогли3
  • ИннаОльга, по своему печальному опыту могу сказать, что именно школа может очень сильно нагнетать и создавать ощущение, что кошмар и ужас. хотя если объективно дети с СДВГ не монстры, да, у них есть особенности, но они как правило очень открыты и готовы к позитивному взаимодействию. И в начальных классах, какой бы он ни был непоседливый и гиперактивный, это все равно еще маленький ребенок. Может быть вам повезет найти своего хорошего доброго учителя в обычной школе. Хотя я знаю кейсы (сама до этого не додумалась), когда родители доплачивали учителю отдельно и лояльность к ребенку была значительно выше.2
  • It-girlЯ не понимаю, что с моим сыном. В 7 лет пошел в школу и не может учиться. Уже во втором классе, но только начал потихоньку писать печатными буквами. Мне тяжело заставить сесть его за уроки, очень долго уговариваю, быстро утомляется и как будто перестает слушать, отключается. Не может учить стихи, но при этом более-менее считает, математика лучше всего получается. При этом сын непослушный, упертый, упрямый, все норовит сделать наперекор. Все время с ним какие-то неприятные ситуации, страшно ссорится с братом и сестрой. Я уже не понимаю, что происходит с ребенком, это СДВГ? Пошли к психологу, та направила к психиатру, чтобы оформить направление на ПМПК. Психиатр дала справку, что у него пограничный уровень интеллекта - 76. Но никто не говорит, что делать, не дает никаких рекомендаций. Это очень тяжело. Это младший сын, и он требует всё мое время и внимание. Хотя у меня еще двое старших детей и при этом я работаю. Дорогие родители, поделитесь информацией, к какому специалисту мне идти, какие материалы и где почитать. Как мне найти общий язык с сыном и примириться с его особенностями. Я, если честно, в отчаянии...2
  • Антонинаstufently, у людей с СДВГ почти всё проблемы связаны со школой и вне неё это никак особо не проявляется, человек просто не собран, часто опаздывает, плохо планирует, но в остальном ни чем от остальных не отличается. У моемого мужа и ребёнка у которого СДВГ IQ намного выше среднего. Оба в школу шли и программу школьную самостоятельно освоили уже до 4 класса. У мужа в началке и не было проблем, а у ребёнка были, он просто бесил учительницу, а вот у неё проблемы психики похоже похуже чем СДВГ Как показал наш опыт 70% зависит от учителей. Если они травить не будут, то ребёнок может спокойно с этим учиться в обычной школе.4
  • АнтонинаНехетти, это вообще никак не диагностируется вне школы. Там в критериях постановки диагноза именно школа, а не возраст, заграницей диагноз ставят раньше, потому что там раньше в школу идут1
  • stufently tАнтонина, в целом меня смущает только повальное количество детей с этим синдромом , грубо говорят процент таких детей в наше время был совсем не большой сейчас просто какой то дичайший стал, видимо что то в текущей жизни стимулирует развитие этой болезни2
  • Mio moi MioIt-girl, я очень аккуратно посоветую 1) найти второго психиатра-невролога, подтвердить или опровергнуть первое заключение 2) уточнить заключение пммк- требуется ли перевод в класс особого типа. Они бывают разной степени облегченности, можно достаточно эффективно учиться даже закончить среднюю школу. Лучше сходить в школу, посмотреть на детей/учителей. 3) узнать, нужно ли медикаментозное лечение и как долго (постоянно или курсовое) 4) вступить группы мам в своем городе, где обсуждаются такие проблемы0
  • Ина Яяstufently, нелимитированные гаджеты, однозначно1
  • Ина ЯяС интересом прочитала ваш пост, поскольку являюсь репетитором математики начальных классов и мама одного ученика в этом году сказала, что сыну поставили сдвг. Я, конечно, стала искать подробную инфо и выяснила, что это очень спорный диагноз и даже есть врачи, кто отрицает существование такого синдрома как диагноза. Однако ещё до оглашения этой новости у меня были свои личные наблюдения, тк с ребёнком я занималась весь прошлый год и довольно успешно. Так вот. В определённые дни, когда я приходила, ребёнок поражал меня скоростью работы и вовлеченностью в процесс, в другие - агрессией, полной неспособностью сложить даже 2+2 и иными неприятными закидонами. В такие дни я выходила от него, как выжатый Лимон, тк работать с таким равно биться головой о стену. При общении с мамой как правило выяснялось, что в дни "плохого" поведения у ребёнка были поблажки в виде 2-3 часов компьютерных игр ещё до моего прихода. К сожалению, сейчас я вижу крайне много родителей, кто не осознает какую медвежью услугу они оказывают своим детям, не лимитируя жёстко экранное время. Делать это нужно с раннего детства, а не резко обрубать, когда ребёнку уже 7 и старше и он ест и спит со смартфоном. Неудивительно, что в школе дети потом ничего не соображаю и им неинтересно. Про это все полно информации в сети, та же Черниговская, Курпатов и другие специалисты, подробно объясняющие, как работает мозг и психика при погружении в виртуальную реальность. Я не говорю, что у всех так, но в случае с "моим" мальчиком с установленных диагнозом почему-то никакого сдвг у него не наблюдается, если: 1. Есть режим. Он ложится в 22 и встаёт в 8-9; 2.к моему приходу он нормально позавтракал без сопровождения телевизора; 3.Он не брал смартфон в руки хотя бы с утра, а ещё лучше несколько дней, тк не единожды я видела, какой ребёнок приезжал из разных поездок, где ему было не до виртуала; 4.Комната хорошо проветрена. Это абсолютно спокойный, весёлый, усидчивый, включённый в работу ребёнок, который, как ракета, за полурока прорешивает все, что я приготовила на час, конечно, иногда пытающийся откосить от скучных для него тем, но в здоровую меру, как и все мы когда-то в эру отсутствия интернета и смартфонов. И таких детей сейчас большая часть. У моего ребёнка львиная доля класса не просто троечники, а они не умеют учиться, а это уже средняя школа, зато они лет с 8 беспрепятственно переписываются в чатах в 3 часа ночи,бесконтрольно играют, сидя на лавочках или дома и тп. Где же, непонятно, родители и их знания по теме? Когда потом они в панике пишут: у меня ребёнок в 8м классе не может решить задачу по математике за 3й, кто виноват? И очень жаль, что часто я вижу, что родители, ограничивая экранное время, чувствуют будто обделяют свое дитя и не понимают, зачем это надо делать, будто отнимают у него кусок хлеба, зато ребёнок сидит чуть не с 1го класса на репетиторах, здорово и часто безрезультатно облегчая семейный кошелек. Мне бы очень хотелось, чтобы хоть кто-то задумался о правильности своей позиции в отношении наличия смартфона у своего ребёнка с колыбель4
  • Ина ЯяДобавлю, что вместо сокращения экранного времени, некоторые радуются, что получили доступ на учи.ру, где ребёнок зависает часами в играх: мотив родителей, уж лучше так, чем тик-ток. Да не лучше! Все убрать. 1 час до 12 лет в день, включая мессенджеры, 1.5-2 часа до 16. С перерывами по 20-30 минут, кстати. Вот это безобидная форма и норма для мозгов и для, не забываем, детского зрения. Слышу ли я такую точку зрения в родительском сообществе и соответствующие действия? Увы, у единиц.1
  • Johnny CashИнна, а спортом не пробовали нагружать?? Прогулками? Чтоб энергию больше растрачивал?0
  • СветланаВы прошли огромный путь и я понимаю Вас. У дочери не выставленный диагноз. Но сколько я читала про СДВГ, это именно он. В начальной школе был сильный педагог и удавалось держаться на плаву, плюс хороший тренер по дзюдо. А в пятом классе поплыли, но ещё ничего. В конце 6 начались первые прогулы, плохая компания и тд. 7 класс все плохо, психологи, психиатры, все мимо... наконец то нормальная компания, что то начинает доходить, начинает ходить в школу. Я уже сама прошла терапию от депрессии. И тут у нее начинаются панические атаки, приступы рыдания, частые головные боли. Сейчас 8 класс, психолог наш друг, у психиатра проходим терапию от депрессии. Что будет дальше я не знаю. Прогресс конечно есть, но до нормы, как до Пекина.0
  • Ольга Шмидтstufently, Ольга, которая вам выше ответила, не автор поста, поэтому особо не берите её слова во внимание. Автор поста ниже писала комментарий, её Инна зовут. А тут человек похоже просто решил ляпнуть мимо кассы, походя.0
  • ИннаАнтонина, действительно сдвг в детстве (да и позднее ) проявляется в несобранности, импульсивности, некоей дурашливости и именно в школе этот набор качеств вызывает возмущение. Вы совершенно точно сказали, что почти все зависит от учителя. Хороший педагог может вписать такого ребенка в класс или хотя бы не затравливать. Но часто бывает так, что к сдвг набирается еще дополнительный набор, как я уже писала у моего сына были какие-то проявления РАС, и тут уже школьная среда не единственный источник проблем. Плюс в средней школе появляется много учителей и там обязательно найдется такой, который будет воспринимать поведение ребенка как личное оскорбление. Поэтому ребенок действительно может учиться, но среда очень тяжелая0
  • ИннаJohnny, со спортом пробовали все, что было возможно. Концепция "сбросить энергию", чтобы стать спокойнее тут не работает, наоборот, если такой ребенок перетоумляется, его еще сильнее уносит. Но обязательно нужно искать секции/кружки, где ребенка будут принимать и он будет оказываться в ситуации успеха. Без этого, если есть проблемы в школе, будет морально невыносимо.0
  • ИннаСветлана, очень вас понимаю! Будет лучше, потому что подростковый возраст тяжелый почти у всех, и родители детей без сдвг точно также сталкиваются с проблемами. Линейного прогресса тут не будет, скорее надо пережить самый сложный период 12-15 (примерно), а потом в какой-то момент окажется, что рядом с вами нормальный адекватный человек. У вас у ребенка нет отрицания психологической помощи это очень большой плюс. И надо делать скидку на то, что при сдвг есть некое отставание в психоэмоциональном развитии и в 16 лет например по поведению и интересам это будет ребенок лет 13-14, но когда гормональная перестройка закончится, это будет здравый уравновешенный ребенок0
  • stufently tИнна, так не проще тогда его дома учить ? То есть родители самые родные люди не могут его вписать, а какая то чужая тетя сможет ? Ну слабо верю в чудеса1