Есть сейчас новая «профессия» — стример.

Стримерам не платят зарплату — их доходы складываются из пожертвований зрителей и рекламных контрактов. Я люблю смотреть стримы и в статье расскажу, кто такие стримеры, как организована их работа и как собрать свою стриминг-студию.

Кто такой стример

Стример — это ведущий прямых эфиров в интернете. Чаще всего в прямом эфире играют в видеоигры, хотя стримить можно что угодно: готовку, вышивание, чтение книг вслух. Наравне с видео на Ютубе, этот формат заменяет современным зрителям телепрограммы.

В прямой эфир стримеры выходят через специальные сервисы, большие и маленькие. Основные площадки сейчас — это Твич и Ютуб, но есть и множество других, менее популярных: например, Вконтакте, Mixer, GoodGame.

Твич посвящен исключительно стримингу и в значительной степени играм. Зрители на этой площадке знают, зачем и на чей эфир приходят. Во Вконтакте стримы висят в общей ленте новостей и на них часто попадают случайно. Там количество зрителей может быть большим, но не показательным для стримеров: эти люди едва ли вернутся на следующий эфир.

Стримы — популярный у зрителей формат. За первый квартал 2018 года на двух больших площадках для стриминга — Твич и Ютуб-гейминг — зрители смотрели эфиры 2,4 миллиарда часов. Несмотря на это, мало кто из стримеров зарабатывает на жизнь одними эфирами. Чаще всего это хобби или подработка.

Обычно стримеры работают без продюсеров и операторов: один человек делает все сам. Он и ведущий, и оператор, и инженер прямого эфира — индивидуальная боевая единица, которая может сравняться аудиторией с полноценным СМИ.

Для статьи я поговорила с Петром Сальниковым. На его примере расскажу, как устроена профессия. Петр известен зрителям стримов по проекту Disgusting Men («Отвратительные мужики»), который объединяет канал на платформе Твич, подкаст, сайт и канал в Телеграме.

В 2015 году Петр уволился с работы в игровой журналистике и инвестировал все силы в создание своего медиапроекта. Стримы стали его неотъемлемой частью: они помогают наращивать аудиторию и приносят деньги
В 2015 году Петр уволился с работы в игровой журналистике и инвестировал все силы в создание своего медиапроекта. Стримы стали его неотъемлемой частью: они помогают наращивать аудиторию и приносят деньги

В неделю на твич-канале Disgusting Men выходит 4—5 стримов, Петр ведет большую часть из них. Он с командой стримит настольные и видеоигры, живые выступления музыкантов, производство музыки, ток-шоу.

Трансляции смотрят люди, которые увлекаются играми на компьютерах и игровых консолях, те, кому интересна разработка игр и создание саундтреков к ним, а также современная массовая культура. Лично я смотрю стримы как раз из-за последнего: мне нравятся диалоги и рассказы людей с разным жизненным опытом. По большей части стримы на Твиче смотрят мужчины — по статистике их 81,5%, 55% из них в возрасте от 18 до 34 лет.

Как начать стримить

Чтобы выйти в эфир, нужен канал на одной из стриминговых площадок и специально оборудованное место: комната или отдельная студия.

У Петра с командой домашняя студия, но она сделана в квартире, где никто не живет. Там нет спальных мест, никто не готовит, не принимает ванну — ничего не отвлекает команду от работы. Но если такой площадки нет, платить за ее аренду в начале пути — лишние расходы.

Большая часть стримеров выходит в эфир из дома. Минимальный набор техники для выхода в эфир — это компьютер с монитором, клавиатурой и мышкой, а еще веб-камера и USB-микрофон или наушники с гарнитурой.

Качественное оборудование в стриминге не критически важно. Стрим — это видео в прямом эфире, которое многие зрители смотрят на телефонах в небольшом разрешении. Главное, чтобы техника не выдавала никакого криминала — например, очень громкого звука или запредельного количества шума.

Все о работе и заработке
Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

Компьютер

Для стриминга видеоигр нужно одновременно играть и отдавать картинку в прямой эфир. Для этого понадобится один мощный компьютер или сразу две машины — одна для игр, другая для стриминга.

У Disgusting Men работают в связке два компьютера. На одном ведущий играет, с другого отдают стрим в интернет и контролируют эфир. Сейчас в студии стоит системный блок Nvidia GeForce GTX PC и игровой ноутбук Acer Predator. Системный блок используется для студийных стримов в связке с ноутбуком. Ноутбук — для выездных стримов: турниров, концертов, командировок.

Вся техника эксплуатируется на пределе возможностей и потому долго не живет, к этому стоит быть готовым.

Стартовый компьютер для стримера

Для игр и стриминга важны четыре компонента игрового ПК: процессор, оперативная память, материнская плата и видеокарта. Жесткий диск можно брать любой.

Если вы хотите играть в карточные игры, например Hearthstone или MTG Arena, то получится сэкономить на железе.

Оборудование для стриминга карточных игр — 15 500 Р

КомплектующиеТребованияЦена
ВидеокартаGeForce GTX 10306000 Р
ПроцессорIntel i35500 Р
Оперативная память4 Гб DDR32000 Р
Материнская платачипсет Intel H813000 Р
Видеокарта
Требования
GeForce GTX 1030
Цена
6000 Р
Процессор
Требования
Intel i3
Цена
5500 Р
Оперативная память
Требования
4 Гб DDR3
Цена
2000 Р
Материнская плата
Требования
чипсет Intel H81
Цена
3000 Р

Ноутбуки в этом ценовом диапазоне брать не советую. Даже карточные игры дешевый ноутбук будет тянуть еле-еле, не говоря о стриминге.

Если вы хотите стримить и играть во что-то более серьезное, например в Dota 2, Fortnite или WoT, придется потратить больше.

Средняя сборка для стриминга популярных игр — 37 000 Р

КомплектующиеТребованияЦена
ВидеокартаGeForce GTX 106020 000 Р
ПроцессорIntel i510 000 Р
Оперативная память8 Гб DDR34000 Р
Материнская платачипсет Intel H813000 Р
Видеокарта
Требования
GeForce GTX 1060
Цена
20 000 Р
Процессор
Требования
Intel i5
Цена
10 000 Р
Оперативная память
Требования
8 Гб DDR3
Цена
4000 Р
Материнская плата
Требования
чипсет Intel H81
Цена
3000 Р

За эти деньги уже можно найти ноутбук, на котором нормально пойдут нетребовательные к графике игры, но, как по мне, лучше вложить деньги в стационарный компьютер, если вы всерьез настроены стримить.

Отличная сборка для стриминга любых игр — 90 000 Р

КомплектующиеТребованияЦена
ВидеокартаGeForce GTX 107040 000 Р
ПроцессорIntel i730 000 Р
Оперативная память16 Гб DDR410 000 Р
Материнская платачипсет Intel H31010 000 Р
Видеокарта
Требования
GeForce GTX 1070
Цена
40 000 Р
Процессор
Требования
Intel i7
Цена
30 000 Р
Оперативная память
Требования
16 Гб DDR4
Цена
10 000 Р
Материнская плата
Требования
чипсет Intel H310
Цена
10 000 Р

За 100 тысяч уже можно найти крутой игровой ноутбук, но картинку он будет выдавать все равно хуже, чем стационарный компьютер за те же деньги. Зато не придется париться со сборкой и докупать монитор.

Простой Full HD монитор можно купить и за 7 тысяч рублей. Не советую брать 4К мониторы. Они могут показывать более четкую картинку, но сильнее нагружают видеокарту. Зрители не заметят разницы — у большинства нет 4К экранов. К тому же в киберспортивных играх важнее частота кадров, чем красота текстур. Лучше взять Full HD монитор с частотой 144 Герц. Стоит такой в районе 20 тысяч рублей.

Чтобы играть на одном компьютере, а стримить с другого, нужна карта захвата. Это небольшое устройство, посредник между компьютерами. В один HDMI-вход карты захвата втыкается компьютер с игрой, а из другого HDMI-входа сигнал уходит на транслирующую машину. К компьютеру карта захвата подключается через порт USB. Нормальные карты захвата стоят от 10 000 рублей.

Чтобы стримить с комфортом, стоит завести второй монитор. На него выводят чат со зрителями и программы для контроля трансляции. У Disgusting Men в студии три монитора: один — изогнутый ультраширокий, второй — 4К, а третий — самый обычный и дешевый. Третий монитор используют, когда стримят многопользовательские игры. За потоками видео от разных игроков следит режиссер прямого эфира за отдельным монитором.

Неочевидная, но нужная для удобства стримера вещь — широкий стол от 1,5 м, на который помещается вся техника
Неочевидная, но нужная для удобства стримера вещь — широкий стол от 1,5 м, на который помещается вся техника

Игровые консоли

Xbox One и PlayStation 4 позволяют стримить без дополнительного оборудования, стрим можно запустить в любой момент. Но у этой простоты есть свои минусы. У приставок почти нет настроек и полностью отсутствует возможность выводить в стрим что-либо, кроме самой игры, — например, оповещения или логотип. Максимум, что может сделать стример, — это выводить чат на экран или не выводить.

Чтобы иметь больше настроек и не терять в качестве картинки, нужна карта захвата. Подойдет та же, что для связки из двух компьютеров, просто в HDMI-вход карты захвата втыкается консоль.

Камера

Интересный ведущий в кадре важнее демонстрации игры. Поставьте человека, который захватывающе рассказывает, на фоне кирпичной стены, и у вас будет хороший трафик. И поставьте дурака перед дорогущей камерой, на которую Майкл Бэй снимал «Трансформеров», и ничего хорошего не выйдет.

Поэтому никто не требует от стрима телевизионного качества изображения — подойдет любая внешняя веб-камера. Стоят такие камеры от 1000 рублей. Желательно поставить ее на штатив, который обойдется еще в 1000—3000 рублей.

Петр работает с двумя камерами Logitech Brio. Это 4K-камеры, и, если свет настроен хорошо, они дают сочную картинку. Стоят они от 12 тысяч рублей за штуку.

Картинка отдается в эфир при помощи специальных программ для управления трансляцией. В основном стримеры пользуются двумя программами: бесплатной Open Broadcaster Software или платной XSplit Broadcaster. Они мало друг от друга отличаются, выбор программы — скорее вопрос удобства.

Пожизненная лицензия на XSplit Broadcaster стоит 199,99 $ (13 300 Р), также можно оплатить доступ на 36, 12 или 3 месяца, это будет стоить 4,17—8,32 $ (270550 Р) в месяц.

Микрофон

Чтобы зрители слышали стримера, ему нужен микрофон. Для начала подойдут обычные наушники с гарнитурой.

Если хочется отдельно контролировать звук, понадобится внешний аудиоинтерфейс, к которому подключаются хорошие микрофоны. Если человек стримит один, достаточно интерфейса с одним каналом. На большее количество человек понадобится больше каналов, чтобы подключить отдельные микрофоны. Цены на аудиоинтерфейс с одним каналом начинаются от пяти тысяч, с двумя каналами — от девяти.

Петр с командой пользуются аудиоинтерфейсом Presonus&nbsp;44VSL за 22 100 <span class=ruble>Р</span>, сейчас такие уже не производят
Петр с командой пользуются аудиоинтерфейсом Presonus 44VSL за 22 100 Р, сейчас такие уже не производят

Популярные среди стримеров USB-микрофоны, например Blue Yeti и некоторые AKG, чаще конденсаторные. Они улавливают даже шуршание одежды и в неподготовленном помещении без звукоизоляции дают звук, словно стример сидит в цистерне. У этих микрофонов мало контроля, поэтому лучше использовать динамические.

Динамический микрофон считывает сигнал, идущий прямо в него. Такой микрофон лучше держать не дальше 20 сантиметров от рта, чтобы было слышно. Динамические микрофоны используют на концертах или докладах, для стрима они тоже хорошо подойдут.

В студии у Петра шесть микрофонов. Три из них — AKG Perception Live P5, один Shure 55SH. Последним пользуются, если в студию приходят гости. Плюс у команды есть радиомикрофон Shure Beta 58A, который используется на записи выездных выпусков и вечеринках со зрителями.

В студии Disgusting Men есть микрофоны на все случаи жизни: и подкаст записать, и концерт в прямом эфире показатьВ студии Disgusting Men есть микрофоны на все случаи жизни: и подкаст записать, и концерт в прямом эфире показатьВ студии Disgusting Men есть микрофоны на все случаи жизни: и подкаст записать, и концерт в прямом эфире показать

Недавно Disgusting Men получили очередную премию за лучший подкаст — на этот раз от Вконтакте. В подарок им вручили премиальный конденсаторный микрофон «Союз», теперь на него записываются закадровые тексты и новый подкаст со страшными короткими историями «Радио Полночь».

Для подключения микрофона нужен кабель, плюс каждому микрофону нужна стойка. Стойку каждый выбирает сам, лучше искать и пробовать, какая подойдет. Стоят они от 1000 до 7000 рублей. Совсем дешевые стойки лучше не покупать: они ненадежные.

На звук влияет не только микрофон, но и звукопоглощение в помещении. Это не та звукоизоляция, которая не выпускает звук наружу, а та, которая мешает ему гулять по помещению. Ее можно сделать самостоятельно. Подойдут листы антирезонансного материала из пенополиуретана на стенах, они поглощают и рассеивают шум. Купить листы для звукоизоляции можно в интернете: на «Алиэкспрессе» они стоят от 850 рублей за 12 штук, более качественные листы обойдутся в 900 рублей за штуку.

Звукоизолировать помещение полностью нет необходимости, достаточно поклеить на стены поглощающие звук панели
Звукоизолировать помещение полностью нет необходимости, достаточно поклеить на стены поглощающие звук панели

Хромакей и свет

Бытовой свет от люстры на эфире плох тем, что может добавить ведущему некрасивые круги под глазами или оранжевую кожу. Желательно купить себе отдельный осветительный прибор, который можно поставить на стол или штатив. На «Алиэкспрессе» много дешевых решений: например, кольцевая светодиодная лампа стоит от 1200 рублей.

Если ведущий один, можно работать на фоне зеленой ткани и с помощью технологии под названием хромакей выводить в эфир только изображение стримера, без фона. За спиной у человека будет сама игра. Если на стриме двое и больше ведущих, хромакей лучше не использовать. Обязательно кто-нибудь «вывалится» за пределы ткани, и на картинке появятся обрезанные руки или головы. Это некрасиво.

Петр стримит на фоне зеленой ткани, в эфире за ним игра вместо стены студии
Петр стримит на фоне зеленой ткани, в эфире за ним игра вместо стены студии

В стриминг-студии удобно использовать нетканый или тканевый хромакей. В зависимости от размера и материала он стоит от 700 до 2500 рублей. Нетканый хромакей дешевле, и для студии он подходит. Единственный его недостаток — он может помяться, поэтому его нужно аккуратно везти и вешать. Тканевый хромакей дороже, его можно сгибать и закрыть им, например, диван.

Для работы с зеленой тканью никаких отдельных программ не нужно. Кеинг — это процесс наложения одного изображения на другое — происходит в реальном времени. Достаточно повесить полотно, настроить в программе трансляции выдержку и баланс белого, проверить, чтобы с фона ушла рябь, — и можно выходить в эфир.

Чтобы пользоваться хромакеем, нужен постоянный источник света. При бытовом свете хромакей работает плохо — появляются помехи, в кадр могут влезть куски фона. Чтобы избежать этих проблем, желательно поставить два постоянных студийных источника света. Один должен освещать хромакей, второй — человека. Подойдут софтбоксы на штативах, комплект стоит 9—15 тысяч рублей.

Примерный набор оборудования для стриминг-студии

Эконом-вариантХороший вариант
Компьютер с монитором44 000 Р130 000 Р
КреслоЛюбой стул из дома
Р
DXRacer Racing OH/RV131
29 000 Р
Игровая консольРPlayStation 4
26 000 Р
Карта захватаРElgato Game Capture HD60 S
16 990 Р
Звуковой интерфейсРFocusrite Scarlett 2i4 2nd Gen
14 000 Р
Веб-камера со штативомMicrosoft LifeCam HD-3000 + Rekam Ecopod E-134
4100 Р
Microsoft LifeCam Studio + Vanguard Espod CX 203 AGH
11 700 Р
Микрофон со стойкойTrust MICO USB Microphone
2000 Р
AKG P5S + K&M 23850 Microphone-Arm
10 790 Р
СветРFST FK-4060 × 2
10 200 Р
Звукоизоляция850 Р8100 Р
ХромакейРFST B33 Chromagreen
2300 Р
Программа для стримингаOpen Broadcaster Software
Р
XSplit Gamecaster
550 Р/мес
или Open Broadcaster Software
Р
Итого50 950 Р259 630 Р
Эконом-вариант
Компьютер с монитором
44 000 Р
Кресло
Любой стул из дома
Р
Игровая консоль
Р
Карта захвата
Р
Звуковой интерфейс
Р
Веб-камера со штативом
Microsoft LifeCam HD-3000 + Rekam Ecopod E-134
4100 Р
Микрофон со стойкой
Trust MICO USB Microphone
2000 Р
Свет
Р
Звукоизоляция
850 Р
Хромакей
Р
Программа для стриминга
Open Broadcaster Software
Р
Итого
50 950 Р
Хороший вариант
Компьютер с монитором
130 000 Р
Кресло
DXRacer Racing OH/RV131
29 000 Р
Игровая консоль
PlayStation 4
26 000 Р
Карта захвата
Elgato Game Capture HD60 S
16 990 РР
Звуковой интерфейс
Focusrite Scarlett 2i4 2nd Gen
14 000 Р
Веб-камера со штативом
Microsoft LifeCam Studio + Vanguard Espod CX 203 AGH
11 700 Р
Микрофон со стойкой
AKG P5S + K&M 23850 Microphone-Arm
10 790 Р
Свет
FST FK-4060 × 2
10 200 Р
Звукоизоляция
8100 Р
Хромакей
FST B33 Chromagreen
2300 Р
Программа для стриминга
XSplit Gamecaster
550 Р/мес
Open Broadcaster Software
Р
Итого
259 630 Р

Что делает ведущий эфира

Основная задача стримера — развлекать зрителя и общаться с ним. Ведущий одновременно играет, рассказывает истории, читает чат и включается в диалог со зрителями. Люди смотрят стримы именно ради интересных рассказов, ответов на вопросы и смешных комментариев.

Поведение стримера в кадре — фактор, который сильно влияет на популярность канала. Зрителей привлекают харизматичные ведущие, которые хорошо выглядят и умеют спокойно говорить на разные темы. Разговор в чате может свернуть в любое русло: литература, школьная программа, что посмотреть на английском и что там у разработчика игры. Поэтому ведущему полезно обладать широким кругозором.

Хорошо играть стримеру не обязательно — это важно только киберспортсменам. Можно стримить Call of Duty, только и делать, что умирать, но при этом орать так, что всем будет смешно. Хотя в чате всегда найдутся люди, которые напишут: «Бэээ, играть не умеет».

Выходить в эфир страшно, со временем волнение окончательно не уходит, но притупляется, и трясет уже меньше. Чтобы начать стримить, придется перебороть свой страх, просто брать и делать.

Не страшно сказать что-то невпопад или допустить неловкую паузу — конечно, кто-то из зрителей заметит и поправит, но в следующий раз такую ошибку уже не допустишь. Главное — не терять фокус на процессе и представлять, что ты играешь с друзьями и обсуждаешь игру с ними. Но даже если на старте не все получается, стабильный стриминг поможет развить навыки.

Готовиться к эфиру или нет — выбор стримера. Петр перед стримами дополнительно ничего не читает и не изучает по теме игры. Ему помогает опыт — Петр играет последние 26 лет, а стримить начал до появления Твича. Его коллеги тоже давно в игровой индустрии, поэтому подготовка к эфиру для Disgusting Men упирается в технические моменты: проверку картинки трансляции, звука и света.

Но стоит быть готовым к тому, что в интернете есть знатоки по каждой теме. Если взяться за стрим ретро-игры и снабдить его недостоверными историями из интернета, в чате найдется человек, который знает игру и ее историю намного лучше ведущего. Он укажет на все неточности в рассказе.

Во время эфира стример следит за игрой и градусом веселья, а также за техникой и донатами — это добровольные пожертвования от зрителей. За пожертвования принято благодарить и зачитывать сообщение от задонатившего. Обычно это делают, когда возникает естественная пауза по ходу игры. Чаще всего на стримах Disgusting Men двое ведущих. Так один человек может сосредоточиться на прохождении, а второй читать комментарии и следить за донатами. К тому же дуэт — это всегда диалог. А если диалог интересный, то уже не так важно, во что, собственно, играть.

Случаются истории, когда краем глаза видишь в чате неприятный комментарий, от которого резко портится настроение. Лучший выход из ситуации — игнорировать и продолжать работу. В интернете хватает неадекватных людей, со временем начинаешь проще к этому относиться.

Есть редкие люди, которые считают, что за свои деньги они покупают право хамить и отвлекать от игры. Если кто-то излишне негативно высказывается или спамит в чате, проще попросить этого человека скинуть номер карты в личные сообщения и вернуть ему добровольное пожертвование — нервы дороже.

Площадка для стриминга — не федеральный канал, поэтому стримеры могут позволять себе хулиганство в эфире. Disgusting Men однажды стримили игру «Русская рыбалка 4» — популярный нишевый симулятор — и параллельно пили. Выглядело это как настоящая рыбалка: один ловит рыбу, остальные ему помогают — просто глушат водку. В конце стрима по русской рыбалке мужики вообще перестали понимать, что происходит, но никого из зрителей это не напрягало.

Андрей Загудаев, Петр Сальников и Виктор Зуев стримили симулятор рыбалки 3,5 часа. В группе этой игры Вконтакте 18 тысяч подписчиков
Андрей Загудаев, Петр Сальников и Виктор Зуев стримили симулятор рыбалки 3,5 часа. В группе этой игры Вконтакте 18 тысяч подписчиков

При этом у каждой стриминговой площадки есть свод правил, которые нельзя нарушать. Например, Твич запрещает попытки и угрозы нанести физический вред другим людям, разжигание ненависти и агрессии, трансляции музыки и фильмов без авторских прав, обнаженку. Правила Ютуба тоже ограничивают стримеров в дискриминационных высказываниях и нарушении авторских прав.

Несмотря на кажущееся веселье сферы, стримить нелегко. Работа в кадре эмоционально выматывает. Прямые эфиры Петр ведет в основном по вечерам, за месяц получается 40—50 часов работы в кадре.

Петр начинает работать в девять утра — он общается с рекламодателями, потенциальными партнерами проекта Disgusting Men, занимается фирменной продукцией и другими вещами для развития бренда, организует встречи с читателями и слушателями. Эфир на Твиче выходит с семи, иногда даже девяти вечера. К этому моменту обычно хочется домой, спать, есть и смотреть сериалы. Но нужно собраться и провести стрим. В эфире несколько часов подряд надо быть веселым, информативным и причастным, иначе аудитория не будет смотреть.

Одна из кайфовых вещей в стримах — это постоянные зрители, которые делятся событиями своей жизни, держат в курсе того, чем занимаются. Другой крутой момент — это когда выясняется, что среди подписчиков есть редкие таланты. Например, один из подписчиков Disgusting Men — саксофонист, вместе с Петром они записали три музыкальные композиции для разных проектов. Приятно знать, что среди твоих слушателей есть бриллианты.

Как найти нишу и собрать аудиторию

На первый взгляд кажется, что стример — это человек, который просто играет в то, что нравится, и получает за это деньги. Но на самом деле заработать на стримах не так просто. Чтобы «Мужики» начали приносить деньги, понадобилась начальная аудитория, хорошее знание контента и регулярные эфиры.

Важно предлагать аудитории что-то новое, а не гнаться за популярными эфирами. Идеи уровня «сейчас я просто начну играть в Dota 2, и меня точно ждет успех» не работают, потому что пятисотый канал про Dota 2 никому не нужен.

Как минимум нужно хорошо знать то, что стримишь. Например, Петр любит старые игры и все про них знает. Ему нравятся игры 1998 года: Half-Life, Thief, Fallout 2, Baldur’s Gate. Поэтому ему несложно выбрать, с чем выходить в эфир. У ретро-игр много любителей, к тому же у хороших игр нет срока годности. Виктор Зуев, коллега Петра, большой фанат вселенной Warhammer. Он знает о ней все и может бесконечно рассказывать про игры и книги вселенной.

Но знаний об играх тоже мало. Чтобы найти своих зрителей, нужно стабильно стримить, другого способа набрать аудиторию нет. Если стримить раз в месяц — будет мало зрителей, если стримить 20 дней в месяц — зрителей будет много. Если стучать в точку своего интереса, в какой-то момент аудитория появится, главное — этого дождаться. Disgusting Men стараются стримить каждый будний день.

Имеет смысл стримить по расписанию. Как рыбак прикармливает рыбу в определенном месте, так и стример готовит зрителей к определенному времени эфиров. Полезно публиковать анонсы стримов — они помогают зрителям освободить время под просмотр. Публиковать можно у себя в социальных сетях или на твич-канале.

Каждую неделю Disgusting Men анонсируют стримы у себя на сайте
Каждую неделю Disgusting Men анонсируют стримы у себя на сайте

Твич-канал Disgusting Men запустили в 2015 году. На момент создания канала стартовая аудитория уже была: читатели и слушатели видели анонсы стримов, переходили их смотреть и становились постоянными зрителями. Первый год стримили редко: несколько раз в месяц, поэтому канал практически не рос.

Стоило начать выходить в эфир несколько раз в неделю, как аудитория начала органически расти: в январе 2016 у канала было 3500 подписчиков, в декабре их стало 11 600. Появились рекламные проекты от агентств, которые просили именно интеграции в стримы на Твиче.

В том же году канал стал партнером Твича. Партнеры площадки получают деньги за подписку зрителей, долю от прибыли с рекламы, показанной на канале, дополнительные настройки чата, приоритетную техническую поддержку.

Чтобы стать партнером Твича, нужно стримить несколько раз в неделю и собирать стабильное количество зрителей. Фиксированной цифры для партнерства не существует, это индивидуальное решение площадки для каждого канала. Тем не менее это значит, что у канала хороший контент и постоянная аудитория.

Сначала нужно получить достижение «Давайте будем компаньонами». Если канал удовлетворяет всем требованиям, сервис автоматически пришлет уведомление. Чтобы получить статус партнера, нужно продолжать развивать канал и дождаться отдельного приглашения.

Сейчас у канала Disgusting Men 600 000 просмотров в месяц и 28 000 подписчиков. Большого оттока зрителей и подписчиков у канала никогда не было: тред остается растущим. На привлечение новой аудитории хорошо работают необычные форматы, например игровые турниры с гостями. Их анонсируют участники, а это блогеры и стримеры с лояльной аудиторией, которая приходит смотреть эфир и конвертируется в подписчиков.

Для Петра и команды стримы — часть медиапроекта. Канал на Твиче появился в 2014 году, когда у подкаста и сайта Disgusting Men уже сформировалась своя аудитория. Это обеспечило каналу органический рост: люди видели анонсы на сайте Disgusting Men, приходили на Твич смотреть эфиры и становились постоянными зрителями.

Через три года работы студии в ней сделали ремонт. Теперь у «Мужиков» обновленный интерьер и фирменные кресла, чтобы сделать бренд более узнаваемым
Через три года работы студии в ней сделали ремонт. Теперь у «Мужиков» обновленный интерьер и фирменные кресла, чтобы сделать бренд более узнаваемым
Рост аудитории канала за последний год по данным SullyGnome
Рост аудитории канала за последний год по данным SullyGnome

Турниры и особые форматы

Успех канала Disgusting Men в том, что они пробуют новые форматы. В 2016 году «Мужики» устроили турнир по игре Call of Duty: Infinite Warfare. Это был коммерческий проект, нужно было предложить заказчику что-то интересное. Они позвали друзей поиграть по олимпийской системе, когда проигравший сразу выбывает. Стримили турнир из своей студии, выглядело это, по мнению Петра, довольно нищенски.

В следующем году вышла Call of Duty WWII, на этот раз «Мужики» устроили турнир в пабе, позвали соревноваться блогеров, стримеров и журналистов, пригласили болельщиков. Все участники турнира вели трансляцию в свои каналы: программы для стриминга позволяют отдавать эфир хоть на 10 каналов, зритель подписан на канал определенного участника и смотрит турнир там. Так мероприятие получает больший охват.

Получился не классический стрим, а целое мероприятие с приветственными напитками, конкурсами и эпической попойкой со зрителями в конце. Так турниры стали одним из форматов Disgusting Men, в России до них такого не делали.

Боролись за первое место видеоблогеры Алина Рин и Валентин Wylsacom Петухов, стримлорд Денис Welovegames Коробков, ведущие подкаста «Отвратительные мужики» Петр Сальников и Андрей Загудаев, ведущий утреннего шоу «Еще больше минералов» Артавазд Мурадян, ведущий подкаста «Не&nbsp;занесли» Павел Пивоваров и почетный подписчик Disgusting MenАртавазд Мурадян и Виктор Зуев комментируют матч для&nbsp;зрителей стримаВ третьем четвертьфинале турнира Валентин Wylsacom Петухов и стримлорд Денис Welovegames КоробковЗрители тоже могли поиграть в новую часть Call of Duty на отдельных компьютерах — была оборудована самостоятельная демозона от партнеров LG

Однажды Disgusting Men делали концерт группы «Живой Арканум». Это струнный квартет, который играет музыку из разных игр: Arcanum, Heroes, Morrowind, Warcraft, Max Payne, Gothic, Dragon Age. Концерт проходил в заведении с публикой, трансляция шла на Твиче. Снимали на две статичные веб-камеры и руками оператора, который ходил по залу. Гостям и группе понравилось, стрим привлек новых подписчиков каналу и сделал группу известнее. Необычные партнерства — хороший способ выделиться в потоке.

Еще Disgusting Men делают стримы ретро-игр, стримы настольных игр или музыки, которые выделяются среди стримов Fortnite или Counter-Strike: Global Offensive. Так «Мужики» регулярно попадают на главную страницу Твича.

На стриме не обязательно играть. Мужики иногда стримят просмотр артбуков или разбирают старые диски под разговоры о 90-х
На стриме не обязательно играть. Мужики иногда стримят просмотр артбуков или разбирают старые диски под разговоры о 90-х

Как продвигать канал

Петр не покупал рекламу для канала, но это один из способов сбора аудитории. Стримеры договариваются о хостинге или совместных стримах на Твиче и покупают рекламные посты в соцсетях.

Хостинг — формат, при котором на другом твич-канале выводится ваш стрим. Если зрителям стрим понравится, они перейдут и подпишутся на ваш канал. Я не слышала о том, чтобы кто-то продавал хостинг на свой канал за деньги, и не нашла подтверждений этому.

Стримеры добровольно хостят понравившиеся им каналы, но можно договориться о взаимном хостинге. Лучше приходить с предложениями к стримерам тех же категорий на Твиче или игр, которые вы транслируете, — так получится привлечь больше зрителей. Большие каналы с тысячами подписчиков редко хостят маленькие, поэтому лучше искать кого-то в своей «весовой категории».

Менее популярный способ поиска аудитории — реклама в соцсетях. Ее размещают в тематически подходящих сообществах — про игры и стриминг. Рекламный пост стоит от 200 рублей до бесконечности и зависит от количества и уровня вовлеченности подписчиков сообщества.

Лучше покупать рекламу в соцсетях для канала, у которого уже есть первые 100 подписчиков, — так к нему у новой аудитории будет больше доверия. С одного рекламного поста может прийти как несколько десятков подписчиков, так и два-три: заранее предсказать результаты невозможно, и нет другого способа, кроме тестов. Кроме платной рекламы в обсуждениях некоторых групп есть тема для обмена ссылками на каналы.

Сколько зарабатывают стримеры

Запуск канала на Твиче помог «Мужикам» больше зарабатывать. Стоило начать регулярно выходить в эфир, как стали приходить рекламные проекты от агентств, просили эфиры именно на Твиче. Стримы до сих пор пользуются спросом на рекламном рынке.

У независимой команды благосостояние напрямую зависит от того, сколько она работает. Заработок Петра и команды Disgusting Men складывается не только из стримов, а из разных источников по медиапроекту: рекламных доходов, подписки и донатов. Получается от 500 тысяч до 2 млн рублей выручки в месяц в зависимости от сезона, фаз Луны и расположения духа партнеров. До 25% могут заработать на стримах.

Только на деньги от стримов просуществовать сложно. Петр считает, что для этого нужно стримить гораздо больше, чем несколько часов в день.

По оценкам маркетингового агентства Mediakix, стримеры из мирового топа-10 зарабатывают от 1 330 000 $ (85 120 000 Р) в год. Доход Ninja, самого популярного стримера, оценивается в 5 417 447 $ (346 718 528 Р) в год. Топовые фултайм-стримеры в России могут зарабатывать с донатами и подпиской до 12 000 $ (768 000 Р) в месяц. Это экстраординарные суммы, которые большинству ведущих трансляций только снятся.

Стримеры зарабатывают на платной подписке, встроенной рекламе Твича, донатах и коммерческих стримах.

Платная подписка. На Твиче у канала есть обычные зрители и платные подписчики. Подписка стоит 4,99—24,99 $ (3201600 Р) в месяц. Подписчики получают за свои деньги бонусы: например, смайлики для использования в чате, отсутствие рекламы на канале или приоритет в совместных играх. Disgusting Men за подписку приглашают людей в закрытый чат в Телеграме.

Сейчас у Disgusting Men около 500 платных подписчиков. От них проект получает примерно 130 000 рублей в месяц. Эти деньги реинвестируют, тратят на новых авторов, оборудование и работу ресурса. Недавно сделали в студии ремонт — финансово в нем также участвовали подписчики.

Встроенная реклама Твича — это рекламный ролик, который показывается перед началом трансляции или в середине, как на Ютубе. Оплата за рекламу зависит от просмотров, за 1000 показов платят 2—10 $ (12864 Р). Встроенная реклама доступна только партнерам платформы.

Донаты, или пожертвования от зрителей — это плавающая сущность и надеяться на нее не стоит: сегодня ты заработал 20 000 рублей, завтра 200.

По оценке агентства StreamPub, которое занимается продвижением на Твиче и Ютубе, в среднем стримеры, с которыми работают в агентстве, получают 80—90 тысяч рублей доната в месяц. Примерно 20 тысяч россиян зарабатывают на донатах больше 11 280 Р в месяц.

Участники Disgusting Men за три года получили 1 562 290 Р доната, в среднем это 40 058 Р в месяц. Самый большой единовременный донат — 15 000 Р. Самые хлебные эфиры могут приносить до 30 000 Р, но такие суммы приходят далеко не каждый раз.

Донат получает тот, кто сидел в кадре. Если на стриме было двое ведущих, то донат делится между ними 50/50. Это что-то вроде чаевых, в эти деньги никто не лезет. По закону пожертвования от зрителей — это дар, налогом они не облагаются.

На Твиче есть специальные рычаги для получения доната — это голосования или донат-цели. В голосованиях зрители рублем выбирают один из вариантов. Можно настроить так, что победит вариант, за который скинули больше всего денег, а можно настроить на победу наибольшего количества голосов.

Есть стримеры, которые работают не над расширением аудитории, а над тем, как на ней заработать. Это распространенная и нормальная история. Эти стримеры выжимают 100% из тех, кто готов донатить.

Донат-цели добавляют на экран стрима шкалу с определенной суммой, которую стример хочет собрать. Марсель Фаткуллин поставил донат-цель: собирает 10 000 рублей на игровое кресло
Донат-цели добавляют на экран стрима шкалу с определенной суммой, которую стример хочет собрать. Марсель Фаткуллин поставил донат-цель: собирает 10 000 рублей на игровое кресло

Коммерческие стримы проводят по заказу компаний, которые покупают у стримеров рекламу. Это могут быть издатели игр, интернет-сервисы, производители игрового железа и энергетических напитков, банки.

Коммерческие стримы игр привязаны к сезонам: большая часть горячо ожидаемых блокбастеров с маркетинговыми бюджетами выходит осенью и весной. В эти периоды за месяц на стримах можно заработать от 200 до 500 тысяч рублей.

В коммерческом стриминге размер дохода тесно связан с объемом аудитории и умением вести переговоры. Совладелец рекламного агентства StreamPub Артур Авакян считает, что брендам наиболее интересны стримеры с аудиторией более 20 000 уникальных зрителей в месяц и стабильным графиком трансляций.

Два наиболее распространенных рекламных формата в стримах — это видеовставки в трансляции и партнерские эфиры, посвященные определенной игре. Первый формат дешевле, обычно он стоит 60 копеек за просмотр. Disgusting Men ставят в стрим три рекламных вставки: в начало трансляции, в середину и в конец. Также под плеером выводят рекламный баннер и закидывают ссылки на рекламируемый продукт в чат со зрителями.

Средний показатель Disgusting Men — 500 одновременных зрителей. На специальных форматах, под которые команда заручается поддержкой Твича, бывает до 3500 одновременных зрителей.

Стриминг конкретной игры от рекламного партнера стоит дороже: в среднем 1 рубль за просмотр. Disgusting Men берут за такие стримы выше среднего по рынку — до 150 000 рублей. «Мужики» заключают рекламные контракты официально на ИП и платят с них налоги.

Партнерский стрим не требует обязательных комплиментов игре, он может быть каким угодно — конечно, в пределах разумного. Например, в начале года у Disgusting Men был партнерский стрим по демоверсии игры Anthem. Должны были играть представители нескольких медиа, но ни у кого, кроме Петра с его соведущим Артаваздом Мурадяном, игра не запустилась. Они немного поиграли, показали зрителям небольшую часть контента, но затем Anthem перестала работать.

В итоге Петр рассказывал зрителям об Anthem по своим впечатлениям с ее презентации в Лондоне. А два оставшихся часа трансляции выглядели как загрузочный экран игры с диалогами ведущих под пиво и орешки. При этом стрим смотрела пара тысяч зрителей, и это был один из самых богатых на донаты эфиров. Ситуация была во всех смыслах ненормальной и комичной. Но со своей стороны все коммерческие обязательства команда выполнила и получила от партнера полноценную компенсацию.

Большая часть партнерского стрима по Anthem выглядела как загрузочный экран вместо демонстрации самой игры. И ничего плохого в этом нет, главное, чтобы зрители смотрели
Большая часть партнерского стрима по Anthem выглядела как загрузочный экран вместо демонстрации самой игры. И ничего плохого в этом нет, главное, чтобы зрители смотрели

Как развиваться стримеру

Стример может стать частью командного проекта или продолжать стримить в одиночку и наращивать аудиторию.

Для создания большого проекта удобно кооперироваться с коллегами по цеху и делать общий канал. Команде легче работать в эфире и заполнять расписание: не придется следить и за игрой, и за техникой или работать 7 дней в неделю. Найти партнеров можно на том же Твиче или Ютубе: посмотреть, кто делает интересное, и написать человеку предложение поработать вместе.

В командном проекте можно распределить роли: выбрать того, кто будет отвечать за оборудование, за переговоры с рекламными клиентами, за своевременную публикацию анонсов. Прибыль придется делить на всех, но объем работы на каждого человека будет меньше.

Самые популярные и коммерчески успешные в мире стримеры — одиночки. Ninja, shroud, Tfue работают без команды. И преимущество, и недостаток этого формата в том, что ты за все отвечаешь сам. Творческих разногласий с коллегами гарантированно не возникнет, но придется самостоятельно разбираться с техникой и с коммерческими отношениями.

Перед эфиром

  1. Стримить можно что угодно: игры, вышивание, готовку, музыку.
  2. Чтобы стать стримером, нужны голова, компьютер, веб-камера на штативе и микрофон.
  3. Чтобы стабильно зарабатывать, нужно регулярно стримить, несмотря на усталость и желание поспать.
  4. Индивидуальность важна. Она помогает найти свою нишу и собрать аудиторию.