БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как быть взрослым
3K
37

Мнение: правила ЕГЭ недостаточно прозрачны и объективны

Мнение: правила ЕГЭ недостаточно прозрачны и объективны

Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество.

Сама система ЕГЭ и школьного образования в целом склоняет к зубрежке шаблонов.

Объективность экзамена заканчивается там, где начинается вторая часть, которую оценивают не по правильным ключам, а по методичкам. Ты можешь написать шикарное сочинение по русскому языку, но если в нем не будет чего-то, что стоит в чек-листе у проверяющего, тебе снизят баллы. При этом методички постоянно меняются.

У меня было так, что в математике профильного уровня, в последней части, нам подкинули экономическую задачу формата, которого до этого не было вообще нигде — ни в школьной программе, ни в материалах для подготовки, ни в заданиях прошлых лет. И как к этому готовиться?

Пусть уж обозначают правила игры: или вы делаете шаблонные задания, или прямо так и говорите, что конкретно в этой части экзамена теперь всегда будут задачи олимпиадного уровня с разными условиями из года в год. Делать в одном году так, а в другом иначе — это рандом, к которому нельзя быть готовым.

С ЕГЭ по английскому вообще был какой-то сюр: в большинстве работ моего региона обнулили баллы за эссе. Когда пошли на апелляцию, нам рассказали, что эссе якобы не соответствовало каким-то лингвистическим правилам, которые даже не проходят в школьной программе. Сейчас уже не смогу сказать, о чем точно шла речь, дело было давно.

При этом на апелляции так и сказали: да, это не школьный уровень, но ведь в этом же суть — отсеять тех, кто не знает, и выявить тех, кто перешагнул школьную программу.

Как по мне, это неподобающе для экзамена, рассчитанного на проверку школьных знаний. Это ведь не олимпиада.

Всю апелляцию я специально записал на диктофон. Сначала послушали вместе с моей учительницей английского, а затем с моей родственницей, которая преподавала английский язык для иностранцев в Австралии и Японии. Обе сказали, что озвученное «лингвистическое правило» — чушь и толком нигде не применяется.

Это коснулось большого количества людей в нашем регионе. Само собой, в последующие годы такого бреда больше нигде не происходило.

Поэтому, пожалуйста, не нужно сетовать, мол, современные школьники хотят как проще. Наоборот — хочется прозрачности, а ее сейчас нет. Правила игры не обозначены, все постоянно меняется. Годы подготовки могут пойти прахом, если составителей заданий в твоем регионе дернуло в последний момент поставить вариант посложнее. Честно скажу, сдавать сессии и курсовые мне было в разы комфортнее, чем готовиться к ЕГЭ.



Редакция
Редакция
Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Alexander

Я сдавал ЕГЭ в первые пару лет его существования и проблемы в нём определённо есть.
Однако для меня не было проблемой заранее прочитать как будут оцениваться гуманитарные предметы и этот ритуал выполнить на экзамене. + смена КИМ-ов могла происходить по 2 раза за год и это никого особо не парило(так как нас учили решать множество разных задач, а не тестам).

>> Делать в одном году так, а в другом иначе — это рандом, к которому нельзя быть готовым
Всё как в реальной жизни, рандом, причём рандом почти у всех одинаково рандомный. Добро пожаловать в жизнь!

Как вы считаете, это лучше того, что было до ЕГЭ?
(узаконенное мздоимство через репетиторов/связи и/или "кто знает и умеет что будет на вступительных тот и на коне, остальным зажопинский политех")

27
Mr.X

Не вижу ничего страшного, что в ЕГЭ могут быть задания повышенного уровня, это как раз плюс, потому что любой школьник из деревни может подготовиться и решить на хорошие баллы и поступать будет на прозрачных условиях.
Другой вопрос- уровень качества образования и то, что в каком-то регионе он может быть ниже и это уже проблема.
При всех недостатках и хейте ЕГЭ это система, которая помогла хоть как-то стандартизировать прием в вузы и дала возможность людям без связей, кумовста и прочего поступать в вузы.

23
Voschessclub Voschessclub

Добавлю в копилку абсолютно не равнозначные варианты по профильной математике, субьективное суждение по аргументации в сочинении и текстовым ответам обществознания... поэтому даже для хорошо подготовленного школьника егэ это лотерея.

21
Олег Нурминский-Кашин

Voschessclub, не то слово

3
Тоскливая деваха

"конкретно в этой части экзамена теперь всегда будут задачи олимпиадного уровня с разными условиями из года в год"
Нам на математике говорили, и сложные задачи с последней части решали те, кто рассчитывает на баллы по этому предмету. Гуманитарии вроде меня в это время были заняты прорешиванием других (попроще) задач, чтоб набрать максимум баллов со своим уровнем знаний
При этом те задачи не были связаны с матаном или типа того. Решались обычными школьными штуками, к примеру логарифмами, но само решение давалось только тем, кто понимает как это всё работает и что куда вычитать/умножать

Все книжонки для подготовки нам говорили покупать за конкретный год, не ранее, ибо всё поменялось

6
MedievalRain

Анастасия, на минимальный балл русский и математику можно сдать совсем без подготовки, не сдать их просто стыдно.
Для остальных предметов достаточно просто хотя бы иногда открывать тестовые варианты и решать их.

4
Dinara Le

Вред ЕГЭ в том, что от него зависит вся дальнейшая жизнь человека. И система всячески это поддерживает.

Представляете, вам 16 лет, у вас еще не устоялась система ценностей и представлений. А ваша судьба решается четырьмя тестиками. А родители и учителя еще масло в огонь подливают, ведь от ваших результатов зависит их самооценка и мнение о них родственников и друзей. Всем плевать, кто вы и что вы чувствуете, главное -- сдай эти тестики на максимальный балл.

Жопа, да?

А я еще добавлю, что в нынешний год тестиков мало. Надо еще получить всякие медальки-значки и бесконечно участвовать в олимпиадах. Будучи учеником 10 класса зажопинской МОУ СОШ конкурировать с ребятами из школы при МГУ. Как вам, очень прозрачно, да?))

4
Mae.

Dinara, а от вступительных экзаменов в университет не зависит вся дальнейшая жизнь человека? А от первой сессии? А от выпускных?
Вы откровенно драматизируете, что делают и учителя, и родители в предверии ЕГЭ. И да, в 17 лет, когда я его сдавала, мне тоже казалось, что если не сдам, то все, моя жизнь кончена. Перестраховалась и сдала аж 6 экзаменов, 3 из которых мне не понадобились вообще.
Ок, я сдала и поступила. У меня была одноклассница, которая завалила и русский, и математику. Год после школы она работала, потом пересдала и так же поступила в вуз. У меня были знакомые, кто сдали плохо и пошли в колледж, и только потом в вуз. Да, потеряли время, но жизнь не кончилась. Были знакомые, кто поступил в вуз, но на 2-3 курсе поняли, что это не их, пересдали ЕГЭ снова и перепоступили на другую специальность. У всех из них разными путями, но жизнь сложилась к 28-30 годам. Все работают, с разным успехом и уровнем дохода, конечно, но от их баллов ЕГЭ это никак не зависит

0
Dinara Le

Mae., мы с вами сдавали в адекватные годы, когда было много бюджетных мест, а для поступления не требовалось 100000 баллов из 300. Теперь бюджетные места -- псевдобюджетные. Либо ты сирота, либо инвалид, либо топай на целевое. И если у родителей нет денег на платное, гуляй Вася.

2
Mae.

Dinara, вот даже специально проверила. Я поступала в 2012 году на лингвистику. У нас было 2 направления: собственно лингвистика (17 бюджетных мест) и фундаментальная и прикладная лингвистика (5 бюджетных мест). В этом году есть 3 направления (+педагогическое направление английский+немецкий). На лингвистике 9 мест, на прикладной - 0, на педагогике - 20. Итого 22 бюджетных места в 2012 и 29 в 2022. Ну и всего 1000+ бюджетных мест на региональный вуз (ВолГУ).

0
Татьяна Ройгбаум

Mae., 2018 год, УрФУ, лингвистика, 4 бюджетных места: 1 сирота, 2 олимпиадная, 1 человек, который сдал на 298 баллов. Остальные вне бюджет. Но ужас ситуации в том, что уровень иностранного языка у большинства тех, кто пришёл учиться платно на уровне начальной школы.

0
Dinara Le

Mae., это не бюджетные места, а целевые. Или бюджетные с учетом всяких льгот.

0
Mae.

Dinara, да, среди этих мест есть места, которые отдадут по квоте, если туда по ней кто-то придёт. Условно 1 целевое, 3 льготных и т.д. И это не все бюджетные места, а максимум треть из них. Если будет 4 льготника, а места выделено 3 - конкурс будет уже между ними. Если ни один льготник не захочет поступить на ту или иную специальность - эти места будут обычными бюджетными. Но так и 10 лет назад было. У нас тоже выделялись и льготные, и целевые, но по нашей специальности, если я не ошибаюсь, не было ни тех, ни других - все места отдали по конкурсу

0
Анна Хайруллаева

Первый абзац прям в точку. Мне так сняли баллы за сочинение по русскому языку за то, что не согласилась с точкой зрения автора.
А все пробники писала на 100 баллов. Два года перед ЕГЭ наша учительница твердила - «Не соглашайтесь с точкой зрения автора, пишите свои мысли по поводу прочитанного», но в итоге получилось наоборот.

3
А.

Анна, нам учительница наоборот говорила, что безопаснее соглашаться)

6
Анна Хайруллаева

Анастасия, после экзамена, когда в толпе ученики из разных школ обменивались переживаниями, мы и узнали, что кому-то учителя говорили - «Лучше соглашайтесь с автором от греха подальше», а кому-то, как мне, что надо спорить))

2
Петр Ревякин

Существует официальный банк заданий ФИПИ, из которого берутся все задания для экзамена http://os.fipi.ru/home/1 Да, он не особо удобный, как какой-нибудь Решу ЕГЭ, но зато это реальные задания для экзамена, а не выдумки условного Александра Ларина.

Сам же ФИПИ https://fipi.ru/ составляет тренировочные варианты и все методички, и учителя в моей школе следили за изменениями в экзамене. Если что-то значительное поменяется, то сообщали нам. По мне, система экзаменов не стагнирует, а развивается и адаптируется.

Лотерея, к которой наверное не подготовишься, это эксперт проверяющий вторую часть. А иногда может не повезти с людьми на апелляции. Некоторые знакомые рассказывали свои истории неудач.

Сдавал сам егэ 6 лет назад, возможно что-то поменялось, но не думаю что новые методички и задания придумывают непосредственно за неделю перед экзаменами)

3
Мята

сдавала в 2020 году. с русским языком точно согласна, мне сняли балл за логику в сочинении лишь потому, что я не написала предложение о согласии с позицией автора в отдельном абзаце (была в шоке, но на апелляции так мне сказали). насчет английского не знаю, не сдавала. а кипиш насчет «олимпиадности» заданий полный бред. вы ожидаете на егэ, что будут задания, над которыми думать не надо? есть, конечно, задания высокой сложности, причем где какое расписано в кодификаторе (или как там называется это, не помню уже). в мой год была «ужасная» задача по химии по атомистике, о которой никто, якобы, не знал. когда я увидела ее, сначала была в непонятках, однако надо было всего лишь немного подумать, напрячь мозги и вспомнить необходимую теорию! согласна, можно растеряться, увидев незнакомый тип задачи, но все-таки стоит развивать свои мозги, а не тупо нарешивать задания.

3
Alexander

Voschessclub,

>> требуется иной уровень подготовки
в Москве было всё вроде бы логично, были просто школы, были получше и гимназии-лицеи

Затем с какого-то перепуга решили всех "усреднять", причем на мой вкус усреднять вниз(это же проще). В итоге теперь "иной уровень подготовки" в сложившейся системе получить сложнее, чем 15 лет назад.
Зачем так сделали -- неясно.

2
Al
Герой

ЕГЭ призван более менее уравнять школьников при поступлении и дать шанс ребятам с другого конца страны учиться в той же Москве. Но проблема в том, что эта уравниловка не учитывает школу и какие знания она дает. Я сдала ЕГЭ без репетиторов, спасибо учителям за это! Но я гуманитарий, другие ребята ходили к репетиторам и тратили кучу денег. В итоге непонятно, что мы проверяем-то? Школьные знания или какие? И в итоге, те, кто не может позволить себе репетиторов, остаются за бортом (сорри, что немного не по теме))

Во второй части вообще на кого попадешь, мне кажется. Я в сочинении по русскому привела пример, который скорее косвенно подходил к теме, но был красиво взят из ситуации, проходящей в обществе (простите, пример не буду озвучивать, мало ли)). В итоге мне дали максимальный балл, хотя я сомневалась.

P.S. сдавала давно

1
Mae.

Al, так вы неверно поняли принцип уравнивания. Он географический, а не «уравнивание по знаниям».
Вы забываете, что ЕГЭ заменил не один экзамен, а два: выпускной из школы и вступительный в универ. Т.е. если я с Дальнего Востока - мне не нужно ехать в Москву, чтобы подавать документы, из-за чего я не смогу подать документы в местные вузы.
Чтобы закончить школу, достаточно сдать ЕГЭ на минимальный балл, и все - аттестат твой. Хочешь поступить в региональный вуз - скорее всего, будет достаточно обычной школьной программы, если ты обладаешь достаточным уровнем усердия. Хочешь в престижный столичный вуз - ну тогда занимайся с репетиторами, пусть они готовят тебя к заданиям повышенной сложности.
А так вы хотите, чтобы в условный МГУ брали только за то, что ученик школьную программу освоил? Ну, вообще-то это все школьники должны сделать за 11 лет, это не какое-то особое достижение. Хочешь поступить в МГУ - продемонстрируй тот уровень знаний, который соответствует вузу, продемонстрируй умение решать нестандартные задачи в стрессовой ситуации. Хоть что-то, что покажет, что ты потянешь все 4-5 лет обучения и не вылетишь после первой сессии.
И да, я в курсе, что у МГУ есть свои вступительные испытания. Но если ЕГЭ будет только по школьной программе, то такие испытания введут большинство вузов, и мы вернёмся к старой системе. И снова ученик из глубинки потеряет хоть какой-то шанс учиться в Москве, пусть и призрачный.

7
Al
Герой

Mae.,

Опять таки, получается какое-то непонимание целей и правил ЕГЭ (школой, школьниками и прочими участвующими в этом)). Мы возвращаемся к тому, о чем пишет автор и другие комментаторы - непрозрачность правил и пр.

И еще, как я понимаю, если школьники сдали ЕГЭ хорошо, то плюшки и лавры школе - мол, подготовили хорошо. Но ведь подготовили-то репетиторы, получается. Тогда как-то нечестно вообще, если учесть, что для окончания школы нужно минимум набрать (который школа вполне дает), а для клевых вузов нужны знания выше школы. Да, можно и без репетиторов поступить в столичный престижный вуз, но, наверное, это уже редкость. В общем, какая-то каша выходит))

1
Станислав Юров

Al, "для клевых вузов нужны знания выше школы" - вот именно.

0
MedievalRain
Отредактировано

Al, это не проверка школьных знаний, а выявление лучших учеников, чтобы именно они поступали на бюджетные места. Выше конкуренция - больше требований, поэтому нужны репетиторы.

0
Elena Minyakova

Как понимаю, автор писал егэ лет 7 назад? Эти минусы были, я не спорю, но пока система устаканивалась. И обида на рандом во второй части... Вы обиделись на одну рандомную задачку и в качестве решения предлагаете все задачи сделать таковыми? Как-то это нелогично, не находите?

0
Маргарита

Я согласна с тем, что должны быть прозрачные правила. И даже если в блок С хотят ставить задачи "со звездочкой", и не оговаривать, какого они будут типа, так и пишите: "блок С: задачи повышенной сложности, требующие комплексного подхода/нестандартных алгоритмов и тд".
Я сдавала ЕГЭ в первый год. Все норм.

0
Pony-popony 🦄

Поддерживаю автора
У меня всегда все было прекрасно с русским языком - грамотно писала, знала правила. По лит-ре на раз два выдавала пару страниц текста с рассуждениями. Но , мать его,сочинение в егэ по русскому для было адом. Из-за него чуть было не сорвалась золотая медаль, а тогда это мне было принципиально по личным амбициям. Нужно сочинить, но по шаблону. Еще и высосать из пальца проблему, завуалированную в тексте. Благо, учительница в школе хорошо ко мне относилась, поднатоскала за месяц и натянула таки оценку. А на реальном экзамене писала чуть ли не первое, что пришло в голову, но прокатило.
В итоге вместо умения формулировать и грамотно излагать мысли получаем лотерею с умением высосать и описать проблему по шаблону.

По математике не сталкивалась с такими проблемами - все задачки были типовые, даже самые последние)

0
Федор Курило

Я сдавал ЕГЭ 2021 по английскому и русскому языкам, а также обществознанию. Много думал о системе образования, экзамене и положении в которое ставят школьников.

ЕГЭ ежегодно пишут сотни тысяч школьников, так например, в 2022-м году это почти 740 тысяч. Экзамен должен быть одновременно эффективным, с возможностью быстро проверять задания, проверять проверяющих задания и делать это во всех регионах одинаково хорошо, имея в распоряжении кадры совершенно разного уровня подготовки. И при этом должен максимально точно выявлять самый широкий спектр способностей ученика, который возможно выявить в каждой дисциплине. Так выглядит идеальная картина.

С чем я столкнулся на самом деле? Если составить задание второй части(с письменным развернутым ответом) по математике и, например, обществознанию или английскому, то сразу будет понятно, что построить систему оценки для математики, в которой есть предсказуемая система решений, гораздо проще чем для гуманитарных наук, которые всегда славились своими расплывчатыми формулировками, которые проверяющему нужно "собрать" воедино и найти однозначный смысл. Помимо того, что это требует много времени и допускает недобросовестное отношение, такой подход требует большого количества компетентных кадров.

Поэтому готовя к ЕГЭ меня буквально учили мыслить определениями(слово в слово) которые написаны в методичке у проверяющего. Я не знаю человека, который бы чувствовал удовольствие от такого рода образовательного процесса. Все стремление к знанием сталкивается со стеной суровой реальности.

Все не так плохо: проверяющее стараются сглаживать острые углы методичек, если видят, что ученик понимает тему, но, например, забыл определение понятия. Мне показалось, что ЕГЭ приносит обществу больше пользы чем вреда, даже учитывая компромиссы, на которые пошли его авторы чтобы масштабировать экзамен и дать школьникам возможность поступить в вуз мечты, не важно из какого они региона. А для тех, кому хочется больше свободы мысли активно развивают олимпиадное движение.

Хочется верить, что по мере того, как в регионах будут появляться лучшие кадры, технический прогресс будет выравнивать доступ к качественным знаниям, и ЕГЭ будет развиваться в лучшую сторону.

0
Вита Разумовская

Сдавала ЕГЭ в 2016 году. Рассчитывала на 80+ баллов по обществознанию, в итоге всего 73. Хотела подать апелляцию, ибо ошибки посчитали в письменной части, где, скорее всего, субъективно оценивали работу проверяющие. В итоге не подала, ибо учительница запугала тем, что могут даже больше баллов снять после повторной проверки. Жалею до сих пор, ибо знакомая подавала на апелляцию и еще 5 баллов наскребла таким образом. Так что это не просто лотерея, это ЛОТЕРЕИЩЕ :)

0
Александр Серянин

Не согласен с автором. К егэ можно подготовиться, просто учась в школе. Только учиться в школе надо осмысленно, а не просто приходить на уроки и списывать.
Сам сдавал егэ в 2017 году. Профильная математика 90, информатика 88, 78 русский. Но я и ботал олимпиады, взял 2 диплома по математике и информатике. На одну программу в желанном вузе егэ округлились до 100, на другую - зачисление без вступительных испытаний. В олимпиадах да, нужна специальная подготовка необходима, но и не скажу, что в них выигрывают только москвичи. На всеросе по информатике победителей и призеров из Москвы процентов 40.

0
impextraderus

Всем привет!
Ну сдадите вы ЕГЭ на 300 баллов, а бюджетных мест всего 30, на всю страну, потому что кто то решил ,что надо основную часть бюджета отдать тем,кто беженцы, или чьи родители воюют , для них все места в этом году отдали , вместо 200 мест ,осталось 5 ? И как тут прозрачность и объективность ЕГЭ работает?

0

Сообщество

Лучшее за неделю