S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl — 10 советов для нович­ков
Поп-культура
23K
Кадры — GSC Game World

S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl — 10 советов для нович­ков

30
Аватар автора

Джамиль Махмутов

успешно выживает в Зоне

Страница автора

S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl — хардкорный шутер от первого лица, в котором неохотно объясняют главные механики.

Неподготовленный игрок может с легкостью наделать ошибок и испортить себе прохождение. Как и в случае с прошлыми частями, к механикам и правилам S.T.A.L.K.E.R. 2 нужно привыкать, так как они редко встречаются в других шутерах.

В этом материале я собрал 10 советов, которые помогут освоиться в Зоне в первые часы прохождения и подготовят вас к более сложным испытаниям.

Совет № 1

Не стесняйтесь выбирать легкий уровень сложности

S.T.A.L.K.E.R. 2 — куда более хардкорная, чем другие современные шутеры от первого лица. Враги бьют больно, и главный герой Скиф может погибнуть от нескольких ударов или случайной пули в голову. В игре есть и кровотечение — если не остановите его бинтами, будете терять здоровье и умрете. А еще тут проблемы с кривой сложности: порой она нарастает слишком быстро.

Вместо четырех уровней сложности из прошлых частей в S.T.A.L.K.E.R. 2 оставили только три: «Новичок», «Сталкер» и «Ветеран». «Новичок» сравним со средним уровнем в других шутерах, в то время как «Сталкер» по количеству получаемого урона и агрессивности врагов напоминает высокий. «Ветеран» же подойдет тем фанатам S.T.A.L.K.E.R., которые полностью освоили оригинальную трилогию и знают все ее нюансы.

Уровень сложности можно поменять в любой момент в настройках.

В Малой Зоне можно взять побочный квест, который отправит вас на маковое поле за иконой. Советую не относить реликвию обратно к хозяину: награда будет слишком маленькой. Лучше продайте предмет сталкеру Помору неподалеку и получите отличную штурмовую винтовку
В Малой Зоне можно взять побочный квест, который отправит вас на маковое поле за иконой. Советую не относить реликвию обратно к хозяину: награда будет слишком маленькой. Лучше продайте предмет сталкеру Помору неподалеку и получите отличную штурмовую винтовку
Совет № 2

Сохраните снаряжение из пролога

В начале игры можно разжиться хорошим оружием, патронами и едой, но после пролога Скиф теряет большую часть своей экипировки и провизии. Однако этого можно избежать, если перед активацией сканера в третий раз зайти в здание неподалеку и сложить все предметы в сейф.

А еще их можно просто выбросить на землю. После пролога герой очутится неподалеку — останется только забрать нажитое. Чтобы не запутаться, посмотрите короткий видеогайд.

То самое место из пролога, куда вам нужно вернуться после пробуждения
То самое место из пролога, куда вам нужно вернуться после пробуждения
Совет № 3

Как можно раньше отыщите полезный артефакт

Артефакт Странный мяч находится в поле неподалеку от деревни Залесье, первой хаб-локации в игре. Он располагается в центре большой аномалии, которая сужается и расширяется, притягивая к себе предметы вокруг. Чтобы в целости добраться до артефакта, перебегайте из укрытия в укрытие в тот момент, когда аномалия сужается. Странный мяч лежит рядом с машиной скорой помощи.

Этот предмет повышает защиту от огнестрельных ранений, особенно когда игрок не двигается. При этом у мяча нет негативных эффектов, как это обычно бывает с другими артефактами.

Место на карте, где лежит артефакт
Место на карте, где лежит артефакт
Странный мяч выглядит как обычная детская игрушка
Странный мяч выглядит как обычная детская игрушка
Совет № 4

Почаще сохраняйтесь

S.T.A.L.K.E.R. 2 — комплексная игра с кучей взаимосвязанных систем. Один баг может повлечь за собой другую ошибку, которая, в свою очередь, заблокирует прохождение квеста или приведет к потере важного NPC. Поэтому возьмите в привычку сохраняться как можно чаще. Особенно после крупных сюжетных квестов в несколько этапов.

Но учтите, что в игре есть только 50 отдельных слотов для ручного сохранения. Дальше придется сохраняться на уже использованные слоты или удалять лишние сейвы.

Совет № 5

Не забывайте разряжать оружие

В S.T.A.L.K.E.R. 2 вы будете часто натыкаться на оружие, которое вам точно не понадобится. Но оставшиеся в магазине патроны лишними не бывают. Чтобы разрядить неподобранную пушку, просто зажмите кнопку взаимодействия. Боеприпасы автоматически попадут в ваш инвентарь.

Оружие также можно разрядить из рюкзака. Для этого нажмите на ствол правой кнопкой мыши и выберите пункт «Разрядить» во всплывающем меню. А на геймпаде надо нажать левый триггер.

После долгого задания всегда можно отдохнуть у костра и послушать анекдоты
После долгого задания всегда можно отдохнуть у костра и послушать анекдоты
Совет № 6

Перед вылазкой уберите все лишнее в ящик

В шутере строгий лимит по весу. Изначально Скиф может носить с собой только 80 килограммов снаряжения. С приближением к лимиту герой начнет быстрее уставать при беге, а прыжки и удары ножом будут отнимать больше выносливости.

Если же превысите лимит в 80 килограммов, Скиф вообще не сможет двигаться. Поэтому перед долгой вылазкой сложите предметы второй необходимости в ящик или просто киньте их на землю в хаб-локации.

Полезные ресурсы вроде еды, аптечек и боеприпасов вы в любом случае найдете во время исследования. С пустым рюкзаком у вас будет больше места для ценного лута типа оружия и брони, а лишнее сможете потом продать торговцу.

В S.T.A.L.K.E.R. 2 можно увеличить лимит инвентаря. Например, есть виды брони, дающие при прокачке дополнительные 8—12 килограммов к переносимому весу. Еще можете попробовать отыскать артефакты, которые тоже дают бонус к общей грузоподъемности. Кроме того, есть специальные таблетки «Геркулес», с которыми Скиф сможет взвалить на себя еще 20 килограммов снаряжения. Эффект длится пять минут, но этого обычно хватает, чтобы добежать до торговца и продать все лишнее.

Помните, что перегруз может случиться не только от оружия, но и от огромных запасов патронов, еды и аптечек
Помните, что перегруз может случиться не только от оружия, но и от огромных запасов патронов, еды и аптечек
Совет № 7

Не носите с собой сломанное снаряжение

Оно отмечается красной иконкой. Сломанное оружие часто заедает при стрельбе, торговцы его не покупают, а на ремонт нужно тратить слишком много денег. С большой вероятностью вы окажетесь в минусе при попытке что-то починить и затем продать. Максимум, что можно сделать с такой пушкой или одеждой, — использовать их как временную замену, пока не найдете что-нибудь получше.

Если степень износа не слишком высокая, рядом с оружием или броней будет иконка желтого цвета. Такой лут можно спокойно собирать и пускать на продажу.

Тут видно, что Viper-5 подходит для продажи, а вот АКС-74У слишком поврежден
Тут видно, что Viper-5 подходит для продажи, а вот АКС-74У слишком поврежден
Совет № 8

Как можно раньше отыщите хороший детектор артефактов

Охота на артефакты — важная часть геймплея S.T.A.L.K.E.R. 2. Но зачастую вы не сможете их найти, просто исследуя мир. Для того чтобы предмет проявился, нужно идти по сигналу детектора. Порой артефакты могут просто лежать на земле, но это очень редко.

Сначала игрок получает самый базовый детектор «Эхо», который подходит для поиска дешевых артефактов. После пролога сможете отыскать прибор получше, например «Медведя», у которого более удобный интерфейс. А детектор «Лоза» обнаруживает артефакты на расстоянии 100 метров. Оба устройства продаются в хабе на станции «Янов», которая расположена на северо-западе Зоны. Для удобства посмотрите русскоязычный гайд.

Детекторы также можно получить в качестве награды за квест, но эти задания встречаются уже на более поздних этапах игры. Например, «Медведя» выдает профессор Лодочка из лагеря группировки «Полдень». Этот хаб находится в регионе Дикий остров.

Артефакты легче всего найти в зонах с аномалиями
Артефакты легче всего найти в зонах с аномалиями
Совет № 9

Ремонтируйте и улучшайте экипировку

Вам нужно как можно раньше найти любимую пушку, периодически чинить ее и улучшать. Например, поменять приклад и уменьшить вес оружия или повысить точность и скорострельность. Плюс «фаворитов» еще в том, что при наличии только одного или двух любимых стволов вам не придется таскать с собой кучу патронов для другого оружия.

Стартовый AK-74 может легко заменить снайперскую винтовку для средних дистанций. Достаточно найти хороший прицел и выбрать одиночный режим стрельбы
Стартовый AK-74 может легко заменить снайперскую винтовку для средних дистанций. Достаточно найти хороший прицел и выбрать одиночный режим стрельбы
Совет № 10

Используйте фаст-тревел только в крайних случаях

В S.T.A.L.K.E.R. 2 нет привычного быстрого перемещения, как в других шутерах с открытым миром. Но в поселениях можно найти проводников, которые помогут переместиться из одной хаб-локации в другую. Услуга стоит денег, так что лучше ей не злоупотреблять: купоны могут понадобиться на что-то более ценное.

Но иногда в быстрых перемещениях все же есть смысл. Например, у оружейников в разных поселениях различаются расценки. А некоторые улучшения на оружие доступны только у конкретных техников.

Ночью в S.T.A.L.K.E.R. 2 очень темно. Скоротать время помогут кровати в хаб-локациях. К тому же сон — это отличный способ полностью вылечить героя от ранений и радиации
Ночью в S.T.A.L.K.E.R. 2 очень темно. Скоротать время помогут кровати в хаб-локациях. К тому же сон — это отличный способ полностью вылечить героя от ранений и радиации

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Джамиль МахмутовУже играли в S.T.A.L.K.E.R. 2? Что вам понравилось больше всего?
  • Alex CrownСамая грусть-печаль начинается в середине игры, когда монолитовцев снова берут под контроль. Бункер к профессору Лодочке оказывается закрытым и приходится качать читерские моды, чтоб пройти сквозь стену. Дальше ещё хуже: на Залесье нападают монолитовцы, но из-за бага они спавнятся в нейтральной зоне, где их нельзя отстреливать (и они, соответственно, тоже не стреляют, если их оттуда не выманить). Но и если их всех до единого каким-то способом выманить и перестрелять, то защита Залесья всё равно будет провалена, даже если заработать ачивку за успешную защиту. Снова это как-то читерскими модами фиксится. Но в итоге впечатление всё испорчено, квесты-то почти основные, а из-за багов пройти невозможно. Похоже, нормально поиграть получится только после патчей...0
  • Alexander SchnurrbartВинтовка эта будет сильно изношена, ремонт её стоит конских денег, патронов к ней на этом этапе будет с гулькин нос, в общем, идея так себе. Рядом с маковым полем будет квест по заданию бармена: найти труп сталкера. Берёте и его тоже. Вначале разбираетесь с маковым полем. Потом записываетесь и отдаёте икону Помору. Бежите к трупу сталкера из задания бармена - это совсем рядом. Вас атакуют слепые псы. Убегаете от них, заманивая их к Помору. Они его убьют, без ущерба для вашей кармы (во всех смыслах) С его тела вы заберёте и икону, и ключ от закрытого помещения в домике Помора, в котором будет кое-какая мелочёвка. Таких винтовок даже на первой локации, "Малая зона", будет несколько. Все в плохом состоянии, чинить - смысла нет. "В Малой Зоне можно взять побочный квест, который отправит вас на маковое поле за иконой. Советую не относить реликвию обратно к хозяину: награда будет слишком маленькой. Лучше продайте предмет сталкеру Помору неподалеку и получите отличную штурмовую винтовку"2
  • Alexander Schnurrbartимхо, из сложенного в сейф хабара магическим образом всё равно исчезнут оба автомата: и советский, и натовский. но остальное останется, это правда... "Сохраните снаряжение из пролога"0
  • ВикторПро сложность фигня полная, в прошлых частях нельзя было против 5 противников практически стоять на месте и жрать аптечки получая постоянный урон, очень редко быстро выносят, ещё и аптечки постоянно летаешь, меня в банке уже 700 бинтов и 300 аптечек первого типа... Ветеран душит ремонтом1
  • ВикторAlex, зачем ты такие подробности про монолит указал, можно было и без спойлеров все это высказать... Сказал бы в середине игры, после института ломаются два квеста, один не важный, а вот второй открывает доступ к миссиям для делюкс версии и если не ждать патч, а продолжить играть, то патчем это уже не починят7
  • KotopadПохоже надо ждать 100500-й патч чтоб нормально поиграть ну или когда мазохист тогда наоборот все в кайф.0
  • Джамиль МахмутовKotopad, вчера вышел патч, который исправил много багов1
  • Alexander Schnurrbartимхо, очень не хватает гида именно для новичка: чего-кому продавать, что сохранить, бо потом пригодиться. ловите пару советов от меня: 1. У Скифа есть "Сундук Скифа" (на самом деле - сундуки Скифа). Это такая волшебная штуковина: положенный в один сундук Скифа предметы доступны во всех остальных сундуках. Сундуки Скифа находятся в лагерях и особо отмечены на карте. Т.е. вам не нужно (см. пункты ниже) тащить стволы на продажу Сидоровичу через всю карту, достаточно положить их в сундук Скифа, например, в Залесье и достать их из сундука Скифа в деревне новичков. 2. Доберитесь до "Деревне новичков" на "Кордоне". На самом деле проще простого: на юге "Малой зоны" есть локация "ПУСО", пробежать её по диагонали насквозь (у меня она была пустой и только 1 раз на ней появились два военных) - забор там со всех сторон дырявый и сразу за ней будет "Деревня новичков" (посмотрите карту). Там будет техник, медик и постаревший Сидорович. Он покупает оружие куда дороже "Колдуна"... 3. Повереждённое (до красного) оружие можно перед продажей чинить. Если продавать его Сидоровичу, то это имеет экономический смысл. Если "остаток ресурса" оружия от 34% и больше. при 33% вы останетесь в минусе, но совсем небольшом, имхо, имеет смысл, чтобы избавиться от хлама. Цены на ремонт у техников Залесья и деревни новичков - одинаковые. 4. Там же есть Волк - проводник. За 700 купонов он приведёт вас обратно в Залесье... 5. Техник в деревне новичков умеет модернизировать помповый дробовик (автомат и пистолет модернизирует техник в "Залесье") Для улучшения помпового дробовика "Магазин" надо вначале найти чертёж (я пока не нашёл). Всем сталкерам - удачной охоты.4
  • Alexander SchnurrbartKotopad, да никакой патч всего не исправит. баги с теми же ящиками с патронами / аптечками / бинтами / едой перекочевали из первого сталкера в нынешний...2
  • Кирилл СеменовскийСергей, на ГеймПассе - бесплатно. Ключевая составляющая состава "финансирование" - отпадает ))3
  • Роман АлександровА где совет учить языки?))0
  • Дмитрий ПискуновГлавный совет: вернуться к игре через год)1
  • RadrogКайф, спасибо! Совет #2. Прямо по заветам легендарной Готики ) Там многое можно было обойти такими сырными тактиками. Совет #3. Ого! Спасибо!0
  • RadrogAlexander, ну чинить стволы для перепродажи такой себе совет. В минусе будешь. Экономика игры так построена, что фармить купоны торгуя восстановленным поломанным стволом не выйдет. Это мотивирует тебя не подбирать хлам, не таскать его с собой. Акцентируя только на слегка "уставших" стволах (жёлтый щит).0
  • RadrogKotopad, не надо ничего ждать. В тот же КиберПук так играли, норм. БГ3 тоже так проходили, а паралельно Лариан выкатывала 100500 патчей.0
  • RadrogДмитрий, это любой игры касается.0
  • RadrogAlexander, сомнительное предложение. В жизни то, всё в продаже есть. Другой вопрос сколько это стоит.0
  • RadrogРоман, там всё понятно0
  • RadrogАлексей, а как в реале выключить вес вещей. Тоже надоело с магазина пакеты тащить, на работу второй комплект вещей, в зал, на тачку там колёса таскать. Всё весит что-то, спину напрягаю. Как выключить подскажи? Мастурбачество не надо. И выносливость тоже выключи мне, хочу быстрее Усейна Болта бегать. Оно ж так работает вроде, реализм.0
  • АлексейRadrog, а что ты остановился? Продолжай про реализм: про аномалии, про монстров, про "сьел хлеб и подлечился", "выпил водки и радиацию понизил", про расстояние между городами в 5 минут хода, про любое попадание можно бинтом вылечить. Надоело что-то таскать? В реальном мире есть курьеры или хранение колёс с установкой, т.е. в реальном мире уже ничего таскать не нужно. Где этот реализм? Подсказки — это очки с дополненной реальностью. Это как раз реализм. Выносливость? Это та выносливость, когда без вещей ты максимум можешь 1 минут бежать (или сколько там)? Если это твой реализм, то тебе реально надо подкачаться. :) Ты уж определись, тебе шашечки или ехать?0
  • Alexander SchnurrbartRadrog, нормальное предложение. в игре нет никаких проблем с деньгами: я вот сейчас "застрял" на полустанке рядом с "Агропромом" - просто не могу отойти. Постоянно спавнятся наёмники, я их отстреливаю, тела обшманываю, складываю их пушки в тайник в туннеле под полустанком, уже не знаю - на сколько денег... И тут же спавнятся новые...0
  • Alexander SchnurrbartRadrog, как одно связано с другим?0
  • Alexander SchnurrbartRadrog, я ж написал, что чинить стволы с остаточным ресурсом в 34 и более %% и потом их продавать Сидоровичу - выгоднее: денег по итогу останется больше, чем было. Но тогда я ещё не знал о Старьёвщике с "Ростока (сидит рядом с "Ареной"), он покупает и повреждённые до красного уровня стволы (кроме стволов, остаточный ресурс которых - 0)... Стволы не надо таскать с собой, для этого есть тайники по всей зоне и ящик(и) Скифа на базе. Для прокачки экзоскелета надо очень много денег, прокачка компонентов второго уровня стоит по 15 тыс, третьего - по 30... плюс конских денег стоит его постоянный ремонт...0
  • Alexander SchnurrbartRadrog, вдогонку: в Тайных тропах 2 можно было улучшать артефакты, бросая их в аномалии. для этого была цепочка несколько рецептов, которые надо было найти. пока ты их не нашёл - бросание артефакта в соответствующую аномалию ни к чему не приводило: он не улучшался. эту же схему (она ж в движке игры уже есть, модостроители просто её использовали) можно было реализовать и для всего остального: пока ты сам не нашёл код - ты не откроешь кодовый замок и т.д.0