Личный опыт: как я работал курьером в «Яндекс-доставке»

196
Личный опыт: как я работал курьером в «Яндекс-доставке»
Аватар автора

Андрей Морозов

развозил заказы

Страница автора

Несколько лет назад после увольнения с престижной должности я полтора месяца проработал курьером в «Яндекс-доставке». Так я был занят делом, заработал немного денег и бесценный опыт.

Тогда я уволился со старой работы и ждал, пока мне оформят оффер на новой. Сбережения быстро заканчивались: в неделю мне требовалось около 20 000 ₽, чтобы гасить кредит, оплачивать репетиторов для дочери, продукты и услуги. Даже при жесткой экономии денег оставалось максимум на два месяца.

Сначала я решил писать тексты на заказ: когда-то я был журналистом, мне была знакома эта сфера. Я написал текст, его приняли, но деньги не перечислили и перестали отвечать на сообщения.

Я понял, что больше не готов рисковать, и решил поработать в такси или курьером. Стать таксистом оказалось непростой задачей: для этого нужно было оформить медкнижку и стать самозанятым. Устроиться курьером оказалось куда проще.

Расскажу, как я стал курьером, сколько заработал и какой самый необычный заказ мне довелось доставлять.

В таком виде я доставлял заказы, когда только устроился работать курьером. Была пандемия, да и я боялся, что меня узнает кто‑нибудь из знакомых: не хотел отвечать на лишние вопросы. Через пару лет я вернулся к подработке. Маска уже не требовалась, но я все равно ее носил
В таком виде я доставлял заказы, когда только устроился работать курьером. Была пандемия, да и я боялся, что меня узнает кто‑нибудь из знакомых: не хотел отвечать на лишние вопросы. Через пару лет я вернулся к подработке. Маска уже не требовалась, но я все равно ее носил

Как я стал курьером

Чтобы стать курьером, я зарегистрировался в приложении «Яндекс-про». Другие сервисы даже не рассматривал — доверился известному бренду.

Шаг 1: регистрация. В приложении я заполнил анкету: указал город, где буду работать, ввел данные водительского удостоверения и информацию об автомобиле. Я работал в Белгороде, ездил на Ниссане Ноуте.

Если права у курьера есть, а автомобиля нет, он тоже может работать через «Яндекс-про». Для этого нужно оставить заявку на сайте, а после — дождаться звонка от компании и оформить документы в офисе одной из компаний-партнеров.

Чтобы зарегистрироваться в приложении, надо заполнить анкету. На первом этапе нужно указать город и страну, где выдали водительское удостоверение
Чтобы зарегистрироваться в приложении, надо заполнить анкету. На первом этапе нужно указать город и страну, где выдали водительское удостоверение
После нужно ввести ФИО и данные водительского удостоверения: серию и номер, дату выдачи, срок действия
После нужно ввести ФИО и данные водительского удостоверения: серию и номер, дату выдачи, срок действия
1/2
Чтобы зарегистрироваться в приложении, надо заполнить анкету. На первом этапе нужно указать город и страну, где выдали водительское удостоверение
Далее предлагают выбрать автомобиль для работы: свой или арендованный
Далее предлагают выбрать автомобиль для работы: свой или арендованный
Я выбрал свой, поэтому мне нужно было ввести информацию об автомобиле: марку, модель, цвет, год выпуска и прочее
Я выбрал свой, поэтому мне нужно было ввести информацию об автомобиле: марку, модель, цвет, год выпуска и прочее
1/2
Далее предлагают выбрать автомобиль для работы: свой или арендованный

Шаг 2: подтверждение личности и данных об автомобиле. Для этого нужно сфотографировать следующие документы:

  1. Водительское удостоверение.
  2. Свидетельство о госрегистрации автомобиля.
  3. Автомобиль.
  4. Себя с паспортом.

Еще нужно пройти обучение — ссылка на него будет в приложении. Во время обучения вам расскажут, как выполнять заказы на разных тарифах: например, на тарифе «Курьер» нужно всегда доставлять заказ до квартиры, а на тарифе «Доставка» можно встретиться с получателем у подъезда. Еще из обучения можно узнать, что делать в нестандартных ситуациях: например, как поступить, если получатель не отвечает на звонки. В таком случае нужно подождать у квартиры получателя десять минут, за это время позвонить ему четыре раза. Затем следует договориться с отправителем о возврате посылки. В конце обучения нужно пройти небольшой тест.

Я работал по тарифам «Курьер» и «Доставка» — они различаются стоимостью доставки и весом посылок. По второму тарифу могут работать только курьеры на автомобиле.

Чтобы начать работу, нужно подтвердить данные о себе и автомобиле
Чтобы начать работу, нужно подтвердить данные о себе и автомобиле
Еще важно пройти обучение и правильно ответить на вопросы в тесте. Если кандидат успешно проходит тест, в течение трех часов ему становятся доступны тарифы, по которым он прошел обучение
Еще важно пройти обучение и правильно ответить на вопросы в тесте. Если кандидат успешно проходит тест, в течение трех часов ему становятся доступны тарифы, по которым он прошел обучение
1/2
Чтобы начать работу, нужно подтвердить данные о себе и автомобиле

Шаг 3: выбор формы трудоустройства. Мне нужно было решить, как я буду работать с сервисом. Можно было делать это напрямую или через компанию-партнера.

Если бы я решил работать с «Яндексом» напрямую, мне пришлось бы стать самозанятым и получить медкнижку — она нужна для доставки готовой еды. Такой вариант мне не подходил: я хотел устроиться курьером на довольно короткий период, а оформлять медкнижку долго и дорого. В итоге я решил работать с «Яндексом» через партнера.

В приложении я нашел список партнеров и выбрал ООО «Дубровка»: их офис есть в Белгороде, поэтому я мог к ним съездить в случае проблем. Они берут процент за сотрудничество — 3% с каждого заказа. Насколько я знаю, такой процент берут все местные компании. Никаких договоров я не подписывал.

Когда я выбрал «Дубровку», мне позвонили из офиса компании и предложили бесплатно взять в аренду брендированную термосумку. Сказали, что в ней можно возить, например, еду из кафе и ресторанов. Но я решил арендовать ее, только если она сильно понадобится.

После этого я мог приступать к работе.

Тинькофф Самозанятость
ПРОМО

Как стать самозанятым с Тинькофф

Если вы решили работать как самозанятый, можно оформить самозанятость напрямую в Тинькофф: подать заявку онлайн в приложении Тинькофф и получать выплаты наличными или на счет в банке. Все доходы будут храниться в одном месте, а создать и отправить чеки клиенту можно из приложения или личного кабинета. Самостоятельно рассчитывать налог при этом не нужно, этот процесс автоматический.

Чтобы открыть самозанятость, оформите дебетовую карту Tinkoff Black — представитель банка бесплатно доставит ее в удобное время, а пользоваться преимуществами карты можно сразу в приложении Тинькофф

Как устроена доставка заказов

Суть работы курьера — забрать посылку у отправителя и передать ее получателю. Вот как устроен процесс.

Сигнал о новом заказе поступает в приложение — там указано место, где нужно забрать посылку. Если принять заказ, появится адрес доставки и номер телефона отправителя.

В приложении я менял статус в зависимости от того, на каком этапе я был:

  1. Добрался до отправителя.
  2. Получил посылку у отправителя. Иногда после этого нужно ввести в приложении смс-код, который пришел отправителю.
  3. Добрался до получателя. Перед этим важно позвонить ему и предупредить о своем визите.
  4. Передал посылку получателю. На этом этапе в некоторых заказах нужно ввести в приложении смс-код от получателя.
  5. Выполнил заказ.

Если не поменять статус на каком-то из этапов, следующий заказ взять не дадут. Со мной такого ни разу не было.

Пока курьер выполняет заказ, в приложении работает таймер — он показывает время, за которое нужно добраться до отправителя и получателя. Если опоздать более чем на 30 минут от указанного времени, курьера оштрафуют на 500 ₽. При опоздании на меньший срок штрафов нет, но заказчик может поставить низкую оценку. При этом если курьер не может доставить заказ по уважительной причине, например из-за ДТП, он может связаться со службой поддержки. Посылку передадут другому курьеру.

500 ₽
штраф за то, что курьер опоздал более чем на 30 минут от указанного времени

Я всегда успевал доставить заказ вовремя, но иногда до конца срока оставались считаные минуты из-за того, что я долго искал парковку. Еще иногда получатель долго не отвечал по домофону — это напрягало.

В «Яндекс-про» штрафуют не только за опоздания. Например, если курьер едет не в ту сторону, где ждет получатель, его оштрафуют на 1000 ₽. А за работу в нетрезвом виде — на 5000 ₽. Меня ни разу не штрафовали.

Я работал по будням с десяти утра до восьми вечера рядом с гипермаркетами и торговыми центрами. В день выходило от 8 до 15 заказов. За каждый заказ я получал 80—200 ₽ в зависимости от востребованности услуги и дальности доставки. Чаевые мне почти не давали — один раз я получил 15 ₽ через приложение, еще раз мне дали 50 ₽ наличкой.

Если курьер работает через партнера, деньги за заказы поступают на баланс в течение 3—5 дней. Их можно вывести через приложение партнера. Самозанятым проще: им деньги поступают прямо на карту в течение 1—2 дней.

Деньги за работу можно вывести из приложения партнера, если сумма заказов превышает 700 ₽. После они приходят на привязанную карту в считаные минуты
Деньги за работу можно вывести из приложения партнера, если сумма заказов превышает 700 ₽. После они приходят на привязанную карту в считаные минуты

Что можно и нельзя доставлять «Яндексом»

Не любую посылку можно доставлять — вот что я не мог принять у отправителя по правилам сервиса:

  1. Деньги и драгоценности.
  2. Животных, растения и биологические материалы.
  3. Жидкости в открытой таре.
  4. Хрупкие предметы без специальной упаковки.
  5. Пачкающие посылки.
  6. Медицинские препараты, которые отпускают по рецепту.
  7. Предметы, которым нужны специальные условия для перевозки: например, лекарства, которые нужно хранить в холодильнике.
  8. Оружие.
  9. Разумеется, наркотики и любые другие предметы, запрещенные законом РФ.

В остальном можно принимать любые посылки, которые весят не больше 20 кг и помещаются в багажник.

Мне ни разу не предлагали доставить что-то запрещенное — я в основном возил продукты, документы и недостающий товар для торговых точек. Больше всего запомнился первый заказ — тогда я через весь город вез девушке ананас. В другой раз я вез цветы в магазин — они заполнили весь салон и сильно пахли. Еще однажды поздно вечером я доставлял в полузаброшенный промышленный район старую книгу «Уроки кройки и шитья».

Что влияет на частоту заказов

Сервис распределяет заказы в зависимости от трех параметров: приоритет, рейтинг и активность.

Приоритет — это, по сути, вероятность того, что курьер получит заказ. Чем он выше, тем больше заказов достается курьеру.

Приоритет начисляется в баллах. Их можно получить за следующие действия:

  1. Фотоконтроль термокороба и медкнижки, если они есть. Как я писал выше, медкнижку я не заводил. Термокороб я тоже не арендовал, он мне ни разу не пригодился.
  2. Обучение в Центре доставки, я его не проходил.
  3. Брендированная оклейка и световой короб на крыше автомобиля для автокурьеров. Я ничего из этого не делал — решил, что на временной подработке мне это ни к чему.
  4. Работа с сервисом напрямую, а не через партнеров.
  5. Дезинфекция машины на специальных автомойках.
  6. Заправка через «Яндекс-про» 20 литров топлива и более. Я этим не пользовался.
  7. Рейтинг от 4,8 и не менее 50 оценок. У меня рейтинг был 5.
  8. Уровень «Серебро» в программе привилегий — его дают за баллы, которые можно получить за поездки. Чем больше поездок совершает водитель, тем больше баллов и преимуществ получает. Я достиг этого уровня.

Новичкам в первую неделю дают три балла приоритета, чтобы они быстрее освоились, во вторую — два балла, в третью — один.

У меня поначалу было десять баллов, а после — шесть-семь за фотоконтроль маски, рейтинг и серебряный уровень в программе привилегий.

Рейтинг курьера — это среднее значение последних 150 оценок пользователей сервиса. Его важно поддерживать на уровне не ниже 4,8 из 5: если рейтинг будет ниже, доступ к сервису пропадет и курьер не сможет брать заказы. А еще чем выше рейтинг, тем выше приоритет курьера и тем больше заказов ему дают.

Если рейтинг упадет ниже 4,8 и доступ к сервису пропадет, его можно временно восстановить. Для этого нужно выполнить инструкции от «Яндекс-про», а после завершить 150 заказов. Что это за инструкции, мне неизвестно: мой рейтинг всегда был 5. Если после этих заказов рейтинг поднимется до нужного уровня, доступ к сервису вернется, а если нет — закроется на полгода. Через полгода можно снова попробовать восстановить доступ.

Активность — это то, как часто курьер принимает и отклоняет заказы. За каждый принятый заказ начисляются баллы активности, а за отклоненный — вычитаются. Чем ниже активность, тем меньше заказов дают курьеру, а от этого напрямую зависит заработок.

На каждом заказе приложение говорит, сколько процентов активности курьер получит за него и сколько потеряет, если откажется от заказа. Чем дальше надо ехать, тем больше баллов дадут за принятый заказ и тем меньше отнимут за пропущенный. При этом активность не снижается, если выйти в отпуск или взять длительный перерыв в работе.

Максимальный уровень активности — 100%, у меня такой всегда и был, потому что я не пропустил ни одного заказа. Если активность упадет ниже 10%, заказы перестанут поступать.

Чтобы не пропускать заказы, я советую взять два телефона: на одном все время будет работать приложение, а другой можно использовать для связи и выхода в интернет. Так меньше шансов пропустить заказ, например, из-за входящего звонка. У меня изначально было два телефона, так что покупать ничего специально не пришлось.

Активность можно посмотреть в профиле. Она снижается, если курьер часто отклоняет заказы. Чем ниже активность курьера, тем меньше заказов он получает
Активность можно посмотреть в профиле. Она снижается, если курьер часто отклоняет заказы. Чем ниже активность курьера, тем меньше заказов он получает

Сколько можно заработать

В 2020 году я работал по 10—12 часов в день шесть дней в неделю. За день мне удавалось получить «грязными» 800—1500 ₽ при пробеге 100—150 км, а за месяц вышло около 30 000 ₽. Примерно половину доходов я тратил на бензин, и еще 3% брал партнер. В итоге чистыми за месяц я получил около 15 000 ₽.

В 2022 году, когда я вернулся к подработке курьером, заказов стало больше, но их стоимость упала. При той же занятости мне удавалось получать 600—1150 ₽ в день. Чтобы зарабатывать 15 000 ₽ в месяц на руки, надо было трудиться на 20—25% интенсивнее. По словам моих знакомых курьеров, то же самое происходит и сейчас, в 2023 году.

Надо сказать, что в указанных выше суммах не учтены износ запчастей и ремонт в случае ДТП. Пока курьер выполняет заказ, сервис его страхует — в случае аварии он покроет ущерб до 2 млн рублей. Посылки тоже застрахованы на сумму до 500 тысяч рублей. Но в остальное время можно положиться только на ОСАГО, которое покрывает далеко не все. Так что водить надо крайне аккуратно, иначе можно лишиться заработка за несколько дней.

Несмотря на все расходы, я не был готов разносить заказы пешком: на автомобиле можно ехать дальше, а значит, получать больше.

Столько я зарабатывал в день в 2022 году
Столько я зарабатывал в день в 2022 году

Итоги

Не могу сказать, что курьер — это работа мечты. Платят там мало, весь день нужно быть за рулем — в конце смены это особенно опасно, потому что накатывает сильная усталость. А еще курьерам не положены больничные и отпускные, все за свой счет.

Но в этой работе есть свои достоинства. У меня появилось много новых знакомых: кассиры и менеджеры в магазинах, хозяева кафе. Благодаря этой работе я мог платить по счетам, не сидел без дела и сбросил 4 кг. Я не зависел от графика — мог сам решать, когда выходить на работу. В свободное время, пока не было заказов, я слушал лекции и проходил тренинги, а полученные знания использовал на следующей работе. А еще, несмотря на тяжелый труд, я чувствовал азарт: эта работа затягивает. Мне было интересно, какой заказ я получу следующим, куда его отвезу и с какими людьми встречусь.

В 2020 году, когда мне прислали оффер на новой работе, я уволился — просто перестал выходить на линию в приложении. Несмотря на все плюсы работы курьером, мне хотелось стабильности и хорошего заработка. Но приложение я не удалил и в 2022 году снова пользовался им несколько месяцев.

Как я уже упоминал, сейчас заработок курьеров снизился, но заказов стало больше: многие гипермаркеты, кафе и рестораны сделали доставку бесплатной для клиентов, и люди стали этим пользоваться.

Изменился и социальный статус клиентов: в 2020 году я доставлял заказы в основном в элитные районы города, а сейчас их делают и пенсионеры, и студенты в общежитиях. Три года назад я мог ждать заказ около часа, а теперь знакомые курьеры говорят, что им трудно взять паузу даже для небольшого перерыва. Как только они завершают один заказ, тут же поступает новый.


Смогли бы вы работать курьером?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество