Как я набрал кредитов на себя и жену, потерял 1,5 млн рублей, взял ипотеку и закрыл долги
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я наемный рабочий на полный день. С белой, хорошей зарплатой ИТ-специалиста. На тот момент моя девушка (еще не супруга) зарабатывала примерно столько же.
Отпуск два раза в год. Хорошая свадьба. Машина. Съемное жилье. Кризис с долларом. Деньги копятся, но не задерживаются надолго, куда-то улетают пару раз в год. Прикидываю, что с таким успехом денег нам не накопить на квартиру и беззаботную жизнь. Когда жена родит, уйдет в декрет, я один не потяну и нужен дополнительный заработок.
Перый опыт с фарами
У друга была машина Шевроле Круз. Мне нравилась очень внешне. Мы были молодые: кровь горячая, а мозгов мало. Решили чуть добавить стиля. Друг нашел крутые фары, которые собираются вручную спецом в Москве, и побежал ставить. Фары внутри отличались от штатных наличием ксенона и диодными ободом как у Камаро! Но проездил он не долго: лишают прав на полгода за использование не штатного ксенона.
Однажды он звонит мне и говорит: «Я отправил свои фары в американскую группу "Инстаграм" и там такое в комментариях, — я подумал вот оно!». Мы на коленке собираем сайт, прикручиваем оплату, заводим свою инсту, переключаем фокус заинтересованных туда и начинаем работать. День первый с открытия и ни одного заказа. Вроде везде указали по минимуму свой интерес. Начали проверять, что не так с оплатой — все работает! Заказов нет.
Через неделю мы радовались первому заказу. Тут же отправили его в работу и еще не знали, какой геморрой ждет нас с Почтой России. Коробка не так оформлена, тут документы заполните, все идет максимально медленно и разок даже посылка пришла обратно вся побитая и вскрытая. Мы просуществовали наверное год: редкие заказы и куча вопросов как установить, что делать с разными коннекторами.
В итоге интерес упал на 0. Новую версию фар никто не заказал. В целом американские покупатели очень крутые, они готовы были ждать месяцами и не хотели брать деньги назад, когда были проблемы с производством. Один раз за долгую доставку деньги забрали через Paypal, но потом заплатили, ведь товар дошел. Денег заработали, но не много.
Во все тяжкие
Однажды, разговорившись с моим тренером — а далее партнером, выяснил, что он ворочает грузоперевозками. И тут один из его знакомых покупает готовый бизнес — таксопарк. Прикинув перспективу, мы попросили его взять нас тоже в дело на льготных условиях, а именно: размещать наши машины у себя для последующей сдачи в аренду. Он соглашается. Мы уходим формировать бизнес-план. Открываю Excel, все прикидываю — выглядит отлично. Не большие деньги, но перспектива отличная.
Мы скидываемся по ~200—250 тысяч рублей и покупаем автомобиль Datsun, лицензию такси и отправляем его в работу. Водителя находим знакомого. Аренда в день — ~900 рублей = 25 200 в месяц. Зарабатываем пару месяцев. Начинаются первые морозы. Машина стоит на светофоре, сзади влетает другая и наша оказывается между. Заработки закончились.
Запчастей нет в наличии. Страховая будет разбираться долго. Занимаем денег. Восстанавливаем самостоятельно.
Новый год — «Яндекс-такси» и его новое правило: машины ниже Соляриса не попадают в категорию эконома в Москве. Владельцы Рено парков в дикой панике. Мы думаем, что делать. Отдаем машину в трейдин и покупаем Солярис! Берем первый авто-кредит на мое имя. И отправляемся в увлекательное бизнес-путешествие.
Покупка Газели
Дела идут не плохо, но надо развиваться. Один Солярис на двоих маловато: 1100 × 30 = 33 000 рублей в месяц минус кредит, страховка (каско только минимально тотал+ угон) и ТО. Другими словами, ничего, но как только отдадим кредит, машина в нашем распоряжении. Партнер предлагает взять Газель и поставить к себе: заработок порядка 30—40 тысяч рублей, стоимость машины — 660 тысяч. Таких денег нет в наличии, а ждать нельзя — надо масштабировать бизнес. Беру первый потребительский кредит. Никто не дает человеку с белой зарплатой и без единого кредита — я был очень расстроен. В итоге кое-как дает зарплатный банк (Альфа) под 28% годовых на 3 года. Окей, Газель в работе. Платеж по кредиту ~30 тысяч рублей.
Все равно мало
Проходит порядка 6—8 месяцев. Кредиты кушают много, заработок почти никакой с машин, а развиваться хочется. Идея! Взять 5-тонник вариант на рынке, но денег особо нет. Альфа банк предлагает взять больше денег — отлично и вовремя — закрыть остаток и взять еще 800 тысяч с новым процентом 25% годовых! Находим вариант за 800 тысяч — Hunday HD-78.
В это же время, жене — девушке на тот момент — Альфа банк предлагает взять потребительский кредит на 1,2—1,4 млн рублей под 19%. К тому же мы планируем свадьбу как раз в это время — 19.08.2016. Выдыхаем. Грузик мы покупаем, я уговариваю жену взять еще и тот кредит, так как у нас возникла идея взять в такси премиум сегмент. Идея отличная, реализация подкачала. С такой машиной можно зарабатывать порядка 60—70 тысяч в месяц. Взяли новенькую Toyota Camry за 1,2 млн рублей. И в это же время взяли грузовик за 800 тысяч.
Но не учли один важный риск! Что покупка на вторичном рынке грузовой машины, да и легковой, потребует дополнительных вложений. Что-то заняли, какие-то деньги были. В итоге обе машины встали на рейс, я уехал справлять свадьбу в Питер и еще не знал, какой сюрприз ждет меня после возвращения. Оказывается, из-за дополнительных расходов на пятитонник, страховку (минимальное каско) мы не купили, но собирались вот-вот взять с первой прибыли с работы машин. В итоге…
Камри угоняют
Худший день в моей жизни. Мы встречаемся с партнером, и он сообщает мне об этом. Я тут же подумал: «Все, это конец: и с большим минусом, и с испорченной кредитной историей». Партнер, конечно, утешил, сказав, что это его ошибка, и он никуда не собирается сливаться. Деньги ушли — порядка ~1 млн рублей на тот момент, ведь 2—3 месяца она успела поработать. Как выяснялись позже, приехала Поло без номеров, оттуда вышел человек в глушилкой, так как у нас стоял gps-контроль, сел в нашу Камри, как в свою. и уехал. Гнал по Мкаду 160+, а после свернул в сторону области — там камеры не работают. Деньги ушли.
Надо что-то делать
Продавать все не имело большого смысла. Прикинув, сколько сейчас выдают остальные машины: Солярис ~30 тысяч рублей, Газель ~40 тысяч, пятитонник ~50 тысяч, мы поняли, что вроде как хватало впритык на платежи по кредитам. 12,5 + 33 + 68. Но каждый фейл и простой обходился в копейку, которую надо было платить из своего кармана. Таких ситуаций было не мало, то водитель кинет на деньги, то авария, то поломки (частые), то нет работы — жесть.
Серые будни
Каждый месяц был ужасней предыдущего: только и думаешь, как заплатить все кредитные платежи и еще на что-то существовать. Спасался как мог. Во-первых, сменил удачно съемную квартиру на уютный домик в 5 км от Мкада за 32 тыс рублей в месяц — эх, прекрасные 3 года. Во-вторых, мотивировал себя не унывать. Благо с женой работали оба и получали не мало. Были еще друзья, у которых я занимал не мало каждый раз, когда что-то случалось, но старался отдавать, как можно скорее. В отпуск два раза в год уже не ездили.
Я начал записывать все расходы в приложении и оптимизировать некоторые категории — например, кофе. Конечно, это угнетало, что периодами не можем позволить себе сходить в магазин за новыми вещами, поесть в ресторанах. Каждый день я думал где бы раздобыть еще дополнительных денег. Все это еще было приправлено задержками заработной платы от работодателя: вначале на неделю, потом на две, затем на месяц.
Покупка недвижимости
Кто бы мог подумать, что находясь в такой жопе, мне совместно с женой могут одобрить ипотеку. О квартире мы задумывались давно, но когда жена забеременела, я начал принимать активные меры. Я увидел рекламу проекта Домклик и подумал, давай попробую. Жене сказал, что теперь живем на мою зарплату, а ее откладываем.
Нам одобряют ипотеку в размере 4 млн рублей: 1 млн нужно было найти самим. Мы скопили за время поиска порядка 500 тысяч рублей, моя мама дала нам еще 100 тысяч. Я занял у друзей порядка 500 тысяч, но в этот раз на благое дело — не на уплату кредитов. Мы долго бегали и в итоге нашли квартиру уютную, с ремонтом и без вложений в Железнодорожном в Московской области. Сделка завершилась, и мы теперь платим за свое жилье вместо съемного, переплачивая порядка 15 тысяч.
Жене выплатили декретные с работы. Мы купили частично технику и мебель в квартиру. Помню, как с большим животом она вынуждена была спать на надувном матрасе в пустой двухкомнатной квартире.
Кредитная карта от Альфа банка. Конечно, это больше вынужденная мера, но льготный период в 100 дней очень спасал, чтобы закрыть долги, кредиты и т. д. Было пару раз недопонимания, но в целом все круто. До сих пор пользуюсь и мечтаю с нее слезть.
Случай с лосем
Ко всему попали еще на одну большую трату. Так как в отпуск денег не было сгонять, мы решили попутешествовать самостоятельно на автомобиле в майские каникулы. Москва — Питер (к родителям) — Минск (посмотреть Беларусь).
9 мая решили сделать бабушке сюрприз и сводить ее послушать оперу в Мариинский театр. Все прошло великолепно. Уже стемнело, салют ждать не стали и отправились домой в область. По дороге домой никуда не торопились, в машине все любимые мною люди, бабуля, мама, жена и сынишка (еще в животе). Откуда не возьмись, на нас выбегает лось. Я его сбиваю, он перелетает через машину. Стекла лопаются, подушки не стреляют, удар пришелся на крышу по большей части со стороны водителя.
Помню, что тогда подумал: «Это все какой-то сон или фильм ужасов». Не вдаваясь в подробности, скажу, что в итоге ремонт авто по знакомству встал в 120 тысяч рублей. Машина не новая — VW beetle 2000 года, но спас наши жизни — спасибо ему за это. Отделались без травм. В Минск уже смысла ехать не было, и мы вернулись домой.
Криптовалюты как спасение
У меня как раз родился сын. В 2015 году мне впервые рассказали про биткоин, но тогда я подумал, что хватит с меня Вебмани и не обратил должного внимания. Но 2017—2018 годы поменяли мое отношение. Еще до хайпа в кругу ИТ вечно ходили обсуждения: а эти ферму «хостят» и столько-то зарабатывают на майнинге, у тех ферма в Таиланде и так далее. И мы с ребятами начали всерьез задумываться о таком заработке.
Куча бессонных ночей. Изучали множество материала, проверяли на домашних компах и на работе на серверах. Вроде разобрались, и понеслась. Облачный майнинг, пирамиды, ISO, криптокотята. Даже думали о своем продукте, но все это показало только минус. Ощутимый плюс сделали только раз и только на продаже оборудования.
Я продал машину за 300 тысяч рублей — все равно стояла под окнами. Занял еще 300 тысяч, и мы с ребятами скинулись на покупку партии Асиков S9 (майнеры) с завода Китая. Стоимость одной штуки — 115 тысяч рублей. На пике продать можно было за 320 тысяч на одну штуку! Ждали партию и уже считали прибыль, я думал, как отдам долги. Но все пошло чуточку не по плану. Партия должна была прийти как раз в пик хайпа, но не пришла, якобы по причине большой нагрузки на завод — нам кажется, это не завод, а поставщик нажился.
В итоге, прождав месяц, мы все еще думали продать майнеры не в убыток. Выкладываем на продажу по низкой цене, рынок тут же скидывает еще, мы снова вниз, все остальные тоже вниз. Это было фиаско, мы уже стали думать, что пора ставить их майнить и фиксировать убытки. Наконец-то часть партии удается продать по 285 тысяч долларов! Процесс продажи был максимально опасным, и я тогда думал, что денег нам точно не видать, хотя бы живыми отпустите. Вторую партию слили гораздо позже и по цене порядка ~250 тысяч, но все равно в плюс. Мы дождались хорошего курса доллара и вышли в кэш. Я отдал долги ребятам, которые брал на квартиру. Заработок составил порядка 300 тысяч рублей, плюс столько же у меня уже было. Оставалось тысяч 100, и мы с женой решили отдохнуть, так как давно никуда не выезжали. Хватило на среднюю Турцию с доплатой.
Студия красоты
Казалось бы, при чем тут Студия красоты. Я был очень демотивирован текущим положением дел. Столько сил и в итоге никакого бизнеса у меня нет, никакого заработка дополнительного тоже. Кредиты уже стали обыденным и близились к концу.
Одна моя знакомая однажды написала в чат с просьбой найти ей специалиста маркетолога + SMM. Я решил набрать и узнать детали. Оказалось, они с мамой и еще одной подругой открывают Студию Красоты. В теме бьюти услуг уже давно и имеют хороший опыт, даже помещение уже нашли. Но что меня зацепило: они набрали потребительских кредитов на запуск, так как своих денег нет. И это девушки, которые не побоялись. Снова внутри подскочил адреналин.
Я побежал делать презентацию о себе и писать стратегию для салона. Ведь опыт с продажей фар у меня уже был, там не плохо разобрался с сайтами и Инстаграм раскруткой. Встреча прошла круто! Разошлись подумать об оплате, но мне не хотелось брать фиксированных денег по договору оказания услуг — это не интересно. Хотелось быть в бизнесе, иметь долю и ответственность. В итоге мы договорились, сейчас салон прекрасно чувствует себя. За 4 месяца мы вышли в 0, а затем он начал приносить прибыль. Пока получаю только «зарплату», как закроем кредиты — буду получать процент с прибыли. Это позволило мне быть в команде сильных, пережить еще раз все эти чувства запуска своего бизнеса и поправить мое финансовое положение.
Занавес
В 2019 году кредиты начали кончаться, и я с закрытием каждого чувствовал себя все лучше и лучше! Надо сказать, что такси Солярис мы продали, не дождавшись окончания кредита, и деньги отправили на закрытие самого «жирного» кредита на тот момент. Я помню, что раза 3 все же получал прибыль и тратил на себя, но все остальное время либо 0, либо заносил. Учитывая, что я все записываю. Суммарный минус по грузоперевозкам и такси составил — 450 тысяч рублей, а у партнера думаю еще больше, но у нас еще остался не проданным пятитонник, а Газель продали за 300 тысяч.
Изменил бы я что-то? Думаю нет. Ведь опыт в нашей жизни — это главное. Верни меня с моим опытом сейчас обратно, я бы все сделал по-другому и, кажется, с хорошим плюсом :)
Несколько не советов:
- Страховка, страховка, страховка! Иначе будет больнее.
- Не впутывайте сюда жену, хотя бы один из вас должен остаться чист.
- Максимально работайте с рисками, все равно что-то другое случится, но тут вопрос размер выплат.
- Кажется, проще было купить ценных бумаг и капитализировать проценты.
- Почитайте книги до, а не во время.