Разводы
13K

Мошенники звонят с требованием заменить счетчик электроэнергии

Говорят, что вышел срок и нужно вызвать мастера
24
Мошенники звонят с требованием заменить счетчик электроэнергии
Аватар автора

Алексей Малахов 🦣

специалист по безопасности

Страница автора

Моя мама — пенсионерка, и ей часто звонят жулики. Недавно они представились сотрудниками «Мосэнергосбыта».

Забавно, что ей позвонили два раза с разницей в полчаса. Оба мошенника пугали, что мама нарушает закон — и если она не согласует заявку на вызов мастера, то ей поднимут тариф на электроэнергию. Для согласования заявки нужно было назвать оператору ее номер. Коварство заключалось в том, что это был даже не код от госуслуг, а обычное смс. Разберемся, в чем заключается схема и чего на самом деле хотели мошенники.

Как выглядит схема

Собеседники мамы представились сотрудниками «Мосэнергосбыта» и сказали, что подошла очередь на замену счетчиков. Мама подумала, что ее предупреждают заранее: счетчик действительно должны заменить в следующем году. Но ее сразу же спросили, когда будет удобно принять мастера: завтра или послезавтра? И в какой половине дня?

Мама начала спорить, что счетчик годен еще полгода, поэтому не стоит так спешить. Но ей начали доказывать, что в этом месяце вступило в силу некое постановление правительства и теперь все граждане обязаны поменять счетчики. А тех, кто не поменяет, лишат льгот на оплату электроэнергии.

Маме это показалось подозрительным: обычно про такое сообщают в новостях или вешают объявление в подъезде. Она поняла, что ее разводят, но решила подыграть и согласилась принять мастера следующим вечером. Мошенник начал делать вид, что оформляет заявку, громко стучал по клавишам и через минуту ответил, что подобрал маме мастера: его имя и номер телефона он отправил в смс.

Теперь оператору нужно узнать «номер талона очереди для замены счетчика электроэнергии», который пришел вместе с контактом мастера. Якобы имя мастера он видит, а вот номер талона система не показывает — и без него не закрыть заявку.

На этом мама повесила трубку, ведь она знает простое правило: нельзя никому по телефону диктовать цифры из смс. Даже если это «номер талона».

Есть и другой, более простой вариант схемы. Вместо номера талона мошенники спрашивают ИНН, СНИЛС или данные паспорта — чтобы «оформить заявку» или «подключить льготный тариф на электроэнергию». Эти данные аферисты используют, чтобы получить доступ к госуслугам, — говорить их тоже, разумеется, не стоит.

1/2
Возможно, в базе мошенников произошел сбой: маме позвонили два раза с разницей в полчаса. Каждый мошенник отправил свое сообщение с номером заявки — правда, они оказались одинаковыми. Видимо, у жуликов один шаблон на всех
Возможно, в базе мошенников произошел сбой: маме позвонили два раза с разницей в полчаса. Каждый мошенник отправил свое сообщение с номером заявки — правда, они оказались одинаковыми. Видимо, у жуликов один шаблон на всех

Зачем мошенники просят назвать номер талона, который сами и придумали

Они используют один из методов социальной инженерии, который называется претекстингом. Его суть в том, что сначала перед потенциальной жертвой разыгрывают невинный спектакль: например, присылают смс с номером талона и просят его назвать. Оператор рассказывает: вы не переживайте, это же не код от госуслуг, а просто номер талона. Его сгенерировала система, мне он нужен, чтобы закрыть заявку.

В голове у человека формируется связь: мне позвонили, прислали какие-то цифры, я их назвал, ничего страшного не произошло. Значит, если это случится снова, можно не бояться последствий.

После успешного претекстинга мошенники начинают основную атаку. В этот раз они уже входят на госуслуги или в онлайн-банк, а человеку поступает смс с кодом для входа. Но мошенники говорят что-то вроде: «Ой, оказывается, ваш мастер заболел, пришлось переоформить заявку, назовите новый номер».

Расчет на то, что успокоенный претекстингом человек назовет цифры из сообщения, которое только что получил, — не обратив внимания на отправителя и предупреждение о том, что код нельзя говорить никому.

Что будет, если сказать код от госуслуг

Мошенники получат доступ к вашему профилю. В хакерские базы данных попадут чувствительные данные: паспорт, СНИЛС, ИНН, полис ОМС, информация о банковских счетах, недвижимости, автомобилях. С их помощью жулики попытаются оформить микрозаймы или украсть деньги с банковских счетов.

Злоумышленники могут загрузить на ваши госуслуги какой-нибудь липовый документ. Например, «доверенность на управление банковскими счетами». Затем вам позвонят из «службы поддержки госуслуг», «инспекции Центрального банка» или «специального отдела ФСБ» и скажут, что ваши деньги под угрозой и их нужно срочно перевести на защищенный счет.

Единственный вариант в подобной ситуации — восстановить доступ к госуслугам и написать в полицию заявление о мошенничестве.

Могут ли на самом деле позвонить по поводу замены счетчика

В каждом регионе сбытом электроэнергии занимается своя компания. У разных компаний разные правила. В Москве, например, счетчики, которые находятся не в квартире потребителя, а в общем пространстве, меняют без предупреждения: график замены размещен на сайте «Мосэнергосбыта». Правила лучше уточнить у местной сбытовой компании.

В любом случае, если вам звонят и требуют назвать любые цифры из смс, данные паспорта, ИНН, СНИЛС, да и вообще что угодно — лучше положить трубку, найти в интернете официальный номер организации, позвонить туда самостоятельно и уточнить все детали.

Если сталкивались с мошенниками, поделитесь своей историей с другими читателями

Алексей Малахов 🦣А вам звонили с требованием поменять счетчики?
  • NatashaСвекрови недавно звонили с этим всем, она им мозг полчаса выносила, они сами трубку повесили :D13
  • Анастасия ПодлесныхМаминой знакомой недавно позвонили мошенники, причем до этого она сама оставляла заявку на замену счетчика. Мошенники сказали, что «завтра придет мастер», но нужно установить приложение, чтобы в нем все отслеживать. Она ничего устанавливать не стала, перезвонила в «Мосэнергосбыт», там сказали, что ей мастер еще не назначен8
  • Валентина РакитянскаяДа0
  • Елена СаманскаяМне только что позвонили!!! Спасибо за предупреждение!3
  • Елена СаманскаяВо время разговора я решила поискать информацию в интернете, и первой мне попалась эта статья. Так я точно поняла, что попала на мошенника. Мошенник настойчиво предлагал мне пройти бесплатную проверку электросети, угрожая отключением света и проверкой уже за свой счет, если я откажусь. Обычно мастера приходится ждать около месяца, а тут он готов прийти уже завтра, и я могу выбрать удобное для меня время с 11 до 16 часов. Говорил очень настойчиво и с давлением. Когда сказала, что в данный момент читаю о нем статью, стал обзываться и хамить. Звонили по воцапу с именем Павел.8
  • Viktor SumaneevНу прям только что.3
  • Viktor SumaneevНу прям только что звонили. Я сказал что у меня уже есть счётчики и он обиделся и бросил трубку.3
  • ElenaДа сегодня .. и просили ИНН или СНИЛС.. очень настойчиво несколько раз..3
  • user6056142Мне сегодня позвонили с этим же вопросом, что энернгосчетчик подлежит замене. Звонили по ватсапу, но я не стала дальше слушать какау нёс пургу звонивший, сделала отбой2
  • VVKСамое интересное - мне тоже звонили по поводу замены счетчиков. И мы недавно подавали в местный энергосбыт заявку на замену счетчика, так как показания счетчиков показались завышены. Сначала подумала, ну наконец-то решили заменить, но грубый тон и подталкивание к спешке, ещё и в пятницу вечером навели на мысль, что со мной разговаривают мошенники.8
  • user3303464Да, звонили. Но я звонки из оккупированного Днепропетровска за версту чую. Тем более что Мосэнергосбыт себя Энергосбытом не назовет. Втирали мне, что всем меняют новые счетчики, потому что они завышают показания. Очень правдоподобно. Но у меня счетчик новый и я уже две заявки делала на мастера, и знаю, что реальных мастеров фиг дождешься! Полгода ждать можно по закону. И перед приездом они единственное что могут уточнить - есть ли свободный доступ к счетчику. Сказала: надо менять? Приезжайте и меняйте! Счетчик на лестничной клетке) или вы из днепровского энергосбыта? Потом послала его, и он в ответ начал грубить как урка. Вообще это признак мошенника - грубость. Он психически так подавляет волю человека, заставляет действовать на страхе.6
  • Петр ФилимоновNatasha, а ещё они записали голос вашей свекрови. За полчаса можно столько образцов для нейросетки набрать. И будут теперь от её имени звонить родственникам с просьбой прислать денег1
  • NatashaПетр, это, конечно, ужасно, но я думаю, что ее единственный родственник, ака мой муж, переживет1
  • hjortron sultПетр, ого, они за полчаса и номера всех родственников смогли вытащить. Волшебство0
  • Екатерина КостылеваТут можно в свою очередь задать два контрольных вопроса): - Чей Крым? (Правильный ответ Крым - наш 🇷🇺) И более сложный: - Чей Львов? (Lwów - polskie miasto 🇵🇱) Если ответят верно, ну что ж, тогда можно и про счётчики с ними поговорить ✨0
  • Екатерина УвароваЕлена, тоже на воцап звонили, но был послан сразу)2
  • Елена СаманскаяЕкатерина, я немного растерялась вначале — у нас в небольшом городе, где много частных домов, принято, что некоторые службы заранее звонят, что придет проверка и т.д. Но они сразу называют адрес, здесь же оператор говорил, что нет таких данных.0
  • Ирина Галактионова-ИвановаТолько что позвонили, причём через ватсап, я закончила разговор как только у меня спросили серию и номер паспорта, потом сама позвонила в свою БГЭС и они мне сказали, что никогда не обзванивают своих абонентов и не предлагают поменять счётчик, это были мошенники.0
  • user6097093Да. Настойчиво требовали СНИЛС и назвать номер талона. Сказала что не дружу с телефоном, сотрудница от радости что я попала в ее сети начала подробно объяснять . Я положила трубку, перезванивали с разных телефонов. Но! Обратите внимание первый звонок был от Энергосбыт а,номер скрыт..0
  • Irina VorotnikovaЗдравствуйте! Да, только что звонили. Хотели записать на электронную очередь. Просили паспортные данные или СНИЛС и т. д. Я им предложила назвать сразу номер карты СБЕР Банка( и не собиралась). Катерина ( оператор, кстати , у неё такой противный голос) стала возмущаться. Я и бросила трубку. Ещё раз звонила, но я сбросила вызов. После нашла вас. А звонили с номера 7 961 902-92-59. Спасибо вам за предупреждение!1
  • Екатерина ХаритоноваВидимо у них какой-то массовый обзвон в новом году, деньги похоже кончаются, в 11:29 позвонили с ватсапа, представились Энергосбытом, назвали мои ФИО, была плохая связь, звук фонил и делали вид переключения связи заноса просили оставаться на линии для улучшения связи и пере подключения, я вообще не доверяю когда не известные номера звонят с ватсапа, делают вид что звонит оператор стучит по клавиатуре, а звук как будто с подвала идет, звонила девушка представилась Анной, начала про счетчики загонять что они устарели, я говорю как они могли устареть если они до 2031 года аж, начала козырять приказом каким то новым, говорит давайте оформим заявку на завтра во сколько часов вам будет удобно принять, я говорю повторите организацию, Энергосбыт я говорю хорошо щас перезвоню туда и точно данный вопрос, почему через ватсап почему заявка по звонку, можно было прислать через приложение уведомление или в письменном виде прислать почему я только сейчас об этом узнаю ? Она-вам был отправлено письмо уведомление по адресу, я говорю странно ничего не получала, она- вы отказываетесь от заявки на смену, говорю нет, но я буду уточнять информацию из организации поеду туда лично я такие вопросы не решаю по телефону, тогда нам придется отменить заявку на замену и в следующий раз при оформлении вам придется за это заплатить в данный момент это совершено бесплатно, я говорю хорошо отменяйте она вы уверены, я говорю -отменяйте я как смогу доеду к вам лично, она это совершенно необязательно так как по всей стране сейчас идут замены. Поверьте вам будет удобно они будут автоматически отправлять показания счетчиков в организации, я говорю спасибо, но повторюсь я через телефон такие вопросы не решаю отменяйте заявку. При этом вспоминаю что у нас Газпром и Мосэнергосбыт и они только месяца два назад приходили проверяли счетчики🤔 плюс ЖКХ вообще не на мне, как я могу быть владельцем счета 🤣🤗 и все это вспоминается во время разговора бросила трубку, начали перезванивать, нам нужно для отмены заявку оставить об отказе, я говорю уже одеваюсь и еду к вам, хотя стойте ! У нас вообще нет компании Энергосбыт прощайте 🤣 Она всего доброго. вот номер 796136008210
  • MariМне тоже звонили только что по Ватсап и с номера 939-742-61-98. Типа Энергосбыт меняет счётчики. А я жду почти 2 года замену, обл.центр не даёт счётчики. Ещё и разбудили меня звонком, спросонья не сразу въехала 😁 у нас нет такой организации! Сказали записать номер старого счётчика и день, когда они пришлют мастера. А потом начали требовать номер моего СНИЛС или ИНН. А я говорю-не дам! 😀 Понёс пургу, что, мол, в поликлиниках же раздаем свои данные, "а чё такова". Вот сейчас он пришлёт смс и я увижу, что это действительно Энергосбыт 🤦 и что-то там про ЖЭК. Я и говорю, что у нас нет ЖЭКа, мы напрямую договор заключаем с ресурсной организацией. А он спрашивает, а с какой? А я ему- не скажуууууууу 🤪 И трубку повесил!0
  • Татьяна Ивановасегодня звонили. я сказала вы мошенники, а если нет, напишите официальное письмо и они кинули трубку0
  • Ольга МаксимоваЗвонили по ватсап(что уже не может быть) с номера +7 (996) 291-41-28 о проверке счетчика, якобы для выявления накруток. Сказала, что всегда кто-то дома, обещали мастера через 3 дня в 11ч. Интересно, что на мне нет никого лицевого счета и живу не адресу прописки🤣. Знаю , что мошенники, поэтому интересно что дальше будет1