Как наказать заведение общепита за навязывание соусов?

33
Аватар автора

VD

спросил в Сообществе

В приложении «Вкусно — и точка», когда добавляешь в корзину картофель фри, автоматически добавляются два соуса, которые стоят чуть ли не как сам картофель. Пару раз второпях попадался на эту удочку и платил за соусы, хотя они мне не нужны. Можно ли наказать «Вкусно — и точка» за навязывание продукции? Куда и что надо написать?

Вот пример: маленький картофель за 85 ₽ и два соуса, которые добавились автоматически, еще за 85 ₽
Вот пример: маленький картофель за 85 ₽ и два соуса, которые добавились автоматически, еще за 85 ₽
Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Закон о защите прав потребителей запрещает так делать. Поэтому вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор, и заведение общепита оштрафуют за нарушение.

Вернуть деньги будет чуть сложнее. Расскажу подробнее.

Почему навязывание дополнительной покупки нарушает закон

Когда ресторан размещает подробную информацию о блюдах в меню — состав, вес, цену, — он предлагает любому желающему заключить договор на оказание услуг общепита  .

Этот договор не подписывают на бумаге, но он все равно должен отвечать требованиям закона. В частности, в него нельзя включать условия, ущемляющие права потребителя. А если включить — они будут недействительны  .

К недопустимым условиям относят и навязывание товаров: когда, чтобы купить один товар, покупателя обязывают приобрести другой  .

Если кафе автоматически добавляет в заказ дополнительное блюдо, получается, потребителя обязывают купить его. При этом неважно, что от соусов можно отказаться. Роспотребнадзор поясняет, что автоматическое добавление товаров в корзину или проставление «галочек» может быть расценено как недобросовестная практика.

В некоторых случаях законодатель напрямую запретил проставлять автоматические отметки о согласии потребителя на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг. Например, в сфере потребительских кредитов  .

Куда жаловаться на нарушение

Сначала надо написать претензию ресторану быстрого питания. Вы можете потребовать, чтобы компания устранила нарушение закона — перестала автоматически добавлять соусы к заказу, — а также вернула вам деньги за навязанный товар.

Если компания проигнорирует претензию или откажет, вы можете подать жалобу в Роспотребнадзор. Ведомство проведет проверку и оштрафует нарушителя.

За навязывание потребителю дополнительных товаров за отдельную плату малым предприятиям грозит штраф от 10 000 до 20 000 ₽, а средним и крупным компаниям — от 20 000 до 40 000 ₽  .

Если хотите пойти на принцип, можете также обратиться в суд и потребовать  :

  1. Возместить убытки — возвратить деньги за навязанный товар.
  2. Выплатить неустойку за просрочку исполнения требований потребителя — 1% от цены товара за каждый день просрочки.
  3. Компенсировать моральный вред.
  4. Заплатить штраф за невыполнение требований потребителя в добровольном порядке.

Видимо, из-за небольшой стоимости навязанных товаров судиться с заведениями общепита граждане не хотят: найти практику по таким делам мне не удалось. Но по похожим ситуациям в других сферах практика есть, и складывается она в пользу потребителей.

В Уфе гражданка оформляла кредит. Банк незаконно включил в договор опцию «Выбери ставку по кредиту» за 170 323 ₽. Женщина отказалась от дополнительной платной опции, но банк уплаченные деньги не вернул. Тогда гражданка пошла в суд и потребовала возместить убытки, выплатить неустойку и компенсацию морального вреда, а также возместить судебные расходы на составление иска и услуги представителя.

Суд выяснил, что в разделе заявления «Дополнительные услуги» отметка о согласии на подключение опции «Выбери свою ставку по кредиту» была проставлена типографским способом, то есть потребитель не мог отказаться от навязанной услуги, и требования истицы частично удовлетворил.

Суд взыскал в пользу женщины почти 200 000 ₽, а также обязал банк заплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя — 86 661 ₽  .

Что в итоге

Автоматически добавлять товары в корзину покупателя в расчете на его невнимательность нельзя.

Если вы заказали ненужные соусы по ошибке, можно потребовать у заведения возместить их стоимость. Если претензию проигнорируют — обратиться в Роспотребнадзор и суд.

Практики по подобным делам еще нет. Но, например, в Т⁠—⁠Ж есть статья о том, как мужчина через суд хотел заставить маркетплейс отдать ему чай за 89 ₽ — и в итоге получил компенсацию 5000 ₽.


  • Marenzio🙄5
  • AnnaЮджин, однозначно, морс - только верхушка айсберга. Надо, чтобы все продавали строго по себестоимости, а лучше дешевле.23
  • Майктут еще по божески, если не лопух, то просто уберешь соус из состава заказа прежде чем в корзину добавлять а я вот помню когда подобным образом меня впервые так нахлабучили в общепите, было это в кафе тимати блек стар бургер, никаких приложений и касс самообслуживания там не было, за то была большая подгоняющая очередь, чем кассиры и пользовались, протараторив заказ в конце добавляли "жвачку две или одну?", вопрос спец ставят так что кажется будто бы они и так идут в составе заказа и что тебе просто дают выбрать одну или две.. на деле же пробивали по завышенным ценам!31
  • МяшевнаВопрос к юристу: почему 3% неустойки, разве не 1%?0
  • МаргаритаК недопустимым условиям относят и навязывание товаров: когда, чтобы купить один товар, покупателя обязывают приобрести другой . Все автосалоны в РФ так работают уже десятилетия! И хоть бы хны!19
  • ЙцукенА РЖД еще добавляет автоматически питание в билеты дальнего следования? А как дела с авиаперевозками? Даже если случиться чудо и ВиТ проиграет, 40 тысяч для них копейки, на соусах больше заработают3
  • RuslanБольше бесит только окошко в терминалах с настойчивым предложением пожертвовать на благотворительность. Я в целом, за, но почему они пытаются быть хорошими за счет посетителей? Жертвуйте на свои доходы, или я лично могу при желании пожертвовать даже дома, для чего навязывать это в терминалах?41
  • ММА как вы считаете себестоимость? Если это только стоимость ингредиентов, то это всего лишь FC, который очень далек от реальной полной себестоимости, так как не учитывает огромное количество постоянных и переменных расходов бизнеса6
  • Pirozhok_s_kapustoy"Как наказать заведение общепита" Взять дополнительно ещё 10 соусов и сломать систему1
  • Артур МиллерЧесночный же2
  • Otto BlottoИ много людей смогло отсудить что то у крупного сетевого ресторана??5
  • Pirozhok_s_kapustoyЮджин, это еще по-божески. Вкусно и точке есть еще куда стремиться:3
  • Lexa LexaЮджин, ну так и покупайте его по себестоимости в другом месте. Или сами сделайте - всего-то 30 рублей затрат.9
  • Pirozhok_s_kapustoyБуцеслав, ну, кстати, удобная тема. Берешь зимой капучино, но падаешь на скользких ступенях. Как итог - вышедший из строя копчик, и вся одежда - в сладком липком напитке. Зато новый кофе сделают бесплатно. Ну это равноценный обмен, я щитаю5
  • Максим СмирновЯ им писал в службу поджержки, меня просто проигнорили. Если вы берете ещё комбо набор, вам мороженку могут добавить1
  • Leonov EvgenyВероника, большие компании таким образом получают налоговые вычеты. Они потому и большие, что ничего не делают просто так. Да и как отследить дальнейший путь денег, если я кинул их в сундучок на кассе. Детский мир занимается подобным, купите и положите в корзину, а мы раздадим, то, что вы купили у нас.7
  • АндрейПо моему, не совсем компетентная статья... В приложении есть возможность убрать данные соусы, так что вполне могут обосновать это заботой о потребителе, якобы, чтобы он не забыл про соусы, заботливый ресторан тебе о них напоминает, и при желании ты можешь их убрать... Что это лишние телодвижения - вопрос другой...0
  • Лидия БондарьДа в вашем де примере пишете, что удалось выиграть суд из-за того, что галочка стояла типографским способом и отказаться было нельзя. В приложении снять галочку можно. Но бесит нереально, это точно.2
  • Никита ЗиминЯ так как-то недоглядел и к 4 наггетсам оформил аж два дефолтных соуса. Считаю, что у вкусочка максимально конечный UI2
  • Аглая ЕпанчинаRuslan, в Детском мире ещё некоторое время назад очень настойчиво навязывали благотворительность. Сейчас может что то поменялось у них0
  • Undisclosed MuseRuslan, меня тоже давно это вымораживает, и прикол в том, что нельзя пропустить, нужно выбрать да или "нет, спасибо" - без этого не выйдет чек (конкретное прям давление). нет, и НЕ спасибо, за что спасибо-то?!3
  • Undisclosed MuseВероника, пусть запускают этот механизм как-то менее навязчиво: поставят ящик для помощи, например. а когда при каждом заказе вылетает окно, и нужно выбрать да или нет, иначе просто чек не выйдет - это как-то нагловато, мягко говоря.2
  • Undisclosed MuseМайк, точно, сейчас кассы самообслуживания очень спасают. раньше ещё было в топе ненавязчиво доп. ингредиенты продавать. а человек-то полный состав этого бургера или сэндвича не помнит, и, если ещё не в теме, думает, что просто спрашивают, класть что-то или нет (вдруг, он это не любит). в итоге: ну, кладите, и плюс 50 % к ценнику). я так лет 10 назад в аэропорту попалась, где и так цены сильно завышены были. но и сейчас, если в Маке народу мало, и недалеко от обычных касс сяду, слышу, как по максимуму всё продают. вопросы не в том, нужен ли соус или десерт, а какой соус и десерт, если просто скажут картошку и напиток - всё будет пробито в максимальных объемах по умолчанию.0
  • Undisclosed Museя через приложение не заказываю, но видела то, о чем автор говорит. даже заказ через кассу самообслуживания превращается в целый квест: резюмирую уже вышесказанное, и добавлю от себя. просто заказать картошку, наггетсы, стрипсы, и что там ещё, к чему, по мнению заведения, обязательно нужен соус - не выйдет. или его выбрать, или отметить "без соуса" - и так несколько раз (если подобных позиций с соусом в нагрузку несколько). из холодного напитка я всегда убираю лёд (потому, что такой напиток всё равно холодный, а лёд только объем добавляет, хоть и бесплатный, давно уже где-то прочла этот полезный лайфхак). да, подобная фигня бесит: когда нужно не добавлять что-то к заказу по желанию, а убирать уже включенное. наконец, ты всё оформил, проверил, приложил карту. пожертвуйте на благотворительность! и проигнорить не получится - да или нет, либо чек просто не выйдет. ещё и формулировка: "нет, спасибо". за что спасибо, за дополнительный гемор и раздражение? вроде, мелочь, но это всё равно, что рекламу какую-то показать. вообще-то, я заказ оплатила, мне чек нужен (а просмотр всякой хери я не оплачивала).2