IPO или DPO: в чем разница
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В чем разница Direct listing и IPO? Есть ли возможность принять участие мелкому розничному инвестору? Разбираемся.
Интерес к прямому листингу вырос после выхода #SPOT в 2018 году, которая пропустила процесс IPO и разместила акции непосредственно на бирже.
Факторы к direct listing:
- Хорошо известный бренд.
- Глобальный масштаб.
- Нет нужды в значительном дополнительном капитале.
- Большая и разнообразная база акционеров.
- Относительно легко понимаемая бизнес-модель.
- Прозрачная корпоративная культура.
Примеры:
- #WORK в 2019.
- #PLTR в 2020.
- #RBLX в 2021.
Компания не привлекает новые средства и не выпускает новые акции.
Выпущенные акции котируются на бирже без первичного/вторичного андеррайтинга — мин расходы на сделку (~2% против до ~7% при IPO).
Вместо привлечения нового внешнего капитала (как при IPO) акционеры — сотрудники/инвесторы — конвертируют свою долю в акции, которые затем котируются на бирже.
Ранние инвесторы могут свободно продавать свои акции, но не обязаны.
Новые акции не выпускаются → сделки происходят только в том случае, если акционеры продадут свои акции.
Цена зависит исключительно от спроса и предложения — это повышает волатильность (диапазон менее предсказуем).
Нет «roadshow» для инвесторов → нет нужды вызывать интерес (компания и так с «именем»).
Нет стабилизирующего агента → при IPO это обеспечение ликвидности во избежания сильного движения цены + поддержка цены при покупке акций ниже определенного уровня.
Не обязателен «lock up» период (при IPO зачастую есть) → после листинга акции могут быть приобретены широкой публикой → инвесторы могут получить денежные средства в любое время без периода «блокировки».
Нет «overallotment option» (т.н. «Greenshoe option») → в контексте IPO положение предоставляет андеррайтеру право продать инвесторам больше акций, чем первоначально планировалось эмитентом (если спрос на эмиссию ценных бумаг окажется выше, чем ожидалось).
Выводы
Большинство компаний нуждаются в новом капитале и плотной базе акционеров. Поэтому прямые листинги не заменят IPO. Здесь преследуются иные цели — ликвидность для существующих акционеров и недорогой процесс выхода. Для компаний с неоспоримым инвест спросом — это отличный способ перепрыгнуть андеррайтеров с их высокими ставками и требованиями.