«Альф»: почему самое время пересмотреть культовый сериал про пушистого инопланетянина
Премьера шоу состоялась 38 лет назад. Большинство ситкомов того времени забыты, но «Альф» — точно исключение.
История о пушистом пришельце с планеты Мелмак прочно вошла в культурный код зрителей не только в США, но и по всему миру. Альф появлялся в эпизоде «Мистера Робота», учил зрителей безусловной поддержке и мужественно старался не есть котов.
Рассказываем об истории создания сериала, чем он был хорош и почему его стоит пересмотреть.
Из этого текста вы узнаете:
Что за Альф (Alf)
Дата премьеры: 22 сентября 1986 года первый сезон, 18 сентября 1989 года последний сезон
Страны производства: США
Режиссеры: Ник Хавинга, Берт Бринкерхофф, Гари Симокава
Сценаристы: Том Пэтчетт, Пол Фаско, Лиза А. Банник
В ролях: Пол Фаско, Макс Райт, Энн Шедин, Андреа Элсон, Бенджи Грегори, Джон ЛаМотта, Лиз Шеридан, Джош Блейк, Михай «Миху» Месарош
Жанры: фантастика, комедия, семейный
Сериалы, похожие на «Альф»: «Третья планета от Солнца», «Пришелец из космоса», «Гарри и Хендерсоны»
Продолжительность: 102 эпизода по 22 минуты
Где смотреть: Shout TV Factory, Prime Video, Peacock (недоступны в России)
О чем сериал
Одним сентябрьским вечером в крышу гаража обычной американской семьи врезается неопознанный летающий объект. Внутри находится что-то очень похожее на пушистого рыжего муравьеда.
Владельцы гаража, семья Таннеров, переносят существо в гостиную, где выясняется, что пришельца на самом деле зовут Гордон Шамуэй, а его планета была уничтожена ядерным взрывом. Глава семьи Вилли Таннер дает ему имя Альф — производное от Alien Life Form, «внеземная форма жизни». Чтобы существо не стало подопытным объектом для спецслужб, Таннеры решают приютить гостя.
Кто есть кто в «Альфе»
Альф. Пришелец с планеты Мелмак. У него восемь желудков, из-за чего он постоянно хочет есть. Рыжий, своенравный, остроумный и одержимый вкусными, восхитительными котами.
Вилли Таннер. Глава семейства, простой социальный работник. Одно из главных увлечений Вилли — коротковолновое радио. Именно его сигнал случайно перехватил Альф перед прибытием на землю.
Отношения Вилли и Альфа сначала кажутся натянутыми, но по мере развития сюжета становятся все теплее. Чаще всего споры вызваны культурными различиями между Мелмаком и Землей. Персонажа играет Макс Райт.
Кейт Таннер. Мать семейства и домохозяйка в исполнении Энн Шедин. Кейт отличается строгостью, циничностью и прямолинейностью. Она единственная из всей семьи высказалась против присутствия Альфа в доме, но она же и приняла решение не передавать пришельца спецслужбам.
Во многих эпизодах именно плохое настроение Кейт двигает сюжет. Но чего ожидать от женщины, которую инопланетянин несколько раз заставал в душе?
Линн Таннер. Старший ребенок Таннеров. Линн росла застенчивой и скромной девушкой, поэтому Альф часто пытался сделать ее более открытой и общительной. Короткий промежуток времени пришелец даже был влюблен в дочь Таннеров, но в итоге они стали лучшими друзьями. Роль сыграла Андреа Элсон.
Брайан Таннер. На начало сериала персонаж Бенджи Грегори был самым младшим членом семьи Таннеров. Альф стал для Брайана примером для подражания. В некоторых ситуациях это было плюсом: по примеру Альфа Брайан начал есть картофельное пюре, которое до этого не любил. Но обратной стороной медали стали попытки попробовать пиво.
Тревор Окмонак. Беспардонный и невоспитанный сосед Таннеров. Заходит в гости в самое неподходящее время и съедает всю еду, оставленную Альфом. На момент сериала его брат, сын и адвокат сидят в тюрьме.
Ракель Окмонак. Жена Тревора и вечно сующая нос не в свои дела соседка. Долгое время именно она была главной угрозой, от которой было необходимо скрыть Альфа.
Эрик Таннер. Младенец, введенный в сюжет из-за необходимости обыграть беременность актрисы Энн Шедин.
Лаки. Кот семейства Таннеров. На Мелмаке коты считались деликатесом, что ставило под угрозу жизнь Лаки рядом с Альфом.
Джейк Окмонак. Племянник Тревора и Ракель. Познакомился с Альфом, когда пытался украсть телескоп из гаража Таннеров. Дружба с пришельцем благотворно сказалась на юноше. Он перестал воровать, стал вежливее и увлекся электроникой. Его играет Джош Блейк.
У шоу интересная история создания
История о том, как «Альфа» показали NBC, начинается с кукольника Пола Фаско, создателя персонажа. До того как появилась технология CGI, проблему нечеловеческих героев в фильмах и сериалах решали с помощью кукол. Марионетки придавали происходящему на экране реалистичности, поскольку были физическими объектами, с которыми могли взаимодействовать живые актеры.
С 1960-х по 1980-е годы куклы занимали важное место на телевидении и кино. Джим Хенсон создал «Улицу Сезам» и «Маппет-шоу», Джерри Андерсон работал в собственной технике кукольной анимации и создавал целые миры с помощью марионеток со встроенными электроприводами. Куклы оживали на экранах в «Звездных войнах», «Темном кристалле» и «Лабиринте», а также в шоу «Капитан Кенгуру» и «Соседство мистера Роджерса».
Именно в этой медиасреде в начале 80-х Пол Фаско и его партнеры по бизнесу Боб Фаппиано и Лиза Бакли смогли заключить договор на создание новых кукольных сериалов для HBO и Showtime. Погрузившись в работу, Фаско создал инопланетянина по имени Альф, который стал воплощением несносности и беспардонности.
Фаско активно использовал пришельца для подтрунивания над семьей и друзьями. Это позволило отточить чувство юмора персонажа. Даже компания Disney была заинтересована в том, чтобы приобрести права на Альфа, но создатель отказался.
Пол договорился о встрече с Берни Бриллштейном, продюсером «Маппет-шоу» и влиятельным голливудским агентом. Бриллштейн скептически относился к Фаско, пока не встретил самого Альфа.
Следующим шагом стал питч для NBC — его тогда возглавлял директор Брэндон Тартикофф. На тот момент канал находился в продолжительном кризисе. В течение многих лет он занимал последнее место в рейтингах, а в 1983 году все девять новых сериалов провалились. Из-за плачевного состояния дел Тартикофф готов был пойти на риск.
В эру типичных семейных ситкомов Фаско предложил деконструировать образ классической американской семьи, добавив персонажа извне. Например, внезапно появившегося «дядю из ада», рыгающего и ломающего привычный уклад жизни. В роли «дяди» был Альф. Идея для ситкома с куклой в главной роли не была самой абсурдной, но поставить его в прайм-тайм для взрослой аудитории — это уже вызов.
Во время питча дела шли не очень хорошо. Поэтому Фаско позволил Альфу сделать всю работу. Он вытащил пришельца из-под стола, тот молча оглядел комнату, затем поковырялся в носу и вытер козявку о пиджак президента канала. «Вот так мы и продали шоу», — говорит Бриллштейн.
Фаско считал куклу продолжением себя. Он утверждал, что никогда не называл Альфа вещью и даже просил у пришельца совета по написанию сценария. Создатель настолько бережно относился к своей звезде, что чаще использовал репетиционную версию Альфа — Ральфа .
Стремление Фаско сохранить иллюзию, что Альф реален, превратило съемочную площадку в производственный ад для актеров и съемочной группы. В процессе использовали двухуровневые декорации. Верхний этаж — для актеров-людей. Нижний — на полтора метра глубже, с огромными зияющими люками и отверстиям для рук кукловодов. Актерам приходилось постоянно четко координировать свои движения, чтобы не упасть.
Альфом управляли три человека. Фаско отвечал за правую руку и голос Альфа, Лиза Бакли была левой рукой, а Боб Фаппиано с помощью пульта управления двигал ушами, глазами и бровями пришельца. Всем кукловодам приходилось работать синхронно, иначе движения становились неестественными. Это неизбежно приводило к постоянным ошибкам и запоротым дублям.
Для полноразмерных съемок использовался костюм, который надевал актер с низкорослостью Михай Месарош. На создание каждой сцены с участием Альфа уходило несколько часов, а на производство получасового эпизода — целые сутки.
«Альф» был очень популярен
Несмотря на все трудности при производстве, успех «Альфа» был оглушительным. В 1987 году только продажа мерча принесла каналу более 250 миллионов долларов. Лицо Альфа было везде: на скейтбордах, ланч-боксах, наклейках, плакатах, будильниках, пижамах, футболках и зубных щетках. Из-за продолжительности съемочных смен сериал был одним из самых дорогих в производстве на тот момент. Поэтому в NBC решили сделать упор на продаже сувениров, чтобы отбить затраты.
Это универсальная семейная история. Фаско вложил в своего персонажа все силы и душу — и получилось существо с другой планеты, но по своей натуре такое же, как мы. Инопланетянин не лишен недостатков и комплексов, у него есть увлечения, страхи, слабости и достоинства. Он самовлюблен, капризен, прожорлив и саркастичен. Его любопытство и разрушительные способности не знают границ и могут доходить до беспардонности. Альфа идеально описывает диалог с Вилли:
- — Я уже месяц под домашним арестом!
— Не месяц, а два дня.
— Тогда почему я нацарапал 30 черточек на перилах?
— Потому что ты вандал.
При этом у него отзывчивое сердце, открытая душа и самые искренние и добрые помыслы. Шоу несет простую истину: будь собой, и тебя полюбят таким, какой ты есть. Жизненные ситуации в сериале понятны детям и взрослым, а улыбку вызывает не только блестящее остроумие пришельца, но и его наивные представления о жизни на Земле.
Хотя Альф активно пытается адаптироваться к новым реалиям, он продолжает оставаться инопланетянином — с привычками и взглядами, чуждыми человеческому обществу. Например, в серии Live and Let Die его неуемный аппетит и любовь к кошкам сталкиваются с человеческой моралью и уважением к жизни. Альфу трудно понять, почему нельзя есть котов, когда на его планете они были обычной пищей.
«Альф» — отражение эпохи. Сохраняя баланс между комедией и драмой, шоу в легкой игровой манере затрагивает и сложные темы: взаимоотношения, политику, культуру, экономику и историю. То, что сейчас делают «Симпсоны», «Американский папаша», «Южный Парк» или «Рик и Морти», сначала делал «Альф». И, возможно, именно его стоит считать предтечей всех перечисленных проектов.
Америка 80-х годов — время рейгановской революции. Оказавшись в конце 70-х в глубоком экономическом, политическом и духовном кризисе, страна была разобщена. Этому предшествовали сумасшедшие 60-е, музыкальная и сексуальная революции, политические протесты. Консервативный курс президента Рейгана должен был снова сплотить людей.
Новая политика коснулась и телевидения: оно стало стерильным. Большинство сериалов было об идеальных классических семьях или о вечно бодрой и позитивной молодежи. Общество начало разочаровываться в навязываемой картинке. И в этот момент появляется «Альф». В нем сталкиваются две противоположности: по-рейгановски крепкая идиллическая семья и антисоциальный и сумасбродный инопланетянин.
Но по ходу сериала все герои становятся единым целым. Сам Альф постепенно социализируется, проявляя все больше ответственности за окружающих, при этом не теряя индивидуальности и обаяния. А карикатурно примерные Таннеры становятся людьми с настоящими страхами, проблемами и надеждами. Чего только стоит сон Вилли в одном из эпизодов, где его десятилетнего сына отправляют в некую страну Латинской Америки свергать неугодный США коммунистический режим.
Все это заставляло телезрителей по всему миру возвращаться к сериалу: юмор в Альфе был универсальным. Дети хохотали над попытками пришельца съесть кота, а взрослые ухмылялись над очередной аккуратно вброшенной социальной сатирой.
У сериала богатая вселенная. Альф быстро вышел за рамки телесериала. На волне успеха запустили мультсериал-приквел ALF: The Animated Series о жизни Гордона Шамуэя на Мелмаке. Основной юмор в нем строился на реалиях мелмакианцев, которые казались абсурдом на Земле.
Второй сезон оригинального шоу вышел вместе с еще одним мультипликационным проектом — ALF Fairy Tales. В мультфильме упоминали и пародировали известные сказки, среди них «Золушка», «Робин Гуд» и «Спящая красавица». В 1987 году Star Comics выпустили серию комиксов про инопланетянина. 50 выпусков было посвящено новым историям из жизни персонажа, а также альтернативной версии событий сериала.
Позднее Альф неоднократно появлялся в качестве гостя на различных ток-шоу. Недолгое время он даже был ведущим собственной программы ALF’S Hit Talk Show, но после семи эпизодов ее закрыли. Зато камео Альфа можно увидеть в сериалах «Детство Шелдона», «Мистер Робот», «Симпсоны» и «Гриффины».
24 февраля 2023 года компания Райана Рейнольдса Maximum Effort приобрела права на цифровую дистрибуцию ситкома. На платформе Shout Factory транслируются все серии шоу, а также несколько новых. Правда, каждая новая серия — это что-то вроде рекламы. Их спонсируют компании MNTN, Mint Mobile и Hims. Рейнольдс объяснил свою покупку «иррациональной любовью» к Альфу. Учитывая многолетние неуспешные попытки Пола Фаско возродить проект, эта новость — настоящая отдушина для всех поклонников мохнатого пришельца.
Альф — очень глубокий персонаж. Несмотря на демонстрируемый оптимизм, Альф — существо с тяжелой судьбой. Его родная планета Мелмак уничтожена, а все, кого он знал и любил, погибли. Хотя он старается скрывать боль за смехом и шутками, тоска по дому заметна на протяжении всего сериала. В финале первого эпизода Альф использует любительское радио. В надежде, что его кто-нибудь услышит, он обращается в огромную пустоту космоса: «Хочу сказать, что я очень по вам скучаю. Для меня невыносима мысль о том, что мы больше никогда не увидимся».
Не менее трагично и то, что Альф живет в постоянном страхе, что его существование будет раскрыто правительством. Он вынужден скрываться, находясь в сильной зависимости от Таннеров. При этом Альфу некуда бежать. Он стремится к нормальной жизни и любви, но все, что имеет, — временный уют, который может исчезнуть в любую секунду.
В какой-то момент, находясь в отчаянном состоянии, Альф хочет рассказать миру о своем существовании. Чтобы помочь пришельцу преодолеть кризис, в серии второго сезона We Are Family Вилли устраивает вечеринку, куда приглашает всех людей, знающих о существовании Альфа. В конце Альф благодарит Вилли: «Приятно знать, что есть кто-то рядом… Кто спасет меня от себя самого».
Альф — это не просто комичный пришелец с забавными манерами и ярким чувством юмора. Его трагичность заключается в поисках идентичности, утрате родины и стремлении найти место в чужом мире. При этом он вынужден скрывать свою уязвимость за смехом и шалостями. Контраст между забавной внешностью и болью одиночества делает его персонажем с гораздо более сложным внутренним миром, чем кажется на первый взгляд.
Завершение сериала оказалось для поклонников неожиданностью
Внезапное закрытие сериала делает картину еще грустнее. Ощущение можно сравнить с переездом лучшего друга детства, с которым вы не успели обменяться адресами или попрощаться.
К четвертому сезону напряжение на площадке достигло пика, а рейтинги опускались все ниже. Позднее в интервью Энн Шедин делилась, что актеры не выдержали бы еще один сезон. К тому же у сценаристов заканчивались идеи. Альф был пришельцем в бегах, что означало минимальное взаимодействие с кем-либо за пределами семьи Таннер. Камерность стала проклятием ситкома: с каждым разом становилось все труднее вводить новых персонажей, а для развития сюжета отчаянно требовалось расширить место действия.
В начале 1990-х руководство канала окончательно разочаровалось в сериале и решило его закрыть. Перед этим Фаско договорился с начальством о выпуске специального эпизода о дальнейшей судьбе пришельца. Таким образом, последняя серия четвертого сезона закончилась клиффхэнгером: Альф попал в руки американских военных. К сожалению, продолжения так и не последовало. Тартикофф ушел с NBC, а новые боссы телеканала не стали выполнять обещания предыдущих.
Продолжения пришлось ждать шесть лет. В 1996 году на канале ABC вышел фильм «Проект: Альф». По сюжету американские военные, наконец, выследили пришельца и перевезли его на секретную базу. Это стало воплощением первоначального замысла Фаско о пятом сезоне.
Но несмотря на то что фильм завершает все повисшие сюжетные линии, фанаты встретили его негативно. В полнометражке не было ни уютной семейной атмосферы и теплоты, ни любимых персонажей. Возможно, Пол Фаско решил попробовать что-то новое, но фильм вышел растянутым, с блеклыми героями и без ожидаемой ностальгии. В конечном счете «Проект» так и не смог возродить угасший интерес к инопланетянину.
Несмотря на консервативный курс, выбранный Рейганом, 1980-е выдались невероятно яркими. Они были наполнены творческими экспериментами — во внешности, одежде, музыке и игрушках. Предыдущие десятилетия стали сдвигом в американской культуре, а в 80-х эта революция достигла апогея. Модные тенденции проложили путь для Альфа: у него не было конкурентов. Но вот появляется Пол Фаско, вытирает инопланетные козявки о руководителя крупного канала — и так появляется закономерный продукт своей эпохи: что-то очень странное в окружении чего-то очень нормального. Неудивительно, что с концом 80-х закончился и сам «Альф».
Семья Таннеров была благополучной лишь на экране
В сериале царили любовь и относительный покой. Но за кулисами обстановка была далека от идеальной. Во время съемок каждый из актеров боролся со своими демонами, а после завершения шоу не у всех удачно сложилась судьба.
Тяжелее всего приходилось Максу Райту, игравшему Вилли. Райт был серьезным драматическим актером, но прославился своей самой нелюбимой ролью зануды Вилли Таннера. Мужчину раздражало, что он превратился в клоуна, выполняющего роль «второй скрипки» у куклы. Из-за постоянных задержек на работе от Райта ушла жена, а после съемок финального эпизода актер молча собрался и ушел, ни с кем не попрощавшись.
В дальнейшем Райт сосредоточился на театральной карьере. Однако его можно было увидеть в эпизодических ролях в The Norm Show или в роли менеджера кофейни Central Park в сериале «Друзья». Несмотря на граничащую с ненавистью неприязнь к сериалу, позднее актер признавал, что «„Альф“ принес много радости людям».
В нулевых актера арестовали за вождение в нетрезвом виде. Позже в сеть попали фотографии Райта, употребляющего запрещенные вещества. А в апреле 2001 года появилась информация, что Райт побирался, общаясь с бездомными и оказывая им сомнительные услуги в обмен на алкоголь или препараты. В 2019 году актер скончался от онкологического заболевания у себя дома.
Андреа Элсон тоже прошла непростой путь. На момент начала съемок ей было 17 лет, и она была худой как тростинка. Ко второму сезону девушка начала превращаться в женщину и поправилась. Актрисе казалось, что зрители ее разлюбят, она принялась стремительно худеть и заработала булимию. Во время съемок в «Альфе» Элсон познакомилась с ассистентом Скоттом Хоппером. В 1993 году пара поженилась. Только беременность помогла Андреа победить недуг, и в 1997 году у нее родилась дочь. Сегодня актриса владеет студией йоги (сайт недоступен из РФ), где и преподает.
Бенджи Грегори Херцберг — единственный актер из сериала, у которого остались в основном теплые воспоминания о съемках. После окончания «Альфа» он сыграл в нескольких комедийных фильмах, но в итоге решил уйти из киноиндустрии. В 2003 году поступил на службу в ВМС США и остался работать в военной сфере.
В июле 2024 года Херцберг умер. Его тело нашли в автомобиле на парковке. Рядом обнаружили его мертвую собаку — Ганса. Херцберг умер от жара на фоне цирроза печени. Известно, что актер страдал от депрессии, биполярного расстройства и часто не мог спать по несколько дней.
Какие эпизоды достойны внимания
Если нет времени смотреть весь сериал, выбирайте эпизоды, которые отлично показывают, почему «Альф» стал классикой. Кстати, названия большинства серий отсылаются к популярным песням, так или иначе связанных с сюжетом.
Strangers in the Night — 1 сезон, 2 эпизод. Все взрослые члены семьи Таннеров вынуждены уйти по делам, и Кейт приглашает миссис Окмонак посидеть с Брайаном. Когда соседка начинает смотреть фильм «Психо», Альф пытается улизнуть из спальни.
For Your Eyes Only — 1 сезон, 6 эпизод. Альф знакомится по телефону со слепой девушкой по имени Джоди. Несмотря на запрет Вилли покидать дом, Альф отправляется на встречу с новой приятельницей. Серия проводит параллели между Альфом и Джоди, рассказывая об одиночестве и отчужденности, с которыми сталкиваются люди и инопланетяне.
Lookin’ Through the Window — 1 сезон, 21 эпизод. Во время отключения электричества Альфу кажется, что Тревор убил Ракель. Этот эпизод — оммаж фильму Хичкока «Окно во двор».
La Cuckaracha — 1 сезон, 25 эпизод. Единственный эпизод в сериале с элементами научной фантастики. Среди обломков своего космического корабля Альф находит деликатес с родной планеты. Вместе с ним в дом к Таннерам попадает инопланетный таракан. Основное отличие неземного таракана от земных — он не умирает от инсектицидов, а увеличивается в размерах.
Working My Back to You — 2 сезон, 1 эпизод. В наказание за плохое поведение Таннеры переселяют Альфа в гараж. Необходимое условие для возвращения — не разбить ни одной вещи. Неделя проходит без разрушений, но вечером последнего дня Альф случайно взрывает кухню.
Take a Look at Me Now — 2 сезон, 3 эпизод. Соседка Ракель чуть не сходит с ума, случайно увидев Альфа. После ее попыток обнародовать эту историю все начинают считать миссис Окмонак обезумевшей. Испытывая сочувствие к несчастной женщине, Альф решает устроить сеанс связи якобы из космического корабля, чтобы доказать ей, что она не потеряла рассудок.
Something’s Wrong With Me — 2 сезон, 8 эпизод. Мать Кейт решает устроить свадьбу в доме Таннеров. В этот момент у Альфа начинается «мелмакианская икота», которая становится все громче и громче, угрожая сорвать мероприятие.
Night Train — 2 сезон, 9 эпизод. Вилли рассказывает Альфу, что в молодости любил путешествовать, забираясь в товарные поезда. Трогательная философская серия с химией между Альфом и главой семейства.
I’m Your Puppet — 2 сезон, 23 эпизод. Альф заказывает по почте куклу для упражнений в чревовещании. Постепенно кукла начинает жить своей жизнью, и для решения этой проблемы Вилли приглашает психолога.
Alone Again, Naturally — 3 сезон, 11 эпизод. Альф находит в газете статью о живущем неподалеку пришельце. Судя по описанию, речь идет о кузене Альфа с его родной планеты. К сожалению, поиски заканчиваются неудачей. Возвращаясь домой, Вилли с Альфом рассуждают об одиночестве. Замечательная сцена, где обычно беззаботный Альф по-настоящему испытывает всю тяжесть бремени последнего представителя своего вида. Но финальные сцены эпизода, кажется, вселяют в него небольшую надежду.
Сейчас идеальное время, чтобы пересмотреть «Альфа»
Сегодня, более чем через тридцать лет после выхода первого эпизода, «Альф» остается актуальным не только как продукт своей эпохи, но и как шоу с универсальными темами. В мире, где межкультурные различия и неопределенность будущего становятся все более заметными, идеи о принятии «другого» и построении отношений через эмпатию звучат особенно актуально. Альф с его наивностью и беззаветной преданностью семье продолжает быть примером того, как важно понимать и поддерживать других, несмотря на все различия.
Возможно, некоторые шутки, имена или отсылки будут непонятны. Но ценность шоу не в этом. В первую очередь, «Альф» про искренность. За его очевидной легкостью и юмором скрывается тонкая, но важная идея о том, что иногда инопланетное существо может научить нас быть более человечными.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult