Как цифровая трансформация компаний меняет рынки труда
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Возможно, ни один аспект цифровой революции не получил большего внимания, чем цифровая трансформация компаний и растущая автоматизация и роботизация рабочих мест, и их влияние на занятость и доходы населения. Это неудивительно, поскольку этот вопрос вскрывает целый пласт ментальных, финансовых и социальных проблем, накопившихся за века относительно стабильного существования нашего мира.
Применение машин для повышения производительности труда не ново. Поскольку любой инструмент — это машина, люди пользуются ими на протяжении большей части нашего существования на этой планете. Но со времен первой промышленной революции — когда паровая энергетика и механизация произвели огромный скачок — производительность возросла экспоненциально. То, как изменяют нашу жизнь информационные технологии, мы видим уже сейчас.
Не все приветствуют эти явления. Многие опасаются, что снижение спроса на человеческий труд приведет к постоянной высокой безработице. Но этого не произошло, когда ручной труд заменили фабрики. Рост производительности и доходов стимулировал спрос, а значит и экономическую активность. С течением времени люди адаптировались к новым рынкам труда в плане навыков, условия труда улучшились и необходимость в продолжительном и изнуряющем труде уменьшилась.
И все же по мере того, как рост человеческого труда уступает место автоматизации, а машины выполняют все больше задач автономно, — опасения массовой потери рабочих мест вновь нарастают.
Роботизация уничтожает рынки труда
Белые и голубые воротнички, выполняющие в основном рутинные задачи, исчезают все быстрее, особенно с 2000 года. Даже государственный аппарат подвержен сокращениям: в этом году они затронут более 32 тысяч госслужащих РФ. Поскольку многие из представителей этих профессий относятся к среднему классу, цифровая трансформация способствует изменению рабочих мест и доходов.
По сведениям Фонда развития интернет-инициатив, в 2020 году число госкомпаний, разработавших и осуществляющих цифровую стратегию выросло с 25% до 48%. Применение цифровых технологий в 2020 году выросло на 38%. До 85% крупнейших компаний применяли искусственный интеллект в своих разработках. И эта тенденция покажет значительный рост в 2021 году и последующем десятилетии.
Изменения всегда стрессогенны, но рынки труда все же адаптируются. Уволенные работники могут пытаться найти новую работу в соответствии с их прежней квалификацией. Однако, столкнувшись с невостребованностью, они вскоре начинают искать работу с более низкими требованиями к квалификации, либо переходят в бурно растущую сферу IT-технологий.
Все большее число работников начинают вкладывать средства в приобретение навыков, востребованных в нестандартных и высокооплачиваемых категориях рабочих мест. Как правило, этот процесс в разных государствах имеет разную степень выраженности, но в некоторых странах, в том числе в России, он ускоряется благодаря инициативам с участием правительства, бизнеса и образовательных учреждений.
А когда нас заменят роботы?
Следует учитывать, что даже при наличии механизмов институциональной поддержки доступ к повышению квалификации и переобучению, как правило, имеется далеко не у всех. Только те, кто располагает достаточными временными и финансовыми ресурсами, могут осуществить необходимые инвестиции, а в обществе, характеризующемся высоким уровнем неравенства, многие трудящиеся оказываются исключенными из этой группы.
На этом фоне мы, вероятно, должны меньше беспокоиться о массовой постоянной безработице и больше о всплеске неравенства и его социальных и политических последствиях. Возможно, что очень скоро по нашим городам будут колесить роботы-доставщики «Яндекс.Ровер», заменившие людей.
И куда пойдут эти люди?
Конечно, технологическая адаптация может уменьшить масштабы проблемы приобретения навыков. Инновации, которые делают цифровое оборудование и системы более простыми в использовании быстро распространяются. Вполне вероятно сегодняшние курьеры переквалифицируются в операторов или обслуживающий персонал тех же роботов «Яндекс.Ровер». Поскольку все более сложные технологические процессы естественным образом проникают в повседневность, необходимость в переподготовке и дополнительном обучении будет снижаться.
Искусственный интеллект выходит на первое место
Определенное влияние окажет также прогресс в области искусственного интеллекта. Еще недавно автоматизация опиралась на кодификацию задач: машинам давались инструкции, воспроизводящие логику принятия решений человеком.
Но как насчет задач, которые нельзя разделить на ряд логических этапов? Понимание естественного языка, распознавание объектов — простые для человеческого мозга и органов чувств задачи, с которыми машины начали справляться лишь недавно. Еще некоторое время многие профессии будут выполняться только людьми, но с развитием технологий даже психологов смогут заменить чат-боты.
Машинное обучение — это, по сути, очень сложное распознавание образов. Используя большие пулы данных и огромную вычислительную мощность, машины учатся делать то, что мы не можем закодировать. Они делают это, используя примеры, а не логику, основанную на правилах. Достижения в машинном обучении открыли огромные новые области автоматизации: робототехнику, автономные транспортные средства и анализ огромных массивов данных. Во многих областях — таких, как распознавание образов в генетике и биомедицинских науках — машины не просто способны заменить работников-людей, они в некоторых отношениях кардинально превосходят возможности любого человека.
Это гораздо лучше, чем может показаться: много задач и подзадач будет выполняться машинами, но освободится время для реализации новых проектов. В конце концов автоматизация труда перейдет на новый уровень: машины будут выполнять задачи, которые человек не может выполнить.
Бороться или присоединиться?
Хоть сейчас и нельзя сказать наверняка, но есть основания полагать, что переход к новому цифровому образу жизни скажется на доходах многих групп населения. И как с этим следует поступать?
В глобальном масштабе развитие искусственного интеллекта и робототехники приведет к разрушению и, в конечном счете, вытеснит трудоемкие производства — и модели развития, которые от него зависят. Возможности машинного обучения окажут значительное влияние на научные исследования и технологические разработки, а также на предоставление высококачественных профессиональных услуг.
Однако факт остается фактом: мы имеем дело не с эволюцией, а революцией. И нет времени ожидать, что естественная адаптация со стороны работников и рынков труда даст результаты, особенно с учетом огромных различий в положении людей.
Именно поэтому государственные органы — в партнерстве с бизнесом и учреждениями образования — должны сосредоточить внимание на мерах по сокращению социального неравенства, включая обеспечение широкого доступа к высококачественным социальным услугам, таким как образование и профессиональная подготовка.
В отсутствие такого рода мер существует значительный риск того, что цифровая трансформация труда оставит позади многих людей, что будет иметь негативные долгосрочные последствия как для социальной сплоченности, так и экономики в целом.