Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?

20
Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе Т⁠—⁠Ж

В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.

Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.

Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?

Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.

Аватар автора

Анна Чеботарева

юрист

Страница автора

Что такое тротуар

Тротуар — это и элемент благоустройства, и место, на котором происходит дорожное движение по установленным правилам.

С точки зрения благоустройства тротуар можно узнать по таким признакам:

  1. Он находится на территории населенного пункта.
  2. Приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюром либо выделен разметкой. Требования к бордюрам зависят от региона. Например, в Москве бордюр должен возвышаться над дорогой не менее чем на 15 сантиметров.
  3. Предназначен для пешеходов или растений, иногда для столбов и других опор освещения.

С точки зрения ПДД тротуар — это часть дороги, которая примыкает к проезжей части или отделена от нее газоном.

Иногда с тротуарами путают пешеходные дорожки. Но это самостоятельные дороги специально для пешеходов, по которым почти никогда не могут ездить машины и на краях которых нельзя парковаться в отличие от тех же тротуаров.

Тротуары обычно строят по обеим сторонами дороги. Но если с одной стороны нет домов или других зданий, то можно построить тротуар только с той стороны, где пешеходы и дома есть. Естественно, нужно будет обосновать такое решение.

Где строят тротуары

Нужно ли строить тротуар, зависит от категории дороги, к которой он прилегает. Категории дорогам присваивают как для градостроительства и благоустройства, так и для организации дорожного движения. Классификации дорог отличаются, поэтому расскажу про обе.

Начну с градостроительства. В крупных городах, где живет больше миллиона человек, бывают такие дороги.

Магистральные городские дороги первого и второго класса. Они связывают разные районы города, скорость движения по некоторым из них доходит до 130 км/ч. Полос много — от четырех до десяти в оба направления. Тротуары на таких дорогах не строят.

Магистральные улицы общегородского значения первого, второго и третьего класса. Разрешенная скорость на таких улицах уже меньше, чем на магистральных дорогах, — до 90 км/ч. Хотя характеристики магистральных дорог второго класса и магистральных улиц первого класса почти идентичны. Отличаются они только требованиями к тротуарам: на улицах он должен быть, причем шириной не менее 4,5 метра.

Если верить генеральному плану Москвы, к улицам общегородского значения первого класса относятся, например, Кутузовский, Волгоградский, Ленинградский проспекты, Сущевский вал и другие многополосные улицы с оживленным движением.

Магистральные улицы районного значения. Допустимая скорость еще меньше — до 70 км/ч. Полос тоже меньше — от двух до четырех в обе стороны. Тротуар нужен, ширина — от 2,25 метра.

Улицы местного значения. Движение на этих улицах не такое оживленное, как на предыдущих, и они делятся на виды в зависимости от того, где расположены: в жилых районах, общественно-деловых и торговых зонах, производственных зонах.

Дорога, о которой идет речь в вопросе, расположена между жилыми домами, то есть на языке гостов и снипов это улица местного значения в зоне жилой застройки. К такой улице должен прилегать тротуар шириной не менее 2 метров — это указано в таблице 11.2 в своде градостроительных правил.

Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения существуют технические категории дорог. Эти категории использует в своих документах Росавтодор. Они описаны в ГОСТ Р 52398-2006.

Категорий всего пять, первая делится на три подкатегории. Я не буду останавливаться на каждой из них, но основное правило такое: внутри населенных пунктов тротуары должны быть у дорог всех категорий с твердым покрытием, таким как асфальт, бетон, каменные материалы, которые обработаны вяжущими растворами.

Кто строит тротуары

Тротуары на дорогах местного значения как в градостроительном смысле, так и в смысле дорожного движения строят муниципальные власти за счет бюджета муниципального образования.

Госты и другие технические документы, которые я упоминала выше, требуют, чтобы у каждой дороги с твердым покрытием внутри населенного пункта был тротуар как минимум с одной стороны. По тротуарам люди ходят без риска для жизни — благодаря им у каждой дороги обеспечивается безопасность дорожного движения.

Строить тротуары, пешеходные переходы, ремонтировать дороги и другими способами обеспечивать безопасность дорожного движения должны лица, в обязанности которых входит содержание таких дорог, то есть собственники.

Большинство дорог в зонах жилой застройки, по которым можно подъехать больше чем к одному дому, называются автомобильными дорогами общего пользования. Они принадлежат государству. Отвечают за их состояние муниципальные власти.

За безопасность дорожного движения на дорогах местного значения отвечают власти городских и муниципальных округов в зависимости от того, как разделены полномочия в законах субъектов.

Например, в Москве дороги местного значения содержат власти городских округов. Муниципальный округ Митино относится к СЗАО, поэтому обращаться с требованием построить тротуар надо в префектуру СЗАО.

Как заставить власти обустроить тротуары

Обратиться в префектуру городского округа. В вашем случае это префектура СЗАО.

Обращение можно направить по почте заказным письмом с уведомлением, вручить в канцелярии или отправить через электронную приемную.

Проверьте, чтобы в обращении были:

  1. ФИО и адрес, на который нужно отправить ответ, иначе ваше обращение не примут из-за анонимности.
  2. Правильное название органа, в который вы жалуетесь, — оно есть на сайте органа, в разделе «Контакты».
  3. Сама проблема. Можно приложить фотографии дома и дороги и описать словами.
  4. Ссылки на нормативные акты, которые обязывают власти построить тротуар в вашем дворе. Это необязательно, но поможет вам и прокуратуре в будущем.
  5. Подпись и дата.

Если вы отдаете обращение в канцелярию или отправляете почтой, важно получить его номер. В канцелярии его должны присвоить сразу, а вот по поводу почтового отправления придется звонить и узнавать. По номеру вы потом сможете понять, рассмотрено ли ваше обращение, долго ли еще ждать, не потеряли ли его.

На то, чтобы вам ответить, у властей есть 30 дней со дня регистрации обращения. Если за 30 дней вам не ответили совсем, что редкость, или ответ вас не удовлетворил, что случается намного чаще, обращайтесь в прокуратуру.

Обратиться в прокуратуру. За основу вы можете взять текст обращения, которое направили в префектуру, но не забудьте приложить само обращение и ответ на него.

Прокуратура по вашему обращению может:

  1. Выдать представление устранить нарушения закона.
  2. Обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и потребовать от муниципальных властей построить тротуары.

Я рекомендую не обращаться в суд самостоятельно, чтобы обжаловать бездействие властей, а сначала попробовать сделать это через прокуратуру. Получится как минимум дешевле с вашей стороны и, возможно, эффективнее — так говорит судебная практика.

Успешных дел, в которых прокурор через суд обязывал муниципальные власти строить тротуары, немало.

  • Так, прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд и потребовал обязать администрацию городского поселения построить тротуары. Дорога, на которой тротуаров не было, относилась к четвертой категории, по ней периодически проезжали грузовые автомобили, а по обочине часто ходили дети.
  • Прокурор посчитал, что безопасность дорожного движения не обеспечена в достаточной степени, а дорога не полностью соответствует требованиям законодательства. Администрация, кстати, от своих обязанностей не отказалась и даже пообещала тротуары построить. Теперь обещание подкреплено и решением суда.
  • А например, администрация Сиверского городского поселения Гатчинского района Ленинградской области пыталась объяснить прокурору и суду, что тротуары построить не может. Во-первых, район, где тротуаров нет, проектировали очень давно, когда по закону они не требовались. Во-вторых, бюджет под дорожное строительство не выделяли.
  • Но прокурор настоял, а суд поддержал его в том, что муниципальные власти обязаны обеспечить безопасность дорожного движения, в частности строить тротуары. Власти свободны в планировании бюджета, но должны выделить деньги, чтобы исполнить свои обязанности. И неважно, в каком году была спроектирована дорога. Действующее законодательство предъявляет к ней другие, более строгие требования.

Обратиться в суд самостоятельно. Если же прокуратура вас проигнорирует, остается обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском. Мы уже подробно писали, как выбрать суд.

Наиболее логично потребовать от административного ответчика, то есть муниципальных властей, совершить действия — построить тротуар, чтобы устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то есть вас, поскольку подавать иск будете вы.

Как подать иск и что нужно помнить, обращаясь в суд, мы тоже уже писали. Но все-таки я надеюсь, что прокуратура все сделает за вас.

  • Алексей МасловскийPavel, конечно. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5#%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_-%D0%BE%D0%B2(%D0%BE),_-%D1%91%D0%B2(%D0%BE),_-%D0%B5%D0%B2(%D0%BE),_-%D0%B8%D0%BD(%D0%BE),_-%D1%8B%D0%BD(%D0%BE)0
  • rediskaУчитывая, что в Мск на благоустройство уходит по 300млрд рубасов, а бюджет моего города 7млрд рублей, тоооо я долго не дождусь тротуаров и нормальной городской среды.3
  • Алиса Маркинаrediska, размеры вашего города наверняка меньше, чем у столицы)2
  • WegeographАлиса, если взять в рассчет то что в Москве бюджет на благоустройство равен 300 млрд, и то что в городе 15 млн жителей, выходит что Москва тратит на благоустройство 10 млрд рублей на каждые 500 тысяч жителей. В моем городе как раз 500 тысяч жителей. Только вот бюджет ВСЕГО моего города равен 10 млрд рублей, то есть город может потратить денег на все свои расходы столько, сколько Москва тратит лишь на одно благоустройство для такого же количества жителей))5
  • Павел ГоряиновПобольше статей по общению с муниципалитетом/УК , это больше всего вызывает страх и незнание что делатт4
  • ВладСюда подходит композиция ВИА Весёлые ребята - Автомобили и припев "Автомобили автомобили буквально все заполонили. Там где вековая лежала пыль. Свой след оставил автомобиль"0
  • ВячеславА как заставить администрацию города исполнить решение суда ? Решение, которое здесь описано, с прокуратурой уже пройдено. Был суд, он выигран и есть постановление привести дорогу в соответствии с ГОСТ. Но вот только администрация делать ничего не спешит уже 3 года. Осенью они просят отсрочку в связи с погодными условиями до весны и суд им дает ее (все дело происходит в маленьком городе Гусь-Хрустальный), а весной они просто ничего не делают или делают локальный ремонт около пары домов и на этом все. Далее ситуация по кругу. Прокуратура говорит мы все сделали и передали приставам. Приставы бездействуют. Ответственности никто не несет, поэтому решение суда 3 года не исполнено. Как еще заставить администрацию исполнить решение суда ? PS Дело №2а-449/2018 Гусь-Хрустальный городской суд6
  • Булочникова ТатьянаА для сельской местности требования такие жн?0
  • Ненависть к системеВопрос. Можно ли привлечь в ответственности органы , которые обязаны были создать безопасные условия для пешехода от точки "А" через КАД до точки "Б"? Дело в том что 16 числа мой друг погиб , его сбила машина. Его семья осталась без кормильца, отличного отца двух детей и хорошего мужа. Другого пути нет, чтоб добраться до города. Взрослые и дети, который день ходят по дороге , где носятся машины под 110. Это город Санкт-Петербург, обидно. Вроде бы не первый случай , когда так людей сбивает машина, но до сих пор не предоставили безопасного пути для пешехода. За что они платят налоги? Считаю что нужно за такое привлекать к уголовной ответственности на не малый срок. Ведь по их вине гибнут люди4
  • МаринаУ нас проходить федеральная трасс м-7, была деревня теперь мы относимся городу.Сделали ремонт трассы м-7 и около нас развязку на город Балашиха, а пешеходный тротуар нет . Между ВНИИПО и Безменково около 800 метров , садик ходим ВНИИПО вдоль леса которая тянется вдоль дороги, от федеральной дороги до леса метров 8, кто должен строить пешеходный тротуар город или федералы? И можно ли по закону строить около развязки?0
  • user2353327Между домом и торговым комплексом есть плитобетонная дорога ведущая к заводу, но нет тротуара для пешеходов к многоквартирному дому. Жителям приходится идти по ней оглядываясь и спотыкаясь в темноте. Я упала и поломала руку. Вопрос: "Могу ли я подать в суд на городские власти с требованием возмещения моих расходов на лечение?"1
  • ЕленаИв-аУ нас в селе есть дорожка, когда-то давно была заасфальтирована, сейчас асфальт местами поломан, местами его нет совсем, часть дорожки подтопляется талыми или дождевыми водами, а часть была разрушена особо одаренным хозяином прилегающего участка. Администрация говорит, что этой дорожки нет у них на балансе и вообще это ответственность Минтранса. Минтранс в свою очередь говорит, что нет это не их дорожка и вообще ссылается на невозможность обустроить ее, сделать нормальный тротуар, ввиду стесненности условий (но она при этом кем-то давно была обустроена и ничего им не мешало)))) Вот как и на кого можно пожаловаться и как надавить на администрацию чтобы они зашевелились?0
  • Екатерина ДаниловаДобрый день! Подскажите, пожалуйста, регламентируется ли строительство тротуара вблизи многоквартирного жилого дома? Сколько нужно отступать по нормативам от отмостки, либо стены здания?! Заранее спасибо!0
  • ИльяЯ автор вопроса и чочу дать обратную связь по его решению. Ответ юриста был использован для повторного обращения в управу, но с нулевым результатом - чиновники не стали утруждать себя детальным рассмотрением и просто прислали очередную отписку. Я обратился в прокуратуру и один из сотрудников прокуратуры лично выехала на место и выяснила со мной и приглашенными чиновниками из управы все детали. По результатам посещения места прокуратура согласилась с моими требованиями и прислала в управу уведомление о нарушении законодательства. Управа не стала ждать иск в суд от прокуратуры, нашла (о, чудеса!) бюджет и в конце августа построила нам тротуар. Спасибо Тинькофф Журнал и юристу Анне за помощь!2
  • ИльяStan, расстрою вас. Статья актуальная и я своего добился. Про заказ - ну смешно же1
  • Alexey_PeВячеслав, похоже на какое то присвоение гос. бюджета. Ситуация никак не поменялась?0