Автоматическое продление подписки — это законно?

Я купил годовую подписку на сервис Sony Playstation Network. Спустя год сервис автоматически продлил подписку и списал деньги с карты, которая была привязана к моему аккаунту.

Пользоваться сервисом я больше не планировал, поэтому обратился в компанию Sony и потребовал вернуть деньги. Мне отказали, так как я самостоятельно не отключил автоматическое продление подписки. Правомерно ли это?

Сервис Sony Playstation Network позволяет отменить годовую подписку и вернуть деньги только в течение 14 дней с момента оплаты. Вероятно, вы пропустили этот срок.

По закону о защите прав потребителей требовать вернуть деньги можно, даже если вы забыли отключить автоматическое продление подписки. Но если дело дойдет до суда, не факт, что он встанет на вашу сторону. Расскажу, как работают подписки и почему не всегда получится вернуть деньги.

Правила пользования сервисом Sony Playstation Network

Когда вы купили подписку на сервис Playstation Network, то согласились с условиями обслуживания PSN. Согласно им подписку можно отменить без объяснения причин в течение 14 дней с даты оплаты. Даже если вы успели воспользоваться подпиской, деньги все равно вернут. Но при возврате вычтут стоимость подписки за период, в течение которого вы пользовались услугами сервиса.

Скорее всего, вы купили подписку Playstation®Plus. В этом случае вы согласились с ее ежегодным автопродлением. Отменить покупку можно было только в течение 14 дней с момента оплаты. Если вы не успели отменить подписку, по правилам пользования сервис вправе не возвращать деньги.

Согласно пункту 17.3.2 условий обслуживания PSN подписку можно отменить без объяснения причин в течение 14 дней с даты оплаты. А по пункту 17.4.2 условий при возврате денег сервис вычтет стоимость подписки за время, в течение которого вы ею пользовались
Согласно пункту 17.3.2 условий обслуживания PSN подписку можно отменить без объяснения причин в течение 14 дней с даты оплаты. А по пункту 17.4.2 условий при возврате денег сервис вычтет стоимость подписки за время, в течение которого вы ею пользовались

Что говорит закон

Компания Sony Interactive Entertainment Network Europe Limited, владелец сервиса Playstation Network, зарегистрирована в Англии. Несмотря на это, она обязана соблюдать закон РФ «О защите потребителей».

Этот закон не ограничивает право отменить подписку четырнадцатидневным сроком: потребитель может отказаться от услуги в любое время, если оплатит исполнителю фактически понесенные расходы. Аналогичное право отказаться от договора оказания услуг в одностороннем порядке предусмотрено и пунктом 1 статьи 782 гражданского кодекса.

Казалось бы, закон на стороне потребителя, и деньги должны вернуть. Но не все так просто.

Что говорят суды

При рассмотрении дел о возврате денег за подписку, которая потребителю не нужна, суды обычно встают на сторону сервиса.

Например, в Московской области потребитель обратился в суд, чтобы вернуть деньги за подписку на приложение Mуbook. Он подключил ее по акции, а потом сервис автоматически каждый месяц списывал деньги с карты.

Суды первой и апелляционной инстанций в возврате денег отказали: когда истец оформлял подписку, он согласился с условиями пользования сервисом, а следовательно, и с ежемесячным списанием денег со своей карты. Теперь потребитель пытается найти справедливость в кассационном суде.

В Краснодарском крае суды тоже встали на сторону сервиса, когда рассматривали дело о возврате денег за автоматическое продление подписки на «Яндекс-диск». Правда, тут все было чуть сложнее: суды не просто сослались на то, что пользователь знал об условиях подписки, но и отметили, что правила пользования «Яндекс-диском» — это абонентский договор. В таком договоре неважно, использовался сервис или нет. Важно, что была возможность его использовать

Закон о защите прав потребителей позволяет отказаться только от договора оказания услуг или выполнения работ, если потребитель компенсирует исполнителю понесенные расходы. Абонентский договор работает по-другому: потребитель договаривается об услугах в течение определенного периода за фиксированную плату. Он платит деньги за то, что может прийти в любой момент и потребовать, чтобы ему оказали эти услуги. Если не пришел и не потребовал, сам виноват, и деньги не вернут.

Как использовать подписки

Обычно у подписок есть пробный период. Чтобы им воспользоваться, нужно привязать банковскую карту к аккаунту. По истечении пробного периода сервис начинает списывать деньги — автопродление происходит по умолчанию.

Многие компании идут навстречу и возвращают деньги своим клиентам, если те забывают отменить автоматическое продление подписки. Поэтому в будущем не стесняйтесь обращаться в техническую поддержку сервисов со ссылкой на закон о защите потребителей. То, что Sony не вернула вам деньги, не значит, что другие компании поступят так же.

Чтобы платить деньги только за те сервисы, которыми вы действительно пользуетесь, внимательно изучайте условия. Роскачество сделало обзор подписок самых популярных сервисов — рекомендую с ним ознакомиться. Но помните, что правила пользования могут меняться, — ищите актуальную информацию на сайте конкретного сервиса.

Также советую прочитать рекомендации Роспотребнадзора, как использовать «бесплатные подписки».

Роспотребнадзор советует не забывать управлять своей подпиской и изменить режим оплаты с автоматического на ручной
Роспотребнадзор советует не забывать управлять своей подпиской и изменить режим оплаты с автоматического на ручной

Мария Мойш
Пользуетесь подписками? Какие нравятся больше всего и почему?

Советую завести виртуальную карту, "размораживать" её перед подпиской и "замораживать" сразу после первого списания.

11

Sadrutdin, самый адекватный совет. У самого 3 пластика и одна виртуалка, на которую все сервисы и приложения записаны. проблем не знаю:)

0

Ставлю напоминалочки в айфоне за день-два. Однако, один раз Яндекс списал деньги даже после предварительной отписки. Написал в поддержку, разобрались, но пометочку сделал.

7

А нельзя ли запретить любые интернет-транзакции по карте без ввода одноразового пароля (3d-secure)?

5

Сергей, нельзя. Сервисы (в данном случае PSN) сами решают, запрашивать подтверждение покупки по смс или нет. Если такая опция отключена, то покупка просто происходит без кода - банк его не отправит, потому что он не закрашивается

5

Сергей, я тоже удивился что нельзя. Точнее провайдеры не считают нужным ее сделать

0

Я забыл отключить подписку VK Music и сразу попросил Тинькофф банк что-нибудь сделать (платёж был на авторизации). Те сказали, чтобы написал в поддержку ВК. Если те не помогут, то пришлите нам скрин.

Поддержка ВК сказала: "Ну, вы же сами согласились вот с этим пунктом пользовательского соглашения". Отправил скрин с поддержкой ВК в чат банка. Через одну-две недели вернули деньги. Доступ к подписке VK Music, кстати, остался, но я решил тут же отменить подписку.

У меня сложилось ощущение, что это банк вернул в рамках лояльности.

4
Герой Т—Ж

Если не пользовались сервисами PS+ с момента списания денег (облачные сохранения, мультиплеерные игры, для которых нужна подписка), то шансы вернуть деньги есть. Но будут дикие тормоза со стороны Сони.

3

Ох, как-нибудь поведаю и свои истории возврата. Я тот человек, который постоянно забывает отключать эти подписки. Самый большой куш возврата - 10000 рублей, годовая подписка на Canva, у которой нет поддержки и какой-либо горячей линии, и я писала им через форму для вакансий: ‘Спасите, помогите, я мать-одиночка из России, и эти деньги мой месячная зарпалата, моему ребёнку нечего будет есть’

............... (эти точки выражают мою неловкость за произошедшее, но что поделать, если я забываю их отключать...)

2

нет, вы просто представьте вам пришла зарплата два дня назад, сидите пьёте кофе утречком, а у вас списание больше 100 с чем-то долларов. я ещё сначала подумала, что это рубли, но потом присмотрелась, и сердце в пятки ушло..

3

Завёл виртуальную карту, привязанному к пустому счёту. Раз в месяц кидаю на не деньги. Если забудешь про подписку, то лишних денег не спишут

2

Примерно месяц назад оказался в аналогичной ситуации с PSN. Увидел списание денег, моментально накатал обращение в саппорт - мол, сервисом полгода не пользуюсь, приставки уже нет (все правда), верните деньги. На следующий день ответ от поддержки - мол, обычно мы деньги не возвращаем, но вам, в виде единственного исключения, вернем. На следующий день кровные 3299 рублей вернулись на карту

1

Только что вернула €35 за подписку на Quizlet, вот шаблон запроса в техподдержку, пользуйтесь.

1

Попал один раз на этот лохотрон с продлением подписок и с изумлением узнал что деньги никак не вернуть. С тех пор пользуюсь виртуальной дебетовой картой для такого типа услуг. На балансе ноль и закидываю на нее ровно ту сумму какую собираюсь потратить

1

Вернула деньги за ненужную подписку на иви.ру. Не собиралась пользоваться этим сервисом после бесплатного периода, вроде отменила автопродление на сайте, но оказалось, что нет. Позвонила по номеру горячей линии и мне в течение пары дней все вернули.

1

Завожу напоминание в календаре, чтоб не забыть отключить, +на карте для оплаты покупок в инете всегда лимит 1 рубль (для пробных подписок:)), который увеличиваю перед покупкой на нужную сумму.
Недавно проворонила (лимит был увеличен не для этого) - и с меня списали деньги за следующий месяц.
Написала в поддержку, и - о чудо! - деньги вернул робот без каких-либо встречных вопросов!

0

Дважды была ситуация, когда забыла отменить подписку после окончания бесплатного периода. Оба раза сразу написала в службу поддержки сервиса, на что получила стандартные отписки в духе "вы приняли условия соглашения, чего вы теперь хотите".
Но после того, как запросила юридический адрес для отправки претензии, деньги вернули в обоих случаях.
Вывод: разбираться с рекламациями кампании не любят.
В этом плане порадовал mybook, который за несколько дней до платного продления подписки прислал письмо на почту. Остальные просто молча списывали оплату...

0

IVI возвращает без проблем, если сразу написать в поддержку

0