«Бордерлендс»: три причины не смотреть ужасную адаптацию известного шутера
8 августа 2024 года в российский прокат вышла картина Элая Рота «Бордерлендс». Это адаптация шутер-франшизы студии Gearbox Software.
О переносе «Бордерлендс» на киноэкраны впервые заговорили еще в 2011 году. С тех пор вселенная обросла еще несколькими играми, а ее адаптация попала в производственный ад. Сценарий ленты несколько раз переписывали команды из разных авторов: от шоураннера «Одних из нас» Крэйга Мэйзина до создателя «Эйфории» Сэма Левинсона. А в январе 2023 картину отправили на двухнедельные дополнительные съемки с другим режиссером.
Рассказываем, как хулиганская игра превратилась в беззубый фильм, у которого меньше 10% положительных рецензий на Rotten Tomatoes.
Что за «Бордерлендс» (Borderlands)
Дата премьеры: 8 августа 2024 года
Страна производства: США
Режиссер: Элай Рот
Сценаристы: Джо Аберкромби, Элай Рот
В ролях: Кейт Бланшетт, Кевин Харт, Эдгар Рамирес, Джейми Ли Кертис, Ариана Гринблатт, Флориан Мунтяну, Янина Гаванкар, Джек Блэк, Бен Дэвис, Оливье Рихтерс
Жанры: фантастика, боевик, комедия
Фильмы, похожие на «Бордерлендс»: «Макс Пейн», «Фар Край», «Хитмэн»
Продолжительность: 1 час 42 минуты
Где смотреть: в российском прокате
😞 У фильма сумбурный сюжет, полный клише
Охотница за головами Лилит приходит в бар после выполнения очередного задания. Там ее встречает начальник влиятельной корпорации Atlas: он поручает героине найти и вернуть домой его дочь Тину. Бывший солдат по имени Роланд выкрал девочку и отправился на Пандору — родную планету Лилит, на которую героиня не очень-то и хочет возвращаться.
Пандора покрыта руинами, кровожадными психами и фантастическими тварями. А еще там полно «искателей хранилища». Так называют людей, которые стремятся найти и открыть тайник древней межпланетной расы эридианцев. По легенде там скрыты продвинутые технологии. А отпереть его двери можно, только найдя и объединив три ключа: «особенная» Тина — как раз один из них.
Большинство неудачных киноадаптаций видеоигр идут одним из двух заведомо проблематичных путей: либо без особых изменений пытаются перенести игровой сюжет в формат фильма, либо полностью отказываются от всех особенностей оригинальной истории и не предлагают ничего взамен.
Первый сценарий выбрали авторы сериала HBO «Одни из нас». Когда у аудитории забрали управление Джоэлом, трогательная история о проснувшейся отцовской любви сильно потеряла в эмоциональности. Второй путь предпочли, например, создатели фильма Doom с Дуэйном Джонсоном: они трансформировали легендарный кровавый шутер в обычный клишированный боевик. Дух и атмосферу оригинальных игр режиссер Анджей Бартковяк смог передать лишь в одной сцене — снятой от лица героя Карла Урбана.
Но «Бордерлендс» превосходит даже самые негативные ожидания: он совершает сразу все возможные ошибки. Лилит, Роланд, Тина и их друг Криг расправляются с чудовищами и солдатами просто ради того, чтобы найти хранилище и ключи от него. В формате видеоигры такой сюжет не вызывает вопросов. Игроку весело: он убивает врагов и не останавливается, чтобы подумать о банальности истории. В кино же все это заставляет скучать.
У аудитории забрали геймпад: теперь мы просто наблюдаем за тем, как персонажи, про которых известно мало, ищут хранилище, о котором неизвестно ничего.
Авторы пытаются оживить историю с помощью надуманной драмы. Закадровый голос Кейт Бланшетт и сцены с героиней Джейми Ли Кертис заваливают зрителей тоннами сюжетной информации: об эридианцах, о Пандоре, о ключах, о корпорациях и трудном детстве Лилит. Все это едва ли запоминается. Для хулиганского летнего блокбастера в «Бордерлендс» многовато пустой болтовни — не спасает даже то, что отвечают за нее оскароносные актеры.
🫥 В картине блеклые главные герои
Фанаты игровой серии критиковали картину задолго до премьеры: в первую очередь, за кастинговые решения. Например, за выбор невысокого актера Кевина Харта на роль элитного солдата Роланда — и 55-летней Кейт Бланшетт на роль молодой наемницы Лилит. Фильм на эти претензии даже бегло отвечает. Героиня Бланшетт в диалоге со знакомой признает, что задумывается о пенсии, а Тина при первой встрече с Роландом шутит, что предпочла бы спасителя повыше.
На деле актеры оказались одним из немногих преимуществ ленты. Правда, сценаристы им помогают слабо. Лилит, Криг и Роланд мало что собой представляют. Интересны они разве что как «боксер из второго „Крида“ в маске» и «Кевин Харт в роли крутого солдата». Хотя бы минимально раскрывают авторы только героиню Кейт Бланшетт — да и то ограничиваются бесконечными воспоминаниями героини о трудном детстве. Естественно, без иллюстраций: зачем показывать зрителям то, что можно просто произнести в диалогах.
Однозначно удачным получился лишь один герой — болтливый робот Железяка, которого кто-то запрограммировал на помощь Лилит. В оригинале он говорит голосом Джека Блэка, а дублированные реплики для робота записал Петр Гланц.
Как и в игре, в фильме Железяка постоянно надоедает окружающим своей болтовней. Это хорошо характеризует сам фильм: из всех качеств главных героев удачно передана только назойливость.
👎 «Бордерлендс» ужасен технически
Главный грех «Бордерлендс» — не пустые главные герои, не клишированный сюжет и даже не блеклый юмор. Картину продвигают в первую очередь как многомиллионный летний блокбастер с ярким экшеном. Но запоминаются боевые сцены только чудовищной работой со звуком и графикой.
Серия «Бордерлендс» известна использованием сел-шейдинга — типом обработки изображения, при котором объемные модели стилизуют под плоские. Из-за него герои игры выглядят так, будто их взяли со страниц комиксов. В картине похожий эффект применять не стали — вместо этого «плоскими» авторы сделали задники. Уже за первые полчаса в глаза бросаются две сцены, явно снятые на зеленом фоне: в первой героиня Кейт Бланшетт едет по Пандоре, во второй Тина бросает в Лилит взрывчатку.
Любая экшен-сцена здесь — это нагромождение случайных кадров, склеенных рваным монтажом. Любая реплика героев в боевых эпизодах — это неразборчивое бурчание. Причем как в дубляже, так и, судя по рецензии IGN, в оригинале.
Больше всего расстраивает, что откровенная мешанина на экране похожа не на чью-то ошибку, а на первоначальную цель. Картина очень старается быть «самым безумным блокбастером лета», но авторы как будто не понимают, за счет чего этого можно добиться. Юмор на грани или кровавый экшен под запретом из-за возрастного ограничения PG-13. Поэтому приходится довольствоваться малым: резкими прыжками по планам, редкими шутками про испражнения и взрывающимися кроликами.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult