Можно ли пользо­ваться телефоном в самолете?

17

Я немножко клаустрофоб. Мой страх подогревают те, кто общается по телефону в момент взлета и посадки. С одной стороны, многие страны уже это не запрещают. С другой — у нас, прямо скажем, не самые последние модели самолетов летают. Плюс одно дело, когда общается один человек, а когда весь самолет? Где правда?

Аватар автора

Стас Зверянов

берет в полет свитч вместо телефона

Страница автора
Аватар автора

Сергей Немчинов

сотрудник международного аэропорта

Страница автора

Авиакомпании разрешают использовать телефоны только в авиарежиме. Считается, что иначе сигнал помешает электронике на борту. Хотя исследования доказали, что это не так.

Расскажем подробнее о причинах запретов и о том, что грозит пассажирам, которые их нарушают.

Когда и почему ввели запреты

Недоверие к телефонам на борту появилось сразу после их популяризации в конце девяностых. Бортпроводники регулярно жаловались, что ноутбуки, телефоны и портативные игровые приставки мешали работе радиосвязи в самолете.

Из-за жалоб и серии авиакатастроф, которые связываются с помехами в электронике, в 1991 году Федеральная комиссия по коммуникациям США, FCC, запретила использование большинства мобильных устройств и сотовых телефонов на борту. Вскоре к ней присоединилось и Европейское агентство по авиационной безопасности, EASA.

Однако десятки последующих тестов в лабораторных условиях и в реальном полете не выявили помех оборудованию, которые могли бы вызвать мобильники. В «Разрушителях мифов»  в 2006 году вышел целый эпизод, в котором ведущие поставили в бизнес-джет огромный радиопередатчик и выяснили, что даже он никак не мешает электронике в самолете.

Технически рекомендации авиаальянсов и запреты государственных органов все еще действуют, но в начале десятых годов к ним выпустили поблажки. Теперь в полете устройства можно использовать в авиарежиме. Хотя эксперты сходятся на том, что самолетная электроника сейчас отлично изолирована и никакие радиосигналы ей помешать не могут.

Авиакомпании часто просят убирать телефоны и другие гаджеты — особенно крупные вроде ноутбуков — во время руления, взлета и посадки. Это самые ответственные части полета, и пассажирам нужно внимательно следить, все ли в порядке с самолетом. А в чрезвычайной ситуации — быстро эвакуироваться. Важно, чтобы ничто не мешало на пути.

Нет международных законов, которые бы регулировали использование гаджетов в самолете, но есть рекомендации. Например, в 2015 году Международная организация гражданской авиации, ИКАО, опубликовала «Инструктивные указания по расширенному использованию портативных электронных устройств».

В некоторых странах ограничения на использование гаджетов устанавливают органы власти. Но даже если они разрешат использовать устройства без авиарежима или пользоваться ими при взлете и посадке, это останется на усмотрение авиакомпаний. У перевозчиков разные самолеты, поэтому авиакомпании сами устанавливают, как гаджеты могут повлиять на системы связи. Они вправе принять более строгие меры, если решат, что есть риски для безопасности полета.

Как пользоваться телефоном и другими гаджетами в самолете в России

Правила использования гаджетов на борту устанавливают авиакомпании.

В «Аэрофлоте» можно пользоваться электронными устройствами в авиарежиме. На самолетах Boeing 737/777, Airbus A320, A321, A330, A350 разрешают использовать Bluetooth. Подключать Bluetooth, использовать ноутбуки, нетбуки и другие устройства весом больше килограмма можно только после набора высоты и до начала снижения.

Wi-Fi разрешают пользоваться при подключении к бесплатной беспроводной системе развлечений, которая установлена на самолете.

Во время полета авиакомпания запрещает пользоваться спутниковыми телефонами, радиоприемниками, переносными рациями Walkie-Тalkie, портативными телевизорами, игрушками с дистанционным управлением, беспроводными микрофонами.

У авиакомпании «Россия» — аналогичные правила. Отдельно указывают, что заряжать устройства во время полета запрещено.

На рейсах «Победы» все гаджеты во время полета нужно выключить или перевести в авиарежим.

«Уральские авиалинии» разрешают перевозить не более 15 электронных устройств с содержанием литийионных и литий-металлических элементов на одного пассажира. А пользоваться телефонами и прочей техникой нельзя во время руления, взлета и посадки самолета  .

S7 просит включать на устройствах авиарежим после посадки в самолет. А на время руления, взлета и посадки убрать гаджеты в карман впередистоящего кресла или в ручную кладь  .

Авиакомпания запрещает использовать во время всего полета электронные устройства, в которых нет авиарежима, а также радиоприемники, радиопередатчики, игрушки с дистанционным управлением, радиотелефоны  .

Как пользоваться телефоном и другими гаджетами в самолете в США

Федеральная комиссия по связи и управление гражданской авиации разрешают использовать гаджеты в режиме полета или отключив сотовую связь.

United позволяет работать с гаджетами в авиарежиме. Во время взлета и посадки использовать их нельзя. Ноутбуками и портами питания самолета можно пользоваться на высоте от 10 000 футов. А телефонной связью — только когда открыта главная дверь салона или по указанию бортпроводника.

В полете нельзя использовать респираторы с функцией очистки воздуха, персональные увлажнители, телевизоры, фены, игрушки на дистанционном управлении, радиоприемники и передатчики, телевизоры. А еще — устройства, которые нагреваются, в том числе нагреватели бутылочек.

Jet Blue разрешает использовать небольшие гаджеты в авиарежиме во время всего полета. Но если посадка при плохой видимости, на высоте ниже 10 000 футов устройства потребуют выключить. По данным авиакомпании, таких рейсов всего 1%.

Компьютеры и другую крупную технику попросят убрать во время руления и перед посадкой. У перевозчика тоже есть список устройств, которые нельзя использовать. Во многом он повторяет перечень United.

Delta, по данным СМИ, тоже разрешает пользоваться телефонами в авиарежиме на протяжении всего полета.

Как пользоваться телефоном и другими гаджетами в самолете в Европе

EASA еще в 2014 году разрешила пользоваться смартфонами, ноутбуками, плеерами и другими устройствами во время всего рейса. Причем без режима полета. Но это лишь рекомендация авиакомпаниям — правила каждая устанавливает сама.

Airbaltic разрешает пассажирам пользоваться планшетами, электронными книгами, плеерами и другими электронными устройствами во время всего рейса. Но надо перевести их в режим полета. Большие гаджеты, например ноутбуки, — убрать во время взлета и посадки.

Экипаж может в любой момент попросить выключить устройства. В поездке нельзя совершать звонки.

У Finnair такие же требования, как у Airbaltic. В самолетах A350 и A330 есть USB-выходы и можно заряжать устройства.

Ryanair требует, чтобы гаджеты были в режиме полета во время всего путешествия. Ноутбуками и другими большими устройствами можно пользоваться, когда погаснет знак «пристегните ремни». Во время руления, взлета и посадки их надо убрать в багажный отсек или под сидение.

Swiss требует, чтобы электронные устройства выключали при взлете, рулении, посадке и когда горит знак «пристегните ремни». Ноутбуки надо использовать в режиме полета.

Авиакомпания разрешает пользоваться техникой с Bluetooth, например смарт-часами, смартфонами, гарнитурами, игровыми контроллерами.

Зачем включать авиарежим в самолете

Это требование авиакомпаний. Когда пассажир покупает билет на самолет, он заключает с авиакомпанией договор перевозки. А значит, должен выполнять ее правила. Что грозит, если не следовать требованиям, расскажем дальше.

Есть плюсы и для пассажира. Авиарежим позволяет сэкономить энергию батареи. Если его не включить, телефон постоянно будет искать сеть и быстрее разрядится. А на многочасовом перелете расходовать заряд стоит экономно. Еще вы сможете играть в мобильные игры, которые установили, без рекламы. Нет сети — неоткуда загружать рекламные ролики.

Что будет, если не перевести телефон в авиарежим

С точки зрения безопасности перелета — ничего. Ученым, экспериментаторам и исследователям NASA, FCC и EASA не удалось найти доказательства помех при использовании электроники на борту.

Если самолет летит низко, может, и удастся поймать сеть в полете, но из-за постоянного переключения между вышками вряд ли вы сможете комфортно пользоваться связью. Однако большая часть коммерческих рейсов летает на высоте примерно 11 километров — с нее поймать точно ничего не получится, если на борту нет специального оборудования.

Если вы не будете говорить по телефону, сотрудники авиакомпании вряд ли обратят внимание, что вы не включили режим полета. Но они увидят, если пассажир пользуется телефоном во время руления, взлета или посадки. Если правила авиакомпании это запрещают, члены экипажа попросят путешественника убрать устройство. Дальше все будет зависеть от того, какие законы применяются.

Например, в России пассажиру сделает предупреждение старший бортпроводник, а если это не поможет — капитан. Если человек все еще нарушает правила, а самолет не взлетел, капитан воздушного судна может отменить взлет и вызвать полицию  . А пассажиру грозит штраф 2000—5000 ₽ или арест на 15 суток  .

Авиакомпания в одностороннем порядке расторгнет договор перевозки и, скорее всего, потребует в суде, чтобы пассажир выплатил компенсацию за задержку рейса  .

Если инцидент произошел во время полета, капитан судна может совершить вынужденную посадку и передать нарушителя полицейским. Тогда авиакомпания вправе взыскать компенсацию за задержку рейса, работу членов экипажа и затраченное топливо.

Нарушитель рискует попасть в черный список — это значит, что ему запретят летать самолетами данной авиакомпании.

Нам не удалось найти судебную практику по этим случаям. Но в личной беседе член экипажа «Аэрофлота» рассказал, что даже самым непонимающим пассажирам достаточно двух замечаний, чтобы они перестали пользоваться гаджетами.

Как устроена бортовая мобильная связь

Сотовая связь на борту при прочих равных невозможна — вышки покрывают высоту ниже, чем та, на которой летит самолет. Но некоторые авиакомпании все же предлагают услугу — за счет технологии picocell.

На деле это выглядит как несколько небольших радиовышек, установленных прямо в самолет, которые могут передавать данные с помощью интернет-соединения. Телефоны пассажиров при этом подключаются к спутниковой связи. Спутник ретранслирует сигнал в наземные сети и обеспечивает телефонную связь даже на больших высотах. Эта система помогает управлять сигналом и предотвращает помехи в бортовых системах и наземных сетях.

Пассажирам для доступа к сети нужно только включить роуминг данных на телефонах. Попробовать технологию можно на некоторых рейсах Emirates, Singapore Airlines, British Airways, Qatar Airways и Etihad Airways.

Не все страны поддерживают инициативу мобильной связи в полете. Из-за запрета использования picocell технология отключается за 420 километров до подлета к границе Соединенных Штатов.

5G в самолете. В 2022 году Евросоюз заявил о планах внедрить поддержку 5G на всех внутренних рейсах. Несмотря на отчет EASA о том, что технология готова к внедрению и на 100% не мешает авиаэлектронике, запуск перенесли на неопределенный срок.

Wi-Fi на борту — на большинстве рейсов бюджетных авиакомпаний фикция. Доступ к сети у вас будет, но только внутренней: c ограниченным выбором фильмов, игр, музыки и аудиокниг. Пользоваться им можно бесплатно.

Крупные международные авиакомпании, особенно в ходе трансатлантических и других долгих перелетов, предлагают полноценный Wi-Fi — с выходом в интернет. Обычно подключение платное. Но бывают акции, например 1 час бесплатно для участников программ лояльности.

Какие устройства нельзя брать на борт

С аккумуляторами мощностью больше 160 Вт/ч и с содержанием лития больше 2 граммов  . Но авиакомпании делают послабления для электрических инвалидных кресел и приборов для тяжелобольных пассажиров.

Устройств с мощностью аккумулятора 100—160 Вт/ч, как правило, можно брать не больше двух, а перевозку надо согласовать с авиакомпанией. У обычных телефонов и ноутбуков эти показатели ниже, и согласовывать их перевозку не нужно.

Определенную модель телефона могут запретить перевозить в самолете, если ее признали небезопасной. Так в 2016 году министерство транспорта США поступило со смартфонами Samsung Galaxy Note 7 из-за угрозы их возгорания. Ограничение действует до сих пор. Запреты на провоз этого смартфона вводили и другие страны, и отдельные авиакомпании  .

Перед перелетом рекомендуем проверять правила на сайте авиакомпаний. Например, Singapore Airlines запрещает провозить в ручной клади устройства, которые нельзя выключить. Такие, как игрушки Furby.

Что в итоге

Исследователи доказали, что использование телефона не приведет к помехам самолета. Но авиакомпании по-прежнему требуют, чтобы пассажиры перевели его в авиарежим. Путешественники должны следовать требованиям перевозчика, поскольку при покупке билета заключают с ним договор.

Авиарежим поможет сэкономить энергию батареи. Если его не включить, телефон постоянно будет искать сеть и быстрее разрядится.

Многие авиакомпании запрещают пользоваться гаджетами во время руления, взлета и посадки. Это ответственная часть полета, и в случае ЧП надо быть готовыми к эвакуации.

Стас ЗверяновА как вы обычно поступаете со своими устройствами в самолете?
  • user1672205Это безопасно. Частоты современных мобильных никак не пересекаются с авиачастотами. Общайтесь на здоровье.0
  • Natalia Syrkovauser1672205, хотелось б все же мнение более аргументированное. Потому что даже США, первоначально сняв полный запрет, его все же вернуло.0
  • Антон БашировКак инженер-электронщик из другой отрасли, могу только осторожно предположить. 1. Будь опасность серьёзной, любые радиопередатчики бы заставляли сдавать. 2. Частоты разные, но это не значит, что сигналы одной частоты не влияют на другие. Весь спектр немного искажается из-за гармоник, но они слабые. 3. Вряд ли проводились испытания работы бортового оборудования в условиях помех от 100+ телефонов, но расчёты скорее всего делались и решили что норм. 4. В общем с технической точки зрения опасность видится как околонулевая. Разговаривать не разрешают, чтобы пассажиры были внимательны и вовремя увидели и услышали пилотов и бортпроводников, т.к. взлёт и посадка самые опасные этапы.15
  • VeniVidiViciNatalia, попробуйте воспользоваться гуглом или позвонить в авиакомпанию, которой планируете лететь "Многолетние исследования ученых на эту тему так и не выявили потенциальной угрозы работы мобильника на борту самолета." https://visasam.ru/samotur/aviaperelety/mozhno-li-polzovatsya-telefonom-v-samolete.html https://moscow-airports.com/sovety/mobilnyi-telefonom-v-samolete.html1
  • user1672205Natalia, изначально сотовые работали на частотах близких к 900 МГц, рядом с этим диапазоном частот раньше использовались частоты авиационные. Поэтому в теории если у мобильного в то время сместилась бы несущая частота на 50МГц, что возможно только теоретически, и резко выросла бы мощность раз в 100, что не возможно (100 телефонов не дадут мощность в 100 раз больше) и если бы в лётчики решились бы воспользоваться советской аппаратурой которой в то время не пользовались то теоретически у них могли возникнуть сложности и им пришлось бы переключиться на резервную информацию. При этом эта аппарату не была критеской,и даже без неё самолёт взлетит. Но с учётом жёстких авиационных норм всем сказали выключить мобильные. А сейчас проще оставить это правило чем изменить. Если говорить о веротностях, то вероятность примерно такая же как и то, что кошка может родить собачку. Да есть большие кошки, и есть маленькие собачки. Но нет, кошки не рожают собак, и даже если родит то все равно выкормит)). Так что летайте и не переживайте0
  • user1672205Антон, все верно. Только по 3 пункту проводятся испытания, только там проверяют работу аппаратуры не с мобильниками а с молнией. А у молнии мощность излучение больше чем у все мобильных вместе взятых. И примерно равна миллиарду микроволновок)1
  • Иван Иваныч ИвановNatalia, вы себя накручиваете. В самолёте, как и в машине и вообще в жизни много всяких опасностей с вероятностью 0.000...1%. Стоит из-за них переживать? Нет. Думаю, это сама фобия просто пытается найти выход через какие-то псевдологические аргументы и обоснования. Вы ведь не поставите все свои деньги на зеро в казино? А там шанс 3%, а не 0.000...1%.0
  • Стас ЗверяновАнтон, спасибо вам за краткое содержание статьи! Согласен с каждым пунктом1
  • Kettuу эмирейтс и туркишей отличный вайфай на борту, работает в многочасовых полётах без нареканий вообще3
  • Alexandra Orlovaa как можно позвонить с борта самолета в полете с обычного мобильника? только если на мессенджер через вай фай.. больше никак не могу представить звонок1
  • Олег ПогодинНи один самолет в котором я летел со включенным телефоном еще не разбился, думаю это знак0
  • Олег ПогодинАнтон, вы нас всех успокоили1
  • Стас ЗверяновAlexandra, детально описали технологию в разделе «Как устроена бортовая мобильная связь». На рейсах большинства авиакомпаний да, невозможно. В Росии уж точно0
  • Slava Miller"пассажирам нужно внимательно следить, все ли в порядке с самолетом" вот это новость, я бы себе такое не доверил я обычно пользуюсь всеми своими устройствами, убираю ноут только если попросят, перевожу телефон в авиарежим только во время взлета, что бы сохранить заряд0
  • Alexandra OrlovaСтас, никогда такого не встречала. Только вай фай0