Как я училась и жила в Китае в начале десятых
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Моя жизнь
В 2009 году я поступила на зарубежное регионоведение в Новосибирске. В те годы вуз активно сотрудничал с университетами-партнерами за границей. Я учила китайский язык, а международный отдел привлекал студентов для обмена. Так и вышло, что в первый раз я попала в Китай в 2010 году на три года. Вернувшись домой на новогодние каникулы 2011 года, тут же подала заявку еще раз — на год.
Учебный год 2011-2012 года провела в Урумчи. Это был первый долгосрочный опыт проживания заграницей, мне очень понравилось.
В 2014, на последнем курсе я работала в международном отделе своего университета, подрабатывала репетитором английского и китайского, и к моменту выпуска и экзаменом выгорела так, что не хотела ничего делать. Друг предложил попробовать еще раз поехать в Китай, но теперь в Сучжоу — это город недалеко от Шанхая, одна из двух жемчужин Поднебесной.
Я влюбилась в Сучжоу. Подала документы на языковую программу, получила годовой грант и стипендию 1200 юаней в месяц, место в общежитии и соседку-кореянку-любительницу-вкусно-покушать-и-выпить. Настало самое крутое время моей "взрослой и ответственной" жизни: познакомилась с кучей студентов и экспатов, изучала город, каталась на скутере без прав, ездила в Шанхай, проводила вечера в клубах, барах и кальянных (при стипендии в 1200 юаней, один коктейль стоит от 50 юаней, а за вечер можно было выпить 3-5) — это было лихое студенческое время, мы выживали, как могли.
Вскоре начала работать учителем английского для китайских деток. Нелегально, конечно, потому что тогда еще можно было. Моя зп была 8000 юаней при полной занятости, а мой менеджер получал еще 8000 с меня, потому что официально я проходила как носительница из Австралии.
После учебного года я съехалась с подругой, мы сняли квартиру. Я оформила бизнес-визу и успела поработать еще полгода. К концу 2015 босс учебного центра, где я работала, стал мутить воду и перестал выплачивать зп. Пришлось напрячься, но я получила все положенные деньги. Но к тому моменту (декабрь 2015) я была уже в таком эмоциональном раздрае, что приняла решение возвращаться домой.
Еще несколько лет после возвращения я мечтала снова оказаться в том Сучжоу, который я полюбила. Но город меня не стал ждать, и сильно изменился. Как и жизнь иностранцев в Китае, в принципе. Сохраню Су в своем сердечке.
Самое яркое воспоминание
Много случалось, но особенно запомнилась неделя, когда мы м несколькими ребятами участвовали в съемках кино в роли массовки. Увидела некоторых знаменитых китайских актеров и актрис, например, Гун Ли. Мы снимались в костюмах, жили в отеле, ели на площадке. А однажды одна из гримеров подумала, что у меня слишком белое лицо и решила загриммировать меня в более темный тон — так я узнала, как я выглядела бы после солярия.
Символы эпохи
Однозначно, китайская еда: ночные рынки, хотпоты, пельмешки в 3 часа утра после бара, вонючий за три квартала тофу. Скутер, который выдавал 50 км/ч — мы с подругой часто выезжали за пределы кампуса ночью, чтобы попить пива на берегу озера. А еще скутер был электрический и его надо было заряжать от розетки. Найти свободную розетку на студенческой парковке было тем еще ежедневным квестом.
Выводы
Это был период, когда впервые в жизни я самостоятельно принимала решения и несла за них ответственность. Впервые жила за границей в абсолютно другой культуре и училась сосуществовать там.
Я рада, что оказалась в 2014-2016 годах в Сучжоу. Уже было проще в бытовом плане: смартфоны, алиэкспресс (таобао), безналичная оплата. Было проще и в правовом плане — никто сильно не проверял легитимность твоего нахождения в стране, имеешь ли ты право работать, зарегистрирована ли в полиции.
Уже с 2016 стали закручивать гайки: проверяли визы, устраивали облавы по школам и центрам, где работали иностранцы, механически запретили превышать скорость на скутере.
Мой Сучжоу и Китай остались в 2015, в ночных посиделках на берегу озера, в пузырьках лонгайленд айс ти в любимом баре, в скоростных поездах до Шанхая, в заинтересованных глазах малышей в детских садах и центрах. Самым маленьким моим ученикам сейчас по 12 лет, самым старшим — 20-22.