Бизнес: производство одежды для бега

11
Бизнес: производство одежды для бега
Аватар автора

Григорий Лазарев

производит одежду для бега

Аватар автора

Андрей Калинин

поговорил с предпринимателем

В студенчестве Григорий Лазарев занимался бегом и спортивным ориентированием.

В 2009 году он начал продавать в России спортивную одежду двух финских брендов, но через шесть лет бизнес пришлось закрыть из-за роста курса евро.

В 2017 году Григорий запустил бренд одежды для бега. В 2019 год оборот производства вырос с 1,1 до 6,5 миллиона рублей, но прибыль до сих пор нестабильная. Бизнес то приносит до 285 тысяч рублей в месяц, то уходит в минус.

Бизнес из увлечения

Григорий учился в Москве на инженера путей сообщения, но его главным интересом был спорт. Еще до студенчества он занимался бегом и спортивным ориентированием и участвовал в российских и зарубежных соревнованиях.

В спортивном ориентировании участники при помощи карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу через контрольные пункты. Чем быстрее человек справляется и чем больше очков набирает, тем выше шанс победить.

Этот вид спорта популярен в скандинавских странах — Швеции, Финляндии, Норвегии. Там для него даже производят специальную одежду: гетры, футболки и лосины с использованием нейлона — так она не рвется, когда цепляется в лесу за ветки.

В конце 2000-х зарубежные бренды не продавали в России одежду для спортивного ориентирования. Дистрибьюторов тоже не было. Поэтому российские спортсмены покупали одежду, когда выезжали на европейские старты. Так делал и сам Григорий.

Друг Григория, который тоже занимался спортивным ориентированием, знал владельцев двух финских брендов спортивной одежды — Noname и One way. В 2009 году он решил продавать в России их одежду: заключил контракты на дистрибуцию и предложил Григорию и их общему знакомому присоединиться.

Партнеры зарегистрировали ООО, поделив доли так: 50% — автору идеи, по 25% — Григорию и третьему участнику. Первый взял на себя закупки в Финляндии, а остальные — продажи и операционку.

К тому моменту друг Григория уже закупил партию стоковой одежды для спортивного ориентирования на 5000 $ и привез ее в Москву. Это были остатки прошлых коллекций, которые уже несколько лет лежали на складе в Финляндии.

Летом 2009 года партнеры начали продавать приобретенный товар на соревнованиях по спортивному ориентированию в Московской и Ленинградской областях. Торговое место арендовали за 5—15 тысяч рублей. Торговали сами — как на рынке, в старой торговой палатке. В среднем за соревнование выручали от 50 до 200 тысяч рублей.

Когда лето закончилось, предприниматели решили, что зимой можно продавать одежду для беговых лыж от тех же производителей. Этот вид спорта в России популярней, а комплект одежды — дороже. Экипировку снова продавали на стартах.

На крупных соревнованиях вроде «Московского компаса» в Лыткарине предприниматели привлекали друзей. Те помогали с продажами за процент от выручки. На фото Григорий (в центре) с командой продавцов в одежде Noname
На крупных соревнованиях вроде «Московского компаса» в Лыткарине предприниматели привлекали друзей. Те помогали с продажами за процент от выручки. На фото Григорий (в центре) с командой продавцов в одежде Noname

Сколько тогда удалось продать, Григорий уже не помнит. Но важно другое. Увидев, что одежда хорошо продается, другие торговцы начали подходить и договариваться о закупках.

В 2011 году предприниматели договорились о прямых поставках с производства в Китае. Финны шили костюмы там, и закупаться напрямую оказалось дешевле. Таможенные пошлины и работа брокера обходились в 30—40% от стоимости партии.

С магазинами-партнерами работали так. В январе те делали предзаказ, его отправляли на завод в Китай. Ходовых позиций заказывали больше на случай дополнительных поставок. Одежда приходила в августе, в следующие три месяца ее отправляли по магазинам. По мере продаж магазины дозаказывали товар.

Оборот бизнеса за 2015 год составил 50 млн рублей.

Больше историй о бизнесе — у вас в почте
Подпишитесь на рассылку для предпринимателей: раз в неделю присылаем важные новости и истории успеха

Рост евро и конец партнерству

В декабре 2014 года вырос курс евро. За две недели закупочные цены на одежду подскочили в два раза. Предприниматели пытались спасти бизнес и давали скидки оптовикам, но товар все равно был дороже, чем раньше. Например, куртка Noname Flow in motion до кризиса стоила 4990 рублей, а после роста цен — 7990. Предзаказ на сезон 2015—2016 получился на 70% меньше предыдущего.

В 2015 году наши герои решили организовать производство собственной марки термобелья. На тот момент это была самая ходовая позиция. Они посчитали, что из-за подорожания европейской одежды смогут предложить рынку выгодную цену.

Григорий взял на себя продажи, его друг — производство, о котором договорился с китайской фабрикой. В марте 2015 года предприниматели вложили в дело около 6 млн рублей из оборота. Продавать термобелье решили через ИП, которое оформили еще раньше для интернет-магазина.

Но наладить полноценное производство не удалось. Григорий считал, что партнер не уделяет бизнесу достаточно внимания. Сроки постоянно переносились: возникали сложности то с кроем, то с фурнитурой. За 2016 год из Китая пришли только две партии термобелья. Речи о полноценной линейке спортивной одежды и вовсе не шло.

В феврале 2016 Григорий понял, что ситуация не улучшается, и решил выйти из бизнеса. Полгода партнеры делили остатки товара согласно долям в компании. С сентября 2016 по май 2017 года предприниматели распродали этот товар с помощью скидок через партнерскую сеть. Прибыль от продажи финской одежды составила около 20 миллионов рублей.

За термобелье, которое успело приехать из Китая, выручили 3 миллиона рублей. Реализовали только 30% от произведенной одежды — оставшееся досталось другу Григория.

Свою марку термобелья предприниматели назвали Victory Code. Друг Григория по⁠-⁠прежнему его выпускает
Свою марку термобелья предприниматели назвали Victory Code. Друг Григория по⁠-⁠прежнему его выпускает

Собственный бренд

Уже в течение 2017 года Григорий искал идеи для нового бизнеса. Думал о сети автомоек комфорт-класса и покупке франшизы «Додо-пиццы». Ему нравилось, как ведет бизнес владелец сети Федор Овчинников.

Григорий даже съездил посмотреть, как работают пиццерии и автомойки, рассчитывал вложения, обсуждал идеи с друзьями. Но в процессе он подумал, что нужно заниматься тем, от чего получаешь удовольствие. И решил вернуться к одежде.

Григорий подумал, что на российском рынке есть узкая ниша, которую он сможет занять. Он видел, что бренды Uniqlo, H&M и Zara делают спортивные линейки. А производители спортивной одежды — Adidas, Nike или Under Armour — наоборот выпускают повседневные коллекции. При этом мало кто создавал одежду, подходящую и для того, и для другого.

У предпринимателя оставались 7 млн рублей от прошлого бизнеса, которые можно было вложить в дело.

Начать решил с учебы. За семь лет торговли одеждой Григорий почти не касался вопросов производства. Поэтому в августе 2017 года он пошел на трехдневные курсы по тканям в Fashion Factory — школу дизайнера одежды Людмилы Норсоян.

Занятия стоили 20 тысяч рублей. Там узнал основы: чем отличаются натуральные волокна от химических, трикотажное полотно от тканого, что такое жаккард. Там же рассказали, как продавцы обманывают покупателей тканей и на что обратить внимание при выборе. Например, можно приехать в Италию для закупки, а вам продадут ткани, привезенные из Китая. Для этого даже есть специальный термин ― Киталия.

20 000 ₽
заплатил Григорий за трехдневный обучающий курс по тканям

Начать производство наш герой планировал с брюк и кепок с коротким козырьком. Кепки были популярны у бегунов в Европе. А в брюках он хотел воплотить свои представления об идеальных штанах для бега. Это должна была быть стильная модель из эластичного материала, в которой можно не только тренироваться, но и гулять, и работать.

Макеты брюк наш герой нарисовал сам в «Иллюстраторе». Он научился работать в этой программе, когда верстал каталоги финской одежды для магазинов-партнеров
Макеты брюк наш герой нарисовал сам в «Иллюстраторе». Он научился работать в этой программе, когда верстал каталоги финской одежды для магазинов-партнеров

В сентябре 2017 года в Москве проходила выставка «Текстильлегпром». Там собираются производители и поставщики из разных стран. На выставке Григорий нашел стоковую ткань из Кореи, которая понравилась по фактуре и характеристикам.

Партия была в одном экземпляре, и поставщики предупредили, что привезти вторую похожую не получится. Метража хватало на первую партию брюк, и предприниматель оформил заказ на доставку. За ткань отдал 87 тысяч рублей.

Проект Григорий назвал Gri — сокращением от своего имени. В ноябре 2017 года он заказал логотип за 65 тысяч рублей и зарегистрировал товарный знак GRI за 81 тысячу рублей.

Поиск производителя и пропавший платеж

Предприниматель рассматривал два варианта производства: в России и Китае. Он думал, что вариант в России удобнее — не нужен переводчик, а доставка выйдет быстрее.

Но найти партнеров оказалось непросто. Специализированные выставки спортивной одежды, где можно договориться о производстве, не проводились. На письма российские фабрики не отвечали.

Тогда Григорий нашел контакты китайских производителей на портале «Алибаба» и сайте крупной немецкой выставки спортивных товаров ISPO. В итоге списался с несколькими фабриками в трех городах: Гуанчжоу, Чжанчжоу и Сямынь. Они находятся на юго-востоке Китая, где сосредоточено производство технологичной спортивной одежды.

В декабре 2017 года Григорий прилетел в Гуанчжоу. Нанял переводчика с китайского, но за пять дней понял, что для общения хватает и собственного уровня английского.

За две недели в Китае предприниматель посмотрел 20 фабрик. Оценивал общее впечатление, работу менеджера и качество образцов: аккуратность швов, нанесение светоотражающей краски. Выбрал производство, чье качество одежды понравилось больше всего.

Так выглядит типичный шоурум китайской фабрики с образцами ткани
Так выглядит типичный шоурум китайской фабрики с образцами ткани

За пару дней китайцы сделали образец кепки. Григорию изделие понравилось, и он заказал партию из 300 штук, а также согласовал макет и ткань для брюк. После Китая он собирался отправиться в Германию на выставку ISPO. Оказалось, его китайские партнеры тоже туда едут. Предприниматель договорился, чтобы они привезли в Германию отшитые образцы.

Образцы брюк устроили предпринимателя по крою и тканям. Оставшиеся детали — пуллеры для молнии, пуговицы, размеры карманов — договорились согласовать позже по переписке.

В Германии удалось найти и производителя из России. Наш герой увидел стенд ростовской фабрики «Озон», которая производит одежду для горного туризма. Договорились о пробных образцах брюк. Уже в марте предприниматель увидел результат, остался доволен и заказал партию из 350 штук. Она обошлась в 266 тысяч рублей.

266 000 ₽
стоила первая партия из 350 пар брюк, отшитая в России
Григорий делает замеры, чтобы поменять некоторые элементы в брюках
Григорий делает замеры, чтобы поменять некоторые элементы в брюках
Лекало изделия на фабрике в Ростове-на-Дону
Лекало изделия на фабрике в Ростове-на-Дону

В апреле 2018 года Григорий согласовал комплектующие для брюк с Китаем. Процесс затянулся из-за разницы во времени — получалось решать не больше 1—2 вопросов в день. Общались в мессенджере WeChat: фабрика отправляла фото и видео, Григорий смотрел и давал обратную связь. Себестоимость брюк вышла на 30% ниже, чем в Ростове.

В Китае предприниматель заказал партию в 1000 штук. Сбыт он пока не наладил — заказывать такую крупную партию было рискованно. Но китайцы сказали, что это минимальный размер партии. Она обошлась в 1 млн рублей.

1 млн ₽
стоила партия из 1000 пар, отшитая в Китае

По совету знакомых Григорий решил первое время расплачиваться с китайской фабрикой через посредника — таможенного брокера, который возьмет на себя перевод денег в Китай, оформление товара и доставку. Если перечислять деньги в Китай самостоятельно, то учет и документооборот окажутся сложнее. Например, нужно заранее предоставлять в банк четкий график платежей. Выдержать его сложно, поскольку сроки производства одежды могут сдвигаться.

Фирму-посредника, который занимался отгрузкой и оформлением товара из Китая в Россию, Григорий нашел в интернете. Он заключил договор и в мае 2018 года перечислил 270 тысяч рублей — 30% от стоимости партии.

Через неделю деньги в Китай не пришли. В компании Григорию объяснили, что задержка вызвана майскими праздниками. Спустя еще три недели платежа по-прежнему не было. По телефону предпринимателя переводили на разных сотрудников, которые обещали разобраться, но все без толку.

Когда наконец удалось поговорить с директором, тот сказал, что возникла проблема с банком в Гонконге, и пообещал вернуть деньги. Вместо 270 тысяч Григорий получил только 15. Тогда он подал в суд на компанию-посредника и выиграл его в ноябре 2019 года.

Предоплату за брюки пришлось проводить через другую компанию. Деньги на это Григорий взял из накоплений.

Запуск бренда в 2018 году — 884 247 рублей

Первый сотрудник и собственная эстафета

Предприниматель планировал работать дома, но двое детей отвлекали, поэтому в феврале 2018 года он перебрался в коворкинг. Тогда же наш герой нанял фрилансера Андрея, с которым сотрудничал еще по первому бизнесу. Сотрудник сделал интернет-магазин на «Тильде» и занялся ведением инстаграма.

Первый товар — кепки из Китая — пришли в апреле 2018 года. Брюки из Ростова — в июне. Все это Григорий хранил в домашней кладовке площадью 10 м².

Предприниматель собирался начать продажи на крупных соревнованиях. Как раз приближался Московский марафон в сентябре 2018 года, который собирает около 30 тысяч участников.

Перед этим Андрей предложил устроить собственную эстафету — на 90 километров вдоль Финского залива, от маяка в Кронштадте до маяка на мысе Стирсудден. Пригласить десять известных бегунов, сделать красивые фотографии и пропиариться в социальных сетях.

Предполагалось, что один участник бежит, а остальные обгоняют его на микроавтобусе и ждут на следующем этапе. Там бегуны меняются: первый запрыгивает в транспорт, а его сменяет второй. И так по цепочке до финиша.

Команда набралась быстро: в ней был и беговой блогер, и организатор Московского марафона, и спортивные друзья Григория. Расходы на организацию предприниматель взял на себя.

Оставалось придумать, в чем побегут участники. Григорий с Андреем придумали дизайн шорт и майки под названием «Маяк» — с характерной для маяка красно-белой расцветкой.

Первая партия маек «Маяк» не пошла в продажу. Их подарили на память участникам эстафеты
Первая партия маек «Маяк» не пошла в продажу. Их подарили на память участникам эстафеты

Предприниматель договорился о партии в 50 штук с китайской фабрикой, которую посещал зимой. Выбор ткани доверил китайцам. Там пообещали, что используют ту, в которой бегают тысячи австралийских бегунов. Партия обошлась в 20 тысяч рублей.

20 000 ₽
стоила партия из 50 маек с дизайном Григория

Эстафета стартовала 10 августа 2018 года. Первый же участник пожаловался, что майка плохо дышит и бежать в ней жарко. Григорий и сам попробовал пробежаться в «Маяке» и признал, что материал подобран неправильно.

В остальном событие прошло на ура. Его пиарили через инстаграм бренда: писали посты об участниках, а они делились информацией в своих аккаунтах. Подписчики спрашивали, где достать такие майки. Григорий и Андрей отвечали, что с материалом вышел провал, но обещали сделать новую партию из другой ткани.

Организация эстафеты в 2018 году — 99 000 рублей

Шоурум и первые продажи

К выставке Московского марафона в сентябре 2018 года Григорий получил из Китая новую партию маек «Маяк» — уже из дышащей ткани. Партия из 100 штук обошлась в 120 тысяч рублей.

На выставке Григорий с Андреем сделали стенд-музей: распечатали фотографии с эстафеты, постеры с историей о том, как делают бренд. Торговое место стоило 100 тысяч рублей. На других крупных соревнованиях за аренду просили примерно столько же: 90—135 тысяч рублей — из расчета 9 тысяч рублей за 1 м².

Помимо маек «Маяк» продавали шорты, кепки и брюки. За два дня выручили 200 тысяч рублей.

200 000 ₽
выручил Григорий на выставке Московского марафона

В том же месяце Григорий решил снять в Москве помещение под офис и шоурум. Встречаться с покупателями в коворкингах было неудобно. Он нашел помещение на 12 м² в деловом квартале на территории бывшего завода «Арма». Аренда с коммуналкой стоила 22 тысячи рублей в месяц. Ремонт вместе с материалами и работой обошелся в 200 тысяч рублей.

Многие посетители стенда GRI узнавали майки «Маяк» по фотографиям с эстафеты, которые видели в социальных сетях
Многие посетители стенда GRI узнавали майки «Маяк» по фотографиям с эстафеты, которые видели в социальных сетях
Григорий выбрал помещение из⁠-⁠за близости к метро и отсутствию пропусков для посетителей. Так оно выглядело до ремонта
Григорий выбрал помещение из⁠-⁠за близости к метро и отсутствию пропусков для посетителей. Так оно выглядело до ремонта

Кроме продаж на соревнованиях и через сайт Григорий планировал сотрудничать с магазинами-партнерами по прошлому бизнесу. Осенью 2018 года он вел с несколькими из них переговоры, но большинство отказались. Предложений в беговом сегменте было гораздо больше, чем в лыжном.

К тому же, чтобы выводить новый бренд в продажу, магазину нужен минимальный ассортимент: куртка, брюки, шорты, футболка. В то время у GRI не было стольких позиций в нужном количестве.

Предприниматель понял, что сначала нужно наладить производство полноценной коллекции, а потом развивать партнерскую сеть.

Единственным партнером GRI в сентябре 2018 года стала сеть «Лаборатория бега», у которой шесть магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Они закупают товар со скидкой 30—50% от розничной цены — это обычная практика в ретейле одежды.

2018 год бренд закончил с минусовыми показателями: выручка составила 1,1 миллиона рублей, а затраты — около 2 миллионов.

Брюки для Овчинникова и новый партнер

Григорий сразу решил, что будет делиться с подписчиками всем, что происходит с брендом: цифрами, расходами, продажами и прибылью. Это приносило результаты.

Например, благодаря подписчикам предприниматель понял, что у аудитории есть запрос на футболки, а в брюки нужно добавить вторую поясную резинку, которую можно завязать. Один из подписчиков подсказал идею фотографировать на соревнованиях людей, которые бегут в одежде GRI, и дарить им фотографии.

В ноябре 2018 года Григорий решил сделать подарок бизнесмену, которым восхищался, — владельцу «Додо-пиццы» Федору Овчинникову. Он отвез в московский офис «Додо» посылку с брюками GRI и запиской. Вечером наш герой открыл Инстаграм и увидел кучу сообщений с поздравлениями. Оказалось, Федор Овчинников оценил подарок и написал о новом бренде пост.

После поста Федора Овчинникова у GRI добавилось подписчиков — в том числе предпринимателей, которые спрашивали про бизнес
После поста Федора Овчинникова у GRI добавилось подписчиков — в том числе предпринимателей, которые спрашивали про бизнес

Среди тех, кто благодаря посту узнал о GRI, был будущий партнер Григория по бизнесу — Иван. Лично они познакомились в феврале 2019 года на лекции того же Федора Овчинникова.

Оказалось, в прошлом Иван занимался строительным бизнесом в Тюмени, а после переезда в Москву руководил отделом продаж нескольких брендов одежды. Его опыт мог бы упорядочить процессы в компании. Григорий предложил новому знакомому присоединиться к бизнесу, и летом партнеры зарегистрировали ООО. Иван взял на себя операционку и продажи, Григорий — коммуникацию и пиар.

Но производство затянулось. Ростовская фабрика шила одежду GRI в паузы между собственным производством. О таком порядке работы Григория предупреждали еще на старте сотрудничества. Но предприниматель не ожидал, что они не успеют даже к маю.

Зато Григорий вместе с бегуном Степаном Киселевым придумали дизайн лимитированной серии маек. Их отшила та же маленькая китайская фабрика, которая делала первые «Маяки».

5 мая Степан пробежал в такой майке Казанский марафон, а за день до старта выложил фото в ней в своем инстаграме. Соревнование спортсмен выиграл. За неделю после этого число подписчиков GRI в этой соцсети выросло на 10%.

Всего маек из этой серии на соревнованиях и через сайт продали на 105 тысяч рублей.

Помимо денег от продажи маек сотрудничество со Степаном Киселевым сработало на узнаваемость бренда. Фотографии с одеждой GRI появлялись в СМИ и соцсетях. Через неделю после Казанского марафона Степан Киселев заключил эксклюзивный контракт с производителем спортивной одежды Asics, по которому не мог сотрудничать с другими брендами. Григорий упустил партнера и понял, что нужно сразу договариваться со спортсменами на долговременное сотрудничество
Помимо денег от продажи маек сотрудничество со Степаном Киселевым сработало на узнаваемость бренда. Фотографии с одеждой GRI появлялись в СМИ и соцсетях. Через неделю после Казанского марафона Степан Киселев заключил эксклюзивный контракт с производителем спортивной одежды Asics, по которому не мог сотрудничать с другими брендами. Григорий упустил партнера и понял, что нужно сразу договариваться со спортсменами на долговременное сотрудничество

Смена фабрики

В июне 2019 Григорий получил из Ростова долгожданные куртки. Из-за долгих сроков производства предприниматель решил больше с фабрикой не работать. Была и еще одна проблема. Булавки, этикетки, размерники и составники Григорий покупал в Москве, ткань и упаковочные пакеты для одежды заказывал в Китае, а молнии — через ростовскую фабрику. Это неудобно.

Китайские производители предлагали все сразу. Образец там делали за два дня, а не за две недели, как в Ростове. Нужно было выбрать ткань и комплектующие, утвердить образцы и всё оплатить — и присылали готовую партию.

Китайская фабрика, которая уже шила Григорию брюки, не устраивала его размером минимального заказа. Кроме того, предприниматель планировал расширять ассортимент. Предстояло найти подрядчиков на летнюю коллекцию: футболки, шорты, куртки, брюки, носки. И отдельно — на зимнюю: теплые брюки и куртки, термобелье, перчатки и шапки.

Разная одежда производится на разном оборудовании. Найти всё на одной фабрике сложно. Еще Григорий думал над производством аксессуаров — рюкзаков, поясов для бега и поясных сумок.

В июне 2019 Григорий с Иваном на две недели улетели в Китай, чтобы найти новую фабрику. Для летней коллекции остановились на производстве, где владелец сам был марафонцем.

Образцы оказались аккуратней и качественней, чем у фабрики, которая шила брюки до этого. Также определились с еще четырьмя фабриками: для производства зимней коллекции, носков, шапок с перчатками и термобелья.

Григорий с Иваном на встрече с потенциальным партнером. Китайцы часто кормили и возили предпринимателей на встречи и производство за свой счет, надеясь на выгодное сотрудничество в будущем
Григорий с Иваном на встрече с потенциальным партнером. Китайцы часто кормили и возили предпринимателей на встречи и производство за свой счет, надеясь на выгодное сотрудничество в будущем

Продукция

Сейчас линейка одежды состоит из двух моделей брюк в нескольких цветах, двух курток, майки «Маяк» и тематических маек для марафонов. Дизайн Григорий по-прежнему разрабатывает сам, прибегая к помощи Андрея.

Брюки стоят 3490 и 3790 рублей, куртки — 5490 и 5690 рублей, майки — 2490 и 2990 рублей. Купить их можно на сайте или в шоуруме.

Хотя изначально Григорий планировал позиционировать бренд как универсальную одежду для спорта и повседневной жизни, по ходу дела акцент сместился в сторону бега.

Аудитория бренда — любители бега 25—35 лет, которые уже попробовали свои силы в марафоне или полумарафоне, часто выезжают на заграничные старты. У GRI более спокойный стиль, чем у традиционных спортивных брендов, которые делают упор на агрессивность и динамику.

На бирке у каждой вещи написана история: как эта вещь называется, почему ее сделали и почему она именно такая
На бирке у каждой вещи написана история: как эта вещь называется, почему ее сделали и почему она именно такая

Самые ходовые брюки называются «Джеди». Они сделаны из эластичного мягкого нейлона с водоотталкивающей пропиткой. Карманы в брюках двойные — внутри основного есть еще один. Это для того, чтобы не соприкасались ключи и смартфон. Задний карман специально сделан по размеру смартфона. На стыке швов в промежности специальная вставка — ластовица, с ней брюки не рвутся при растяжке. Внизу эластичные манжеты для фиксации. Крой зауженный и почти облегающий снизу, а сверху наоборот пошире, светоотражающий логотип на задней стороне.

Куртка «Джеди» сделана из эластичной плащовки. У нее регулируемый капюшон, высокий воротник, два кармана с дополнительными внутренними отделениями и встроенные в рукав манжеты-перчатки на случай прохладной погоды.

Материал брюк и куртки тянется, хорошо дышит и быстро сохнет. Одежда защитит от ветра и мелкого дождя, но в ливень промокнет
Вторые брюки в коллекции называются «Арбога». У них более повседневный вид, чем у «Джеди», широкий крой и декоративная пуговица на поясе
У куртки «Ростов», в отличие от «Джеди», нет капюшона, зато есть нагрудный карман

Дизайн футболки, сделанной весной со Степаном Киселевым, оказался удачным: его можно было применить к другим российским и зарубежным стартам, заменив изображение флага и города.

В сентябре 2019 года GRI снова участвовали в выставке Московского марафона. Через неделю после него стартовал популярный у россиян Берлинский марафон — туда приезжает около 500 человек из России. Поэтому сразу продавали футболки и с московским, и с берлинским дизайном.

Другую серию футболок к Московскому марафону Григорий сделал вместе с каналом «Бегвреден». Один из его участников — сооснователь Comedy Club Таш Саркисян. С ним предпринимателя познакомил на Московском полумарафоне общий знакомый. Они с Григорием сделали совместную серию из 200 футболок. Самые ходовые размеры распродались за несколько часов.

Бухгалтерия, склад в Москве и логистика у GRI на аутсорсе. Подрядчики забирают одежду со склада производителя в Китае, оформляют все документы на таможне и доставляют груз в Москву.

В среднем все услуги стоят около 30—40% от суммы партии. Одежду, проданную через сайт, отправляют курьерскими службами, а оптовые партии — транспортными компаниями. Например, доставка одной коробки из Москвы в Казань обходится примерно в 500 рублей.

Так выглядела майка для Берлинского марафона. В 2020 году Григорий рассчитывает поехать туда с коллекцией GRI
Так выглядела майка для Берлинского марафона. В 2020 году Григорий рассчитывает поехать туда с коллекцией GRI
Один из клиентов GRI Андрей Белоусенко пробежал в майках бренда четыре из шести крупнейших в мире марафона-мейджора. Это марафоны, объединенные в одну серию: Токио, Бостон, Лондон, Берлин, Чикаго и Нью⁠-⁠Йорк. Первую майку Андрей купил сам, следующие получил в подарок от Григория
Один из клиентов GRI Андрей Белоусенко пробежал в майках бренда четыре из шести крупнейших в мире марафона-мейджора. Это марафоны, объединенные в одну серию: Токио, Бостон, Лондон, Берлин, Чикаго и Нью⁠-⁠Йорк. Первую майку Андрей купил сам, следующие получил в подарок от Григория
1/2
Так выглядела майка для Берлинского марафона. В 2020 году Григорий рассчитывает поехать туда с коллекцией GRI

Результаты и планы

Работая как ИП, Григорий платил налоги по УСН 6% с дохода. Когда в бизнес вошел Иван и партнеры зарегистрировали ООО, выбрали 15% с разницы доходов и расходов. Так выгодней, потому что пока выручка у бренда нестабильная, а в некоторые месяцы прибыли нет.

Так происходит потому, что заказ одежды на фабриках приходится на один месяц, а активные продажи — на другой. Например, оборот в сентябре 2019 года был самым высоким за все время — 900 тысяч рублей. Чистая прибыль тоже оказалась рекордной — 285 тысяч.

285 000 ₽
максимальная месячная прибыль, полученная в сентябре 2019 года

А в декабре предприниматель вложился в производство летней коллекции, которая будет готова в марте 2020 года. Месячный убыток составил 768 тысяч рублей.

К декабрю 2019 года продажи GRI распределялись примерно так: соревнования — 20%, партнеры — 20%, сайт — 60%. Средний чек на соревнованиях — 3840 рублей, на сайте — 2968 рублей. По регионам продажи распределяются так: Москва — около 49%, Санкт-Петербург — 10%, остальное регионы.

Пока бизнес не достиг точки безубыточности. Параллельно Григорий зарабатывает деньги на втором бизнесе — производит сувенирную продукцию для спортивных мероприятий: фляжки, силиконовые стаканчики, рюкзаки, перчатки и другие вещи. Их он тоже заказывает на фабрике в Китае. Часть денег с продаж наш герой вкладывает в GRI.

В этом году Григорий планирует поехать с коллекцией на зарубежные марафоны. Сейчас идет работа над образцами для зимней коллекции. В феврале 2020 он сформирует заказ на осень — зиму 2020/2021, а еще планирует активно развивать сеть партнерских магазинов.

Максимальная месячная прибыль — 285 000 ₽

Максимальный месячный убыток — 768 000 ₽

Операционные расходы в ноябре 2019 года — 500 620 ₽

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Андрей Калинин
Как вам такой бизнес? Как поступить Григорию, чтобы прибыль стала стабильной?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество