Как я набрал кредитов на себя и жену, потерял 1,5 млн рублей, взял ипотеку и закрыл долги

44

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я наемный рабочий на полный день. С белой, хорошей зарплатой ИТ-специалиста. На тот момент моя девушка (еще не супруга) зарабатывала примерно столько же.

Отпуск два раза в год. Хорошая свадьба. Машина. Съемное жилье. Кризис с долларом. Деньги копятся, но не задерживаются надолго, куда-то улетают пару раз в год. Прикидываю, что с таким успехом денег нам не накопить на квартиру и беззаботную жизнь. Когда жена родит, уйдет в декрет, я один не потяну и нужен дополнительный заработок.

Перый опыт с фарами

У друга была машина Шевроле Круз. Мне нравилась очень внешне. Мы были молодые: кровь горячая, а мозгов мало. Решили чуть добавить стиля. Друг нашел крутые фары, которые собираются вручную спецом в Москве, и побежал ставить. Фары внутри отличались от штатных наличием ксенона и диодными ободом как у Камаро! Но проездил он не долго: лишают прав на полгода за использование не штатного ксенона.

Однажды он звонит мне и говорит: «Я отправил свои фары в американскую группу "Инстаграм" и там такое в комментариях, — я подумал вот оно!». Мы на коленке собираем сайт, прикручиваем оплату, заводим свою инсту, переключаем фокус заинтересованных туда и начинаем работать. День первый с открытия и ни одного заказа. Вроде везде указали по минимуму свой интерес. Начали проверять, что не так с оплатой — все работает! Заказов нет.

Через неделю мы радовались первому заказу. Тут же отправили его в работу и еще не знали, какой геморрой ждет нас с Почтой России. Коробка не так оформлена, тут документы заполните, все идет максимально медленно и разок даже посылка пришла обратно вся побитая и вскрытая. Мы просуществовали наверное год: редкие заказы и куча вопросов как установить, что делать с разными коннекторами.

В итоге интерес упал на 0. Новую версию фар никто не заказал. В целом американские покупатели очень крутые, они готовы были ждать месяцами и не хотели брать деньги назад, когда были проблемы с производством. Один раз за долгую доставку деньги забрали через Paypal, но потом заплатили, ведь товар дошел. Денег заработали, но не много.

Во все тяжкие

Однажды, разговорившись с моим тренером — а далее партнером, выяснил, что он ворочает грузоперевозками. И тут один из его знакомых покупает готовый бизнес — таксопарк. Прикинув перспективу, мы попросили его взять нас тоже в дело на льготных условиях, а именно: размещать наши машины у себя для последующей сдачи в аренду. Он соглашается. Мы уходим формировать бизнес-план. Открываю Excel, все прикидываю — выглядит отлично. Не большие деньги, но перспектива отличная.

Мы скидываемся по ~200—250 тысяч рублей и покупаем автомобиль Datsun, лицензию такси и отправляем его в работу. Водителя находим знакомого. Аренда в день — ~900 рублей = 25 200 в месяц. Зарабатываем пару месяцев. Начинаются первые морозы. Машина стоит на светофоре, сзади влетает другая и наша оказывается между. Заработки закончились.

Запчастей нет в наличии. Страховая будет разбираться долго. Занимаем денег. Восстанавливаем самостоятельно.

Новый год — «Яндекс-такси» и его новое правило: машины ниже Соляриса не попадают в категорию эконома в Москве. Владельцы Рено парков в дикой панике. Мы думаем, что делать. Отдаем машину в трейдин и покупаем Солярис! Берем первый авто-кредит на мое имя. И отправляемся в увлекательное бизнес-путешествие.

Покупка Газели

Дела идут не плохо, но надо развиваться. Один Солярис на двоих маловато: 1100 × 30 = 33 000 рублей в месяц минус кредит, страховка (каско только минимально тотал+ угон) и ТО. Другими словами, ничего, но как только отдадим кредит, машина в нашем распоряжении. Партнер предлагает взять Газель и поставить к себе: заработок порядка 30—40 тысяч рублей, стоимость машины — 660 тысяч. Таких денег нет в наличии, а ждать нельзя — надо масштабировать бизнес. Беру первый потребительский кредит. Никто не дает человеку с белой зарплатой и без единого кредита — я был очень расстроен. В итоге кое-как дает зарплатный банк (Альфа) под 28% годовых на 3 года. Окей, Газель в работе. Платеж по кредиту ~30 тысяч рублей.

Все равно мало

Проходит порядка 6—8 месяцев. Кредиты кушают много, заработок почти никакой с машин, а развиваться хочется. Идея! Взять 5-тонник вариант на рынке, но денег особо нет. Альфа банк предлагает взять больше денег — отлично и вовремя — закрыть остаток и взять еще 800 тысяч с новым процентом 25% годовых! Находим вариант за 800 тысяч — Hunday HD-78.

В это же время, жене — девушке на тот момент — Альфа банк предлагает взять потребительский кредит на 1,2—1,4 млн рублей под 19%. К тому же мы планируем свадьбу как раз в это время — 19.08.2016. Выдыхаем. Грузик мы покупаем, я уговариваю жену взять еще и тот кредит, так как у нас возникла идея взять в такси премиум сегмент. Идея отличная, реализация подкачала. С такой машиной можно зарабатывать порядка 60—70 тысяч в месяц. Взяли новенькую Toyota Camry за 1,2 млн рублей. И в это же время взяли грузовик за 800 тысяч.

Но не учли один важный риск! Что покупка на вторичном рынке грузовой машины, да и легковой, потребует дополнительных вложений. Что-то заняли, какие-то деньги были. В итоге обе машины встали на рейс, я уехал справлять свадьбу в Питер и еще не знал, какой сюрприз ждет меня после возвращения. Оказывается, из-за дополнительных расходов на пятитонник, страховку (минимальное каско) мы не купили, но собирались вот-вот взять с первой прибыли с работы машин. В итоге…

Камри угоняют

Худший день в моей жизни. Мы встречаемся с партнером, и он сообщает мне об этом. Я тут же подумал: «Все, это конец: и с большим минусом, и с испорченной кредитной историей». Партнер, конечно, утешил, сказав, что это его ошибка, и он никуда не собирается сливаться. Деньги ушли — порядка ~1 млн рублей на тот момент, ведь 2—3 месяца она успела поработать. Как выяснялись позже, приехала Поло без номеров, оттуда вышел человек в глушилкой, так как у нас стоял gps-контроль, сел в нашу Камри, как в свою. и уехал. Гнал по Мкаду 160+, а после свернул в сторону области — там камеры не работают. Деньги ушли.

Надо что-то делать

Продавать все не имело большого смысла. Прикинув, сколько сейчас выдают остальные машины: Солярис ~30 тысяч рублей, Газель ~40 тысяч, пятитонник ~50 тысяч, мы поняли, что вроде как хватало впритык на платежи по кредитам. 12,5 + 33 + 68. Но каждый фейл и простой обходился в копейку, которую надо было платить из своего кармана. Таких ситуаций было не мало, то водитель кинет на деньги, то авария, то поломки (частые), то нет работы — жесть.

Серые будни

Каждый месяц был ужасней предыдущего: только и думаешь, как заплатить все кредитные платежи и еще на что-то существовать. Спасался как мог. Во-первых, сменил удачно съемную квартиру на уютный домик в 5 км от Мкада за 32 тыс рублей в месяц — эх, прекрасные 3 года. Во-вторых, мотивировал себя не унывать. Благо с женой работали оба и получали не мало. Были еще друзья, у которых я занимал не мало каждый раз, когда что-то случалось, но старался отдавать, как можно скорее. В отпуск два раза в год уже не ездили.

Я начал записывать все расходы в приложении и оптимизировать некоторые категории — например, кофе. Конечно, это угнетало, что периодами не можем позволить себе сходить в магазин за новыми вещами, поесть в ресторанах. Каждый день я думал где бы раздобыть еще дополнительных денег. Все это еще было приправлено задержками заработной платы от работодателя: вначале на неделю, потом на две, затем на месяц.

Покупка недвижимости

Кто бы мог подумать, что находясь в такой жопе, мне совместно с женой могут одобрить ипотеку. О квартире мы задумывались давно, но когда жена забеременела, я начал принимать активные меры. Я увидел рекламу проекта Домклик и подумал, давай попробую. Жене сказал, что теперь живем на мою зарплату, а ее откладываем.

Нам одобряют ипотеку в размере 4 млн рублей: 1 млн нужно было найти самим. Мы скопили за время поиска порядка 500 тысяч рублей, моя мама дала нам еще 100 тысяч. Я занял у друзей порядка 500 тысяч, но в этот раз на благое дело — не на уплату кредитов. Мы долго бегали и в итоге нашли квартиру уютную, с ремонтом и без вложений в Железнодорожном в Московской области. Сделка завершилась, и мы теперь платим за свое жилье вместо съемного, переплачивая порядка 15 тысяч.

Жене выплатили декретные с работы. Мы купили частично технику и мебель в квартиру. Помню, как с большим животом она вынуждена была спать на надувном матрасе в пустой двухкомнатной квартире.

Кредитная карта от Альфа банка. Конечно, это больше вынужденная мера, но льготный период в 100 дней очень спасал, чтобы закрыть долги, кредиты и т. д. Было пару раз недопонимания, но в целом все круто. До сих пор пользуюсь и мечтаю с нее слезть.

Случай с лосем

Ко всему попали еще на одну большую трату. Так как в отпуск денег не было сгонять, мы решили попутешествовать самостоятельно на автомобиле в майские каникулы. Москва — Питер (к родителям) — Минск (посмотреть Беларусь).

9 мая решили сделать бабушке сюрприз и сводить ее послушать оперу в Мариинский театр. Все прошло великолепно. Уже стемнело, салют ждать не стали и отправились домой в область. По дороге домой никуда не торопились, в машине все любимые мною люди, бабуля, мама, жена и сынишка (еще в животе). Откуда не возьмись, на нас выбегает лось. Я его сбиваю, он перелетает через машину. Стекла лопаются, подушки не стреляют, удар пришелся на крышу по большей части со стороны водителя.

Помню, что тогда подумал: «Это все какой-то сон или фильм ужасов». Не вдаваясь в подробности, скажу, что в итоге ремонт авто по знакомству встал в 120 тысяч рублей. Машина не новая — VW beetle 2000 года, но спас наши жизни — спасибо ему за это. Отделались без травм. В Минск уже смысла ехать не было, и мы вернулись домой.

Криптовалюты как спасение

У меня как раз родился сын. В 2015 году мне впервые рассказали про биткоин, но тогда я подумал, что хватит с меня Вебмани и не обратил должного внимания. Но 2017—2018 годы поменяли мое отношение. Еще до хайпа в кругу ИТ вечно ходили обсуждения: а эти ферму «хостят» и столько-то зарабатывают на майнинге, у тех ферма в Таиланде и так далее. И мы с ребятами начали всерьез задумываться о таком заработке.

Куча бессонных ночей. Изучали множество материала, проверяли на домашних компах и на работе на серверах. Вроде разобрались, и понеслась. Облачный майнинг, пирамиды, ISO, криптокотята. Даже думали о своем продукте, но все это показало только минус. Ощутимый плюс сделали только раз и только на продаже оборудования.

Я продал машину за 300 тысяч рублей — все равно стояла под окнами. Занял еще 300 тысяч, и мы с ребятами скинулись на покупку партии Асиков S9 (майнеры) с завода Китая. Стоимость одной штуки — 115 тысяч рублей. На пике продать можно было за 320 тысяч на одну штуку! Ждали партию и уже считали прибыль, я думал, как отдам долги. Но все пошло чуточку не по плану. Партия должна была прийти как раз в пик хайпа, но не пришла, якобы по причине большой нагрузки на завод — нам кажется, это не завод, а поставщик нажился.

В итоге, прождав месяц, мы все еще думали продать майнеры не в убыток. Выкладываем на продажу по низкой цене, рынок тут же скидывает еще, мы снова вниз, все остальные тоже вниз. Это было фиаско, мы уже стали думать, что пора ставить их майнить и фиксировать убытки. Наконец-то часть партии удается продать по 285 тысяч долларов! Процесс продажи был максимально опасным, и я тогда думал, что денег нам точно не видать, хотя бы живыми отпустите. Вторую партию слили гораздо позже и по цене порядка ~250 тысяч, но все равно в плюс. Мы дождались хорошего курса доллара и вышли в кэш. Я отдал долги ребятам, которые брал на квартиру. Заработок составил порядка 300 тысяч рублей, плюс столько же у меня уже было. Оставалось тысяч 100, и мы с женой решили отдохнуть, так как давно никуда не выезжали. Хватило на среднюю Турцию с доплатой.

Студия красоты

Казалось бы, при чем тут Студия красоты. Я был очень демотивирован текущим положением дел. Столько сил и в итоге никакого бизнеса у меня нет, никакого заработка дополнительного тоже. Кредиты уже стали обыденным и близились к концу.

Одна моя знакомая однажды написала в чат с просьбой найти ей специалиста маркетолога + SMM. Я решил набрать и узнать детали. Оказалось, они с мамой и еще одной подругой открывают Студию Красоты. В теме бьюти услуг уже давно и имеют хороший опыт, даже помещение уже нашли. Но что меня зацепило: они набрали потребительских кредитов на запуск, так как своих денег нет. И это девушки, которые не побоялись. Снова внутри подскочил адреналин.

Я побежал делать презентацию о себе и писать стратегию для салона. Ведь опыт с продажей фар у меня уже был, там не плохо разобрался с сайтами и Инстаграм раскруткой. Встреча прошла круто! Разошлись подумать об оплате, но мне не хотелось брать фиксированных денег по договору оказания услуг — это не интересно. Хотелось быть в бизнесе, иметь долю и ответственность. В итоге мы договорились, сейчас салон прекрасно чувствует себя. За 4 месяца мы вышли в 0, а затем он начал приносить прибыль. Пока получаю только «зарплату», как закроем кредиты — буду получать процент с прибыли. Это позволило мне быть в команде сильных, пережить еще раз все эти чувства запуска своего бизнеса и поправить мое финансовое положение.

Занавес

В 2019 году кредиты начали кончаться, и я с закрытием каждого чувствовал себя все лучше и лучше! Надо сказать, что такси Солярис мы продали, не дождавшись окончания кредита, и деньги отправили на закрытие самого «жирного» кредита на тот момент. Я помню, что раза 3 все же получал прибыль и тратил на себя, но все остальное время либо 0, либо заносил. Учитывая, что я все записываю. Суммарный минус по грузоперевозкам и такси составил — 450 тысяч рублей, а у партнера думаю еще больше, но у нас еще остался не проданным пятитонник, а Газель продали за 300 тысяч.

Изменил бы я что-то? Думаю нет. Ведь опыт в нашей жизни — это главное. Верни меня с моим опытом сейчас обратно, я бы все сделал по-другому и, кажется, с хорошим плюсом :)

Несколько не советов:

  1. Страховка, страховка, страховка! Иначе будет больнее.
  2. Не впутывайте сюда жену, хотя бы один из вас должен остаться чист.
  3. Максимально работайте с рисками, все равно что-то другое случится, но тут вопрос размер выплат.
  4. Кажется, проще было купить ценных бумаг и капитализировать проценты.
  5. Почитайте книги до, а не во время.
  • Валерий КостинПодправьте статью асики вы продали за рубли а в статье баксы.10
  • RomanЛучше бы ты майнил на асиках а не скакал с темы на тему.)6
  • Антон .Отличная история успеха банков. Вот уж кто хорошо заработал на ваших действиях.15
  • Ната ИвановаХрень какая то4
  • Полиция Т—ЖНата, почитайте правила, прежде чем комментировать: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/4
  • Лиловый БубенчикА чем завершилась история для лося?3
  • Anton AntonovШарик, Вы - балбес. Детали Вам раскроет жизнь или семейный психолог (за те же деньги).6
  • АндрейЛиловый, пухом1
  • АндрейRoman, если бы остался майнить, потерял бы ещё больше времени и денег.0
  • Организатор частных путешествийСамое забавное, что автор так и не сделал правильных выводов 🤦‍♂️12
  • Hannibal KingАндрей, не оштрафовали?1
  • Qaterina QАндрей, пухом это земля ему пухом?0
  • Георгий ЕрицянСложно читать текст из-за ошибок. Это неуважительно по отношению к читателю.3
  • АндрейHannibal, штрафуют если знак дикие животные есть. + на место прибыл оперативно лесничий, который дальше решал вопрос с мясом.0
  • АндрейQaterina, к сожалению, вначале был резкий негатив к нему, но потом стало безумно жалко лося.0
  • АндрейГеоргий, сорри, думал перед публикацией статью отредактируют. Сейчас потерял контроль над редактированием вовсе...0
  • Саша БатраковНу если хочется чтобы кровь кипела то вариант веелый. По факту просто работая, вы бы жили лучше =)10
  • АРМистория огонь)2
  • АндрейFedor, ахахах) откуда столько негатива? Явно опечатка, не поправила редакция. Изменить сейчас нет прав;4
  • Владимир Ореховне жизнь, а хождение по минному полю. у Андрея железные нервы, а уж жена у него вообще ангел.8
  • Игорь ГорбецкийТакое ощущение, что автор не умеет считать 🙂2
  • Андрей ФиллиповДостаточно было закупить в 2017-18 альткоинов: эфириума, линк, лайткоин и не нужно было бы всей этой возни с газелями и пятитонниками Хендай ХД78( кстати надежная машина), а так никакого смысла нет размышлять о прошлом, все мы умные задним числом)) У меня только один вопрос: каким образом поместились в Фольксваген Жук 2000 года четыре взрослых человека....?)2
  • Андрей ФиллиповАндрей, ой что за ерунду вы написали простите, вы майнили хотя бы на видеокартах?0
  • Николай СергеевАндрей, а кто заставляет продавать валюту быстро? вложитесь ещё на свет и т.д и ждать.1
  • АндрейАндрей, вы не поверите в жуке комфортно 5ым на вид игрушечная, но внутри космос. Советую)0
  • АндрейАлександр, тоже мнение0
  • Lara StИз пустого в порожнее, простите. 20 лет предприниматель, знаю многих...., но такую историю впервые читаю. Очень много энергии в никуда... Вам с супругой счастья! Молодец, что во всём поддерживает5
  • proCMOTPETbАвтору удачи, молодец что не сидит на месте. Удручает сколько негатива в комментариях. И такой вопрос как начинал в IT, было ли профильное образование, был или нет в друзьях наставник, платные курсы и т.д.?3
  • Виктор СабининКрасавец! Ты хотя бы пытаешься, а серая масса негативщиков, могут только ходить на нелюбимую работу и осуждать, даже не пытаясь что то изменить.1
  • Evgeniy TarasenkoПриведите список книг которые вы читали в процессе, а стоило до почитать?0
  • Evgeniy TarasenkoПожалуйста, спасибо и удачи0
  • АндрейproCMOTPETb, было профильное образование программиста + сетевого инженера. Друзья и окружение как раз сформировалось после 1-2 места работы по специальности, начинал простым оператором ЭВМ с зп 4500 в месяц, далее инженер сетей, самый большой скачок дал опыт работы в консалтинге, сейчас руковожу направлением DataEngineer и очень люблю свою работу) курсов много бесплатных, но нет ничего лучше учиться на практике (то есть в реальном бою). Инвестиция хорошая.0
  • АндрейEvgeniy, не поверите, но в тот момент читал каждую книгу Димы Портнягина и смотрел его выпуски на ютубе + Бизнес Молодость (но сейчас не советовал бы). Книги, которые посоветую точно: 45 тату менеджера 45 тату личности В этом году я... Самый богатый человек в Вавилоне Кошелёк или жизнь Чёрный лебедь Как работать по 4 часа в неделю (много воды, но смог сделать пару открытий для себя и делегировать часть регулярных задач)0
  • Кирилл Т.Крутая история) Завидую людям у кого жизнь насыщенная событиями, будет что детям рассказать.1
  • Дан .Виктор, что тут красивого? как автор запустил бизнес и даже не вышел в ноль?0
  • Дан .есть такие люди которым в бизнес лучше не соваться...... а то так и будет " минус"2
  • happy IvIВзял пятитошку в кредит, еле раскидался с ним, на первых этапах стуканул движок и кучу других вложений, вместо ляма вышла полтарашка. до сих пор расхлебываюсь. Пятитонник ты на ход в компанию поставил или как не пойму, если есть варик распиши, что там у тебя с HD78 было? То если ты просто сдал в аренду и разбирался с ремонтом, а тебе с этого капало или как в твоем случае?0
  • Андрейhappy, привет! "Пятитонник" работает по контракту на разные организации (в основном развозит алкоголь) - там зп водителя, топливо, ремонт, остальное твоё. К слову водителей на С категорию не так просто найти.0
  • АндрейДан, хорошо нам с тобой повезло! мы не такие...0
  • Вася ВасильевЕбать колотить....... Бедлан бедлович.... В касание сука😁😁😁0
  • Пётр ВласовЛогика предпринимателя и логика инженера разительно отличаются. Предварительно не обдуманные попытки - лучше действительно не предпринимать ничего. У всех бизнесов, объективно, была перспектива. Но у людей слабая предпринимательская логика «кидаюсь в бой и будь что будет», и отсутствие расчёта перспектив и вероятностей различных непредвиденных событий, финансовых перспектив. Грубо говоря, человек занялся не своим делом. Хотя математика вроде бы примитивная здесь.0
  • СюзЭто сценарий нового фильма про мистера Бина? Автору можно посоветовать жить на зп, а лишнее откладывать на депозит в банке. Дохода будет больше, чем от его "бизнеса". Не удивлюсь, если автор скоро кинется в опционы, фьючерсы или что-то ещё.1
Вот что еще мы писали по этой теме