Авто
204K

Как купить подержанный автомобиль

И не потратить столько же на ремонт

125
Как купить подержанный автомобиль

За восемь лет я сменила три подержанные машины.

На двух я ездила и меняла только расходники. Только одна потребовала серьезного ремонта — неделю в автосервисе и 50 000 ₽.

Последняя моя машина — шестилетний Хендай Солярис с автоматической коробкой. Я купила его в 2017 году и намучилась с выбором. Эта модель популярна у такси и каршерингов, поэтому на один нормальный автомобиль приходится десять «убитых». В апреле 2021 года я все еще езжу на этом автомобиле и меняю только расходники.

Почитайте, на какие только уловки ни идут продавцы, чтобы продать «убитую» машину.

Дорогие автолюбители!

Выбирать даже новое авто — целая наука. Я уверена, что не знаю о многих нюансах, а на некоторые просто закрываю глаза. Возможно, вы бы искали машину совсем по-другому — расскажите нам об этом в комментариях.

Но за то время, что я езжу на подержанных авто, я повидала много автопродавцов и их машин. Мне кажется, я научилась распознавать плохие варианты и поняла, как не попадаться на развод перекупщиков. Именно об этом опыте я и хочу рассказать читателям.

Возможные проблемы при покупке подержанного авто

На подержанном автомобиле ездили незнакомые люди, поэтому никто не знает, какое у машины техническое состояние. Хочется ездить без проблем: проходить техобслуживание по графику и менять расходники в соответствии с пробегом. Бывший хозяин может обмануть, и тогда автомобиль будет ломаться внезапно и часто.

При покупке подержанной машины часто встречаются четыре опасности: скрученный пробег, битый кузов, неаккуратная эксплуатация и запрет на регистрацию.

Скрученный пробег. Чем меньше пробег, тем дороже авто на вторичном рынке. Поэтому нечестные продавцы специально уменьшают показатель одометра. Например, машина прошла 300 тысяч километров, а после скрутки пробег стал всего 70 тысяч. Покупатель думает, что машина почти новая и прослужит еще несколько лет, а на самом деле детали изношены и требуют замены. Новый хозяин будет ездить в автосервис и тратить деньги на ремонт.

Битый кузов. Машины, которые никогда не были в ДТП, продаются дороже тех, у которых был кузовной ремонт. Заводская окраска может быть более прочной, чем покрытие, которое нанесли в обычной мастерской. Крашеные элементы быстрее ржавеют и меньше служат. Например, у авто моей подруги крашеная дверь багажника уже начала ржаветь, хотя все остальные элементы без коррозии.

Неаккуратная эксплуатация. Когда водитель на скорости влетает в ямы, не прогревает машину зимой и стартует со светофора всех быстрее и резвее, машина испытывает повышенные нагрузки и служит меньше. Элементы подвески получают механические повреждения и быстрее ломаются.

Выбирая подержанное авто, покупатель не знает, какая манера вождения была у бывшего хозяина. Например, ступичные подшипники ходят 100—150 тысяч километров, согласно информации от производителя. Я поменяла их на пробеге 220 тысяч, потому что объезжаю ямы и по неровным грунтовкам еду не спеша. А мой двадцатилетний сосед лихачит — он менял ступицы уже на 50 тысячах.

Запрет на регистрационные действия. Ограничения на регистрационные действия вводятся для того, чтобы собственник не имел возможности переоформить автомобиль в ГИБДД на третье лицо. Чаще всего такие ограничения накладывают, когда у собственника авто имеются непогашенные долги.

Запрет, как правило, накладывается судебными приставами, когда в отношении продавца возбуждено исполнительное производство. Но такой запрет может быть наложен и судом, чтобы машину не продали до окончания рассмотрения дела. В том случае, если собственник автомобиля не погасит свои долги, машину у него могут изъять и реализовать на аукционе.

Если заключите с продавцом такого авто договор-купли продажи, оно не станет вашим. Его могут изъять у вас прямо на дороге — например, во время совместного рейда ГИБДД с судебными приставами-исполнителями.

Перед покупкой подобного автомобиля узнайте сумму задолженности продавца на сайте службы судебных приставов. Затем «выбейте» из продавца скидку: сумму задолженности и дополнительные расходы по снятию ограничений.

Кроме договора купли-продажи обязательно оформите нотариальную доверенность от продавца на снятие запрета на регистрационные действия. После этого погасите долги продавца и снимите ограничения на регистрационные действия с автомобилем. После сможете поставить машину на учет в ГИБДД, но возможные проблемы еще не исчерпаны.

Пока бегаете по инстанциям, погашая долги и снимая ограничения, может выйти срок на регистрацию. В этом случае вы попадаете на штраф. Можно обратиться к продавцу и переписать договор с новой датой, но нет гарантий, что продавец к этому времени никуда не пропадет.

Поэтому не торопитесь рассчитываться за автомобиль под запретом на регистрационные действия.

ШАГ 1

Выбрать продавца

Автосалоны. Салоны зарабатывают за счет разницы между покупкой и продажей, поэтому им выгодно взять машину дешевле, пусть и с дефектами, а продать по рыночной цене.

Автомобиль в хорошем состоянии жалко отдавать за бесценок. Поэтому владелец отказывается от услуг салонов и ищет покупателя сам. А если машина «сыпется», то хозяин готов продать ее за любые деньги, лишь бы купили. Поэтому салоны задешево скупают автомобили с дефектами, моют и выставляют на продажу.

Когда я продавала полуторалетний Форд Фокус в идеальном состоянии, автосалоны предлагали на 60 тысяч рублей меньше рыночной цены. Меня это не устроило, и я продала машину на «Авито».

Бывает, в трейд-ин сдают и хорошие авто. Салоны предлагают скидки на новую, если хозяин сдаст старую машину в зачет. Мой знакомый работал у дилера и рассказывал, что такая машина даже не попадает в открытую продажу. Ее забирают либо друзья менеджеров, либо клиенты, которые их замотивировали и ждут подходящего варианта.

Мои друзья покупали Ленд Ровер Дискавери, а в зачет сдали свой трехлетний Ленд Ровер Фрилендер. Они очень аккуратные люди, ездили спокойно, машину обслуживали по регламенту. Фрилендер был продан еще до того, как они ушли из автосалона. Новый покупатель приехал, пока они ждали документы.

Салоны привлекают покупателей с помощью объявлений в интернете. Обычно в объявлении честно сказано, что авто продается от дилера, кратко описаны только достоинства машины, а потом — условия кредитования. На фото — красивый намытый автомобиль либо в помещении, либо на открытой площадке.

Я ездила по салонам все три раза, когда выбирала машину, и ни разу ничего приличного не увидела. Мне даже диагност не нужен, чтобы заметить кривой кузов и подтеки под капотом. Но неопытный водитель может и не заметить дефектов. Поэтому я считаю, что ничего хорошего на площадках не бывает и ездить по ним — пустая трата времени.

Салонные фото всегда красивые, а по факту машина может быть совсем не такой, как на фотографии, вплоть до комплектации. Однажды я поехала смотреть симпатичную пятидверную Опель Корсу, а на площадке стояла трехдверная
Салонные фото всегда красивые, а по факту машина может быть совсем не такой, как на фотографии, вплоть до комплектации. Однажды я поехала смотреть симпатичную пятидверную Опель Корсу, а на площадке стояла трехдверная

Перекупщики работают по такому же принципу, что и салоны: берут подешевле, продают подороже. Поэтому у перекупщиков автомобили тоже с дефектами.

В интернете перекупщик маскируется под частное лицо: машины сфотографированы во дворе, на проспекте или возле автомойки. Если позвонить по объявлению, он представляется братом, другом или соседом хозяина. Хозяин якобы уехал и попросил его помочь с продажей машины.

Объявления перекупщиков в основном типовые, и их легко распознать. В таких объявлениях стандартные фразы: «не битая, не крашеная, в салоне не курили», а госномер автомобиля скрыт.

Когда я искала свою первую подержанную машину, несколько раз звонила по таким объявлениям. Отвечали хмурые мужчины, никакой дополнительной информации не сообщали. Мол, авто нормальное, приезжайте и смотрите, торга нет. Больше я звонить не стала.

Пару раз я столкнулась с «продвинутыми» перекупщиками. Их объявления были очень хороши: под фотографией — развернутый текст с подробным описанием автомобиля и комплектации. Оба раза я поверила в объявление и поехала на осмотр. Там уже становилось понятно, что это не хозяева: продавцы не рассказывали, что и когда меняли в машине, не отвечали на прямые вопросы. По моему опыту, настоящий хозяин сообщит все подробности, если его спросить.

Есть еще один способ отличить перекупщика. Я всегда прошу у продавца документы — паспорт и ПТС. Если это действительно хозяин автомобиля, то фамилия в паспорте и в ПТС будет совпадать. В случае с перекупщиком данные разные, а он начинает выкручиваться, мол, это брат попросил помочь с продажей.

Перекупщики пишут стандартные фразы. В их объявлениях нет информации о ремонте и дополнительном оборудовании. Номер машины, как правило, закрыт
Перекупщики пишут стандартные фразы. В их объявлениях нет информации о ремонте и дополнительном оборудовании. Номер машины, как правило, закрыт

Частные лица. Все три свои машины я купила у частных лиц. Такой продавец расскажет, как он обслуживал автомобиль, что в нем ломалось и менялось. При встрече я вижу человека вживую и понимаю, как именно он ездил на машине.

Частник пишет объявления подробно, рассказывает, что в машине ремонтировалось и что установлено. Такие объявления отличаются от сухих и лаконичных предложений перекупщиков. Машины сфотографированы как угодно: чистые и грязные, во дворах, на улицах и у частных домов. Госномер часто видно.

Мне кажется, лучше всего брать авто именно у таких продавцов. Тут есть шанс найти авто в приличном состоянии без неисправностей, в то время как в салонах и у перекупщиков ничего хорошего не бывает.

Типичные фразы из объявлений

ПерекупЧастное лицо
Авто не битое не крашеноеПерекупщиков и салоны прошу не беспокоить
В салоне не курилиУстановлена супер музыка, самая надежная противоугонная система или необычные диски
Авто в отличном состоянииПродаю машину, потому что решил купить внедорожник/квартиру/дачу…
ПТС оригиналОтдаю зимнюю резину в подарок
Пробег реальныйНа авто езжу каждый день

ПерекупЧастное лицо
Авто не битое не крашеноеПерекупщиков и салоны прошу не беспокоить
В салоне не курилиУстановлена супер музыка, самая надежная противоугонная система или необычные диски
Авто в отличном состоянииПродаю машину, потому что решил купить внедорожник/квартиру/дачу…
ПТС оригиналОтдаю зимнюю резину в подарок
Пробег реальныйНа авто езжу каждый день

Покажу на примерах объявлений.

Здесь хозяин не только хвалит свою машину, но и рассказывает о недостатках. Продавец не хочет связываться с посредниками. Мне кажется, это честный продавец
Здесь хозяин не только хвалит свою машину, но и рассказывает о недостатках. Продавец не хочет связываться с посредниками. Мне кажется, это честный продавец
Продавец подробно расписывает комплектацию автомобиля. Авто неплохое, но дорогое
Продавец подробно расписывает комплектацию автомобиля. Авто неплохое, но дорогое
ШАГ 2

Проверить объявление

Я смотрю объявления на «Авито» и «Авто-ру». Сначала подбираю автомобили по комплектации и внешнему виду, потом оцениваю пробег машины, продавца и количество хозяев.

Пробег. Нормальным считается пробег в 30 000 км в год. Если на машине работают, то за год накатывают больше 70 000 км. На такой машине придется чаще менять расходники, и ломаться она тоже будет чаще.

Если машина из объявления проезжала меньше 30 000 км в год, есть шанс, что пробег скрутили. Обычно это делают после 150 000 км на машинах из такси или каршеринга. Чаще всего это Хендай Солярис, Шкода Октавия, Киа Рио и Фольксваген Поло — самые популярные модели в таксопарках.

Бывает, что на машине просто давно никто не ездил. Это тоже не очень хорошо. Машина живет, пока ездит. Если машина стоит, в первую очередь страдает все, что сделано из резины — это патрубки, сальники и пыльники. Резина трескается, все жидкости и смазка начинают вытекать. А без смазки агрегаты выходят из строя.

Я как-то купила Шевроле Лачетти, которая до этого полтора года стояла во дворе. После покупки я начала интенсивно ездить, и через два месяца коробка передач стала «пинаться» — переключаться с рывками. Проверила уровень масла, а его уже почти не было. Масло ушло через рассохшийся сальник.

Мне кажется, лучше выбирать автомобиль, на котором ездят немного, но регулярно. Обычно их продают люди, которые живут недалеко от работы, не увлекаются дачей и автопутешествиями. Или домоседы, которые ездят только по магазинам и возят детей на занятия. По объявлению распознать таких невозможно. Остается только при встрече задать вопрос: «У вас пробег такой небольшой, как вам это удалось?»

Владелец. Мне кажется, у женщин и пожилых мужчин более аккуратные машины, чем у молодежи. Они более спокойные, не гоняют и лучше относятся к автомобилю.

Моя мама в 2010 году покупала новый Хендай i20. Сейчас машине одиннадцать лет, а пробег — всего 88 000 км. Мама делает ТО раз в год, пару раз меняла тормозные колодки и ремонтировала подвеску. У нее было одно ДТП, ремонт делали у дилера по каско. Автомобиль чистый, в прекрасном состоянии. Купить такой — большая удача.

В то же время, владелец-женщина — частая уловка перекупщиков. Они берут машину после такси и пишут в объявлении, что на автомобиле ездила только жена, возила ребенка в садик и на занятия. Уловку можно легко раскрыть по состоянию кресел и детским вещам.

Когда я смотрела Хендай Солярис 2011 года, продавец говорил, что на машине ездила супруга с двухлетней дочкой. Он даже показал детское кресло на заднем сиденье, но я ему не поверила. В машине с ребенком всегда могут заваляться детские атрибуты: влажные салфетки, игрушка или шапочка. Если владелец все еще ездит на машине, их не будут убирать при осмотре. Еще маленький ребенок всегда пинает ботинками спинку переднего кресла. Даже если отмыть следы, все равно будут видны потертости. В том Солярисе, конечно же, ничего такого не было.

Мои друзья вешают полиэтиленовую шторку на кресло, чтобы маленькая внучка елозила обувью по ней и не портила сиденье
Мои друзья вешают полиэтиленовую шторку на кресло, чтобы маленькая внучка елозила обувью по ней и не портила сиденье
Объявление от Елены, а написано, что ездила супруга. Выглядит странно, стоит насторожиться
Объявление от Елены, а написано, что ездила супруга. Выглядит странно, стоит насторожиться

Проверить автомобиль по базам. ГИБДД не поставит автомобиль на учет, если автомобиль был в залоге и на него наложили запрет на регистрационные действия. Чтобы такого не произошло, я заранее проверяю вин-код автомобиля по открытым базам. Об этом хорошо написано в другой статье Т⁠—⁠Ж.

Количество хозяев. Подержанную машину лучше всего брать у первого хозяина. Он расскажет, где ездил, на какой СТО обслуживал авто, что ремонтировал. Обычно количество хозяев всегда указано в объявлении. Все свои машины я купила у первых владельцев: количество владельцев указано в объявлении, это обязательный пункт. Я смотрела много-много объявлений и выбирала.

В объявлениях попадаются варианты с тремя, четырьмя и пятью владельцами. Меня это сразу настораживает. Если шестилетний автомобиль так часто продавали, значит, с ним что-то не так: владельцы старались поскорее избавиться от обузы.

Перекупщики часто пишут в объявлениях, что у машины только один владелец. В ПТС их намного больше, но это не мешает им обманывать покупателей.

Однажды я смотрела Хендай Солярис и попросила показать ПТС. Там было пять владельцев — два юрлица и три частных. Продавец начал рассказывать, что первые две записи — это салоны, в которых продавалась новая машина. Потом друг продавца попросил его продать машину жены, а сам уехал за границу. Чтобы не возиться с доверенностью, друг сначала переписал машину на себя, а потом на продавца. А интервалы в год они выдерживали, чтобы не возникало вопросов у налоговой. Я ему, конечно же, не поверила.

Справа — первая страница моего ПТС. Первый собственник — завод-изготовитель. Если машина ввезена из-за границы, первым собственником будет указана компания-импортер
Справа — первая страница моего ПТС. Первый собственник — завод-изготовитель. Если машина ввезена из-за границы, первым собственником будет указана компания-импортер
На развороте указаны компания «Хендэ-мотор» и автосалон, где продавали машину. Бывшая хозяйка Елена купила авто в салоне в 2011 году, а потом в 2017 году продала мне
На развороте указаны компания «Хендэ-мотор» и автосалон, где продавали машину. Бывшая хозяйка Елена купила авто в салоне в 2011 году, а потом в 2017 году продала мне
ШАГ 3

Осмотреть автомобиль

В Т⁠—⁠Ж уже была подробная статья о том, как осматривать кузов и салон автомобиля. Я не буду повторяться. Вместо этого напишу, на что обращать внимание, чтобы распознать продавца-обманщика или просто неаккуратного владельца.

Салон. Чтобы отличить перекупщика от частного лица, я придумала простую проверку. Обычно когда люди продают машину, они продолжают на ней ездить. Значит, в багажнике и салоне останутся разные полезные мелочи. Поэтому при осмотре я спрашиваю хозяина, продолжает ли он ездить на машине, а потом ищу разложенные вещи. Если машина чисто вымыта и в ней ничего нет, кроме страховки ОСАГО, очень вероятно, что продавец хочет меня обмануть.

У меня в багажнике стоит ящик с инструментами и коробка с жидкостями — маслом, WD-40 и тормозухой. Зимой к ним добавляется щетка для снега, лопата и скребок. В салоне разложены зарядка для телефона, расческа, помада, зажигалки, скотч, солнечные очки и флешки с музыкой. В бардачке в основном бумаги: страховка, а также всякие бланки и договоры, про которые давно забыли. Бывает, что на полу валяются пустые бутылки из-под воды и фантики от мороженого.

Подкапотное пространство. Неспециалист мало что поймет, заглянув под капот автомобиля. Но кое-какие выводы можно сделать. Мне нравится, когда под капотом пыльно. Значит, никто специально там не мыл перед показом. Значит, если из какого-либо стыка подтекает жидкость, ее будет видно. Мне кажется, даже не обязательно знать, что именно течет. Если есть подтеки или масляные пятна — лучше отказаться от этой машины.

Я видела машины с подтекающей клапанной крышкой и рулевой рейкой. Ремонт стоил бы около 20 000 ₽. Если бы продавец помыл подкапотное пространство, я бы не заметила подтеков.

Я всегда проверяю масло в двигателе и в коробке передач с помощью штатного щупа. Обращаю внимание на уровень и цвет. Уровень масла должен быть в норме — на щупе есть для этого специальная метка.

Масло в двигателе может быть цвета от бежевого до шоколадного. Если его меняли недавно, то цвет будет более светлый. А ближе к концу срока эксплуатации масло темнеет. Если масло черное, значит, его не меняли по регламенту. Если уровень ниже нормы, значит, двигатель с неисправностями и «ест» масло.

Масло в коробке передач должно быть светло-розовое. Если оно черное, значит, коробка передач неисправна, а владелец не следит за машиной.

Это подкапотное пространство моего Соляриса. Довольно пыльно, зато видно, что нигде ничего не течет. Щупы для проверки масла: желтый — масло в двигателе, красный — масло в АКПП
Это подкапотное пространство моего Соляриса. Довольно пыльно, зато видно, что нигде ничего не течет. Щупы для проверки масла: желтый — масло в двигателе, красный — масло в АКПП
Это щуп для проверки уровня масла в АКПП. Масло светлое, поэтому его даже не видно на фото
Это щуп для проверки уровня масла в АКПП. Масло светлое, поэтому его даже не видно на фото

Тест-драйв. Я всегда заранее спрашиваю хозяина, можно ли встретиться на пустой парковке возле любого гипермаркета и прокатиться за рулем. Если хозяин отказывает, я даже не еду на осмотр.

Во время пробной поездки я прислушиваюсь к работе двигателя — он должен звучать равномерно, без резких стуков. Всегда смотрю под капот заведенной машины. Если двигатель сильно вибрирует и трясется, значит, с ним что-то не так.

Чтобы послушать работу подвески, я стараюсь пару раз проехать через «лежачих полицейских». Если слышен стук, значит, в подвеске неисправности и придется что-то менять.

Чтобы оценить коробку передач, я разгоняюсь на прямой. Коробка должна переключать передачи ровно, без рывков. Если рывки есть, значит, коробку нужно ремонтировать.

Если во время тест-драйва я нахожу неисправности, о которых хозяин не говорил заранее, я отказываюсь от покупки. Хозяин должен знать о проблемах, которые вскрываются при такой короткой поездке. Если он о них умолчал, значит, хотел меня обмануть.

Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах
ШАГ 4

Попросить у продавца документы на авто

Я рекомендую всегда спрашивать у продавца документы: паспорт, ПТС, полис ОСАГО. Не все носят с собой такие документы, поэтому я заранее по телефону прошу хозяина взять их с собой.

ПТС и паспорт дают понять, что продавец — собственник, а также видно общее количество хозяев этой машины.

Действующий полис ОСАГО говорит о том, что машиной регулярно пользуются, плюс видно, кто еще вписан в страховку и может ездить. Например, продавец-мужчина говорит, что на машине ездит жена, а в полис ОСАГО не вписана ни одна женщина — следовательно, продавец врет.

Полис не оформить без диагностической карты, поэтому ее я обычно не спрашиваю.

ШАГ 5

Проверить историю обслуживания

Хорошо, если машину обслуживали и ремонтировали на одной станции. Тогда вся информация о ремонтах будет храниться в базе автосервиса. Покупатель может приехать туда и узнать, что ремонтировали и как регулярно делали ТО.

Когда я покупала свою Шевроле Лачетти, хозяин предложил съездить в автосервис, в котором ремонтировался. Администратор по госномеру нашла машину в базе и распечатала историю обслуживания. Когда я купила этот автомобиль, я продолжила ездить на ту же станцию.

Бывший хозяин моего Соляриса обслуживался сначала у официального дилера, а потом на сервисе у друзей. Я созвонилась со станцией, позадавала вопросы, но ездить к ним не стала — слишком далеко. Сейчас я обслуживаю Солярис в сервисе неподалеку от дома. Когда соберусь продавать, попрошу распечатать всю историю и покажу ее покупателю.

Для меня нет разницы, ремонтировали машину у официального дилера или просто в автосервисе. Но я знаю людей, которые больше доверяют официальным дилерам. Недобросовестные продавцы пользуются этим, чтобы обмануть покупателя.

Мошенники пишут в объявлении, что есть сервисная книжка, и первым делом показывают ее на осмотре. Вот, делали все у дилера, даже когда кончилась гарантия, не жалели денег и ездили к официалам. А на самом деле они прошли одно ТО, потом заказали такую же печать по оттиску. ТО проходили там, где дешевле, и часто не по регламенту, записи в сервисную книжку вносили сами. Я знаю двоих автовладельцев, которые так делают.

Однажды я смотрела Хендай Солярис с пробегом 61 000 км. Продавец первым делом показал сервисную книжку: последнее ТО было месяц назад. Когда я проверила масло в коробке передач, оно оказалось черным. На этой машине положено менять масло в коробке каждые 60 000 км. Если бы он и вправду сделал ТО месяц назад, то масло было бы светлым. Я решила, что продавец хотел меня обмануть, и отказалась от этой машины.

Сейчас я обслуживаю свой Солярис на сетевой СТО, которая специализируется на корейских автомобилях. Вся информация сохраняется в базе данных сети. Если приходится обращаться в другой сервис — собираю документы. Когда я буду продавать машину, покажу покупателю всю историю. Он узнает, какие детали менялись и когда. А также увидит записи о техобслуживании и пробегах за все время. Моя машина полностью честная, и это будет преимуществом при продаже.

Продавец пишет о сервисной книжке. Возможно, он на самом деле всегда ездил к дилеру, возможно — просто набивает цену автомобилю
Продавец пишет о сервисной книжке. Возможно, он на самом деле всегда ездил к дилеру, возможно — просто набивает цену автомобилю
ШАГ 6

Провести диагностику на СТО

Я не специалист-автомеханик, поэтому перед покупкой всегда делаю диагностику автомобиля на станции техобслуживания — СТО. Если автомобиль всем меня устроил на осмотре и тест-драйве, я предлагаю хозяину проехаться на диагностику за мой счет.

Удобнее всего провести диагностику на знакомой станции. Если хозяину слишком далеко до нее, я ищу в интернете СТО, которые делают предпродажную диагностику. Еще ни один хозяин не отказывался проехаться со мной на осмотр.

Я ездила на осмотры четыре раза. Первые две машины прошли диагностику успешно, и я их купила. А вот Солярис выбирала дольше: первый вариант забраковала и смотрела еще.

Я считаю, что лучше не пожалеть 3000 ₽ и загнать автомобиль на диагностику, чем купить кота в мешке. Мастер с оборудованием увидит гораздо больше, чем самый дотошный покупатель.

Компьютерная диагностика. Все неисправности двигателя, коробки передач и других систем автомобиля хранятся в бортовом компьютере. Когда что-то ломается, на приборной панели загорается значок. Например, если пришла в негодность свеча зажигания, загорится значок check engine. После того как проблему устраняют, значок гаснет, но информация о поломке навсегда остается в истории компьютера.

Ходовая часть. Мастер поднимает машину на подъемнике и осматривает подвеску.

Когда я проверяла свой Солярис, мастер нашел неисправный сайлентблок. Я позвонила на знакомую станцию и спросила, сколько стоит запчасть и замена. Получалось около 7000 ₽. Хозяин без проблем скинул эту сумму на ремонт.

Кузов. Мастер осматривает геометрию кузова и проверяет зазоры. Потом с помощью специального толщиномера проверяет детали, которые перекрашивались после аварии.

Когда я проверяла один из Солярисов на диагностике, мастер сказал, что весь правый бок машины перекрашивали. По его мнению, машина лежала на боку после аварии. Хозяин не знал об этом и расстроился. Он покупал машину уже подержанной в салоне официального дилера и три года ездил без аварий. После осмотра я решила отказаться от этого варианта.

ШАГ 7

Попросить скидку

Когда я уже выбрала подходящий автомобиль, я прошу скидку. Люди, которые покупали машину у меня, тоже просили скидку. Мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы ее просить, даже если продавец откажет.

Я не встречала идеальных подержанных машин. Всегда что-то было не так. Когда на диагностике выплывал список дефектов, я смело просила у продавца скидку на будущий ремонт. Хозяева всегда соглашались.

Еще скидку можно попросить просто за срочность. Парень, который покупал мою Лачетти, был готов ехать на сделку прямо сейчас, но просил скинуть целых 40 000 ₽. Мы договорились с ним на 20 000 ₽.

Свой Солярис я купила на 20 000 ₽ дешевле: десятку вычла на ремонт, еще десятку за срочность.

ШАГ 8

Заключить договор купли-продажи

Чтобы оформить покупку автомобиля, требуется заключить договор купли-продажи. Он делается в простой письменной форме, к нотариусу идти не нужно. Я заранее скачиваю бланк из интернета и вбиваю туда данные продавца, покупателя и автомобиля. Потом распечатываю в двух экземплярах и подписываю вместе с продавцом

Бланки договора купли-продажи автомобиля есть в интернете
Бланки договора купли-продажи автомобиля есть в интернете
ШАГ 9

Получить ключи и документы

Проверьте, чтобы продавец отдал вам все имеющиеся ключи и документы.

Ключи. Как правило, у машины два ключа, а если стоят противоугонки, то должно быть два брелока сигнализации или две метки от иммобилайзера. От механических замков капота или КПП обычно три ключа, но это зависит от конкретной модели. Сколько ключей должно быть, я проверяю в интернете.

Документы — это оригинал ПТС, в него внесут данные нового собственника. Свидетельство о регистрации выдадут в ГИБДД.

На основании договора можно отдать продавцу деньги и уехать на новой машине, но я так не делаю: потом может не получиться поставить ее на учет, например, из-за долгов продавца.

ШАГ 10

Пройти техосмотр

Если автомобиль старше четырех лет, то придется проходить техосмотр. Для машин от четырех до десяти лет техосмотр делают каждые два года, а на авто старше десяти лет — каждый год. Документ, подтверждающий техосмотр, называется диагностической картой. Без нее невозможно оформить полис ОСАГО.

Попросите у продавца диагностическую карту, если она еще действующая. Если срок закончился, поезжайте на специализированное СТО и пройдите техосмотр.

ШАГ 11

Оформить полис ОСАГО

Чтобы поставить авто на учет, требуется полис ОСАГО. Оформите полис у агента, в отделении страховой компании или в электронном виде через интернет. Я не рекомендую покупать ОСАГО на «Авито», особенно когда продавец обещает скидки. ОСАГО — это обязательное страхование, и тарифы на него устанавливает государство. Все, кто обещают скидки, — мошенники.

Если вы недавно продали машину и у вас остался действующий полис, его можно расторгнуть и получить деньги за оставшийся срок действия. Правда, страховщик вычитает 23% от оставшейся суммы как свои административные расходы.

Для возврата сходите в отделение той компании, в которой оформлен полис ОСАГО. Именно в саму компанию, а не к агентам, потому что расторжение обычно делают только в офисах. Чем больше срок действия у старой страховки, тем больше денег вернут.

На сайте страховой компании у клиента есть выбор: оформить электронный полис ОСАГО, найти ближайший офис или агента
На сайте страховой компании у клиента есть выбор: оформить электронный полис ОСАГО, найти ближайший офис или агента
ШАГ 12

Сходить в ГИБДД вместе с продавцом

Чтобы в ГИБДД внезапно не узнать, что на только что купленную машину наложен запрет на регистрацию, я всегда прошу продавцов сходить со мной в отделение. На практике это занимало около двух часов.

Я вежливо объясняю продавцам, что я их ни в чем не подозреваю, просто у меня свои «тараканы». Просила отнестись к этому с пониманием. В итоге все соглашались. Я и сама не против сходить в ГИБДД со своим покупателем. Когда я продавала Шевроле Лачетти, так и сделала.

Деньги я отдаю, когда инспектор вызывает меня расписаться в свидетельстве о регистрации. Это значит, что в ГИБДД уже сделали все проверки и готовят бумаги к выдаче. У меня еще нет на руках документов, но я знаю, что все хорошо. Продавец тоже не нервничает, что я сбегу не заплатив.

ШАГ 13

Получить документы на автомобиль

Закончив регистрацию, инспектор выдает свидетельство о регистрации и ПТС, куда уже вписан новый хозяин, а также возвращает бумаги, которые брал у вас: договор, полис, паспорт. Если ФИО и адрес написаны правильно, забирайте документы. В добрый путь!

Повторим

  1. Покупайте машину у частных лиц. В салонах и у перекупщиков почти все автомобили с дефектами.
  2. Выбирайте автомобиль с небольшим пробегом и у которого было не более двух владельцев.
  3. Просите хозяина подтвердить историю обслуживания авто и проверьте авто по базам.
  4. Тщательно осмотрите салон и подкапотное пространство. Договоритесь о пробной поездке.
  5. Загоняйте выбранную машину на диагностику на СТО. Мастер в любом случае увидит больше, чем обычный человек.
  6. Если вас пытаются обмануть — сразу отказывайтесь от машины.
  7. Всегда просите скидку на машину.
  8. Просите продавца сходить с вами на регистрацию. Не платите до тех пор, пока не переоформите автомобиль на себя.
Теги: авто
Покупали подержанный автомобиль? Расскажите, что еще стоит знать, чтобы не ошибиться при такой покупке:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Обычно прошу продавца поездить со мной ещё год на работу и домой, чтобы привыкнуть к габаритам новой машины.

51

Sergey, а я обычно отдаю свои деньги всем подряд без разбора и за просто так.

10
0

> Бывает, что на полу валяются пустые бутылки из-под воды и фантики от мороженого.

Это называется не "признаки ежедневной эксплуатации", а банальный срач.
Давно заметил, что у женщин почему-то в машинах чаще всего именно бардак и куча мусора.
Езжу на машине каждый день, но у меня идеальный порядок и чистота: ничего лишнего не валяется.

43
0

Пункт "Сходить в ГИБДД вместе с продавцом" добил. Я покупал кучу машин и ни разу, после того, как ввели новые правила, мне не приходилось напрягать продавца своей паранойей. Так же, как и приди ко мне покупатель с такими требованиями я бы сказал ему "нет". Зачем мне терять время и рисковать (при передаче денег тогда, когда машина уже на нём)?
У меня авто хорошее, проблем с ним нет, а покупатель с тараканами - пусть идёт подальше, ибо на его место всегда придёт без оных. День-другой подождать не проблема - всё равно быстрее, чем ждать очередь на запись в ГИБДД )

30

Aleksei, моя первая машина была стареньким четвертым гольфом.
При покупке я проверил все что можно - он был чист, а когда пошел ставить на учет в ГИБДД оказалось, что на него наложен арест 5 лет назад, причем заранее это было проверить нельзя - во всех базах записи не старше трех лет.

Пришлось потратить очень много времени чтобы снять арест.

11

Aleksei, всегда покупал с рук через совместный визит в ГИБДД. Отдавал деньги, когда отдавали документы на оформление, но с продавцом дожидались успешной регистрации.

5
0

Ну по поводу вещей в машине, не знаю.. Я за 20 лет сменила больше 12 авто и всегда, когда выставляю машину на продажу, убираю все вещи, полностью мою-чищу салон. Потому что, бывало так, что покупатель сразу забирает машину. И куда мне потом с этими канистрами и детским креслом деваться? Так что, наличие вещей, как раз таки, не показатель ничего. Ехать в ГАИ зачем? Сейчас можно проверить по вин коду всю информацию, в том числе и на ограничения. И я, за руль своей машины не пущу даже на пустой парковке. Сама, конечно же, прокачу и по ямкам и по кочкам. Но за руль покупатель сядет только после покупки.

27

Anastasia, а если вы в аварию попадете, кто платить будет?

14

Swietłana Paszkiewicz, никогда не куплю машину, если мне не дадут ее поводить. Всегда при продаже машины давала поводить авто, потому что понимаю, как это важно.

4

Swietłana, вот именно!, но автору этого не понять. Первая машина так ушла. Покупатель ещё узнал место по фото (рядом с домом) и осмотрел машину БЕЗ МЕНЯ! - я в шоке был! и больше такой ошибки не повторял.

1
0

Ограничивать себя в покупке только из 1ых рук странно, второй владелец зачастую продаёт ту же машину дешевле из-за повышенного спроса на свежак. В реальности я бы заменил требование на владение от 2х лет. То есть 4х летняя машина с 2 владельцами по два года это скорее всего неплохой вариант.

Опять таки после трейд-ина часто хорошие машины в салонах, сам такую купил. Отмечу что не стоит тратить время на салоны с названиями типа люкс престиж авто, скорее всего там ведра на площадке. Выбирайте нормальные салоны с известным именем.

При покупке у частника, правильно написано - смотрите на продавца. А если продаёт не собственник, то не нужно даже ехать.

Скидку действительно нужно просить всегда - хоть сколько-то скинут)

Ну и на последок - никогда не пытайтесь переиграть рынок или взять самую дешёвую машину по вашим критериям. Почти наверняка вы в последствии потратите на машину в разы больше разницы между самой дешевой и средней (лучше медианной) ценой.

22

Олег, не не не, второй владелец это уже показатель того, что человек кроит деньги. Зачастую только бензин заливают (самый дешевый), и масло раз в 15-20 тысяч меняют, и избавляются от машины через пару лет как только что-то забеспокоило. Моют на самых дешевых мойках, хорошо если не сами водой из лужи. Еще и лепят туда весь колхозный тюнинг который есть в продаже на алиэкспрессе. Ужас.

Первый владелец же, зачастую, берет именно новый автомобиль, переплачивая за идеальное состояние, и старается его поддерживать.

Не истиница в последней инстанции, но такая тенденция есть.

3

Влад, новое авто берут чтобы откатать гарантию и не заморачиваться, часто в тот же салон и отдают, в замен на новое с доплатой. В этот период нет смысла (и необходимости, оно новое и на гарантии) в авто что-то вкладывать или как-то по особому заботиться - ведь что будет через 3 года после гарантии уже не забота первого владельца. Разве что могут в защитную плёнку закатать.
А вот второй-третий владелец это уже риски: гарантию авто откатало до них, и, все мы знаем как сейчас делают автомобили, оно начинает потихоньку сыпаться. И в каком техническом состоянии будет авто - вообще без специалиста не понять. У некоторых принцип - взять подешевле, ничего не вкладывать, и через год продать. Особо экономные даже масло не меняют.

3

Evgeny, какие-то очевидные вещи написали типа "небо голубое, трава зеленая". Я вообще не о том. А о том, что 5 летняя машина из первых рук, и 5 летняя машина от 3 владельца - это довольно большая разница в состоянии автомобиля.

3

Влад, машина может быть в такси пять лет, и при этом перед каждым ТО у дилера у неё могут скручивать пробег до необходимых дилеру чисел. Или просто неопытный владелец, и машина будет крашена по кругу. А могут быть три владельца хороших за 5 лет. Так что вообще корреляции может не быть.

1

Evgeny, я за Влада ) брали тигуан в 2012 в салоне, катаем до сих пор: любим! )) Заботимся, обслуживаем у официала, так что я - живой пример. Не знаю, насколько характерный ))

0
0

Ну просто набор клише, банальная копипаста.
Специальный прибор "толщиномер" вообще убило.
Оче опытный человек, аж три машины купила. А вот прошаренный перекуп их три за день может продать.
Я тебе на только что купленную мной машину, могу дать все расклады, просто взяв их из истории обслуживания(владельцы их хранят обычно). Или Банально выдумать её, перечислив все типичные болячки конкретной модели, и якобы я их методично исправлял.
Перекуп опять же сотрёт все ошибки. Можно конечно подключить лаунч в разъём, но вряд ли оно что-то даст. Особенно если лох и не шаришь.

Самый явный факт перекупства(и в говносалонах тоже) - машины продаются совершенно пустыми. То есть снимается вообще все ценное. Хорошие колеса с дисками-меняем на БУ стертый дешман. Есть второй комплект резины-продадут отдельно. Хорошие чехлы-продадут отдельно. Хорошую магнитолу, колонки поменяют на avc за косарь, БУ косарь за все. На дорогих тачках могут заменить и ориг запчасти на китайский дешман. Видно ещё по объявлению. Это такой доп заработок.

Факт раздолбанного корыта, даже если ты вообще не шаришь-зимняя резина летом/летняя зимой. Значит это корыто висит ещё с зимы/лета. И цена тут вообще не фактор, на норм машину нашёлся бы покупатель. Даже если объявление выложили вчера(перекупы и говносалоны их обновляют)
Популярная машина висит месяц по норм цене-корыто, ехать не стоит, ну или хозяин мудила, тоже не стоит ехать. Норм тачки вообще обычно за день улетают, если конечно это не премиум авто миллионов за 5.
Сильно ниже рынка-жди беды. Сильно выше рынка-не стоит смотреть.
Фото на фоне красивого и крупного автосалона-не фактор. Рядом с этим салоном может находиться площадка или подземный паркинг, а к салону ездят фоткать машины, или на мойку туда. Просто скажут мол там места не хватило, и хранят тут.

Кстати о перекупах, на авто вычисляются вообще изи-они скрывают в своём профиле объявления категории "автомобили", о чем и написано при открытии профиля. У жадных перекупов видны все их объявления и есть отзывы.
Есть ещё сайт, на котором можно проверить объявления авито по номеру телефона, тоже тейк ит изи. Можно вбить номер просто в поисковик-много объявлений на разных сайтах-уже звоночек. Владелец обычно не парится, и выставляет объявление в одном источнике. На авито, в вк, или там на авто ру.

Выделил эти пункты для себя, так как расширил поиск до 300км и ездить смотреть всякие корыта нет никакого желания.
Но перекупы обычно первые, независимо от расстояния.

То есть, от перекупа мы получаем пустую машину, с возможными проблемами, выше рынка, в которую ещё и вложиться надо будет.
Так эти говноеды ещё и цену рынка повышают

18
0

Кто-то в здравом уме разрешает ездить за рулем своей машины незнакомым людям, пусть даже на пустой парковке?

17

Pavel, зачем рулить самому чтобы слушать? Продавец рулит, покупатель слушает мотор и подвеску. Все можно понять с пассажирского сидения и даже более внимательно

18

Валерий, люди, которым нечего скрывать!

1

Юрий, прикольно. Моей машине 5 лет и 5 месяцев будет через 4 дня. Пробег только с неделю назад перевалил за 50 тысяч. Еще прикольнее будет, если я ее задолбаюсь продавать, т.к. никто своему 'щ'астью верить не будет :).

11

Салават, какое такое пдд?))) Покупатель явно не вписан в полис и полис скорее всего не "без ограничений". Ещё раз, для тех кто в танке, (возьмём лайт вариант без второго участника ДТП): покупатель садится за руль, попадает на огромную кочку/сьезжает в кювет/видит НЛО и взьезжает в столб. А после этого выходит, машет вам ручкой, говорит "спасибо, но, пожалуй, куплю другую, эта уже разбита". А вы его наручниками прикуете?) Вот и бегайте потом за такими, доказывая что-то. Кто платить за ущерб будет?

11
0

Мне показался странным отказ от покупки авто у любителей автопутешествий))). Уж автопутешественники за машиной следят - им не нужны проблемы в дороге. Это я знаю по себе. И про подкапотную пыль хочу сказать, что у нормального владельца грязи под капотом не будет. Отмытый подкапотник да - настораживает, но грязный, на мой взгляд, говорит только о том, что хозяин туда не заглядывает. Со всеми вытекающими последствиями.
Я бы еще добавила - заглянуть в багажник под докатку - посмотреть наличие ржавчины, но об этом, наверное сказано в другой статье.
И ГИБДД... Может лучше перебдеть, конечно, но мы покупали 6 машин и ни разу через ГИБДД))).
А в целом статья хорошая, интересная)

9

Vera, что касается покупки авто у любителей автопутешествий, то хорошие машины они продавать не будут. А вот плохие скинут очень быстро. Если хозяин не заглядывает под капот, то значит там все работает и не чего там смотреть. Если у вас дома тепло, то вы же не разбираете батареи, чтобы прочистить их от чего-то там, а только протираете их снаружи. Про ГИБДД хочу сказать, что всегда есть вероятность обмана и "развода" и если продавцу нечего боятся, то почему не пойти навстречу покупателю. Тем более он не мешок картошки на рынке продает. Как не странно сделки с недвижимостью заключаются (сейчас по крайней мере) только через банковскую ячейку. И только после оформления всех бумаг продавец получает деньги. Некоторые машины стоят как квартиры. Так давайте там тоже отдавать деньги на доверии.

5

Vera, лучше чем в штатном режиме работать вряд ли будет (а если и будет, то это история про то как из "запорожца" сделать порше). Пыльное подкапотное пространство говорит, о том что владелец машиной пользуется. Я уже приводил пример с батареей в доме. Могу привести еще один. Если ваш мобильный телефон работает исправно, то вы не будите его вскрывать или нести в мастерскую, чтобы его улучшить. Как говориться: "Лучшее враг хорошего".

2

Niki, нашей первой машиной была Нива. Муж перебрал её полностью и только после этого был в ней уверен, хотя досталась она нам в очень хорошем состоянии, а остальные машины у нас были и есть - японки), но даже за ними нужно ухаживать)

2

Pavel, и любителей автопутешествий могут возникнуть разные причины для продажи авто. Ну да Бог с ними. А что касается "все работает", то, на мой взгляд нужно, чтоб работало как можно лучше, разве не так? За машинкой следить надо))). Вы же приобретаете подержанную машину в надежде на то, что она ещё побегает?))) А если предыдущий хозяин за ней не следил, а только омывайку заливал?

2

Vera, зачем под капот заглядывать? Когда я покупал новую машину, я только спросил, куда омывайку доливать, больше мне туда лазать не надо.
Хватило и шестёрки, и 99 в своё время, больше не хочу.

2

Niki, а лампочки поменять?

1

Niki, я поняла, что из салона). Многие так поступают после использования ооочень подержанных машин)

1

Vera, в смысле покупал вообще новую, из салона, поэтому перебирать её не требовалось))
Ну, конечно, все регламентые работы провожу, как положено.

1
0

Я последнее время делаю так: проверяю в объявлениях трейдины автосалонов по наличию машин, беру эксперта на день в приличной конторе и выезжаем. Так уже три машины купил.
Но это подходит только для достаточно популярных моделей.

7
0

На сайтах номера автоматом скрываются логотипом сайта. Я бы и готов их показать, а сайт против.

7

Gleb, я продавала первую машину - ни одной ДТП не было, ездила ежедневно, и ничего не было побито и потерто. Не вписываюсь в вашу статистику)

7
0

Мне подумалось тут что 1 новая машина выгоднее трёх подержанных за 8 лет. На мой взгляд каждые 2.5 года менять одну б/у на другую это разорительно. Лично я бы при покупке с рук независимо от рассказов продавца поменял бы вообще все жидкости, фильтры и ремни. То есть если ничего не нужно чинить, то на замену масла, тормозухи, антифриза, фильтров и до кучи бы проверку/заправку и чистку кондея уже уйдет под 20-25к (тут сильно зависит от цен на расходники и масло). И вот ты все это поменял, потом через годик пришел срок ТО на 90 тыс км и ты снова это поменял. Хотя проехал за год свои 10-20 тыс всего. Я покупал новую машину 7 лет назад, и потратил за это время на ремонты тысяч 40, остальное только ТО по регламенту. И вот сейчас только думаю что надо бы продавать.
Менять авто каждые 2-3 года расточительно и лень (столько времени ещё на продажу и поиски авто тратить).

7
0

>> Бывает, что на полу валяются пустые бутылки из-под воды и фантики от мороженого.
🤦🏻
Я, похоже, перекуп... Я жене выговор за оставленную салфетку делаю, а за такое... 👿👿👿

6

Алексей, а после переоформления просто шлите его подальше вместо оплаты)

5
0

есть еще дикий бред про "Мне кажется, даже не обязательно знать, что именно течет. Если есть подтеки или масляные пятна — лучше отказаться от этой машины. Я видела машины с подтекающей клапанной крышкой и рулевой рейкой. Ремонт стоил бы около 20 000 Р. Если бы продавец помыл подкапотное пространство, я бы не заметила подтеков."

Если ты не профи, не поймешь что это за подтеки - пока масло заливали разбрызгали, омывайка или серьезная течь. Поэтому если двиг вымыт, возможно пытаются обмануть, а возможно и просто любят чистоту. Сам знаю клубных, которые каждый месяц моют подкапотное

5

Gleb, какой абсурд.. Зачем салону тратить 4000 на китайское стекло, чтобы за него ещё и спросили (не били ли стекло...) А продают долго, потому что неликвид Ваша машина.

4
0

Первую машину купила в салоне потому, что ни черта не шарю в подкапотно пространстве, а там выдавали результаты диагностики, и было понятно, сколько в нее надо вложить. Ну и что бы вы думали? Вложила в нее за 2 года 100+тысяч ( в старую Киа пиканто, а не в мерс!): стартер, тормозной цилиндр, ГРМ,, приводные, диски, оба комплекта шин, трапеция, музыка - и естественно продала за 1 день. реально чел приехал и забрал ее прям с парковки около моей работы. а я перла домой те самые коробки, салфетки и завалившийся за сиденье прорезыватель для зубов ( детский).
Продала, потому что задолбалась вкладывать, хотя машина была нежно любимая.
Теперь жалею, что продала, понимаю, что после моих вложений на ней еще лет 7 можно ездить, только расходники меняя... а в мою новую уже через 3-5 лет ( как раз, когда кредит доплачу, хаха) придется снова начинать вкладывать

4
0

В дизельных машинах масло становится черным уже через тысячу км после замены. Они все бракованные? :)
А щуп в АКПП вообще редко в каких машинах есть.

4
0

Брал только подержанные. Стоит осмотреть диски и шины если планируете брать не в своем городе)
Платить, конечно, только в ГИБДД надо.

3

Dr, а как быть с договором? У вас ГИБДД примут документы без окончательно подписанного ДКП?

4
0

Статья очень странная. Автор нахваливает авто после своей мамы и пишет, что у молодежи автомобиль лучше не брать. Мне 26, в своем авто я меняю масло 4-5 раз в год и все фильтра, а не раз в год по "регламенту" производителя. Все эти регламенты созданы в целях маркетинга, и все об этом знают.

3

Артем, по моему замена масла 5 раз в год это перебор. Вы до 86 лет на ней собираетесь ездить что ли? И даже это не залог долговечности двигателя.Если соберётесь продавать, то покупателю будет пофигу же на то, что вы так часто масло меняете.

4

Николай, просто ездит по 60-75 тыс в год

3

Gleb, согласен,в салоне машина просто дороже на несколько десятков тысяч рублей, лучше у частника взять

3

Игорь, «почти всегда срач» это Вам не везло находится рядом с аккуратным водителем. У меня и всех моих подруг в салонах всегда чисто, как на продажу готовились))
А насчет «ездила девушка/жена» полностью согласна с Вами, но увы, это фраза работает

3
0

Езжу на работу каждый день практически (кроме пары недель в году, когда машина в ремонте стоит), 12 км в одну сторону, в выходные в сад (44 км в одну сторону). Пробег в год выходит тысяч 12, совсем не 30.

3

Сообщество