Стоит ли помогать коллегам с прошлого места работы, где тебя слегка обманули?

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Я системный инженер — более правильнее, DevOps — в небольшом стартапе и у меня с CTO случились разногласия, после которых я решил покинуть компанию. Важно понимать, что я единственный инженер в своей позиции в компании: обычно в более серьезных компаниях есть второй бэкап на случай, если с первым что-то случится. Поэтому моя должность критична и является в какой-то мере единой точкой отказа: вся IT и облачная инфраструктура, включая бизнесовые приложения и выкатка новых релизов были под моей ответственностью и управлением.

Предупредил я за 2 недели (по закону той страны, где это произошло), что ухожу, что является немного не самым хорошим тоном с моей стороны, потому что компании нужно успеть найти нового человека, чтобы я передал ему дела.

За 2 дня до моего ухода компания нашла человека, я передавал дела, 2 дня находясь официально еще в должности, а потом еще 2 дня на выходных по своей инициативе. Конечно же, этого времени было крайне недостаточно и руководство компании предложило мне помогать — именно помогать, а не учавствовать — новому инженеру на протяжении следующего месяца за определенную сумму денег — я согласился.

После официального увольнения последнюю зарплату мне выплатили после майских праздников, несмотря на то, что я ушел 26-го апреля. Всем остальным сотрудникам, которые не уволились, её выплатили нормально в конце месяца. Самый важный и переломный момент — мне не выплатили отпускные по закону той страны, где это произошло должны. Бухгалтер мне прямо так и сказала в личном разговоре по телефону, что она на моей стороне, но такой был указ сверху. Забавно, что даже в официальном письме компании о расторжении было написано, что они мне заплатят Х дней отпуска. Фактически — не заплатили.

Я обиделся и сказал, что буду помогать компании только после того, как они мне вперед заплатят отпускные и ту сумму за помощь. И получил тишину в ответ Предполагаю, что меня послали.

А теперь о проблеме, которая немного о другом.

С одной стороны, есть не самый умный менеджмент (моё мнение), которому вроде пофигу, что будет происходить и они не сильно переживают за моё отсутствие. С другой стороны, есть мои бывшие коллеги, которые ни в чем не виноваты, и которые тоже будут страдать. Простой пример: саппорт-инжинер, которому будут писать клиенты, а он тупо их игнорировать из-за того, что нет человека, который может решить проблему. На мои слова этим коллегам, мол, спрашивайте своего менеджера что делать, я тут больше не работаю и не хочу помогать компании — мне пишут: «Ну помоги мне лично, а не компании», что тоже бесит.

Что посоветуйте? Огородиться от всех? Или помогать коллегам, с которыми остались хорошие отношения, и как следствие и компании, которая с тобой поступила не самым лучшим образом?

Вежливо отказывать всем. "Не самый умный менеджмент", скорее всего именно на эту помощь и рассчитывает.
У меня похожая ситуация была. Тоже были "ну их к черту, ты лично мне подскажи". Через несколько месяцев я понял, что мои дураки-бывшие-начальники умнее меня и получили мои консультации бесплатно.

127

Вас просят поработать бесплатно. Попросите просящего, например, вскопать вам дачу. Или посидеть недельку с вашим ребенком в качестве няни бесплатно. Сильно сомневаюсь, что кто-то с радостью согласится.
Нафиг таких просителей

82

Ни в коем случае не помогать! Идя на поводу, вы поощряете безалаберное поведение начальства и дарите им чувство безнаказанности: это у них должна была болеть голова, что будет дальше. Если такой кадровый маневр "сам утрясется" без последствий, манагеры и дальше будут вытирать ноги об технических специалистов.

71
Герой Т—Ж 🏆

Давайте представим страшное: ваши бывшие коллеги будут страдать. Чем это кончится? Они будут заваливать сроки и косячить, а когда их будут спрашивать, в чем проблема, будут дружным строем отвечать, что вот такая вот ситуация, потому что вас нет. Они ж не дураки говорить, что это их личный косяк, они будут педалировать как раз то, что с вами не продлили нормально отношения и вас нет. Приведет ли это к их увольнению? Сомневаюсь. Приведет ли это к тому, что они задолбают руководство и оно поостережется других ваших коллег увольнять аналогичным образом? Возможно. Приведет ли это к тому, что качество услуг вашей конторы пошатнется и это ударит по карману собственника? Наверняка. В общем, со всех сторон сплошные плюсы)

58

Стоит ли дорожить отношениями с бывшими коллегами, которые просят вас бесплатно поработать на кинувшего вас дядю? Вопрос риторический

57

Олег, тут как сказать . не знаешь где найдешь. где потеряешь , тут нужен индивидуальный подход , ведь личные отношения ни кто не отменял.

1
Герой Т—Ж
Отредактировано

Не стала бы помогать, у меня была похожая ситуация когда я уволилась, а директор также не выплатил часть отпускных, потом я узнала что он и не собирался это делать, я решила просто уйти, по итогам никому на рабочие вопросы не помогала, и знаете, нормально все было)

46

По поводу невыплаты вам отпускных можно обратиться в трудовую инспекцию - там почти всегда на стороне работника, особенно если вам недоплатили то, что должны были по трудовому договору. По поводу помогать - оставшимся сотрудникам платят деньги за их работу, если их не устраивают условия работы, надо обращаться к руководству или уходить. При чем тут уволившийся сотрудник? Они давят на жалость и на вашу совесть, и не могут (или не хотят) решить проблемы. Опять же при чем тут вы?

42

Не помогать. Они на эту бесплатную помощь и рассчитывают. Если менеджмент организовал таким образом работу без резервирования и базы знаний, то это только их проблемы.

34

У знакомых была аналогичная ситуация несколько лет назад в конторе Банкекс. Всех трудоустроили на проект, а когда он был закончен - сократили одним днём, заставив написать заявление по собственному желанию (оставлю за кадром, почему почти все согласились написать) и пообещав выплатить энную сумму в крипте (выплачивать не собирались). Кто-то пытался судиться - насколько я знаю, это было бесполезно. Единственный плюс у сотрудников - им оставили оборудование, которое выдавали для работы + один человек смог потом устроиться на гораздо большие деньги, чем были у него до прихода в Банкекс (контора послужила неким социальным лифтом). В такой ситуации помогать - просто кощунство. Я помогала раньше всегда после увольнения, но потом поняла, что это бесперспективно и контрпродуктивно. Уходя - уходи.

28

не путайте личные отношения и рабочие.
если ваш бывший коллега что то не может- это проблемы работодателя. коллега встает в конце дня и идет домой-профит. за деньги. а вы бесплатно.

по теме не оплаченных отпускных, вам стоит попробовать приструнить бывшего работодателя через трудовую инспекцию, той страны где работали.

24

В таких случаях нужно запрашивать n-ную сумму денег, так как Вашим "коллегам" нужна Ваша помощь, чтобы заработать деньги для руководства, которое вас обмануло… Возможно, руководство Вашей компании этим и пользуется.

18

Говорите коллегам прямо, что если они лично нуждаются в Вас, то их правильный путь-идти к своему руководству и обозначать, что без ваших компетенций они не могут закрыть критичный вопрос. И вы и ваши коллеги не правы, их задача, переложить свои проблемы на менеджмент, ровно за это менеджмент получает зп, а ваша задача это объяснить доходчиво. Практика показывает, что если очень нужно-с вами за день подпишут договор ГПХ.
Про прочие обманы при расчете-досудебка и далее в суд.

17

Если уж и помогать, то только за некое финансовое вознаграждение. А если не хотят, пусть сами разбираются.

12

Думаю, намного более удобно и практично будет ответить своим друзьям с бывшего места работы, нечто следующее:
- Дружище, помогу тебе без проблем, но и ты мне помоги, ты же работаешь в этой компании, узнай у руководства(бухгалтера,начальника и т.д.) когда мне выплатят мои деньги за выполненную работу? Как оплатят - сразу помогу.

Это работает только в том случае, если помощи просят не лучшие друзья или те, кому вы обязаны.

12

Не помогать бесплатно. Только за деньги и по предоплате. Если коллеги просят вас, значит ваша часть работы нужна им для выполнения своей, за которую они получат зпл и премию. Поэтому безвозмездно помогать не стоит

7

Подойдем к вопросу формально и "а как оно вообще должно быть?".
У кого проблемы? У коллег.
Решить их самостоятельно они по какой-то причине не могут.
Что должны сделать коллеги в таком случае? Эскалировать проблему и привлечь начальство.
Таким образом эта проблема станет проблемой и коллег и начальства.
Начальство принимает решение, что своими силами справиться не могут и обращаются к вам с деловым предложением. И вы уже решаете готовы ли заниматься ИХ проблемами за ИХ же деньги.

Обращаясь к вам напрямую коллеги хотят делегировать СВОИ проблемы, не дав ничего взамен.
Коллеги в плюсе.
Начальство не решает ничьих проблем и расходов не несет - оно тоже в плюсе.
Вы получаете проблемы и ничего взамен.
А если вы поможете и от этого что-нибудь сломается?
Коллеги скажут "это не мы, это он злодей помог неправильно".
То есть помимо чужих проблем вы еще и риски на себя возьмете.

Решать чужие проблемы за свой счет + риски, потому что "ну будь человеком, войди в положение"?

7

Оказывать и помогать, но по стандартной почасовой ставке
Откажутся - их право
Но формально Вы согласились помочь

6
Герой Т—Ж
Отредактировано

Если просят помочь "лично", то это должно быть именно лично, а не для компании. Для начала пусть заплатят то, что должны. А потом пусть нанимают по договору, если угодно.
Я с предыдущим местом работы так и поступил: хотите моей помощи - заключайте договор, я на вас больше не работаю, все дела я передал. И даже когда действительно хорошие ребята звонили потом, просили помочь, я так и объяснял, что это моя принципиальная позиция, ибо любой труд должен быть оплачен.

6

Я сменил место работы более 2,5 лет назад. У нас была небольшая, но сплоченная команда, в которой на первом месте всегда стояли человеческие отношения - отсюда был хороший результат как в части нашего КПД, так и в части поощрений помимо оклада за выполненные объёмы работы сверх наших ежедневных обязанностей.

С вышестоящим над нашим подразделением руководителями аналогичных отношений у меня не было. Я уволился достаточно легко, но добрые отношения с командой сохранил. По прошествии 2,5 лет ко мне иногда обращаются за помощью (могут обратиться и к другим специалистам "с улицы", но ко мне удобнее, как к своему проверенному человеку) и я не отказываю, при этом не особое обсуждая сумму вознаграждения. После решения поставленной задачи честно рассчитываются и ни разу не обидели.

4

Лично дорогим людям конечно лучше помочь. Для формальных «коллег» лучше вообще быть недоступным, тк некрасиво было сделано. Я бы ещё отзыв на компанию оставил во многих местах, чтобы туда перестали идти работники :)

4

Посоветуйте коллегам покинуть компанию

4

Ну, предположим, сейчас вы этим коллегам поможете с текучкой. Зато руководство поймет, что схема нормальная, и, когда кто-то из них будет увольняться, их также кинут :) Попробуйте действительно может сходить в трудовую инспекцию, вдруг поможет менеджменту одуматься и научит впредь

2

Если такой вопрос встает, значит есть проблема не только в обиде за невыплаченные деньги. Возможно эти люди (коллеги) здорово помогли, когда не было мыслей увольняться. Я живу в маленьком городе и всегда помогала по мере сил, даже если просило бывшее начальство. Обида на предыдущих работодателей проходит, а вот хорошее реноме с человеком остаётся

2

Вашу репутацию как профессионала в основном создают не бывшие руководители, а бывшие коллеги. Так что лучше десять раз подумать о том, какие с ними отношения поддерживать. Будет много негатива - об этом на рынке будут так или иначе знать.

2

По законам той страны, где я работаю, невыплата отпускных и ЗП в дату увольнения это повод для обращения в Трудовую инспекцию и Прокуратуру.

1

Василий, видимо там была черная зарплата и все становится на усмотрение руководства.
У меня при увольнении черную часть зп не выплатили вообще. Типа поделом тебе!

1

Если бывшим коллегам нужна помощь, пусть обратятся к менеджеру или лицу, который примет решение об оплате вашего времени. Никто не умрёт и не пострадает. Это не ваш бизнес, не надо брать на себя лишнюю ответственность, вы и так сделали больше, чем от вас требовалось

1

Ой, в третьем абзаце закралась опечатка в слове "участвовать" ;)

1

Кто везёт на том и едут. В общем весь капитализм сам по себе построен на занижении фактической стоимости работы людей, а тут Вы ставите вопрос о том, чтобы работать бесплатно. Зачем? для обогащения посторонних Вам людей? Что касается помощи - помогайте, бабушкам, детям-сиротам и бездомным собакам/кошкам. Помощь уместна Вашим близки людям, когда получателем помощи являются их личные интересы. А Вы думаете о помощи, скорее всего и без того не обделенным, бенефициарам компании.

1

Ушла из компании, на мое место взяли другого человека. Дела передавала третьему.

В итоге новый специалист постоянно запрашивает информацию и документы.

Приняла решение игнорировать запросы, потому что не могу же я на новой работе работать за себя и за того парня... Он свои проблемы решит, а я?

При этом просто знакомым в режиме вопрос - ответ - помогу.

1

Вообще в ит сфере принято помогать. Во первых ваши отношения с руководством коллег никак не касаются. То что коллегам требуется помощь означают по сути ваши ошибки( вы как инженер не задукоментировали настройки и теперь коллеги не знают что делать) и это большой косяк для девопс инженера

1

Не был ли должен автор, будучи еще сотрудником компании, задокументировать все те знания, которыми обладал? Сделал ли он это?

0

Сергей, только если это входило в его должностные обязанности.

4

Илья, единственный девопс в компании. Очевидно входило.

1

Сергей, очевидно невозможно задокументировать всё

1

Oleg, Задача девопса как раз и состоит в том, чтобы наладить процесс, который бы не требовал "сокровенных" знаний каких-то конкретных людей. ну т.е. судя по этому посту человек это провалил, наверное поэтому и был уволен

0

Я всегда за то, чтобы помочь, иногда даже могу бесплатно если это не требует от меня больших вложений сил или времени, но в вашем случае думаю этого делать не стоит. Вы немного чувствуете себя виноватым - это понятно, но у вас были причины уйти и вы сделали это достойно (знаю люднй, которые через психологов оформляли нервные срывы и исчезали в тумане без единого дня на амортизацию). Просто ваши коллеги должны понять что они тоже однажды захотят уйти и это им выйдет боком. Никакой помощи. Уходя - уходи. Просто "извини я загружен" будет достаточно.

0

Уточните у коллег, не желают ли они, для начала, помочь лично вам, получить недостающие выплаты.

0
Герой Т—Ж

Не стоит помогать однозначно, это вина руководителя. Пускай он и несёт ответственность за свои поступки.

0

Помоги лично мне, а не компании - это если коллега просит о личном одолжении: встретить бабушку в аэропорту, подбросить до метро, угостить сигаретой и прочее.
Решение рабочего вопроса - это помощь компании. Это коллега должен помочь и надавить на руководство, чтобы оно выполнило свои обязательства и заинтересовало вас в дальнейшем сотрудничестве.
Это будет помощь и ему тоже - с такой компанией нужно проявлять жесткость сразу, если он сейчас этого не сделает, с ним в будущем поступят так же. Пусть лучше сразу уходит тогда

0

Присоединюсь ко всем, кто пишет, что помогать не нужно. А бороться с чувством вины и неловкости за ситуацию, в которой вы правы-это к психологу.

0

Всех слать.

0

тем самым коллегам надо обратиться к менеджменту с этой проблемой, что нужна инфа и саппорт от вас и пусть те решают с вами, за деньги. не надо поощрять такое отношение, это не хорошо ни вам ни вашим коллегам.

0

Смысл кому то помогать, есть новый сотрудник, пусть разбирается, ему за это платят деньги

0

Ты помогаешь им, а они зарплату получают. Пусть делятся в таком случае

0

Многие пишут помогать, но я считаю это неверно. Работа это бизнес, только деловой подход, просите оплату и только после этого помощь. Взяли не так давно новенького в отдел. Так поначалу на него также наседали и просили помочь, плел сказки про какие то отношения. Только использовал время моей компании - я ему высказал, что это не совсем красиво, тк ему платят зп здесь, а помогает он там.

0

Не помогать ни в коем случае.

0

После Вашего увольнения ваши отношения с бывшими коллегами автоматически перешли из разряда "рабочих" в разряд "личных". Отсюда вывод: если дорожите ими (отношениями) - помогайте, даже бесплатно. Если не дорожите - тогда нет, тут всё очевидно. Но имейте в виду: шарик круглый, где-нибудь, когда-нибудь наверняка пересечётесь с одним из бывших коллег и карма сработает :)

0