В чем разница между тьютором, профори­ентологом, коучем, ментором и репети­тором?

2
Аватар автора

Вера Соколова

спросила в Сообществе

Я учусь в десятом классе. Думала про колледж, но в итоге все в десятый пошли — и я с ними. Может, в колледж надо было? Какие экзамены для ЕГЭ выбрать, тоже проблема. Это же зависит от того, куда поступать дальше и что после школы делать. Есть ли специалист, который поможет с этим разобраться? Я слышала про тьюторов, профориентологов, коучей, менторов, хожу к репетитору — в чем разница и как понять, кто нужен?

Аватар автора

Анастасия Демчикова

тьютор

Страница автора

Помочь с выбором дальнейшего образования и профессии могут разные специалисты. Каждый — со своей стороны.

Какой из специалистов вам нужен, зависит от запроса: определиться с будущей профессией, выбрать вуз, подготовиться к экзаменам. Разберу разные ситуации.

Почему школьникам нужна помощь с выбором профессии

Вопрос о выборе карьеры и профессиональном развитии актуален не только для подростков. Впервые с ним серьезно сталкиваются старшеклассники, которым нужно решить, куда двигаться дальше: пойти в колледж, остаться в школе и сдать ЕГЭ, подать документы в вуз, взять паузу в учебе и год поработать либо постажироваться.

Современным подросткам придется сменить за жизнь несколько специальностей: рынок труда быстро меняется, появляются новые профессии. Поэтому молодым людям нужно выбирать деятельность с опорой на себя: свои интересы, предпочтения и планы.

В школах этому обычно не учат. В 6—11 классах проводят программу «Профминимум». Она предполагает профильное обучение — математическое, гуманитарное, медицинское, — экскурсии на действующие производства и ярмарки профессий, открытые уроки в колледжах и вузах.

Один из ключевых компонентов этой программы — онлайн-платформа «Билет в будущее», запущенная в 2019 году. На ней школьники из 89 регионов России проходят профориентационные тесты, получают консультации у экспертов, знакомятся с актуальными специальностями в разных областях. Там же есть полезные материалы для педагогов и родителей.

На курсе старшеклассникам рассказывают о том, кем можно работать в современном мире, но не учат выбирать, прислушиваться к себе и видеть перспективы — то есть не развивают навыки профессионального самоопределения. Кроме того, за урок нельзя уделить каждому ученику достаточно времени.

Именно поэтому вопрос, куда пойти после школы — или девятого класса, — вызывает такие сложности. Можно выделить здесь более конкретные задачи и рассмотреть их по отдельности:

  1. Взвесить все за и против учебы в колледже и старших классах школы.
  2. Решить, что больше подходит — колледж или школа.
  3. Понять, что делать после школы или колледжа.
  4. Выбрать предметы для ЕГЭ в 11 классе.
  5. Выбрать колледж, если этот вариант предпочтительнее.

Разберемся, какие специалисты могут помочь в этом, что они делают и в каких случаях каждый из них будет полезен.

Какие компетенции есть у разных специалистов

СпециалистЧто делает
ТьюторПомогает выстроить образовательную траекторию с опорой на таланты, интересы и предпочтения человека
ПрофориентологРассказывает о существующих профессиях, помогает выбрать подходящую и рекомендует, куда пойти учиться
КоучПомогает идти к поставленной цели в учебе, карьере, жизни и добиваться лучших результатов
РепетиторПодтягивает по конкретному предмету школьной или вузовской программы, готовит к экзаменам, помогает выучить иностранный язык
МенторПомогает развиваться в выбранной профессии

Какие компетенции есть у разных специалистов

ТьюторПомогает выстроить образовательную траекторию с опорой на таланты, интересы и предпочтения человека
ПрофориентологРассказывает о существующих профессиях, помогает выбрать подходящую и рекомендует, куда пойти учиться
КоучПомогает идти к поставленной цели в учебе, карьере, жизни и добиваться лучших результатов
РепетиторПодтягивает по конкретному предмету школьной или вузовской программы, готовит к экзаменам, помогает выучить иностранный язык
МенторПомогает развиваться в выбранной профессии

Что делает тьютор

Тьютор — это педагог, который сопровождает школьника, студента или взрослого и адаптирует обучение под смыслы и нужды клиента, чтобы человек учился тому, что ему интересно и что пригодится ему в будущем.

К тьютору обращаются, например, с такими запросами:

  • не знаю, чем хочу заниматься после школы;
  • не хочу учиться, ведь я уже работаю;
  • хочу закончить экстерном 10—11 классы, помогите составить индивидуальный план.

Взвесить за и против — это как раз запрос для тьютора.

В работе тьюторы используют разные инструменты: ментальные карты, таблицы, вопросы. Для старшеклассников могут организовать встречи с представителями нескольких профессий, договориться о мини-стажировках. Цель — помочь человеку понять, чего он хочет в жизни, каким видит себя в будущем, что любит делать, и в соответствии с этой картинкой выстроить процесс учебы и в дальнейшем работы.

Тьютор не предлагает готовых решений, но дает человеку возможность попробовать разные варианты и выбрать подходящий. Например, подсказывает старшекласснику, где узнать о разных профессиях, устраивает профпробы, но не говорит, какие специальности ему подойдут, а какие — нет.

Работать с тьютором можно очно или онлайн. В некоторых школах, колледжах и вузах такое сопровождение уже включено в программу. Хотя каждый специалист использует свои методики, у тьюторов есть профессиональный стандарт и этический кодекс, который они обязаны соблюдать.

Что делает профориентолог

Профориентолог — это консультант, который разбирается в профессиях: какие есть отрасли, какие навыки нужны для разных специальностей, что востребовано, а что нет, как устроен рынок труда. Он же рекомендует учебные заведения. Например, можно прийти с такими запросами:

  • где выучиться на врача, юриста, инженера;
  • какой выбрать колледж или вуз, чтобы потом устроиться в ИТ;
  • кем можно работать после окончания философского факультета.

Основные инструменты работы профориентологов — тесты, собеседования и индивидуальные консультации. Это помогает определить карьерные цели человека, его личные особенности, интересы. На выходе клиент получает список специальностей, которые, по мнению эксперта, ему подходят, и рекомендации, где и как их можно освоить.

В процессе работы можно узнать о профессиях, которые человеку даже в голову не приходят.

Гуманитарий со склонностью к языкам вовсе не обязательно после филфака пойдет преподавать в школу. Например, он может попробовать свои силы в криминалистике, точнее, лингвокриминалистической экспертизе.

Эффективность консультации и точность оценки зависят от того, какие тесты используют профориентологи и корректно ли они интерпретируют результаты. Их работу регулирует стандарт.

Профориентологи проводят в школах тематические уроки, игры, конференции. Можно заниматься с ними и индивидуально.

Что делает коуч

Коучи привычны в бизнес-среде: с ними клиенты достигают четко поставленных целей. Академический коуч поможет поступить в нужный колледж или вуз, карьерный — получить работу мечты или повышение по службе. При этом речь не о влиянии и связях, а о тактике планирования действий и работе на результат.

Чаще к коучам обращаются взрослые, которые четко понимают, чего хотят добиться, им нужен конкретный план и контроль со стороны. Даже в профстандарте, регулирующем работу коуча, эту деятельность определяют в первую очередь как поддержку квалифицированных специалистов — в том числе по управлению персоналом — и руководителей.

Но подростковый коучинг тоже существует. Например, старшеклассник или студент может прийти с таким запросом:

  • сейчас учусь в девятом классе, через три года хочу поступить в МГИМО на геополитику;
  • после бакалавриата в России планирую окончить магистратуру в Великобритании и потом найти там работу;
  • в этом году выпускаюсь из университета, в течение трех месяцев хочу устроиться на работу по специальности.

Главное отличие коуча от тьютора и профориентолога — он работает с клиентом, у которого уже есть цель, то есть не нужно выяснять, чего человек хочет. Как тренер в спорте, он работает на результат, мотивирует, хотя и не дает стопроцентных гарантий. Предпринимать конкретные шаги придется самому клиенту, но коуч проследит, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми.

Что делает репетитор

Репетиторы — это педагоги, которые занимаются со школьниками и — реже — студентами по конкретным предметам: подтягивают успеваемость, готовят к поступлению в колледж или вуз, тренируют перед олимпиадами и так далее.

Чаще всего мы говорим о репетиторах в контексте ОГЭ или ЕГЭ, но на деле диапазон их функций шире. Например, репетиторов приглашают, чтобы:

  • помочь ребенку с домашней работой по школьным предметам;
  • заниматься по углубленной программе по дисциплинам, к которым ученик проявляет склонность и интерес;
  • собрать портфолио для поступления в творческий вуз;
  • подтянуть язык для переезда в другую страну или сдачи международного экзамена — IELTS, TOEFL, DELF/DALF и так далее.

Репетиторы работают очно или онлайн, индивидуально и в группах.

Специалисты, которые занимаются со старшеклассниками, знают все о школьной программе по «своим» предметам, о структуре экзаменов, проходных баллах, требованиях колледжей и вузов к поступающим, конкурсе на бюджетные места.

Опытный репетитор рассчитает, сколько времени нужно ученику, чтобы подготовиться к ЕГЭ, как организовать и структурировать уроки, распределить нагрузку с учетом других занятий, на какой максимальный балл можно претендовать и куда с таким результатом идти. Например, он может оценить, реально ли поступить в НИУ ВШЭ на культурологию с 95 баллами по истории и 93 — по русскому языку.

Репетиторы, как и коучи, тоже нацелены на конкретный результат — для этого они используют разные методики, которые часто разрабатывают сами, профстандарта здесь нет. Они могут применять и тьюторские инструменты. Например, если ученику тяжело даются точные науки, репетитор может предлагать творческие задания на стыке технических и гуманитарных дисциплин или показывать, как те или иные знания помогают решать практические жизненные задачи.

Что делает ментор

Ментор — это не специальность, а роль. Обычно о менторах говорят в контексте профессионального развития: молодой специалист учится у более опытного коллеги и осваивает на практике тонкости работы в конкретной компании. Или сотрудник, который идет на повышение, наблюдает, как начальник соседнего отдела руководит командой.

Иногда менторы сами ищут подопечных, но чаще бывает наоборот. Обращаются к ним в таких ситуациях, как, например:

  • вход в профессию;
  • изменение карьерного пути;
  • смена роли внутри компании.

Ментор поможет составить стратегию развития в конкретной профессии, будет вместе с подопечным отслеживать результат, давать обратную связь и обсуждать возникающие сложности. Вот, например, статья о том, что такое менторство и как оно помогает освоить профессию.

Для старшеклассника или студента-первокурсника неформальным ментором-наставником может быть выпускник прошлого года, поступивший в тот же вуз, куратор курса или просто старший друг, который успешно прошел тот путь, что наметил для себя подросток.

Что в итоге

Выбор эксперта, который посоветует старшекласснику, где дальше учиться и кем потом работать, зависит от конкретного запроса.

Тьютор помогает построить образовательную траекторию. Профориентолог разбирается в существующих профессиях и советует подходящие. Коуч работает на достижение лучших результатов и личностный рост. Репетитор готовит к поступлению и экзаменам. Ментор помогает развиваться в выбранной профессии.

Выпускнику девятого класса, который выбирает между школой и колледжем, подойдет комбинация из тьютора и профориентолога. Есть специалисты, которые совмещают тьюторскую поддержку и профориентационное консультирование.

Если для поступления в выбранный колледж или вуз нужна дополнительная предметная подготовка, ищите репетитора. После того как начнете работать, можно будет заручиться поддержкой ментора.

Анастасия ДемчиковаОбращались к кому-нибудь из перечисленных специалистов? Поделитесь опытом:
  • СветланаХотелось бы пригласить ментора ко мне на работу. Чтобы развиваться в выбранной профессии. А то наша Росаккредитация - это обезьяна с гранатой. Не знаешь чего от нее ждать при проверке компетентности аккредитованных лабораторий. Вот бы ментор объяснил, мы бы все сделали.0