Бюджет России на 2025 год: на что потратят рекордные 41,5 трлн рублей
30 ноября президент России подписал закон о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Второй год подряд главной статьей бюджета становятся траты на оборонные нужды, которые в этом году впервые превысили расходы на социальную политику. В 2025 году социальный блок уменьшат, а оборонный — нарастят.
Структура бюджета указывает на то, что правительство кардинально изменило свои представления о будущем. Если еще год назад в трехлетнем проекте власти закладывали постепенное сокращение военных расходов, то теперь их видят рекордно высокими как минимум до 2027 года.
Вот что еще стоит знать о главном финансовом документе страны.
Мы обновили материал после опубликования Минфином параметров принятого бюджета в «Бюджете для граждан»
Какие траты заложили в бюджет
В 2025 году правительство намерено потратить 41,5 трлн рублей. Это на 1,3 трлн больше фактических расходов 2024 года. При этом еще год назад власти планировали тратить гораздо меньше. Принятый федеральным законом трехлетний бюджет на 2024—2026 годы предполагал, что в 2025 расходы составят 33,5 трлн рублей. Но в новом бюджете сумма оказалась на четверть больше.
Планировалось, что каждый четвертый рубль пойдет на социальные нужды, а оборонные расходы будут сопоставимыми. Теперь же приоритеты выглядят иначе. Соцполитике отводится около 17% бюджета. Обороне — почти 32%.
Разберем крупнейшие блоки расходов.
Национальная оборона. Это не только самая объемная статья бюджета, но и самая быстрорастущая. В докризисном 2021 году расходы на оборону составляли 3,6 трлн рублей, то есть почти вчетверо меньше, чем запланировано на 2025. К уровню 2024 года траты вырастут на четверть и составят 13,1 трлн.
А еще это самый закрытый раздел: засекречено 85% оборонного бюджета. Направления трат обозначены одним предложением в пресс-релизе Минфина: на оснащение вооруженных сил, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий ОПК.
Самая крупная статья в публичной части — расходы на выплаты персоналу, на которые правительство предлагает заложить 1,3 трлн рублей. Для штата ВС РФ в 1,5 млн человек сумма не выглядит запредельной.
По факту силовой блок бюджета больше. Сюда же можно отнести расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность — это еще 3,4 трлн рублей. Из них 1,3 трлн засекречены, а 1,8 трлн потратят на выплаты персоналу — это зарплаты полицейских, росгвардейцев, прокуроров, сотрудников СК и прочих ведомств.
А еще бюджет позволяет познакомиться с некоторыми планами по техническому оснащению служб правопорядка. Например, для патрульных автомобилей ГИБДД хотят закупить бортовые комплексы с функцией распознавания госномеров. За три года на это потратят почти 7 млрд рублей.
Социальная политика. Это единственный из крупных блоков расходов, который ждет сокращение финансирования, причем существенное. После плановых 7,7 трлн рублей в 2024 году на 2025 хотят выделить лишь 6,9 трлн.
Из них 1,7 трлн — это пенсии военнослужащим и обеспечение их жильем, 1,4 трлн — пособия по рождению и воспитанию ребенка, 0,5 трлн — материнский капитал.
Минфин не объясняет причин сокращения социального бюджета. Вероятнее всего, это связано с сокращением числа получателей пенсий на фоне увеличения пенсионного возраста. В 2025 году российским предпенсионерам прибавили еще один трудовой год, в связи с чем никто из тех, кому прежде полагалась пенсия по старости, на нее не выйдет, за исключением особых категорий «досрочников».
Об этом же говорит и планируемое сокращение трансфертов из федерального бюджета в пользу СФР . В 2025 году ему собираются перечислить около 4 трлн рублей, а в 2024, согласно бюджету фонда, — свыше 5,4 трлн.
К социальным расходам можно отнести и траты, которые формально приписаны блоку ЖКХ, — субсидирование льготной ипотеки. Государство возмещает банкам недополученные доходы по жилищным программам: семейной, сельской, дальневосточной и ИТ-ипотеке, а также по ипотеке под 8%. Последняя хоть и завершилась в июле 2024, но выплаты по ней продолжатся, пока заемщики не расплатятся с банками.
Из-за высоких рыночных ставок бюджету становится все тяжелее справляться с этой нагрузкой. В 2023 году субсидии составляли меньше 200 млрд, в 2024 составят более триллиона, а на 2025 закладывают уже 1,3 трлн рублей. Это ненамного меньше, чем годовой бюджет на образование. При этом государство платит не только за тех, кто купил квартиру для жизни, но и за инвесторов, которым она обеспечивает пассивный доход. По данным Счетной палаты, почти 115 тысяч россиян оформили на себя две и более льготные ипотеки.
Экономика. По проекту бюджета, траты на развитие российской экономики составят в 2025 году 4,4 трлн рублей. Это ненамного больше плановых расходов 2024 года.
Самая крупная статья экономического блока — субсидии бизнесу на 1,3 трлн рублей, включая 266 млрд на поддержку госкорпораций. С ростом ключевой ставки они тоже стали обходиться дороже. Власти даже рассматривали сценарий полной отмены льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Но пока до этого не дошло.
Важное место в бюджете на национальную экономику занимают расходы на инфраструктуру. Траты на строительство и ремонт автодорог, включая поддержку Росавтодора, в 2025 году составят около триллиона рублей.
Правительство подчеркивает, что в новом трехлетнем бюджете делает ставку на обеспечение технологического суверенитета. Эти расходы предусмотрены в блоке новых национальных проектов, крупнейший из которых по объемам финансирования — «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». В 2025 году на него выделят 168 млрд рублей. В основном деньги пойдут на производство самолетов, вертолетов, судов и судового оборудования.
Еще почти 130 млрд потребует нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», включающий поддержку российских решений по внедрению искусственного интеллекта и других цифровых разработок. В этом же бюджете заложено расширение инфраструктуры для доступа в интернет, в том числе с помощью низкоорбитальной спутниковой группировки.
За счет чего вырастут доходы
В бюджете заложен динамичный рост доходов — с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,3 трлн в 2025. Вот основные тренды, которые будут влиять на объемы поступлений.
Значительный рост налогов. Увеличение доходов бюджета главным образом обеспечат за счет роста налоговой нагрузки на граждан и бизнес. Изменения налоговой системы, принятые в 2024 году, позволят государству дополнительно собрать в 2025 порядка 3,6 трлн рублей.
Большую часть этой прибавки обеспечат предприятия. С января 2025 года они будут платить налог на прибыль по ставке 25 вместо 20%. В бюджет заложено увеличение доходов по налогу на прибыль в 2,6 раза — до 2,95 трлн рублей. Кроме того, для части организаций, которые ранее работали на упрощенной системе налогообложения, ввели обязанность по уплате НДС.
Также в 4,5 раза вырастут доходы федерального бюджета от подоходного налога — до 420 млрд рублей . Это связано с введением в России пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ, которая затронет людей с доходами свыше 2,4 млн рублей, что соответствует зарплате 174 тысячи рублей в месяц чистыми.
Кроме того, с нового года планируется увеличить акцизы на бензин, алкоголь, сигареты и сладкую газировку. Как правило, рост издержек бизнес закладывает в цены товаров, так что эти изменения почувствуют на себе все потребители.
Точно так же на плечи россиян ляжет и рост утилизационного сбора, за счет которого бюджет пополнится в 2025 году на 2 трлн рублей. Это почти вдвое больше, чем ожидаемые сборы в 2024 году.
Еще более чем вдвое вырастут поступления по налогу на процентные доходы по вкладам. Но здесь уже главная причина не в ужесточении бюджетной политики, а в росте доходности самих депозитов. На фоне высоких ставок государство планирует собрать с вкладчиков больше 250 млрд рублей в 2025 году.
Умеренный рост экономики. Бюджет сверстан из расчета, что российская экономика продолжит расти, пусть и меньшими темпами. После роста ВВП в 2024 году на 3,9% правительство ждет его замедления до 2,5% в 2025.
Логика здесь простая: чем больше продукции производит страна, тем больше налогов она собирает. Плюс номинальные доходы будет увеличивать инфляция: рост цен приводит к пропорциональному росту оборотных налогов.
Так, налог на добавленную стоимость, который взимают и с отечественных производителей, и с импортеров, в 2025 году пополнит бюджет на 15,5 трлн рублей — на 2,2 трлн больше, чем годом ранее. К слову, это в полтора раза превышает ожидаемые нефтегазовые доходы.
В целом доходы, не связанные с углеводородами, в 2025 году составят 29,4 трлн рублей — после 24,8 трлн в 2024. При этом в правительстве не ждут высоких темпов роста российской экономики и в последующие годы: к уровню 2024 они не вернутся как минимум до 2030.
Снижение значимости нефти и газа. Власти страны сдержанно настроены по поводу нефтегазовых доходов: в бюджет заложили их сокращение с 11,3 трлн рублей в 2024 до 10,9 трлн в 2025 году.
Падения цен на нефть в правительстве при этом не ждут: прогноз предполагает, что баррель будет стоить примерно так же, как и в 2024, — в районе 70 $. Рубль ослабнет до 96,5 ₽ за доллар , что при прочих равных должно увеличить общие доходы. Но этого не произойдет по ряду причин.
Во-первых, Минфин закладывает сокращение на 440 млрд рублей поступлений НДПИ на газ . Вероятнее всего, речь идет о послаблениях для Газпрома, который с 2023 года приплачивает бюджету назначенный ему в ручном режиме дополнительный налог — по 50 млрд рублей ежемесячно.
Во-вторых, растут субсидии нефтепереработчикам, которые уменьшают размер нефтегазовых доходов. Часть из них идет на сдерживание роста цен на бензин на внутреннем рынке, другая — на стимулирование инвестиций. Всего выплаты по топливному демпферу, обратному акцизу и инвестнадбавке в 2025 году составят 4,1 трлн рублей, что на 362 млрд больше плана на 2024.
Если бюджеты за 2024 и 2025 годы исполнят в обозначенных параметрах, то доля нефтегазовых доходов казны сократится с 31,3 до 27,1%. То есть Россия станет меньше зависеть от сырьевой ренты.
Каким будет дефицит
В 2025 году расходы российского бюджета, как и в предыдущие три года, будут больше, чем его доходы. Дефицит составит 1,2 трлн рублей.
Для справедливой оценки его принято сопоставлять с размерами экономики. В 2025 дефицит запланирован на уровне 0,5% ВВП. Это немного, даже в сравнении с развитыми странами. Например, в США дефицит бюджета в 2023 финансовом году составил 6,3% ВВП. Но есть нюанс: у России гораздо меньше возможностей для финансирования своего дефицита.
С учетом того, что внешний рынок заимствований для РФ теперь закрыт, правительству остается полагаться только на внутренний, где деньги сейчас стоят дорого. Нетто-объем заимствований ОФЗ на предстоящую трехлетку планируется в районе 3,5 трлн рублей ежегодно.
В условиях высоких ставок правительство вынуждено занимать под двузначные проценты, что уже приводит к ощутимому росту расходов на обслуживание долговых обязательств. Если в 2023 году на выплаты по долгам в бюджете было предусмотрено 1,5 трлн рублей, а в 2024 — 2,3, то на 2025 закладывают уже 3,2 трлн. И это при условии, что ЦБ начнет постепенно опускать ключевую ставку.
Сам регулятор закладывал в базовом сценарии снижение ставки до 14—16% в 2025. Но уже в октябре он пересмотрел свои планы с учетом новых вводных по инфляции и расходам бюджета. Теперь ЦБ прогнозирует коридор ставки в диапазоне 17—20%.
Центробанк увидел в представленных параметрах бюджета проинфляционные риски, которые могут быть связаны с сильным расширением дефицита на 2024 год. Если летом при корректировке бюджета предполагалось, что дефицит вырастет с 1,6 до 2,1 трлн рублей, то осенью Минфин уточнил это значение до 3,3 трлн. А по факту он составил почти 3,5 трлн рублей.
Государство сильно нарастило траты в конце 2024 года. В январе — ноябре они составляли в среднем по 3 трлн в месяц, а в декабре превысили 7 трлн. Это очень большой дополнительный приток денег в экономику, который может привести к росту инфляции.
При этом эксперты уже не ждут, что ЦБ отреагирует на эти риски повышением ключевой ставки. В декабре регулятор оставил ее без изменений, удивив рынок, который был настроен на очередное ужесточение денежно-кредитной политики. Поводом сохранить ставку стало замедление кредитования в конце 2024 года. А в 2025 аналитики рассчитывают на замедление роста бюджетных трат и сокращение дефицита, что также должно снизить давление на цены. Но для этого нужно исполнить бюджет в соответствии с принятыми законом параметрами. В 2024 году государству этого сделать не удалось.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique