«Мы с дочерью упали с бревна в ледяную реку»: 5 историй о путе­шес­твиях с детьми по России

Опыт читателей

Обсудить

Ольга Чемоданова

изучала опыт родителей

Читатели часто отправляются в поездки по стране всей семьей и пишут об этом в потоке «Путешествия с детьми».

У всех — разный формат семейных поездок. Одна героиня с тремя детьми поехала на Черноморское побережье в санаторий. Другая предпочла сити-туризм и обошла с четырехлетним сыном несколько музеев. Еще одна семья отправилась в горный поход. Собрали интересный опыт родителей в этом материале.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

История № 1

«Стало неожиданностью, что в июне может выпасть снег»

Ra-ri-ru

пережил много приключений с детьми

В пандемию, когда границы были закрыты, мы с семьей решили посмотреть Горный Алтай. Это была наша третья поездка в тот край, но летом поехали впервые. Путешествовали впятером: с женой и тремя детьми — семи, пяти и трех лет. Ожидали приключений — и получили их с избытком.

Мы прилетели в Горно-Алтайск из Москвы и взяли сутки на адаптацию из-за разницы во времени. Затем улетели в село Усть-Кокса, провели там два дня. В первый знакомились с Уймонской долиной и музеем старообрядчества. Во второй взяли напрокат джип и поехали в село Тюнгур, откуда стартуют популярные туристические маршруты.

Нашли «шишигу» — так называют грузовик ГАЗ-66. На нем нас забросили на два дня к Мультинским озерам. Ночевали в домике, исследовали округу. На обратном пути «шишига» загорелась, — пришлось идти пешком. 14 километров мы с детьми преодолели за 10 часов.

Потом вернулись в Усть-Коксу и через Горно-Алтайск полетели в село Кош-Агач. Провели там две ночи. Арендовали уазик с водителем, чтобы он отвез нас на Алтайский Марс — это цветные горы. Шофер по пути заблудился, мы едва не застряли в горной реке. Как выяснилось, он не знал дороги, спрашивал у встречных водителей и по телефону у друзей. Вообще, я обратил внимание, что в Кош-Агаче к туристам относятся довольно прохладно.

Потом на автобусе доехали до Голубого озера. Снова заказали уазик и прокатились по Улаганскому тракту к Телецкому озеру, где сняли дом на берегу. Главной трудностью было растопить печь и всю ночь поддерживать оптимальную температуру. Дальше приехали в Манжерок, провели там день, затем сутки на сборы — и домой.

В этой поездке было много сложностей. Например, для нас стало неожиданностью, что в июне может выпасть снег. Меня укусил клещ. Мы с дочерью упали с бревна в ледяную реку, а у малыша загорелась куртка. Иногда нас пытались обмануть местные.

Советы тем, кто соберется на Горный Алтай:

• заранее просчитывайте маршрут;
  • берите запас одежды, так как погода непредсказуема;
  • покупайте страховку от клещей — в мае и июне у них пик активности.
История № 2

«Самара показалась прекрасной»

Хозина Мария

очарована Волгой, пляжами и закатами

В 2022 году для недельного летнего отдыха с мужем и четырехлетним сыном выбрали Самару. Готовились основательно: смотрели видео про город и пляжный отдых на Волге, читали форумы.

Решили, что добираться из Москвы до Самары будем на поезде. Это удобно. Ехали на фирменном поезде № 010 «Жигули». Время в пути — всего 13 часов. С маленьким ребенком такой маршрут был очень удобен. Мы выкупили купе целиком и наслаждались путешествием. Сыну все было интересно, при этом он не успел устать: сели, поели, легли спать, утром попили чаю — приехали.

С жильем мы не прогадали. Выбрали отель Holiday Inn, сейчас его переименовали в Holiday Hall Samara. Прекрасная современная гостиница в центре Самары, близко к исторической части города и набережной. Вид на Волгу потрясающий. В отеле есть спа-центр, и мы каждый вечер после прогулок купались в бассейне или отмокали в джакузи.

Завтраки включены в стоимость проживания. Большого разнообразия не было, но нам вполне хватало: каша для ребенка, яйца, гарниры, блинчики, фрукты, выпечка. Взрослым тоже было из чего выбрать. Без изысков, но вкусно. Обедать и ужинать мы предпочитали в отеле — все меню там перепробовали. Еду приносили прямо в номер. Большой плюс в том, что при заказе из взрослого меню блюдо из детского можно было получить бесплатно.

Мы отдыхали во второй половине июня, и нам очень повезло с погодой. Было солнечно, без дождей, днем по-летнему жарко. Вечером одевались потеплее и отправлялись гулять на набережную, она в Самаре прекрасная, длиной более 4 километров. Параллельно променаду расположены песчаные пляжи, где мы загорали и купались. Вода в Волге была довольно прохладной, но нас это не останавливало.

За неделю отпуска успели посетить парк чудес «Галилео», Музей космонавтики, парк аттракционов «Три медведя», городской курорт «Волжские термы». Покатались на теплоходе по Волге и бесконечно гуляли по набережной. Прогулки вдоль реки, особенно вечером, пожалуй, были моим самым любимым видом досуга в этом отпуске. Мы покупали мороженое, клубнику, любовались закатами, сидя на набережной, и слушали музыкантов.

Как туристу Самара показалась мне прекрасной: уютные улочки, старенькие домики, неспешный ритм, бабушки в платочках. Я бы с удовольствием вернулась.

История № 3

«Сын влюбился в город, не хотел улетать»

Юлия Колтунова

каталась по заливу и ходила в музеи

Решение поехать с сыном в Питер получилось спонтанным. В ноябре 2023 года узнала, что есть билеты из Новосибирска по приятной цене — 22 000 ₽ в обе стороны на двоих. Быстренько определилась с датами и купила. Последний раз я гуляла по Санкт Петербургу в 2018 году, будучи беременной. А теперь решила свозить своего четырехлетку, думала, он оценит.

Мой сын — путешественник с опытом, поэтому я не заморачивалась с развлечениями в самолете. Просто купила пять машинок Hot Wheels — этого более чем достаточно на все время отпуска. Взяла в полет сок, печенье.

К отелю у меня было несколько основных требований: центральный район, близость к основным достопримечательностям, метро и продуктовые магазины в шаговой доступности. Остановилась на варианте, который покорил меня наличием балкона и видом с него.

Решила не брать машину в аренду, а передвигаться на общественном транспорте и такси, так как в центре Питера сложно найти парковку. Для ребенка это было в новинку, он избалован автомобилем, поэтому метро вызвало у него восторг. Расскажу про места, которые нам понравились.

«Гранд-макет Россия». Выше всяких похвал, музей обязателен к посещению с детьми и без. Города России представлены в миниатюре, все анимировано, меняется день и ночь, можно разглядывать очень долго. Рекомендую ехать к самому открытию, чтобы посмотреть выставку без толпы людей. Ближе к обеду сложнее подойти к макетам. При музее работает неплохое кафе, ценник приятный.

«Севкабель порт». Поехали спонтанно, никогда там не была. Много фуд-зон на любой вкус, детская площадка, красивый вид на Неву и Финский залив. Мы взяли экскурсионную прогулку по воде на целых 2,5 часа и не пожалели. Выезжали на залив, смотрели на «Лахта-центр», объехали вокруг Васильевского острова — все это сопровождалось рассказами экскурсовода.

«Новая Голландия». Отличное пространство для прогулки с четырехлеткой. Детская площадка в виде огромного корабля, а точнее, фрегата «Петр и Павел» — 26 метров длиной и 6 метров высотой. В парке можно пообедать или поужинать.

Парк аттракционов «Диво-остров». Мы зависли там почти на целый день. Обязательно посетите, если вы с детьми.

Петергоф. Решила выделить день на посещение, так как фонтаны-шутихи точно пришлись бы по нраву сыну, и не прогадала. Погода стояла жаркая, и он с огромным удовольствием бегал под струями воды. Пообедали на берегу залива, помочили ноги — водичка была отличная, остатками еды покормили чаек. Кстати, добирались в Петергоф на каршеринговом авто. Так оказалось проще, чем на автобусе, особенно на обратном пути: не пришлось стоять в пробке.

Мы жили рядом со станцией метро «Невский проспект», поэтому гуляли и не по разу у Исаакиевского и Казанского соборов, Спаса на Крови, Эрмитажа, по мостам. На Неве кормили чаек с рук, лежали на газонах или устраивали пикники. В общем, время провели отлично. Сын влюбился в город, очень не хотел улетать. Пообещала, что приедем еще.

Основной сложностью в путешествии был дневной сон. Но так как он есть и в повседневной жизни сына, я планировала маршруты на полдня. Мы возвращались в гостиницу на сон, а потом шли гулять до вечера. Сыну удавалось поспать на кораблике и в машине, поэтому во время длинных экскурсий все сложилось как надо. Для первого путешествия не на море — опыт отличный!

История № 4

«Потратили на поездку около 30 000 ₽»

Фея зайчат

гуляла по Кремлю и купалась в аквапарке

Ездили в Казань на два дня с ребенком 11 лет. Люблю путешествовать в интересные места, но в этот город как-то не получалось добраться, а тут сын составил мне компанию.

Ехали из Москвы на поезде, потому что в приоритете было удобство. До вокзала быстро добираться, в купейном вагоне комфортно спать. За билеты заплатили 10 852 ₽. Сумма со скидкой, так как мы участвуем в программе «РЖД-бонус» и примерно раз в год можем свозить кого-то из членов семьи по премиальному билету.

Жили в отеле «Ривьера», номер на двоих стоил 13 785 ₽. В эту цену входило несколько дополнительных опций. Во-первых, посещение аквапарка, тогда как отдельный билет в него стоил 2990 ₽ на человека. Во-вторых, вечером нас в номере ждал кофе, а утром — шикарный завтрак. Пожалуй, круче завтраки были только в бизнес-отелях Holiday Inn в Германии. Бронировали через Тинькофф Город, получили кэшбэк 827 ₽.

Перемещались по Казани пешком, на метро, троллейбусе, теплоходе и прокатных самокатах. На транспорт потратили чуть меньше 1000 ₽. Помимо отеля, два раза ели в сети татарской кухни «Тюбетей». Вкусно и недорого.

В первый день ездили на теплоходе в Свияжск. Вечер посвятили аквапарку. Во второй день прошли по Казани 30 тысяч шагов. Посмотрели все основные достопримечательности: Кремль, улицу Баумана, несколько музеев. Все места подбирала по рейтингу на «Трипэдвайзоре» — всегда так делаю.

Больше всего меня впечатлил Казанский кремль, а ребенка — аквапарк и колесо обозрения. Вообще, трудно что-то выделить, в городе много приятных локаций.

Сложности в поездке возникали только с оценкой расстояний. Иногда казалось, что объект, к которому мы идем, буквально в двух шагах, а на деле оказывался очень далеко.

Потратили на поездку около 30 000 ₽. Конечно, можно было съездить дешевле, но в путешествиях с детьми важен комфорт. Благодаря скидке на билет и услугам отеля мы отдохнули довольно выгодно. В Казань можно поехать и с меньшим бюджетом. Там понравится людям разного возраста и интересов.

История № 5

«Когда увидела фотографии пляжа, поняла: нам туда»

Анастасия Зеленкова

нашла хороший пляж в Сочи

Перед отпуском я долго подбирала место для отдыха на Черноморском побережье. Заграницу не рассматривала, так как побоялась одна с тремя детьми лететь в чужую страну. Выбрала Сочи.

Долго изучала дома отдыха и санатории. Прошлый опыт отдыха на этом курорте помог мне отказаться от Центрального района, поскольку береговая линия там очень узкая, не хотелось тесниться на пляже. Меня заинтересовал санаторий «Лазаревское» в одноименном районе. Когда я увидела фотографии пляжа, сразу поняла: нам туда.

Санаторий мне не очень понравился, но цена была доступной. В целом он тянет на хорошую тройку с учетом близости моря и трехразового питания. А вот пляж оказался достойным и более чем оправдал мои ожидания. Широкая линия, оборудован лежаками, беседками, топчанами, качелями, раздевалками, душами, туалетами. Есть спортивные площадки, кафе, рестораны, магазины, детские игровые зоны, прокат спортивного инвентаря и многое другое.

Район Лазаревское относится к городу Сочи, но находится примерно в 100 километрах от аэропорта Адлера. Мы добирались до санатория на такси, дорога очень тяжелая, много серпантина. Путь туда занял около двух часов, в обратную сторону было очень много пробок и мы добирались три часа. Есть хорошая альтернатива — поезда, но нам не подошло расписание с учетом времени вылета.

Отдых с детками в целом удался. Но мы везде соблюдали меры предосторожности — на воде, на суше. Перед поездкой дети пропили десятидневный курс пробиотиков, чтобы избежать ротавирусной инфекции, на отдыхе соблюдали правила гигиены, поэтому обошлось без болезней и происшествий. Главное — позитивный настрой, тогда все будет хорошо.