Беречь документы и самооценку: 9 выводов, которые можно сделать после увольнения

Беречь документы и самооценку: 9 выводов, которые можно сделать после увольнения

Основано на опыте читателей Т⁠—⁠Ж
55

Иногда увольнение сильно бьет не только по бюджету, но и по психике.

Аватар автора

Олеся Власова

сделала выводы

Страница автора

Наши читатели уже рассказывали, как это бывает. Собрали еще несколько историй и сделали из них выводы, которые помогут смягчить последствия неприятных увольнений, а возможно, даже избежать их.


Вывод 1. Не скрывать свои заслуги

«Жалею, что позволяла нагружать себя неоплачиваемой работой и из скромности не рассказала, как много сделала для компании»

Аватар автора

Олеся

сдалась без боя

Руководила подразделением более 20 лет. Для его развития требовалось вложение денежных средств, а их не было. Я надоедала руководству своими просьбами. В итоге мне урезали зарплату и увеличили нагрузку.

Я сама написала заявление. Но считаю, что меня принудили отказаться от должности. Жалею, что позволяла нагружать себя неоплачиваемой работой, не настояла на своих правах и из скромности не рассказала, как много сделала для компании за время своей работы.


Вывод 2. Копить доводы

«Справедливость и законы ничего не значат, когда от тебя хотят избавиться»

Аватар автора

Olya Bogatkina

уволена по состоянию здоровья

Более девяти лет работала категорийным менеджером в крупной сети продуктовых магазинов. У меня инвалидность второй группы и терминальная стадия хронической почечной недостаточности, и мне необходимо делать диализ три раза в неделю по вечерам. Иногда я поздно возвращалась с диализатора и опаздывала на работу, но всегда все успевала. С обязанностями справлялась, KPI выполняла. Давно не была в отпусках и на больничных, часто задерживалась на работе.

Однако, зная о моих проблемах со здоровьем, одна из начальниц решила избавиться от меня и вынуждала уволиться по собственному желанию. Меня вызвали в кабинет коммерческого директора, заставляли подписать документы об увольнении. Повышали на меня голос и унижали, говоря, что здоровье не позволяет мне работать, что я неполноценный сотрудник и, если не уйду добровольно, меня уволят по статье. Думаю, на самом деле проблема была в том, что я никогда не пыталась подружиться с начальством, не ходила со всеми курить и сплетничать, а обо всем, что касается работы, имела свое мнение.

Видя, что выхода нет, я согласилась уйти — при условии увольнения по соглашению сторон, выплаты квартальной премии и компенсации. Поняла, что справедливость и законы ничего не значат, когда от тебя хотят избавиться. Вопрос только в том, будут ли у тебя убедительные доводы, которые заставят работодателя выплатить положенные тебе деньги.


Вывод 3. Хранить все документы

«Бумаг никогда не бывает много»

Аватар автора

Аноним

судился с компанией

Пять лет работал инженером в петербургском филиале екатеринбургской компании, которая однажды просто перестала платить. Центральный офис передал, чтобы мы увольнялись по собственному желанию, и прекратил отвечать на звонки сотрудников филиала.

Когда суд принял решение начать дело о банкротстве компании, «высокое руководство» вышло на связь, поторопило с написанием заявления и предупредило, что по банкротству нам не достанется ничего. Весь филиал уволился, но выплат так и не получил. Решили снова обратиться в суд.

Слушания прошли без единой явки ответчика, решение приняли в пользу сотрудников. За время судебного процесса работодатель погасил долги перед теми, кто подал иски. Я пошел путем взыскания через приставов, но до сих пор не получил пени и компенсацию морального вреда. А коллеги, подавшие исполнительные листы в банк, узнали, что «денежных средств в банке компания не имеет». По совпадению банк — главный кредитор, подавший на банкротство.

Вывод: бумаг никогда не бывает много. Все договоры, допсоглашения, внутренние документы об обязанностях, деньгах и распорядке надо копировать, подписывать и ставить на них печати.


Вывод 4. Беречь самооценку

«Я была наивной, и случившееся негативно повлияло на мою самооценку»

Аватар автора

Олеся

перестала верить в себя

Устроилась копирайтером. На собеседовании руководитель компании не скрывал симпатии к моему резюме, опыту и текстам. Но отработала я только два дня. Работы было мало, я просила у руководителя заданий, но он отмахивался. А под вечер второго дня мне сказали, что мои тексты «не впечатлили» собственника компании, и со мной решили расстаться. Я испытала шок: не дать адаптироваться, не сделать ни одного замечания, не обсудить работу, а просто уволить. Исполнительный директор сформулировал это так:

«Дело не столько в текстах, сколько в вашей энергетике, вашем обаянии».

Я действительно не зажигалка, интроверт, человек спокойный и молчаливый. Но как связаны мои энергетика и обаяние и способность писать про бытовую технику, я не поняла. К сожалению, мне было 22 года, я была наивной и случившееся негативно повлияло на мою самооценку.


Вывод 5. Не винить себя

«Я считала себя плохим сотрудником!»

Аватар автора

Ольга

была неопытна

Это была моя первая «серьезная» работа после института — я была стажером, а стала младшим специалистом. Но при подписании документов выяснилось, что это срочный договор на полгода. При этом ни в описании позиции, ни на собеседовании об этом не сообщили, а заявление на увольнение с предыдущей работы я к тому моменту уже написала.

Выйдя на работу, сразу поняла, что никто из коллег не уходит домой вовремя. Тогда я думала, что это в порядке вещей, и каждый рабочий день страдала.

Спустя три месяца начальница сказала, что продлевать мой договор не будут, потому что «не видят во мне интереса к работе». Но при увольнении вторая начальница добавила, что изначально работа подразумевалась на полгода, чтобы снизить затраты на работников. А я считала себя плохим сотрудником!


Вывод 6. Не закрывать глаза на проблемы компании

«Надо собирать манатки, как только из холодильника пропадает кока-кола»

Аватар автора

Аноним

смирилась

Работала в большой и веселой лавочке в центре Москвы, с белыми зарплатами, бесплатными обедами, прекрасным офисом и любимыми коллегами. Деньги внезапно закончились, но нам об этом не говорили. Перестали платить, но зарплату обещали, и мы продолжали ходить на работу (Л — лояльность).

31 декабря нас стали по одному вызывать к начальникам. Подписывали увольнение по соглашению сторон — с обещанием выплатить все долги и несколько зарплат. Однако до сих пор так ничего и не заплатили. Я смирилась. Кто-то боролся, бегал по судам, но, кажется, результаты примерно такие же. Вывод: вне зависимости от того, насколько компания «белая» и «по ТК», надо собирать манатки, как только из холодильника пропадает кока-кола.


Вывод 7. По возможности не очаровываться работодателем

«Своего работодателя, которого раньше обожала, теперь очень не люблю»

Аватар автора

Аноним

разочаровалась в любимом работодателе

Работала сначала специалистом бэк-офиса, а затем email-маркетологом в маленькой компании, буквально стартапе. Уволили из-за сокращения штата, мою должность якобы упразднили. Но сказали мне об этом только за две недели до окончания работы — просто поставили перед фактом.

Чуть позже, когда на последней рабочей неделе я окунулась в депрессию, мне радостно сообщили, что я остаюсь с командой еще на неопределенные две-три недели, работая по договору ГПХ. В итоге у меня сложились какие-то гипертоксичные отношения с работодателем, который не отпускал меня в добрый путь и не давал возможности начать жизнь заново.

Заплатили всего два оклада — но я готовилась к худшему. А своего работодателя, которого раньше обожала, теперь очень сильно не люблю. Какой-то волк в овечьей шкуре.


Вывод 8. Возможно, стоит подумать о своем деле

«Не стоит проявлять инициативу в чужом бизнесе»

Аватар автора

Аноним

зря проявил инициативу

Работал фронтенд-разработчиком. Однажды руководитель позвал на вечернюю встречу в переговорке. Я подозревал об увольнении, потому что новые задачи мне давали неохотно, хотя я уже не раз просил об этом. Но тогда подумал, что меня как раз наконец подключат к другим проектам.

У лифта ждал второй руководитель. В переговорке сидел мой основной начальник и HR-менеджер. Руководители оказались лицемерами, перечислили мне разные дурацкие причины увольнения, глядя в стол. Было обидно слышать, что мне неинтересен проект и деятельность компании — и это после того, как я познакомил фирму с одним стартапом в той же сфере, чтобы вместе работать.

Так что не стоит проявлять инициативу в чужом бизнесе. Хочется «влиять на продукт» и «видеть результаты каждый день» — открывайте свое дело. А работая на дядю просто делайте то, что требуют.


Вывод 9. Не забывать, что всегда можно найти работу получше

«На новом месте меня стали ценить»

Аватар автора

Игорь

растерялся

Работал начальником отдела АСУ. Новое начальство стало давить на меня, желая понизить в должности. Ушел на больничный. По возвращении уволили по надуманной статье. Выплат не получил. Растерялся, бороться не стал. Проработал там более 25 лет, все меня знали. И то, что со мной так поступили, было для меня потрясением.

Три месяца спустя знакомый помог найти работу. На новом месте меня стали ценить. Росла и моя уверенность в себе, и зарплата. Сейчас у меня интересная работа, даже на пенсию не хочется.


Олеся ВласоваЧему вас научили неприятные увольнения и проблемы на работе?
  • kotik_sherif1. нужно верить в себя, в свои идеи и уметь аргументировать свою позицию 2. мое эмоциональное состояние и здоровье важнее работы 3. нужно рассказывать о своих достижениях коллективу 4. обострился гастрит из-за переживаний на работе? бери больничный и ищи новое место 5. рынок труда огромный, я не останусь без работы, так что не стоит держаться за сомнительного работодателя сопереживаю всем авторам103
  • OльгаТому, что в любом случае, рано или поздно, я смогу найти новую работу. Поэтому не надо бояться увольнения. Возможно, она будет даже лучше предыдущей.12
  • Ольга КузнецоваИдиотов много, а вы у себя одни. И стоит поберечь себя.53
  • Воинствующий котеист1) Распознавать начальников-психопатов за версту; 2) Не ставить работу выше своей жизни; 3) Не оставаться в офисе вечером, если не платят сверхурочные; 4) Не позволять повышать на себя голос.45
  • Воинствующий котеистОлег, где-то я уже видела этот коммент15
  • ЕвгенияА я на собеседовании теперь спрашиваю, есть ли переработки, и если есть - я там работать не буду.21
  • OльгаЕвгения, сразу после универа: - у нас есть переработки, они не оплачиваются, вы готовы к этому? - конечно, конечно, я на все согласна. 5 лет спустя: - у вас есть переработки? - да - оплачиваются? - нет - до свидания.49
  • Pavla TolokoninaНе очень поняла вторую историю: при заявленной сотрудником инвалидности уволить его просто невозможно. Расставание с ними стоит очень дорого. Мне приходилось увольнять инвалида, поэтому знаю, о чем говорю.18
  • Алёна ВоропаеваНаучили тому, что если SMM-щику дают 1000 рублей и говорят, приведи нам на них побольше людей в вот эти 5 групп, то надо от ребят бежать побыстрее и подальше12
  • НеОнЯ не понял при чем тут кока-кола? И почему если она пропала, надо бежать?2
  • ТраблшутерWhat, в некоторых компаниях на кухне холодильник забивается продуктами для работников за счёт работодателя. Ну вот, как перестал работодатель продукты закупать, значит первый звоночек прозвенел и пора смазывать лыжи))29
  • МаргаритаНет никакого смысла оставлять всего себя на работе, если это не компенсируется. Здоровье - оно одно. Если не складывается с компанией - лучше уходить.13
  • Дима БотинокВсю жизнь работаю с ненормированным рабочим графиком и неоплачиваемыми переработками, пока это чуть больше 5 лет. Но компенсируется высокой базовой з/п, за которую работодатель ожидает от тебя, что ты способен порешать проблемы быстро и самостоятельно. Не видел работы с таким же уровнем з/п, где можно спокойно без горящих точек попивать чаёк с 9 до 6.9
  • Ivan SusaninTonica, на более-менее руководящих должностях третий пункт сложновато выполнить. Другой вопрос, что посиделки допоздна не должны быть ежедневными5
  • Воинствующий котеистIvan, имела я в виду руководящие должности — мне хватило одного раза, чтобы уберечь себя от дальнейших стрессов. Опять же, хороший руководитель умеет рассчитывать время своё, своих подчинённых и делегировать большинство "повседневных" задач, не требующих его личного участия12
  • Ivan SusaninTonica, возможно, ваш опыт доказывает обратное, но по моим наблюдениям никто с компенсацией условно от 200 тыс. в месяц не работал в режиме строго 9-18. Наблюдения делал в разных компаниях, в том числе с российскими и западными корнями. А уж сейчас, как все начали из дома работать, так и подавно стираются четкие границы рабочего дня9
  • Воинствующий котеистIvan, я работала с 9 до 21, но я была молода и не умела делегировать. Сейчас <s>стара</s> умею делегировать, но и геморроя этого не хочу — если только это не будет моё собственное дело. Иначе стресс того не стоит. Даже 200к7
  • Георгий Дулгиеру1. Рынок большой — не трать свое время и работодателя, если тебя что-то не устраивает. 2. Страховка тебе не поможет, на нее можно не рассчитывать. 3. Устраивайся только туда, где есть потенциал развития больше, чем на предыдущем месте.8
  • Olya BogatkinaPavla, ситуация, в результате которой получила инвалидность, произошла, когда уже работала в компании, официально не уведомляла отдел кадров, но руководители знали о состоянии моего здоровья. Но уверена, что в официальном статусе точно бы не оставили, сославшись на то, что не могут обеспечить необходимые условия, так как на данной должности обширный функционал и высокий уровень ответственности, что часто создаёт нервное напряжение, которого не избежать и блабла. Даже несмотря на то, что все планы и поставленные задачи всегда выполнялись. Вы правильно написали, с официально устроенными инвалидами много хлопот, в том числе с увольнением.В моем случае, проблема не в самой компании, а в руководителях на местах, которые опускаются до шантажа и морального прессинга. Стоит ли говорить, что спустя полгода они уже там не работали.7
  • Саша СинюхаевАндрей, рили. Выплатили отступные. Что не так? Или вы давали обет быть с вместе в болезни и здравии пока смерть не разлучит вас? Это просто бизнес, вы не рабы, работодатель не мамка.5
  • Pavla TolokoninaOlya, сочувствую. я бы в такой ситуации вернулась бы обратно через полгода.1
  • Юлия ПетроваOlga, на самом деле это проблема российского менеджмента и не отстроенных процессов. Это все про "сделать вчера", подвиги и прочие манипуляции. Переработки оттуда. Поэтому ну не так в лоб, но все же имеет смысл аккуратно это выяснить. В зарубежных компаниях такого сильно меньше (имею в виду европейские компании), это норм в 19:00 закрыть ноутбук и пойти заниматься своими делами. Но и концентрация во время рабочего дня выше. Это тоже стоит иметь в виду.11
  • Olya BogatkinaPavla, спасибо. Ситуация неприятная, но нет смысла возвращаться. После ухода мне сразу предложили работу, которая и оплачивается лучше и условия комфортнее.11
  • Natalia BalaevaВсегда надо послушать две стороны. По всем описанным историям, за исключением парочки, работники горели на работе, креативили, а их, подлецы работодатели, ни за что уволили.0
  • Natalia BalaevaУ меня было одно неприятное увольнение много лет назад. У организации сменился собственник, и часть функционала отдали сторонней фирме в другом городе, поэтому с нового года моя работа крайне сократилась в объёме, скажем так, тот функционал, который остался ну явно не стоил таких денег. Чтобы не платить за увольнение по законодательству - по сокращению штата - мой руководитель устроила мне безобразный скандал, как я считаю, на пустом месте, посидев подумав после этого цирка три дня, я написала заявление на увольнение по собственному желанию. Это было одно из лучших моих решений. Работу нашла даже до окончания полутора месяцев, пока я увольнялась и сдавала свои дела. Вышла на свободный график и большую зарплату.3
  • Кристина Габер1. Не говорить с руководством о политике. 2. Мои ценности и ценности компании должны совпадать. 3. Сотрудничество должно быть исключительно взаимовыгодным - когда работодатель выбивает условия только для себя и вешает все риски на работника - это плохой знак. 4. Не доводить себя до выгорания и проблем со здоровьем - деньги и статус этого не стоят, они просто не радуют в таком состоянии. 5. Если и приходится расставаться с работодателем, нужно делать это на максимально позитивной ноте и уметь договориться.12
  • Olya BogatkinaДима, абсолютно согласна. Ко всему прочему, некоторым людям по-настоящему нравится то, чем они занимаются, а уделять больше времени работе - их личное решение. К примеру, есть перспектива роста. Бывает даже такое.4
  • Алексей КаретинNatalia, Не совсем так. Если от вас пользы больше за вашу зп по сравнению с другим сотрудником на рынке труда за ту же зп, то будут держать. Именно поэтому и получается зачастую, что сегодня, вчера, на протяжении пяти лет всех всё устраивало, а сейчас внезапно увольняют, потому что кризис и у ворот компании ходят толпы соискателей, готовых работать за еду, потому что их на прошлых работах сократили.6
  • Мария ФедороваТк рф, санпинам, ти. Правам, короче. Тяжело найти раьоту, с порога вижу по 10 нарушений)))1
  • Valentina ShchevinskayaВсегда надо быть с "финансовой подушкой безопасности", никогда и ни с кем "не дружить" на работе, не проявлять инициативу, тщательно скрывать своё хорошее образование (несколько) и свой ум, для спокойствия занимать маленькую должность. И все же иметь завещание, на всякий случай.0
  • Олеся ПетуховаТому, что надо чаще менять работу. И после каждого увольнения отдыхать несколько месяцев.1
  • Елена ВоронцоваСтатья отличная, но вот помощь корректора автору не была бы лишней...0
  • Елена ВоронцоваЕвгения, сейчас в период удаленки переработки есть у многих. Но работать допоздна в офисе и дома - это две большие разницы.0
  • JuliValentina, зачем завещание?0
  • JuliValentina, зачем завещание?0
  • Елена ПогосоваУвольняют тогда, когда работник не вписывается в рабочий коллектив. По своему уровню развития выше, или значительно ниже работников и руководства. Не вписывается в стандарты. Это причина номер один. Причина номер два-финансовое положение компании. Закрываются, реорганизовываются. В этой ситуации могут полететь все. И подходящие под требуемый стандарт в т.ч.2
  • Ksenia BezborodovaДима, насколько высокой должна быть з/п по вашему для ненормированного рабочего графика и неоплачиваемых переработок?0
  • Адиль Кера1)Куда не попади всегда рано или поздно что то начнет бесить, вопрос времени 2)Пока не начнете работать над своим внутренним содержимым так и будете бегать, так как притягиваете одни и те же ситуации 3)Всегда занимайтесь хобби и думайте над тем как его монетизировать,нельзя все яйца складывать в одну корзину0
  • АдаУходить оттуда, где: Не ценят нормальных клиентов, но вылизывают тех, кто приносит копейки и выносит мозг сотрудникам. Руководитель стоит позади тебя и молча наблюдает, как клиент ни за что тебя оскорбляет. Руководитель умеет только орать. Нет хотя бы угла с холодильником и микроволновкой, и ты вынужден постоянно покупать в столовке и в кафе. Большинству плевать на работу. Не отвечают на письма, не выполняют задачи, игнорируют просьбы о помощи. Руководство не заинтересовано в развитии команды. Унижают кого-либо из сотрудников. Нет даже намека на корпоративный дух. Не ценят здоровье сотрудника, заставляя выходить с болью, температурой. Переработки - обязательная норма Когда руководитель перестает с тобой здороваться по причине "Все наши сотрудницы ходят на каблуках, платьях, наносят макияж, каждый день меняют образ. А ты портишь общий вид". А на собеседовании было сказано про свободный стиль и ты сотрудник айти отдела, где тебя почти никто не видит. Очень наигранна атмосфера. Все всегда радостны, крайне активны, болтливы.. в офисе, а как только выходишь в коридор, это плачущие или матерящиеся серые тучи. А если встречу еще раз, больше не потерять по собственной глупости место, где нет ничего из вышеперечисленного.0
  • Ирина КулаеваНе стоит верить работодателю на собеседовании: все руководители умеют "продать" свою компанию, рассказать, как "космические корабли бороздят...", а по факту выясняется, что у компании финансовые долги, и зарплату платят с задержками. Никто об этом на собеседовании не скажет! Не всегда даже по отзывам в Интернете можно узнать правду. Лучше всего, конечно, найти знакомых, которые там работали, узнать, как на самом деле обстоят дела.2
  • Kira Valdec1. Ставить свои интересы на первое место. Работодатель - не мамка, как уже писали в комментах. Отказался от работы двух крупных банках (топ-5) по причине того, что надо было дико перерабатывать "за спасибо", о чем хоть сообщили заранее. 2. Здоровье важнее статуса и ЗП. Уходил из одного крупного банка, когда обострилась межреберная невралгия, вылезла язва, стал дергаться глаз. Хотя платили выше среднего по рынку. 3. Подстраховываться. Копить деньги на финансовую подушку на случай рабочего "простоя", продолжать общаться с бывшими коллегами (перетянуть могут в хорошее место), не закрывать свое резюме на HH и даже ездить на собеседования, чтобы потом не быть как из леса - без понятия, что на рынке творится. 4. По возможности параллельно развивать свой бизнес или подработку. 5. Не быть предельно честным с начальниками и коллегами, не изливать душу и не делиться личными секретами и мнениями.3
  • Александр СавиновЧто я не буду Олесей Власовой0
  • Marianna MariИногда увольнение и сокращение даже во благо. Работать с токсичными людьми очень плохо для здоровья и психики. Не все в нашей жизни измеряется деньгами. Очень важны отношения между коллегами. Часто, стараясь сохранить работу, мы вредим своему здоровью и психике. Очень важна в таких ситуациях поддержка родных и близких.1
  • Ирина КулаеваМаргарита, Вы правы, но потом будьте готовы отвечать на собеседовании на вопросы типа"почему вы так часто меняете работу".1
  • Ирина КулаеваNatalia, Вы не правы, бывает в жизни по-разному: банкротство компании, мировой кризис, санкции, и пр. Компании вынуждены сокращаться, или банкротятся. И будь ты хоть семи пядей во лбу, компания закроется. Моей бывшей сотруднице год (!) не платили зарплату, и она все равно, как ответственный сотрудник, ходила на работу, так как переживала - а как же без нее табеля закроют. никто ей за это спасибо нее сказал, и денег она так и не увидела. Вы просто еще не сталкивались с этим, Вам повезло.0
  • Владимир ВовкНикогда не проявляйте инициативу, она наказуема!! Все что сегодня для вас достижение, для работодателя завтра норма!! Вкладывайтесь в компанию по минимуму, запомните что на вас просто ездят и думайте лишь о своих интересах!!0
  • Кристина Гусарова1.Никогда не рассказывать личную информацию сослуживцам 2.Держать дистанцию 3.Знать оценку своей работе и своему времени 4.Не боятся говорить и требовать 5.Брать больничные и идти в отпуск если тебе это нужно0