«Трасса»: 3 причины смотреть мрачный детектив о пропаже девушек в Ставропо­лье
Поп-культура
14K
Кадры — Okko

«Трасса»: 3 причины смотреть мрачный детектив о пропаже девушек в Ставропо­лье

8
Аватар автора

Маря Плевицкая

гоняет по кругу

Страница автора

5 сентября 2024 года на стриминге Okko вышел сериал «Трасса».

По словам автора Олега Маловичко, сценарий детектива основан на реальных событиях. В Ставропольском крае девочка-подросток убивает родителей и пытается покончить жизнь самоубийством. В это же время в Санкт-Петербурге пропадает приемная дочь судьи Светланы. Последний раз девочку видели как раз в Ставрополье. Героиня отправляется на поиски и сталкивается с собственным темным прошлым.

Рассказываем, удается ли сериалу держать интригу до конца и добавить в классическую историю о серийном убийце что-то новое.

Что за «Трасса»

Дата премьеры: 5 сентября 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Душан Глигоров
Сценарист: Олег Маловичко
В ролях: Карина Разумовская, Александр Ильин — младший, Анна Михалкова, Елизавета Ищенко, Семен Серзин, Алексей Фатеев, Василиса Немцова, Геннадий Смирнов
Жанры: драма, триллер
Сериалы, похожие на «Трассу»: «Хрустальный», «Ваша честь»
Продолжительность: 10 серий по 50 минут
Где смотреть: Okko

Создатели сериала не боятся провокационных тем

Светлана — успешная судья из Санкт-Петербурга. У нее и приемной дочери Киры явные ментальные проблемы. Только мать скрывает свою тягу к саморазрушению, а девочка лечится от панических атак. У Светланы и Киры есть договор: на восемнадцатилетие дочери мать раскроет правду о ее биологических родителях. Но Светлана не может сдержать обещание — и Кира отправляется на поиски сама.

В последний раз она звонит матери из Ставропольского края, где когда-то была удочерена. В трубке слышны крики и мольбы о помощи. Постепенно пропажа Киры вплетается в целую паутину историй об исчезновениях молодых девушек в Ставрополье. Полиция, как водится, бездействует и начинает шевелиться, только когда к делу подключается питерская судья со связями.

С первого же эпизода сериал открыто и жестко говорит о самых неприглядных социальных проблемах. Подростковые преступления, проституция, сексуализированное насилие и психические расстройства детей и взрослых здесь — не просто удобные для эксплуатации темы, а многогранные явления: они формируют серую и неприглядную реальность, которая окружает персонажей.

«Трасса» наследует от лучших образцов жанра

Первый совместный проект режиссера Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко назывался «Хрустальный» и рассказывал историю поиска серийного убийцы в маленьком городке. По сюжету в город возвращается полицейский, который когда-то пережил там насилие и травлю: теперь он расследует таинственную пропажу мальчиков.

«Хрустальный» — пример провинциального детектива и триллера про смертельную игру маньяка и следователя. «Трасса» — не близнец сериала, но крайне похожая история. Здесь тот же региональный закуток и панорама горьких судеб его жителей, серия исчезновений и даже герой, который оказывается в месте, где прошла его несчастная юность.

Сериал снят в тех же мрачных грязно-серых тонах. А провинциальная хтонь тут представлена не абстрактной разрухой, а целой системой коррупционных связей, социальных конструктов и разрушенной мечты.

Пропажи девушек полиция не расследует не из-за разгильдяйства, а потому что их семьи не подают заявлений: боятся, что вскроются факты домашнего насилия. Светлана замешана в судебной коррупции во многом потому, что в родном городе когда-то была объектом эксплуатации.

К тому же «Трасса» наследует реалистический стиль Маловичко. Благодаря этому диалоги не режут слух: они здесь настолько естественные, что уже их достаточно для симпатии героям.

Это простая, но эффектная история

Сюжет первых трех серий не предлагает ничего радикально нового. Это классическая история о преступлениях в маленьком городке и чужаке, который возвращается туда сражаться со своим прошлым. Но холодная манера повествования, убедительные герои и закрученная интрига не дают оторваться от просмотра. В «Трассе» нет ничего яркого и эпатажного. Шарм сериала кроется именно в реалистичности и глубине проникновения в повседневность героев.

Исчезновение Киры, очевидно, каким-то образом связано с убийством Витой Демченковой своих родителей. Однако пока линии кажутся совершенно разными — их пересечение ждешь с интересом, который современные российские сериалы вызывают нечасто.

Некоторые загадки раскрываются уже в первых сериях, например темное прошлое Светланы. Но простота истории явно обманчива: у каждого героя здесь есть своя тайна, а подозреваемым можно считать каждого — и мужа одной из пропавших Виктора, и местного начальника полиции, и даже его сына-подростка.

После исчезновения Киры Светлана обнаруживает, что в Ставрополье годами пропадают молодые девушки. Одна из них — жена Виктора, которую мы явно еще увидим в следующих сериях
После исчезновения Киры Светлана обнаруживает, что в Ставрополье годами пропадают молодые девушки. Одна из них — жена Виктора, которую мы явно еще увидим в следующих сериях

Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult

Маря ПлевицкаяКакой российский детектив вы можете посоветовать?
  • TolkВообще-то, правильно не в Ставрополье, а на Ставрополье. С обиходными названиями областей и территорий используется предлог НА (на Рязанщине). Но: В Ставропольском крае, В Ставрополе.0
  • SenderoTolk, мне тоже предлог "в" ужасно резанул глаз, так в жизни никто не говорит. А вот ChatGPT утверждает, что "в" это литературная норма. Один из способов определить языковую норму - посмотреть частоту её употребления носителями. Яндекс находит 35 тысяч результатов по строгому поиску "на Ставрополье" и всего 4 тысячи "в Ставрополье". Поэтому я всё же на вашей стороне. Сравним естественность фраз: 1. "Я живу на Ставрополье. Я приехал в гости со Ставрополья" 2. "Я живу в Ставрополье. Я приехал в гости из Ставрополья" Второй набор звучит мёртво. Только традиционные предлоги, к чёрту политкорректность (тот же холивар с Украиной).1
  • TolkSendero, я на всякий случай заглянула на грамота.ру ) Там однозначный ответ. Это даже не вопрос обиходной речи. Это правило.0
  • WTFМлять, и так жизнь беспросветная, так и каждый второй сериал либо про маньяков, либо про каких-то маргиналов с зависимостями и отклонениями. Еще обычно все действия происходят в какой-то полутьме и герои озвучивают свои роли с набитым ртом за 10 метром от микрофона, так что половины слов не разобрать.1
  • Ник ЗавадскиWTF, так это, добрые сериалы смотрите, про врачей, пожарных. 911, Chicago fire, ER, Code black, Grey's anatomy0
  • user956562Никак не могу удержать при себе своё ценное мнение. Какая гадкая баба Светлана! Просто квинтессенция пробившейся к власти в крупном городе ушлой бабёнки из глубинки. Приезжает в родную глубинку распонтованная "судья"(имела дело с подобной ирл в Москве, может поэтому меня так люто триггернуло, кто у нас в судьи попадает). И сразу видно, что априори ей тут все должны. И все местные перед ней лебезят, на цирлах ходят. Зашевелились значит. Дело питерской судьи, конечно, в приоритете. Смотреть невозможно на Разумовскую, никакого сочувствия к персонажу. Очень ждала, что персонаж Михалковой её хоть как-то осадит, но там только фразочка мол "добавляй "пожалуйста". После первой серии не возникло желания смотреть дальше. На фоне этой мамлеевщины сказочный "Фишер" с явным флёром Нетфликста на мой вкус знатно выигрывает по сравнению с сабжем.1
  • Светлана КривченкоХрустальный0
  • ПжПосмотрел этот мужененависнеческий сериал, а точнее 4 серию, где показывают детство главной героини.. Это дно. Что ни мужик, то упырь. Отец упырь, врач упырь, каждый водила на дороге упырь. Режиссера в детстве видимо изнасиловал мужик...0

Вот что еще мы писали по этой теме