Дети
4K

«Дети не рождаются со страхом непохожести»: как говорить с ребенком об инвалидности

Чтобы не испугать и научить толерантному поведению

8
«Дети не рождаются со страхом непохожести»: как говорить с ребенком об инвалидности
Аватар автора

Ольга Черникова

психолог, травматерапевт

Страница автора
Аватар автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Страница автора

На 1 августа 2022 года в России насчитывалось 10,5 млн людей с инвалидностью, более 700 тысяч из них — дети.

Если ребенок никогда не сталкивался с инвалидностью, встреча с человеком с особыми потребностями здоровья может вызвать у него вопросы.

О том, как на них корректно и понятно отвечать, мы поговорили с семейным психотерапевтом и травматерапевтом Ольгой Черниковой.

Когда стоит начинать разговаривать об инвалидности?

Нет такого возраста, в котором ребенка нужно посадить в кресло и начать объяснять ему что-то про инвалидность. Люди с физическими и ментальными особенностями присутствуют вокруг нас, и рано или поздно ребенок их увидит. Когда это произойдет, именно отношение к ним взрослого даст ребенку информацию о том, как себя вести.

Если взрослый не боится людей с инвалидностью, может поддерживать с ними контакт, ребенок не будет испытывать неловкости. Дети не рождаются со страхом непохожести — его взращивают взрослые.

Не стоит рассказывать ребенку об инвалидности заранее, так как он не поймет, что с этой информацией делать. Но можно подобрать мультфильмы и сказки, в которых будут необычные герои, особые дети или зверушки. Это поможет ребенку получить информацию в доступной и безопасной форме. Вот мультфильмы, которые можно посмотреть и обсудить с детьми:

Также по телевизору часто показывают социальные ролики. Вместо того чтобы переключать их, можно обратить внимание на сюжет и сказать что-то подобное: «Очень жаль, когда дети болеют. Этому мальчику предстоит операция, надеюсь, все пройдет благополучно».

Обратите внимание, что ребенка с особенностями развития некорректно называть «больным», «ненормальным» или того хуже. А вот сказать, что у него есть серьезное заболевание, правильно.

Что именно стоит объяснить ребенку про особенности развития и как лучше это сделать?

В три-четыре года дети начинают активно интересоваться окружающим миром — скорее всего, в это время ребенок может спросить, почему мальчик на детской площадке передвигается на коляске. На это можно ответить кратко: «Мальчик не может ходить, у него болят ножки». Сразу вдаваться в подробности не нужно, так как дети в этом возрасте могут воспринимать только небольшое количество информации.

Через несколько дней ребенок может снова вернуться к этой теме и спросить, почему тот мальчик не может ходить. Тогда стоит сказать, что не все дети рождаются здоровыми, и есть заболевания, при которых невозможно самостоятельно передвигаться. Но люди уже об этом подумали и придумали много приспособлений, которые помогают нормально жить и развиваться. К примеру, оборудовали при входе в магазины пандусы, а родители этого мальчика купили ему коляску. Если вы уже смотрели вместе мультфильм «Цветик-семицветик», можно вспомнить мальчика Витю, который использовал костыли.

Точно так же можно объяснить ментальные особенности. Детям с такими заболеваниями иногда тяжело успокоиться, и они могут кричать, издавать звуки, похожие на голоса животных, или закрывать уши руками. При этом на уговоры и замечания они не реагируют. Такое поведение может испугать окружающих.

Если ваш ребенок интересуется, почему мальчик так странно себя ведет, можно ответить: «Я не знаю. Скорее всего, его что-то напугало или расстроило». Важно не отворачиваться, делая вид, что все нормально, и не убегать, демонстрируя желание скорее покинуть это место. Можно предложить маме этого мальчика помощь, то есть показать ребенку модель правильного поведения.

Если вы заметили, что ребенок боится человека с инвалидностью, важно не игнорировать проблему, а попытаться разобраться в том, что послужило причиной. Возможно, дело в том, что ребенок насмотрелся мультиков про монстров, теперь их боится и сравнивает окружающих с ними. Тогда, скорее всего, стоит переключить его внимание на другие мультфильмы. Если, допустим, ребенку кто-то сказал, что инвалидность заразна, надо объяснить, что это не так.

Правда ли, что здоровым детям полезно общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Хорошим и полезным является любой безопасный контакт. Общаясь с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ребенок не то чтобы становится более терпимым, а просто понимает, что мир разный.

Но помочь наладить контакт должен взрослый. Дети могут столкнуться с проблемой, которую в силу своего возраста не сумеют решить, и тогда им потребуется поддержка. Например, если девочка с ментальными особенностями начала кричать, потому что не хочет брать определенную игрушку, можно предложить ей другую.

Как реагировать, если ваш ребенок сказал что-то неловкое или обидное человеку с инвалидностью?

Дети любознательны, и ребенок вполне может спросить мальчика в инвалидной коляске, почему он не катается с горки. Не потому, что хотел обидеть, а потому, что ему интересно. Главное — не игнорировать подобную ситуацию, а помочь продолжить контакт.

Например, поддержать ребенка с инвалидностью: «Саша не понял, что тебе сложно ходить. Ты можешь ловить мяч? Давай вместе поиграем!» Неловкие моменты решаются взаимодействием, но важно, чтобы дети чувствовали уверенность взрослого в том, что с человеком, который имеет особенности развития, можно продолжить контакт.

Если ребенок оскорбил такого человека — случайно или нарочно, стоит принести извинения и помочь продолжить контакт. Потом, если вы поняли, что это произошло нарочно, важно выяснить причину. Возможно, дети не поделили игрушку, и ваш ребенок не нашел способа решить конфликт иначе. Тогда надо ему объяснить, что ребенок с особенностями здоровья не может ответить так же и проблему стоило решить другим образом.

Иногда подобные конфликты происходят в компании. В таком случае надо объяснить ребенку, что слабых стоит поддерживать, а не обижать их. Если же он видит, как другого ребенка обижают, к примеру, дети постарше, стоит сказать об этом взрослому.

Что делать, если вам самому неловко общаться с человеком, который имеет особенности развития?

Если вы сами испытываете трудности в контакте с людьми, имеющими особенности жизнедеятельности, важно понять, что вас смущает или пугает. Возможно, вам просто не хватает информации — тогда поможет литература. Если ваша тревога связана с более глубокими переживаниями, возможно, потребуется помощь психолога.

В этом случае наладить контакт вашего ребенка с особым ребенком будет сложнее, потому что дети считывают поведение родителей, и взрослому, прежде всего, надо разобраться в себе. Если родитель нормально относится к людям с ограниченными возможностями здоровья, он найдет, как объяснить инвалидность ребенку.

Бывает и такое, что вы разрешаете своему ребенку играть с особенным ребенком, а другая мама — нет. Тогда ребенок может поинтересоваться причинами ее поведения, но не надо его интерпретировать. Мы не знаем, что думает другая мама и почему она так себя ведет. Ребенку будет проще понять, если вы скажете: «Я не знаю, что думает мама этого мальчика, но я разрешаю тебе поиграть с Андрюшей, мне самой это интересно».

Что сказать ребенку, если человек с инвалидностью появился в семье?

Это сложное событие для всех членов семьи, и лучше обратиться за помощью к специалисту. Здесь работает принцип спасения при авиакатастрофе: сначала надеваете маску на себя, только потом — на ребенка. Иначе у вас может не хватить внутренних ресурсов для его поддержки.

Кроме того, не надо скрывать информацию. Среди семейных психотерапевтов есть профессиональная поговорка: дети и домашние животные знают о семье все. Вы будете рассказывать о проблеме по телефону, разговаривать о ней с другими членами семьи и самим больным — ничего скрыть не получится. Дети нацелены на то, чтобы получать как можно больше информации. Но если она будет хаотичной, они могут неправильно ее интерпретировать — так что лучше все рассказать прямо, поддержав ребенка.

Если инвалидность поставлена самому ребенку, то скрывать диагноз от него или от родных тоже неправильно.

В моей практике были как отрицательные, так и положительные примеры того, как родители справились с такой ситуацией.

Мальчику был поставлен страшный диагноз — злокачественная опухоль глаза. Ему сделали несколько операций, в том числе операцию по установке глазного протеза, но не объясняли причину его госпитализации и не готовили к манипуляциям. Родителям было сложно найти слова и эмоциональные силы для объяснений. Тема его заболевания стала запретной, что усиливало напряжение дома. Я работала с семьей два месяца до смерти мальчика, и в это время они практически не разговаривали с мамой. Родители не смогли принять заболевание своего сына, и сохранить отношения с ним не вышло.

А вот положительный пример: в семье родился поздний ребенок с генетическим заболеванием, которое проявлялось в специфичной внешности и карликовости. Сначала родители были в шоке, и нашу терапию мы начали с того, что я посоветовала изучить заболевание, его проявления, возможности коррекции. Родители последовали моей рекомендации и приняли особенность развития ребенка. Потом они неоднократно присылали мне видео с семейных праздников, где ребенок вместе с остальными членами семьи поет, танцует. Чувствовалось, что ему комфортно в семье.

Ребенку важно пояснить, что сейчас ваша жизнь изменилась, но вы по-прежнему рядом и по-прежнему его любите. Реальность не надо скрывать — ее надо принять и жить с ней.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

На какие темы вам сложно говорить с ребенком?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество