Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.

Моя первая книга пока существует только в черновике. Ее видели друзья и пара коллег. Но я уже успела понять, что писательство — предприятие, убыточное в 99% случаев.

Обучение

Можно ли научить человека писать хорошие книги — вопрос спорный. Но мне, как новичку, кажется, что теоретическая подготовка лишней не будет. В российских вузах профессиональных программ по литературному мастерству ничтожно мало. Литературный институт имени А. М. Горького предлагает Высшие литературные курсы: двухлетнюю программу дополнительного образования, по прохождении которой выдается диплом. Общая стоимость обучения — 186 900 рублей.

Недешево для творческой профессии, но есть и альтернативные варианты с бюджетными местами. Например, магистерская программа «Литературное мастерство» в НИУ ВШЭ предусматривает 17 бюджетных мест. Два года обучения на платном отделении обойдутся в 740 тысяч рублей.

Еще есть литературные курсы, которые ведут все: от авторов с 1—2 изданными книгами до журналистов из провинциальных газет. Диапазон цен — от 3 до 30 тысяч рублей, хотя есть и более дорогие курсы, и вовсе небольшие бесплатные варианты. Иногда в стоимость входит рецензирование.

Популярные российские авторы редко занимаются преподаванием. Периодически с лекциями выступает Дмитрий Быков. Еще нашла онлайн-мастер-класс Дарьи Донцовой «Коммерческий успех писателя» за 2500 рублей. Да, поклонники высокой литературы ее не жалуют, зато в России уже лет 15 никто не может побить рекорды тиражей Донцовой. Так что в коммерческом успехе она точно что-то смыслит.

Онлайн-самиздат

Шансы привлечь внимание крупного издательства у начинающего писателя стремятся к нулю. Поэтому я решила присмотреться к возможности самостоятельного издания книги в электронном виде. Услуги самиздата в России предлагают несколько сервисов. Разобраться с одним из них мне помог писатель Сергей Луговой, автор романа «Тегусигальпа. Пересечение параллелей» и нескольких рассказов.

«Ридеро» специализируется строго на самиздате. У сервиса есть собственный онлайн-магазин, но книги также автоматически размещаются на «Литресе», «Озоне» и других площадках. В основном здесь продают электронные книги, но есть услуга «печать по требованию», хоть и непомерно дорогая для покупателя. Бесплатно опубликовать произведение может каждый, платные услуги тоже есть, но их не навязывают. Размер роялти — 50% при продаже книги в собственном магазине «Ридеро» и 25%, если покупку совершили на сторонней площадке.

Цену устанавливает автор, но практика показывает, что больше 100—150 рублей читатель платить не хочет.

Например, роман Сергея Лугового «Тегусигальпа. Пересечение параллелей» в электронном виде продается за 90 рублей. При роялти 25% с тысячи проданных экземпляров книги автору причитается 22 500 рублей. И это без учета налогов.

«Литрес: Самиздат». Здесь также можно бесплатно опубликовать свое произведение. На условиях исключительной лицензии с каждой проданной электронной книги «Литрес» обещает автору 35% от суммы, уплаченной покупателем. В таком случае писателю придется отказаться от права размещать свое творение на других площадках. И, опять же, нужно не забыть о вычете всех косвенных налогов. Если писатель предоставит «Литресу» неисключительную лицензию, то его роялти уменьшится до 25%.

«Стрелбукс». Если на «Ридеро» и «Литрес: Самиздате» автор публикует книгу сам, то на «Стрелбуксе» придется подавать заявку. Так что произведение могут и отвергнуть. Издательство обещает бесплатное издание книги, размещение в 100 интернет-магазинах и роялти в размере 50%. Вознаграждение автора с продаж на этой площадке — 80%. Действительно ли писатель получает обещанное роялти, выяснить пока не удалось.

Печать книги за свой счет

Издательства всегда с радостью публикуют работы неизвестных писателей, графоманов и просто лунатиков, но только за счет автора. Спрашивается, зачем тратиться на такие услуги, если все можно сделать бесплатно в электронном виде?

Во-первых, банальное честолюбие: подержать в руках свое творение и перед тещей похвастаться. Во-вторых, за отдельную плату книги можно выставить на продажу в офлайн-магазинах. Например, у «Ридеро» есть договоренность с парой крупных торговых сетей. Расценки — от 90 до 205 тысяч рублей. Третья причина — участие в книжных ярмарках, организация встреч с читателями и аналогичные мероприятия. На них надо приходить хотя бы с небольшим запасом книг.

Мой знакомый заказывал печать малого тиража у «Ридеро»: тогда 30 экземпляров ему обошлись примерно в 8 тысяч рублей. Чтобы отбить эти расходы, ему пришлось бы продать более 350 книг в электронном формате без учета налогов. Сейчас напечатать такой мини-тираж в мягкой обложке по самому скромному тарифу можно за 7023 рубля. В стоимость также входит доставка. Твердый переплет обойдется уже в 12 751 рубль. Кстати, «Литрес» за печать книг в мягкой обложке с аналогичными параметрами берет 4368 рублей, но уже без учета доставки.

Дополнительные услуги

Перед изданием книгу хорошо бы «причесать»: устранить ошибки и опечатки. Еще нужно подготовить красивую обложку с оригинальным изображением. Сервисы самиздата, разумеется, и тут спешат упростить жизнь писателя за отдельную плату.

Корректор. «Ридеро» предлагает корректуру одного авторского листа (40 тысяч знаков) за 1100 рублей. У «Литреса» минимальный ценник ниже: 790 рублей за один авторский лист, но сумму могут увеличить, если текст сложный. Стандартный объем романа, принятый у издательств, составляет 16 авторских листов. То есть исправление опечаток во всей книжке у «Ридеро» обойдется примерно в 17 600 рублей, а у «Литреса» — в 12 640 рублей. Это еще относительно дешево: многие фирмы берут за корректуру одного авторского листа 3 тысячи.

Оформление книги. Стоимость дизайна обложки может превысить 10—12 тысяч рублей. Хотя можно найти художника, который сделает неплохую картинку за 3,5—5 тысяч рублей Если лень искать дизайнера, можно снова обратиться к электронным самиздатам. Например, все в том же «Ридеро» стоимость услуг иллюстратора начинается с 2900 рублей. Но за эти деньги вам придется самим предоставить картинку, на которой художник виртуозно разместит название книги и имя автора. За подготовку сложной иллюстрации придется заплатить от 10 900 рублей.

Продвижение книги

Это главная головная боль автора, который решил податься в самиздат. Опубликовать книгу можно даже бесплатно, но кто ее купит?

Тематические сайты, форумы и паблики. Здесь разрешают рекламировать свои произведения безвозмездно. Только аудитория сообществ состоит из единомышленников — таких же бедных писателей.

Платные услуги продвижения. «Ридеро» обещает привести на сайт книги 200—1150 уникальных пользователей за 8—23 тысячи рублей. «Литрес» предлагает разместить на главной странице сайта рекламный баннер за 3850 рублей в день. Реклама в одной рассылке сервиса на 250 тысяч писем стоит 29 990 рублей.

Книжные ярмарки. Пару лет назад Сергей Луговой участвовал в Московской международной выставке-ярмарке. Специально для мероприятия пришлось оплатить на сайте «Ридеро-ру» пакет услуг, в который вошли печать небольшого тиража, размещение на стенде и продвижение. Сумму затрат Сергей не уточнил. Если крупно повезет, участие в ярмарке может принести контракт с издательством. Но по-настоящему стоит рассчитывать только на небольшой всплеск продаж. Окупаемость такого мероприятия для неизвестного автора стремится к нулю.

Литературные конкурсы. К счастью, тут все бесплатно. По мнению участвующих, успешное выступление на конкурсе оказывает заметное влияние на продажи.

Доходы писателя

На мой вопрос, сколько книг в электронном виде удалось продать за все время, Сергей назвал не вдохновляющую цифру: чуть более 200 экземпляров. При стоимости книги в 90 рублей и роялти размером 25% доход без учета налогов составил 4500 рублей. Кто-то скажет, что судить по результатам одного автора нельзя, но я решила посмотреть статистику все того же «Ридеро» за 2018 год.

За год при помощи этого сервиса продали 346 629 экземпляров электронных книг. При этом число писателей, сотрудничающих с издательством, достигло 260 тысяч человек. Получается, в среднем на одного автора приходится 1,3 продажи. Конечно, это крайне грубый подсчет. Большая часть продаж приходится буквально на 10—20 топовых авторов площадки: самый удачливый ухитрился продать за 2018 год 26 098 книг. То есть львиной доле писателей вообще ничего не удается продать на площадке.

За 2018 год сервис выплатил 15 248 183 рубля в качестве роялти. Из них чуть более одного миллиона досталось одному автору. Остальное поделили между собой 260 тысяч писателей: в среднем по 58 рублей на человека. И снова это грубый подсчет: кто-то, конечно, получил от 5 до 50 тысяч рублей за год, но большинство — дырку от бублика.

У авторов, которые сумели заключить контракт с издательством, дела идут не лучше.

Получить от 25 до 50 тысяч рублей за тираж в 3—5 тысяч экземпляров — большая удача. При этом рассчитывать на гонорар не приходится: обычно предлагают процент с продаж, которых нет, поскольку издательство не рвется тратить деньги на рекламу новых писателей.

Дополнительные источники дохода

Жить на роялти невозможно. Приходится либо совмещать возвышенное писательское творчество с обычной земной работой, либо искать дополнительные способы монетизации своего таланта. Так малоизвестные писатели пришли в инфобизнес: ведут курсы, практикумы и марафоны в духе «Пишем книгу за 30 дней». Явление это не массовое, но желающие урвать 3—5 тысяч рублей с носа начинающего писателя периодически всплывают.

Другой способ применить мастерское владение словом — копирайтинг. Новичок даже с опытом в литературном творчестве будет зарабатывать не больше 10—15 тысяч рублей в месяц с перспективой повышения доходов до среднего уровня в 20—50 тысяч. Но есть одна проблема: после 8—10 часов, потраченных на написание коммерческих текстов и статей, идея поработать еще и над книгой будет вызывать тошноту и головокружение.

И последний, весьма условный, источник дохода писателя — литературные конкурсы и премии. Шансы выиграть приз крошечные, но авторам хватает и такой мотивации. Размеры наград варьируются от скромных 1—5 тысяч до 3 миллионов рублей. Кроме того, это еще позволяет и засветиться перед издательствами.

Выводы

«Если можете не писать, не пишите», — наставление Льва Толстого молодому автору по-прежнему актуально. Писать можно только по велению души, но точно не из-за денег.

У меня работа над книгой заняла почти год, хотя впереди еще редактирование. Многие авторы тратят на один роман 2—3 года, но находятся и уникумы, которые штампуют по книжке за пару-тройку месяцев. За время, потраченное на литературное творчество, писатель может заработать каких-нибудь 5 тысяч рублей.