Тамаре 64 года. Однажды она получила от банка уведомление, что очередной автоплатеж по кредиту не прошел: не хватило денег на карте. Тамара удивилась: денег должно было хватить, ведь карту она использует только для автоплатежей за коммуналку и кредит. В интернете карта не светилась, номер телефона — тоже. Самое странное — куда-то пропали все остальные смс от банка.

Пенсионерка провела целое расследование, чтобы выяснить, кто виноват в исчезновении денег.

Тамара обратилась в офис банка. Там выяснили, что 1000 Р перечислили с карты на ее счет мобильного телефона. Но пенсионерка точно знала, что не совершала этот перевод. Да и на балансе мобильного денег не прибавилось.

Тамара пошла в салон связи оператора и описала ситуацию. Менеджеры распечатали детализацию: оказалось, на счет телефона поступила тысяча рублей, но ее сразу потратили на оплату какой-то мобильной коммерции. Куда конкретно и как ушли деньги — по-прежнему понятно не было.

Выписка по операции из банка. Выглядит так, словно пенсионерка сама пополнила свой счет по номеру телефона, но она этого не делала
Выписка по операции из банка. Выглядит так, словно пенсионерка сама пополнила свой счет по номеру телефона, но она этого не делала
Тысяча рублей и правда поступила на счет, но ее практически сразу же потратили на какую-то онлайн-покупку
Тысяча рублей и правда поступила на счет, но ее практически сразу же потратили на какую-то онлайн-покупку

Пенсионерка попыталась разобраться

Директор салона связи помог Тамаре написать претензию. Через несколько дней из салона перезвонили и сказали, что деньгами оплатили какие-то услуги в компьютерной игре. Тамара уже готова была списать растрату на старшего внука и приготовилась ругаться с ним, но вспомнила, что в эти дни они не виделись и он не имел доступа к ее телефону и карте.

Тамара внимательно изучила детализацию. Она вспомнила, как заходила в салон связи, чтобы положить деньги на телефон через терминал. Там Тамара обратилась за консультацией к сотруднику, а тот на несколько минут взял ее смартфон, чтобы проверить, подключены ли у нее платные подписки.

Пенсионерка сверила время в детализации счета — и теперь могла с уверенностью утверждать: деньги с карты пропали ровно в то время, когда Тамара находилась в салоне связи сотового оператора.

В претензии Тамара изложила ситуацию и попросила разобраться, почему пропажа тысячи рублей совпала с тем моментом, когда она была в салоне связи оператора
В претензии Тамара изложила ситуацию и попросила разобраться, почему пропажа тысячи рублей совпала с тем моментом, когда она была в салоне связи оператора
В ответ на претензию Тамара получила отписку и совет обратиться в полицию
В ответ на претензию Тамара получила отписку и совет обратиться в полицию

Как украли деньги

Тамара попросила помочь дочь, и вместе они рассказали о ситуации в инстаграм-аккаунте оператора. Обращение через интернет помогло: через несколько дней пришел ответ.

Представители оператора принесли извинения и сказали, что на консультанта, который брал телефон Тамары, завели уголовное дело. Оказалось, что Тамара была не единственной пострадавшей, но только она довела дело до конца и не списала пропажу на вирус или собственную невнимательность.

Но наша героиня не могла понять, как консультант, не зная данных карты, смог снять с нее деньги. Сотрудники оператора пояснили, как это произошло.

Во многих банках существует сервис, который позволяет пополнить счет мобильного телефона с помощью смс. Например, клиентам Сбербанка достаточно отправить число 1000 по смс на короткий номер 900, чтобы пополнить счет на 1000 Р. Для перевода достаточно, чтобы была подключена услуга онлайн-информирования. Если вам приходят смс от банка — она подключена и у вас.

С помощью смс на номер 900 консультант пополнил баланс мобильного телефона. Затем он зашел в личный кабинет абонента через приложение. По умолчанию, если абонент пользуется мобильным интернетом, приложение не требует вводить пароль, что было на руку нечестному сотруднику. В личном кабинете он перевел деньги в онлайн-игру, а затем удалил все смс о переводе. Все это заняло у него несколько минут.

Как обезопасить себя

Телефон стал ключом к нашим деньгам. Почти все операции подтверждаются кодом из смс. Не зря мошенники под любым предлогом пытаются выманить этот код, а банки умоляют никому его не сообщать.

С развитием технологий деньги на счете мобильного стали такими же деньгами, как и на счете банковской карты. Операторы позволяют не только переводить деньги с телефона другим абонентам, но и выводить их на банковскую карту. Мошенники пользуются этим с осторожностью: такие переводы легко отследить. Поэтому чаще деньги переводят в электронные кошельки или онлайн-игры, после чего обналичивают.

Вот несколько советов, которые обезопасят ваши деньги.

Установите пароль на вход во все приложения, которые связаны с финансами: личные кабинеты банков и мобильных операторов, электронные кошельки. Большинство современных смартфонов позволяют входить в них по отпечатку пальца — это просто и безопасно.

Отключите банковские переводы по смс. По моему опыту, переводами по смс чаще пользуются мошенники, чем простые люди. Если ваш банк позволяет переводить по смс деньги другим людям, позвоните на горячую линию и узнайте, как отключить эту функцию. Для переводов и платежей пользуйтесь мобильным приложением или онлайн-банком, это безопаснее.

Отключите мобильные платежи по смс. Оплачивать товары и услуги с баланса мобильного позволяют все крупные операторы. У мобильных платежей есть определенная степень защиты. Например, у абонентов «Билайна» есть отдельный счет для платежей, на который нужно вручную переводить деньги с баланса телефона. Но этот счет не спасет деньги, если у злоумышленника в руках ваш телефон: на перевод между счетами уйдет не больше минуты.

Чтобы обезопасить себя от таких схем, отключите платежи и переводы с баланса телефона.

Не давайте телефон в руки незнакомцам. Если вы даете телефон консультанту в салоне связи, внимательно следите, что он с ним делает. Не позволяйте ему скрывать от вас экран, просите объяснять смысл манипуляций с телефоном. Если сотрудник удаляет какие-то смс, говорит, что они не важны, — проверьте, не изменился ли баланс вашей карты или мобильного.

Если сотрудник скрывает от вас экран, требуйте вернуть телефон. Если откажется — угрожайте, что пожалуетесь директору или вызовете полицию. Лучше показаться скандалистом, чем лишиться денег.