«Это было похоже на тонущий „Титаник“»: как я открыл магазин фруктов, но ушел в минус
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Меня зовут Александр Дмитриев. В 2017 году я открыл суперуспешный магазин для города с населением в 60 тысяч человек и закрываю в 2021 году с нулем в кармане. Все началось с того, что один мой родственник обзавелся цокольным помещением в центре города и не знал, что с ним делать. Я проявил инициативу и открыл в нем магазин по продаже фруктов.
Как все начиналось
Вклад был минимальным, а за аренду родственник пообещал не брать аж целый год. Это все мне сыграло на руку. В «Икее» были закуплены деревянные стеллажи, которые я покрасил морилкой, купил красивые корзины, ящики и немного аксессуаров для дополнения стиля. Всего у меня ушло на приведение магазина в порядок около 90 тысяч рублей. Все я делал сам: красил стены, собирал витрины, наводил красоту… Завел страницу во «Вконтакте», сообщил о скором открытии и будоражил «аппетит» громким заявлением: «6 сентября открытие года в нашем городе».
У меня был выход на отличный закуп фруктов, в том числе и экзотических, и, соответственно, я мог предложить отличные цены. И вот состоялось долгожданное открытие — без шаров и прочего, но несмотря на это, выручка в этот день была в районе 5 тысяч рублей. Дела шли хорошо, к фруктам добавлялись экзотические соусы, затем и вовсе экзотические для маленького городка продукты: киноа, корица, какао, кокосовое молоко, семена чиа.
Открытие магазина
Через полгода я стал понимать, что с фруктами очень много возни, а прибыли как таковой нет. И начал сокращать ассортимент. Люди охотно брали экзотические продукты, фрукты, напитки. И я быстро понял, что пользуется спросом. Через два года произошел первый, так скажем, ребрендинг. Мы сменили название, убрали полностью классические фрукты и сделали акцент на экзотику. В течение месяца мы пополняли ассортимент, все казалось интересным, все шло на ура. Магазин приносил 30-40 тысяч рублей выручки в день. В итоге я выкупил помещение у родственника.
Вскоре магазин разделился на двойной формат: экзотика и ЗОЖ продукты. Мы были первыми в городе, кто был концептуально нацелен на продажу ЗОЖ и в то же время не боялись продавать острые соусы из Таиланда. Забегая вперед скажу, что мы до сих пор не имеем ни одного конкурента, хотя пробовали открывать такой формат еще как минимум три человека, но они просто копировали нас, не внося новинок, а мы же не боялись и завозили новое.
К 2020 году мы были одним из самых интересных магазинов не только в нашем городе, но и на сотни километров в округе. У нас заказывали доставку, к нам приезжали из других городов… Мало того, мы практиковали оптовую продажу. В феврале 2020 года мы открыли второй магазин в соседнем городе, сделали очень крутой ремонт, взяв кредит на эти цели.
Почему пришлось закрыться
Но пришел черный март 2020 года. На всех надели маски, запретили выходить из дома. Резко прекратились поставки экзотических фруктов, клубника дорожала каждый день, а производители ЗОЖ подняли цены. Чтобы продолжать работу, мы стали продавать антисептики и маски, но народу стало приходить все меньше и меньше. До декабря я себя успокаивал, ведь все были в таком положении, а когда выручка с 26 по 31 декабря была на уровне 2-3 тысяч в день, я понял, что мы приехали… Второй магазин пришлось закрывать в спешном порядке, отдавать кредит. Покупателей не было весь январь 2021 года, а выручка за февраль еле подошла к 40 тысячам рублей которые ушли на зарплату, ничем не лучше выдался март и апрель…Второй год мы работали в минус.
Это было похоже на тонущий «Титаник», который раньше казался непотопляемым. И вот сейчас на двери объявление о продаже помещения, распродаже остатков по ценам ниже себестоимости. Не помогает уже и восстановившийся трафик экзотических фруктов, а все остальное есть на маркетплейсах, на которые вышли сами производители, не дав шанс рознице продавать их же товар по сходной цене.
Интересная вкусная свеча потухла, а в голове родились новые планы…