Мнения
2K

Мнение: вступительные экзамены для поступления в вуз на техническую специальность не нужны

65

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Юрий Баранов

Страница автора

Зачем организованы вступительные экзамены в ВУЗы на технические специальности? Это, наверное, не глупо — ведь какие "бабки"? А для молодого человека — сумасшедшие расходы и, главное, стресс. А если — не поступил — двойной стресс! Потеря уверенности в себе — такие испытания молодого человека и разочарование в обществе, появление чувства ненужности — это мог придумать только Джордж Сорос! Но у нас — то, у русских башка есть?

Вот, к примеру, я, не поступил в институт первый раз — пошел на завод "Радиоприемник". Никакой специальности у меня, только справка о здоровье и все. Больше никто ничего не спрашивал. Завод учит специальности токаря (это я так захотел), затем экзамен токаря, разряд по специальности — и все ты — специалист. Хочешь работай, хочешь дальше учись. Появляется чувство нужности, значимости. Эти чувства очень необходимы молодому человеку, начавшему самостоятельно строить свою жизнь.

Ну, не животные мы все — же? Почему нельзя в ВУЗ на техническую специальность принимать молодых людей без экзаменов? По заявке промышленных предприятий ВУЗ принимает документы (регистрирует) молодого человека и направляет на это промышленное предприятие для практической учебы, детального ознакомления с будущей профессией. Можно аж на три года такой практики (после института нужно было отработать на предприятии по распределению ВУЗа). Тогда молодой человек на 100% будет знать — нужна эта специальность ему или нет? Нужна — приходит (прошедший спецстажировку на предприятии) в ВУЗ и обучается выбранной специальности по ускоренной схеме — например — три года! А на свое предприятие возвращается уже классный специалист с высшим образованием, который не "тянет производственную лямку" — а нужный, важный специалист, который очень любит — по настоящему свое производство!

P. S. конечно, мои утверждения — не догма, но стоит задуматься, если любишь свою страну!

  • Анархист КириллВот Вы говорите: учился на токаря, затем экзамен... А зачем нужен экзамен? Просто присвоить разряд по факту пройденного обучения и всё. Так вот экзамен затем и нужен, чтобы выявить то, чему человек научился. И вступительные экзамены существуют именно для этого. Нужно выявить, кто ломится в ВУЗ - перспективный молодой человек, или деревянная кукла по имени Буратино, который и в школе-то едва отучился. В ВУЗах, всё-таки не токарей готовят и не слесарей, а инженеров. То есть технических специалистов высшего порядка.17
  • Ветер СеверныйЭкзамены в вузе и на заводе отличаются как день и ночь. На заводе чаще всего экзамен — это простая формальность.8
  • AnnaВы правда думаете, что основная задача ВУЗа - поддержание самомнения, чувства собственной значимости и защита от стресса молодых людей и ради этого на техспециальности можно набрать в т.ч. необучаемых, дремучих и идиотов. Башка есть - будет инженером, наличие в ней мозга - дело десятое. По этой логике отчислять их нельзя, проводить отбор при приеме на работу, а тем более увольнять тоже нельзя. Это может расстроить и негативно повлиять на самооценку.26
  • старый пионерЯ, например, на архитектуре учился (специальность не то чтобы техническая, но технические предметы есть). Был вступительный экзамен по математике, несколько примеров на уровне школьной программы, оценка зачёт-незачёт (для зачёта даже не обязательно всё правильно решить). То есть чтобы не сдать - это надо просто уникально "одарённым" быть. Его практически все и сдали без проблем. В итоге первый курс - несколько человек вылетают из-за несдачи высшей математики, второй курс - несколько раз по несколько человек вылетают из-за несдачи строительной механики. Был бы пожёстче вступительный экзамен по математике - эти люди не тратили бы зря ни своё, ни чужое время.11
  • Анархист КириллНе вижу смысла в ужесточении вступительных экзаменов. Естественный отбор в действии и никто не тратит время напрасно. Система устроена логично и действует эффективно. Любой человек нуждается в том, чтобы испытать свои способности. Не тянул - вылетел. В ЖКХ тоже кадры нужны. Мой приятель дважды поступал в Технологический и дважды вылетал по «вышке». Ну что же... Химиком он не стал. Ракетное топливо изобретают без него. Но зато Родина получила неплохого крановщика. Кран, хоть и не ракета, но всё-таки ближе к звёздам.5
  • старый пионерАнархист, получается ваш приятель как раз зря потратил время.2
  • Annaстарый, не все идут прямыми путями. Чтобы найти свой, может понадобиться время.3
  • Vlada BatigiУдивительные открытия, конечно, совершают иногда молодые люди: оказывается, мир устроен так, как устроен, не затем, чтобы Юрию Баранову было спокойно и приятно)) Штош, лучше поздно, чем никогда!13
  • Vita nostraА, стесняюсь спросить, если в вузы брать без экзаменов, то какой тогда критерий отбора поставить? Вузы-то не резиновые, все не влезут. Ну и "по направлению от предприятия по ускоренной программе за три года" - так такую штуку уже давненько изобрели. Колледжи и ПТУ - это как раз оно. За три года даётся очень практическая специальность.11
  • Анархист КириллА я бы не сказал, что поиск своего места в пространстве Вселенной, это даром потраченное время. И вообще... Нужно ли об этом судить. О чужом-то времени..?4
  • Vita nostraЮрий, ок. Предположим, заводу нужно 100 инженеров, и вуз готов их научить. На завод с заявлением пришло 500 выпускников. По каким критериям отбирать будем тех, кто достоин учиться, если по условиям задачи вступительные экзамены делать нельзя? Кто первый прибежал? У кого папа бОльший начальник на этом заводе? У кого лицо умнее? В любом случае, будут поступившие и обиженные.12
  • AnnaЮрий, вы токарь или инженер? Вы совсем не уважаете инженеров в частности и техническое в/о вообще - советские установки из прошлого тысячелетия про "гнилую интеллигенцию" и что каждая кухарка может. Вроде бы жизнь уже доказала, что это не так.6
  • Andrew> Зачем организованы вступительные экзамены в ВУЗы на технические специальности? Это, наверное, не глупо — ведь какие "бабки"? А можно поподробнее: что за оплата на вступительных экзаменах? > По заявке промышленных предприятий ВУЗ принимает документы (регистрирует) молодого человека и направляет на это промышленное предприятие для практической учебы, детального ознакомления с будущей профессией. Но выпускники вузов нужны не только крупным промышленным предприятиям. Они нужны и огромному количеству маленьких организаций, которые просто не могут работать с такими временными масштабами. Они готовы смотреть свободных выпускников каждый год, но не готовы вкладываться и ждать конкретного человека 4-6 лет.6
  • Vita nostraAndrew, "Они нужны и огромному количеству маленьких организаций" А вот это уже сложноватая концепция для нашего героя... Если, по его мнению, в вузе можно ускоренно за 3 года выучиться на техническую специальность (видимо, выкинув оттуда все "лишнее" типа русского и иностранного языка, философии и прочей физкультуры, и оставив только математику и сопромат), то и такие нюансы ускользнут. И то, что (условно обобщим) _технические_специалисты_с_высшим_образованием нужны почти на всех производствах,начиная от молокозавода и заканчивая мебельной фабрикой. И то, что эти самые производства то появляются, то исчезают, то расширяются, то ещё как-то видоизменяются, и специалист нужен здесь и сейчас, а не через N лет свеженький выпускник. И то, что плановая экономика показала себя далеко не с лучшей стороны. И то, что государственные вузы не принимают "заявки телезрителей" от частных компаний любого размера. И то, что вузам глубоко фиолетово на то, как влияют отборочные испытания на самооценку абитуриентов. И то, что отказ от вступительных экзаменов и замена их конкурсом портфолио и мотивационных писем в некоторых странах имеет свои существенные недостатки, и система поступления там в итоге ничуть не мягче, легче, честнее или прозрачнее, чем поступление по ЕГЭ. И ещё миллион причин... Надеюсь, токарь он хороший)))6
  • AndrewЮрий, > Вы ко мне обращаетесь, как - будь-то я все и решаю. Нет, я всего лишь пытаюсь понять глубину проработки вопроса вами. > А ведь эту практику я мог бы получить до института, ознакомиться с производством в качестве рабочего, смог понять - моя это специальность или нет? Но причем здесь вступительные экзамены? Есть профориентация, есть дни открытых дверей на предприятиях, и прочая, и прочая. Они дают понять, интересна ли вам конкретная специальность.4
  • ПавелА хорошо, что автор токарь, а не министр образования ;)12
  • BrizЮрий, какой? вступительные экзамены в технические отменят?2
  • Vita nostraЮрий, то, что бывают нерадивые студенты, ещё не делает все вузы плохими и бесполезными. И "с нуля" за полгода на производстве вряд ли бы этот самый студент овладел всеми знаниями, которые нужны для диплома. Наверно, наконец-то вся усвоенная за 5 лет обучения теоретическая база выстроилась в единую систему во время этой практики, вот и получился диплом.3
  • Vita nostraЮрий, вообще нерационально. То есть представьте себе, заводу придется взять на себя дополнительную огромную нагрузку в виде сортировки огромного потока необученных выпускников школ, чьей задачей будет не поработать как можно лучше на благо завода, а выполнить формальные критерии, чтобы получить направление на учебу. Получится та же система экзаменов, пусть и другого типа. Да ещё и осень растянутая во времени. И из-за того, что будет не централизована в учебном заведении, а раскидала по производствам, ещё и неизбежны жёсткие накладки. В том виде, в котором это предлагаете вы, не масштабируемо. А вообще, давно существуют и используются такие возможности: - сначала поработать, потом идти учиться; - целевое направление от вуза с последующей отработкой - очно-заочное (так называемое "вечернее") обучения системы завод-вуз, где студенты утром работают на производстве, во второй половине дня учатся. Это все существует много лет, и в целом нормально работает, но все равно никак не спасает от неумёх и нехочух.3
  • AndrewЮрий, всё равно не понимаю, что бы дало этому студенту отсутствие вступительных экзаменов в вуз.3
  • Vita nostraЮрий, где вы нашли много безработных инженеров? Уровень безработицы минимальный за всю историю, специалистов жёстко не хватает везде. Поэтому кто хотел устроиться, те работают. А кто не хочет, так тем и целевые направления не помогут. "У меня лапки" - это личный выбор человека, а не вуз/экзамены/государство плохое. Понимаете, кидаться лозунгами "я за все хорошее и против всего плохого" легко. А вот исправлять так, чтобы цепной реакцией не порушило всю отлаженную систему крайне сложно. И предлагаемый вами вариант невозможен именно в силу того, что он обрушит всю систему, не создав при этом новую стабильно работающую систему. Максимум породит нового кадавра с ещё бОльшим количеством проблем.3
  • Vita nostraЮрий, подождите, куда-то нас уже далеко унесло. Начинали с отмены вступительных экзаменов, а приплыли к тому, что инженер обязан устроиться работать по специальности. Во-первых, это вообще не связанные между собой вещи, и решать одно через другое не получится. Во-вторых, мир сейчас изменился, и смена рода деятельности каждые несколько лет - это скорее уже норма, чем что-то, что требует исправления. В третьих, алкоголь/наркотики и асоциальное поведение вообще никак не связаны с профессиональной деятельностью. Хоть ноготочки пилит инженер, хоть изоляцию подводных лодок проектирует. Можно спиться, а можно быть счастливым человеком при любом раскладе, это скорее внутреннее состояние души, помноженное на генетику, воспитание и окружение.2
  • Брат пацакЮрий, как будем определять сколько нужно производству? Как распределять заявки между университетами? Кому дадим право подавать заявку, а кому нет? Очередной госплан, который, конечно же, окажется лучше условно рыночной системы распределения мест и специальностей.3
  • Брат пацакЮрий, ну во-первых, распределение, его нет, есть целевое обучение. Во-вторых, задачи, которые решает инженер и рабочий принципиально разные. Возможно станет откровение, но учится надо на каждом новом месте работы, а зачастую и в пределах одного места. В Вашей логике работник сводится к какой-то совсем примитивно функции.1
  • Брат пацакЮрий, ну во-первых, распределение, его нет, есть целевое обучение. Во-вторых, задачи, которые решает инженер и рабочий принципиально разные. Возможно станет откровение, но учится надо на каждом новом месте работы, а зачастую и в пределах одного места. В Вашей логике работник сводится к какой-то совсем примитивно функции.4
  • AndrewЮрий, вы уже не первый раз говорите о денежных тратах на вступительные экзамены. Можете подробнее рассказать - что это такое? Никогда не слышал, чтобы экзамены были платными.3
  • Vita nostraЮрий, у вас вообще все в кучу. Сейчас дети сдают ЕГЭ, и это единые экзамены как выпускные, чтобы получить аттестат, так и вступительные в вуз. Не идеально, но работает. Если мы их уберем, как вступительные, это не отменяет обязанности сдать их как выпускные для аттестата. Удобнее же, когда можно совместить? И да, большинство готовится к ЕГЭ с платными курсами или репетиторами, но в целом можно делать это самостоятельно и бесплатно, никто не принуждает платить. Другой вопрос, что организованности и дисциплины подросткам обычно не хватает, поэтому родителям приходится раскошеливаться. Мотивация к учебе в школе или вузе - это другой вопрос. И директивно он вообще не решается. Ну, как минимум силовой метод работает очень недолго и с низким КПД. Неопределенность будущего и необходимость делать выбор профессии в столь юном возрасте - это третья проблема. Невозможность мальчикам взять "свободный год", чтобы подумать и определиться с выбором направления учебы - это четвертая проблема. Но ни одна из них не решается отменой вступительных экзаменов, вот я к чему. В системе образования куча проблем, с этим я вообще не спорю. Но, к сожалению, простых решений "просто отмените/запретите/заставьте/введите вот это, и станет хорошо" нет. Проблема общемировая, комплексная, и легко не решаемая.3
  • Елизавета ШалимоваТокарь - это среднее специальное, а на него экзамены не нужны0
  • Елизавета ШалимоваЮрий, где-то я это уже слышала: "Ведь насколько бы лучше Ермолова играла бы вечером, если бы днем работала у шлифовального станка..." (С), идите-ка автор с Вашими предложениями сами себе бетон месить1
  • Елизавета ШалимоваЮрий, не верьте всему, что студенты про вуз рассказывают, у некоторых лабу не принял препод, потому что не могли ответить ни на один вопрос - уже препод козел и ничему не учит0
  • Елизавета ШалимоваЮрий, интересно, что там за траты? На черную гелевую ручку и калькулятор?1
  • Кира Воропаевастарый, мне казалось, что архитектура - очень техническая специальность. Разве можно спроектировать дом, не разбираясь в физике и математике?1
  • Vita nostraЮрий, я понимаю, что вы хотите сказать. Но по сути вы описываете систему наставничества. Это хорошо работает на малых числах, но не масштабируемо на размеры страны. Если интересно, почитайте историю педагогики. В той же России в 20 веке какие только системы обучения не пытались внедрять. Но сложилась именно та, какая есть именно потому, что при всех своих многочисленных недостатках она стабильно работает на больших числах. И все. Пока не получиться придумать систему, которая будет столь же бесперебойно работать в масштабах страны, придется мириться с этой.0
  • Vita nostraЮрий, и ещё раз. Допустим, мы вместо вступительных экзаменов вводим направления от предприятия по итогам отработки. - Все равно вместо экзамена получается экзамен, но другой, "от завода". - Вместо четких критериев "будут задания по школьным предметам А, Б, В" вводится ещё бОльшая неопределенность - надо понравиться наставнику, чтобы получить направление. - Человеческий фактор, от которого еле избавились благодаря ЕГЭ. Наставнику дяде Васе абитуриенты поставили коньяк, и он всем выписал направления. А у наставника дяди Бори в тот день болел зуб, и он всех завернул. - Вы предлагаете оценить, каким инженером станет человек на основании того, как хорошо он выполняет неквалифицированную работу - замешивает бетон, например. Хотя это вообще не связанные между собой вещи. И как быть людям с особенностями здоровья, которые не могут работать физически, а вот интеллектуальный труд им отлично подходит? - И все это вообще никак не влияет на то, как студент будет усваивать вузовскую программу. Опять наставник должен контролировать? Как? Оценки смотреть? Дополнительные экзамены проводить? Кто ему это будет оплачивать? И по каким критериям оценивать? И опять же получается противоречие - надо убрать экзамены, но давайте ещё дополнительно контролировать.0
  • Дмитрий🤣🤣🤣0
  • ДмитрийЮрий, становление - типа, выработка отношения, что можно не напрягаться по жизни и получать всё просто так?)))0
  • ДмитрийПавел, или медбрат0
  • Vita nostraЮрий, могу отзеркалить. Попробуйте поработать в системе образования, чтобы понять, что предлагаемые вами варианты нереализуемы. У меня как раз со всех сторон инженеры, одна я лингвист-преподаватель. Вся семья и друзья - те самые инженеры. И инженеры, проработавшие всю жизнь на заводе, и инженеры, которые параллельно работают на заводе и в вузе преподают специальность, и инженеры, которые ушли с завода работать не по специальности, и инженеры, которые свалили с гос.завода с зарплаты в 50 тысяч в частные компании на аналогичную должность с зарплатой в 350 тысяч. Я потому и ввязалась в эту переписку, что на подобные темы я общалась очень много. Поверьте, я не голословно тоже тут вам говорю. Я вижу систему образования изнутри, я общаюсь с теми самыми инженерами, которые видят эти проблемы со всех сторон.1
  • Евсей ИвановДжордж Сорос в голодные 90-е сильно помог нашим ученым и студентам выжить. Знакомый студент мехмата получил 1500 долларов 93 году. Безвозмездно.0
  • Евсей ИвановВ принципе понятно, почему в вуз не взяли.1
  • Евсей ИвановСовок неистребим.0
  • Елизавета ШалимоваЮрий, о каком порядке речь, когда у Вас его нет вовсе0
  • Юрий БарановЕлизавета, Еще раз, конкретно для Вас! 1. Молодой человек, успешно сдавший ЕГЭ подает документы для будущего получения высшего образования по выбранной профессии в ВУЗ. 2. Приемная комиссия, на основании заявок промышленных производств, дает направление молодому человеку для устройства на работу (сначала учеником, затем рабочим по выбранному направлению в профессии и это 2 или 3 года). Производство (завод, фабрика, ГЭС, ТЭЦ и пр.) принимают на работу молодого человека по направлению ВУЗа. 3. В течении 2-3 лет обучают будущего студента производственным "азам" (обходчик, слесарь, машинист, и пр.) наблюдают за ним (здоровье, дисциплина, отношение к коллективу и прочие требования). И с согласия молодого человека направляют ходатайство в ВУЗ для обучения. 4. Защита диплома в комиссии с привлечением специалистов того производства, на котором работал этот молодой человек. 5. При успешной защите диплома молодой человек автоматически принимается на это производства сразу с инженерной должностью без отработка, стажировки и тд. А теперь Елизавета, посчитай плюсы и минусы данной процедуры. Это, конечно, мое мнение, но можно и поправить, дополнить - для того и процедура обсуждения!!!0
  • Елизавета ШалимоваЮрий, еще раз, только для таких как вы, которые с бананами в ушах: это все работники, требующие среднего специального образования, там егэ даже не нужно, и огэ тоже, только аттестат0
  • Юрий БарановЕлизавета, Ну вот, обиделась! А я не хотел, извини, пожалуйста!0
  • Елизавета ШалимоваЮрий, вообще не обиделась. Просто у вас все в кучу: и вышка, и спо0
  • Юрий БарановЕлизавета, ну если не обиделась, то предложи что-нибудь. А красивыми фразами и я могу разбрасываться. Давайте говорить по делу. Выше я написал, как я думаю, а Вы хотя бы один пункт раскритикуйте!0
  • старый пионерКира, конструкции здания рассчитывает инженер-конструктор, от архитектора требуется только базовое понимание того, как конструкции работают (чтобы не оказалось, что задуманная им архитектура трудно или вообще не реализуема).1
  • BrizЮрий, Вы фактически описали целевое обучение. Оно существует и вполне себе вариант, если есть сомнения поступить в общем потоке. Дети недавно поступали, но целевое даже не рассматривали, чтобы на выходе не оказаться привязанным к конкретному работодателю. Зачем молодому человеку тратить 2-3 года жизни (прошу заметить после армии, так как отсрочки по учебе не случится) на эту замысловатую прелюдию, чтобы по окончании вуза лишить себя возможности выбора, когда можно просто подготовиться к егэ? Давать возможность поступать по внутренним экзаменам, как после окончания СПО, людям работающим в смежных сферах может и есть резон..1
  • Елизавета ШалимоваBriz, жена двоюродного брата - учительница, она еще застала этот распределительный бред после обучения - отработай там, куда пошлют... 3 года пришлось мучиться с директором-самодурой. А так в выборе свободен всегда. Не понравилось одно место - можно найти варианты. И здесь автор предлагает те же яйца, только в профиль. И молодым людям реально сейчас большой вопрос: на кой столько времени терять? С теми же 4 годами (год армии + 3 года завода/или чего там) можно уже из бакалавриата выпуститься и быть нормальным дипломированным специалистом. + У автора все смешалось в одну кучу: говорит про высшее образование, а перечисляет специальности колледжа по факту. Т.е. как устроено ВО представления он не имеет, но что-то менять лезет. Автору поди уже 60+, детей нет...0
Вот что еще мы писали по этой теме