Как я объездил юг России: Дагестан за четыре дня и 15 000 ₽

Меня зовут Айдар. Я посетил тридцать стран, но относительно мало путешествовал по России. Я планировал побывать во всех субъектах страны, но ленился, жалел себя и деньги и не верил в успех и целесообразность задуманного. С закрытием границ стало понятно, что план был не так уж плох.

Я выделил в каждом субъекте России самые топовые уникальные чекпоинты на Google Maps, проложил подробные маршруты и разделил страну на регионы: юг, запад, север, восток и центр. Каждый день в поездке я планировал тратить не более трех тысяч рублей (по тысяче на перемещения, ночлег, питание и развлечения), проживая в хостелах и передвигаясь без багажа на разных видах транспорта. Я не хотел экономить на комфорте и питании и даже подготовил список уникальных для каждого субъекта блюд.

Дело было в мае 2021 года. Я решил начать с южного направления, а потом продолжить путь по западному маршруту (спойлер: всего за полтора месяца путешествий удалось посетить 24 субъекта). Для удобства изложения я разбил маршрут «Россия — Юг» на четыре шага:

1. Дагестан. Об этом направлении в этом году не писал только ленивый, но дальше будут менее тривиальные локации.
  2. Чечня, Северная Осетия, Ингушетия.
  3. Кабардино-Балкария, Ставропольский край, Карачаево-Черкессия.
  4. Ростовская область, Калмыкия, Волгоградская область, Астраханская область. В список не вошли Краснодарский край и Адыгея, поскольку там я был прошлой зимой.

В этой статье расскажу про Дагестан. Итак, поехали. А поедем мы по следующему маршруту: Уфа — Каспийск — Дербент — Махачкала — Чиркейское водохранилище — Сулакский каньон — Бархан Сарыкум.

Уфа — Каспийск

Из Уфы в Махачкалу есть прямые рейсы. Билет на 5 мая от «ИрАэро» обошелся мне в 4634 рубля. Если вы прибываете в Дагестан поздно или издалека, то удобнее заночевать в Каспийске, сэкономить на трансфере, отдохнуть с дороги, а утром — отправиться по маршруту. «Яндекс.Такси» от аэропорта Уйташ до Каспийска стоило 214 рублей. 972 рубля я отдал за ночь в «Alima Hostel». Кавказские приятности начались уже здесь: администратор девушка-кумычка довезла меня до хостела, а потом еще свозила в супермаркет, чтобы я купил готовой еды.

Сам Каспийск малопривлекателен для туристов, хотя уже здесь можно добавить в свой послужной список две ачивки: вы уже побывали в самом южном субъекте самой большой страны и на берегу самого большого озера в мире. Утром меня отвезли на автобусную станцию, так как мне было нужно в Дербент. Поездка на маршрутке стоила 250 рублей.

Дербент

В Дербенте я разместился в теперь уже знаменитом «Этнохостеле» и уже потом узнал, что там снимался эпизод одного известного трэвел-шоу. Хороший пример того, что недорогое место, созданное с умом и душой, за короткое время может стать культовым. Две ночи стоили 1260 рублей, за это время я успел познакомиться с кучей интересных людей. Например, двумя подругами из Пятигорска и Севастополя, которые до пандемии параллельно со мной жили и работали в той же китайской провинции, что и я.

Первый день в Дербенте я посвятил осмотру самого города: парка Свободы, железнодорожного вокзала и набережной. Все локации находятся в пешей доступности, на набережную лучше ехать на городском автобусе. Здесь можно начать знакомство с дагестанской кухней:

• чуду: очень сочные и сытные жареные лепешки с мясом, сыром, картофелем, творогом, зеленью или овощами;
  • хинкал: вареное мясо с кусочками теста, сваренными в том же бульоне;
  • курзе: дагестанские пельмени с «косичкой».
Здесь и далее я не указываю точный чек. В среднем один полноценный прием пищи обходился мне
в 200—400 рублей

На второй день в компании двух девушек из Сибири я отправился в цитадель Нарын-кала — основной чекпойнт приезжающих в Дербент. Обычно я хотя бы шапочно изучаю историю объекта. С Дербентом это не работает. Голова просто отказывается помнить все эти арабские, персидские, османские, монгольские, армянские и многие другие этапы жизни этой приморской крепости.

А цитадель прекрасно сохранилась, даже лучше, чем Которская крепость в Черногории и Калемегдан в Сербии, которые я штурмовал в прошлом году. Особую прелесть панорамным видам добавляют пестрые крыши домов и синева Каспия. За вход в крепость мы заплатили по 150 рублей, экскурсий не брали, гуляли сами по заранее проложенному мной маршруту.

Пообедав, мы взяли «Яндекс-Такси» и за 400 рублей добрались до экраноплана «Лунь». Здесь планируют создать тематический парк, но даже сейчас тут вполне атмосферно и инстаграмно. После посещения экраноплана мои спутницы отправились в село Гуниб, а я — вернулся в хостел, чтобы на следующий день за те же 250 рублей выехать в Махачкалу.

Махачкала

Махачкала — крупнейший город российского Кавказа. Я всегда думал, что история и название этого города уходят в глубокое Средневековье. Оказывается, столица Республики Дагестан была основана лишь в XIX веке, а названа — в честь местного революционера. Город очень «гулябельный», если бы не трафик и пронизывающий ветер.

Я остановился в «House Hostel» на две ночи и заплатил 800 рублей. Удивительно, но даже при такой цене размещения рядом находятся море, променад, кафешки и бассейн и хаммамом. Но хостелы — это, в первую очередь, компания. Здесь я познакомился с кучей интересных людей со всех концов страны, для которых Махачкала — это перевалочный пункт для дальнейших путешествий по Кавказу.

На девятое мая я забронировал поездку по достопримечательностям. Однодневная автобусная экскурсия обошлась в 2500 рублей. Первыми пунктами экскурсии были прогулка на катере по Чиркейскому водохранилищу, посещение смотровых площадок на само водохранилище и Миатлинскую гидроэлектростанцию. Мне повезло и с погодой, и с экскурсоводом, и с компанией. Некоторые путешественники предпочитают самостоятельные марш-броски и даже автостоп, но это сомнительная экономия.

Сулакский каньон и бархан Сарыкум

Основной целью поездки был Сулакский каньон. В сам каньон мы не спускались, но любовались на него со смотровой площадки в поселке Дубки. Поверьте мне, не всякий осмелится сидеть на камне, когда под тобой пропасть глубиной 1920 метров, а вокруг — адский ветер.

Также в стоимость экскурсии входили добротный обед, посещение экотуркомплекса «Главрыба» и бархана Сарыкум. Про каньон и бархан написано очень много, поэтому я отмечу экотуркомплекс «Главрыба», который приятно удивил и показал, как на наших глазах создаётся годный туристический кластер.

За четыре крутых дня в Дагестане я потратил около пятнадцати тысяч рублей. Итак, Каспий. По моим более ранним подсчетам, я должен был побывать на нем во время посещения Азербайджана, но как-то само получилось, что Каспий во всех смыслах стал воротами в новый тур по стране. Десятого мая я выехал из Махачкалы в Грозный.