Обязан ли оператор связи предупреждать о подмене телефонного номера?
Как-то раз мне позвонили с телефона центрального офиса моего банка, назвали мои данные и сообщили, что на мое имя несанкционированно оформлен кредит и мои персональные данные скомпрометированы.
Я решил, что мне звонят настоящие сотрудники банка, и через приложение принял этот кредит. Мошенникам удалось заболтать меня, притупить мою бдительность и вынудить перевести на их счет крупную сумму якобы для списания этого кредита.
Считаю, что если бы не подмена телефонного номера банка, то мошенническая схема не сработала бы. Насколько я понимаю, технически с подменой номера бороться практически невозможно, но разве оператор сотовой связи не должен предупреждать своих пользователей о проблемах с безопасностью? Я думаю, оператору хорошо известно о проделках мошенников в отличие от пользователей.
Можно ли обязать оператора, скажем, в рамках закона «О защите прав потребителей» сообщать пользователям, что входящий телефонный номер могли подменить?
Тимур
Тимур, закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителем услуги или товара и тем, кто их предлагает. В вашем случае в отношения между вами и оператором сотовой связи вмешались третьи лица. Действие закона о правах потребителей в данном случае на них не распространяется. А ситуация с мошенничеством регулируется другим законом — уголовным кодексом.
Как работает закон о защите прав потребителей
Главный герой закона — это потребитель, то есть человек, который покупает товары, работы или услуги для личных нужд, не планируя их перепродажу. В вашей ситуации потребитель — вы.
Вторая сторона — это изготовители, исполнители, импортеры, продавцы товаров или услуг либо владельцы агрегаторов информации о товарах или услугах. В вашем случае исполнитель — оператор связи, симкарту которого вы используете.
По закону исполнители обязаны предоставлять потребителям надлежащую информацию о товаре или услуге при заключении договора. То есть оператор связи изначально должен был предоставить вам всю информацию о выбранном тарифе.
После вы заключили с оператором договор. По закону предполагается, что в нем участвуют только те лица, которые в нем указаны, и что действовать участники договора будут добросовестно.
В ваши отношения с исполнителем вмешалась третья сторона — злоумышленники. Они каким-то образом получили данные, в каком банке у вас карта и какой у вас телефонный номер. Поскольку оператор связи не предполагал участие мошенников в сделке изначально, то и сообщать о них не обязан. В договоре на оказание услуг связи оператор обязан прописать действия только двух сторон: себя и клиента.
Что за подменные номера
При обычном звонке телефон абонента связывается с оборудованием оператора сотовой связи. Оператор на оборудовании определяет номер симкарты абонента и соединяет его с другими. Информация о звонке, номере и продолжительности разговора сохраняется у оператора — она нужна, чтобы выставить счет за услуги связи. А еще эту информацию по решению суда могут получить спецслужбы.
С подменными номерами все иначе. Абонент связывается с оператором связи не напрямую, а через специальную программу. При звонке эта программа передает на сервер оператора информацию о любом произвольном номере или номере телефона, который выбрал сам звонящий.
В России нет закона, который запрещает использовать подменные телефонные номера. Если человек использует такой номер в законных целях, наказать его в принципе не за что.
Что делать с подменными номерами
Любой оператор сотовой связи был бы рад известить своего клиента: «Вам сейчас звонят, но звонок прошел не с реальной симкарты. Вам звонят через программу, которая подменяет номера, так что будьте осторожнее». Однако на сегодняшний день ни у одного оператора нет технической возможности это увидеть.
Я проверил это на себе — обратился в фирму, которая занимается продажей симкарт с возможностью подмены номера. Это не самый распространенный вид симкарт, но тем не менее коммерческие предложения такого рода есть.
Подробно о том, как можно купить такую симкарту и стоит ли это делать, я уже писал в статье «Секретная симкарта за 50 тысяч от Verte Telecom».
В беседе с продавцами я выступил в роли покупателя и назвал им один из своих телефонных номеров. В качестве рекламы они тут же позвонили мне, и у меня на экране высветился мой же номер.
Обе симкарты, в том числе та, чей номер я назвал фирме, в момент звонка были установлены в один телефон — он у меня двухсимочный. Получилось, что я говорил сам с собой пять минут с двух разных номеров, симкарты которых стояли в одном аппарате. Технически это невозможно: при звонке с одной симкарты на другую мой телефон будет занят.
Но служба поддержки оператора сотовой связи подтвердила: я разговаривал сам с собой пять минут, и даже на аппаратуре оператора подменный номер не смогли отличить от реального.
Возможно, в будущем у операторов связи появится возможность вычислять подменные номера, но пока для них они выглядят как реальные.
Как предупредить мошенничество
Главная опасность не в звонке с подменного номера, а в том, что с него могут звонить мошенники, а человек решит, что ему звонят, например, из банка.
Сейчас банки и операторы связи вместе ищут технический способ бороться с подменой номеров мошенниками и вроде как даже добились каких-то успехов. Но непонятно, как все это будет работать на практике и с точки зрения закона.
Сам по себе звонок с подменного номера придает мошеннику убедительности. Но если клиент не продиктует ему реквизиты карты и коды из смс, то деньги останутся в сохранности.
Мои рекомендации такие.
Всегда читайте смс от банка. Часто в них смотрят только набор цифр, необходимых для перевода. Но также в них, как правило, дается прямое указание: никому этот код не передавать.
Стереть CVV-код с обратной стороны карты. Это мой опыт. Я постоянно ношу с собой одну карту, которой везде расплачиваюсь. На ней я стер CVV-код. В интернете покупаю все с другой карты, которую храню дома. Или с виртуальной, деньги на которую перевожу только по мере надобности.
При всем желании я не смогу сразу назвать мошенникам CVV-код: на обратной стороне карты, которая у меня под рукой, его нет, а наизусть я его не знаю.
Карта с кодом хранится дома. Чтобы совершить перевод или оформить кредит, потребуется время добраться до дома и посмотреть код. А время работает не на мошенников: если человек не перевел деньги сразу, он может начать мыслить критически и отказаться от сомнительного перевода.
Что грозит мошенниками по уголовному кодексу
Если мошенников поймают и докажут их вину, им придется отвечать по статьям 159—159.6 уголовного кодекса. Уголовная ответственность за такие преступления — от штрафа в размере 120 000 ₽ до лишения свободы сроком до 2 лет.
Пока мне не удалось найти в судебной практике случаев, когда мошенники подменили номер, и их привлекли к уголовной ответственности. Но это не значит, что их нет вообще или такие дела не появятся в ближайшем будущем. Однако в настоящий момент привлечь за мошенничество с подменой номера в России крайне сложно.
Что в итоге
Ни гражданский кодекс, ни закон «О защите прав потребителей» не обязывают операторов сотовой связи сообщать о мошеннических схемах. Да и технически они не могут знать, что кто-то подменил чужой номер.
Даже если обязать их это делать, ничего не изменится: мошеннические схемы слишком быстро меняются.
Клиенту лучше всегда настороженно относиться к звонкам из банка. Чтобы знать об уловках мошенников, читайте статьи на сайтах сотовых операторов и банков. Или нашу рубрику «Разводы».
А еще у нас появился специальный курс про безопасность — вы можете бесплатно его пройти и узнать обо всех уловках мошенников.