10 кг учебников, борьба с бедностью, острая еда: как я учился по обмену в Индии

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

О себе

Я студент второго курса магистратуры Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) программы «Менеджмент» (Master in Management — MiM). Из поездки в Индию вернулся совсем недавно.

Выбор страны и программы

ВШМ СПбГУ — международная Бизнес-школа. Все студенты имеют возможность изучить часть предметов в зарубежном университете-партнере, с последующим перезачётом сданных курсов и внесением их в диплом. Не воспользоваться такой возможностью было бы странно.

Для семестра по обмену я искал дружественную (в связи с отменой многих соглашений между университетами) и дешевую страну для жизни. Бюджет у меня был не очень большой. Кроме того, мне посоветовал туда поехать одногруппник из Индии. Он сказал, что Индийский институт менеджмента в Ахмадабаде (Indian Institute of Management, Ahmedabad — IIMA) — лучшая бизнес-школа в стране, и конкурс туда даже выше, чем в Гарвард (где-то 200 тысяч человек), так что упускать такую возможность нельзя.

Я согласился с ним, хотя поначалу боялся. Знания об Индии у меня были отнюдь не из болливудских фильмов, плюс я смотрел много видео на Youtube и панорамы улиц в Google картах и знал, что придется окунуться в хаос. Что-то подтвердилось из моих опасений, а что-то, наоборот, рассеялось.

Поступление

Чтобы участвовать в программе обмена необходимо не иметь академической задолженности и свободно владеть английским языком.

Обучение бесплатное. Неожиданным было для меня то, что после подтверждения мне пришел список fees, которые я должен был оплатить и который раньше нигде не упоминался. Сумма составляла 97.500 рупий (89 тысяч рублей). Конечно, туда входило проживание и учебные материалы, но все равно сумма неожиданно большая.

Также выяснилось, что в общежитии, в котором я жил, нужно было платить ежемесячные к/у (около 500 рупий), а если используешь кондиционер постоянно, то набегало и на 1000 рупий. В новом же общежитии студенты к/у не платили.

Учеба

Пары в IIMA длятся 75 минут (1 час 15 минут) с 20-минутным перерывом вместо привычных российских 90 минут пары и 15 минут перерыва. Обучение там построено по модели Harvard Business School: аудитории полукруглые и ярусные — для более удобного диалога студентов с преподавателем и различных дискуссий.

На занятиях 90% времени разбираются кейсы. Во время пары, в основном, студенты «усваивают» материал путем диалога с преподавателем и между собой, посещение занятий и непосредственное участие необходимо для хорошей оценки за курс.

К каждой лекции каждого курса преподаватели задавали прочитать кейс/кейсы, которые являлись основой обсуждения на лекции. Кейс мог быть как пять страниц, так и 15-20. Лекция строилась таким образом: минут 20-30 занимало обсуждение теоретической/технической части кейса (объяснение, как работает, например, технология AI, которую применяла компания в кейсе), а потом шло обсуждение самого кейса. Также были проекты, для которых нужно было объединяться в группы.

В магистратуре ВШМ СПбГУ есть технические курсы по статистике, методам анализа и так далее, а студенты IIMA это все проходили еще в бакалавриате и поэтому таких курсов в магистратуре нет. 90% студентов там имеют инженерный бэкграунд, и обучение строится, по сути, на том, как увидеть и использовать эти знания в бизнесе. У меня не инженерный бэкграунд, но я бы не сказал, что мне было сложно. Только на курсе по Optimization Methods in Logistics я должен был с нуля изучить основы линейного программирования, чтобы понять, о чем идет речь. Но я знал, куда я еду, хотел учиться, поэтому воспринял это как часть пути, часть обучения, и был рад.

Одно из главных различий между большинством российских вузов и IIMA (и другими топовыми вузами Индии) — в том, что в Индии существуют так называемые placements, по сути — дни карьеры: в середине первого года обучения на кампус приезжают представители самых разных компаний и набирают студентов на практику. То есть у абсолютно всех студентов будет место для практики летом перед вторым годом обучения, и в большинстве случаев это значит, что скорее всего, по окончании обучения студентам не надо искать работу, потому что после практики они могут получить оффер.

Компании понимают, что в IIMA учатся лучшие студенты, и потому сами к ним приезжают. Искать работу — значит тратить дополнительное время: с конкуренцией в Индии это сделать очень трудно, к тому же у студентов мало свободного времени. Возможно, в случае Индии такой подход, когда набор на работу происходит на самом кампусе, без конкуренции, только усиливает неравенство, «корочка» там значит очень много.

В России студенты в большей степени предоставлены сами себе в поиске работы. Да, есть чаты карьер и кейс-чемпионаты, дни карьер, но, даже если ты из топового вуза, искать работу должен сам.

Учиться было несложно, несмотря на мои опасения. Может, дело в курсах, которые я выбрал:

1. AIDP-Privacy Paradox: Artificial Intelligence and Digital Platforms — курс о том, как использование искусственного интеллекта (ИИ) в бизнесе сказывается на сохранении конфиденциальной информации клиентов и покупателей продукта. По нему был экзамен в виде сдачи в срок ответов на вопросы, никакой групповой презентации. Вопросы известны за неделю до даты экзамена, так что ты просто загружаешь ответы до дедлайна.

2. AIM-Artificial Intelligence & Marketing — подразумевает использование ИИ в маркетинге. По нему также не было никакой финальной групповой презентации — только ответы на вопросы.

3. Elephants and Cheetahs: Systems, Strategy and Bottlenecks — этот курс я считаю самым важным за семестр. Несмотря на такое неоднозначное название, он про системное мышление в бизнесе и процессах организации и про поиск и преодоление, так называемых, узких мест в этих процессах. Экзаменом по нему был индивидуальный проект по описанию процессов и узких мест какой-нибудь компании.

4. OML-Optimization Methods in Logistics — методы оптимизации логистических решений. Мне очень понравилось, что на курсе обсуждались вещи, которые можно применить не только в бизнесе: как правильно рассчитать, где строить фабрику, школу или больницу. Курс затронул языки программирования (так что хотя бы основы знать нужно, но не так страшно — студенты-индусы могут помочь с этим).

Для финальной презентации они сделали всю часть с алгоритмами, а я сделал теоретическую, потому что в питоне не силен. На курсе учат с нуля, как использовать Excel для нужд оптимизации. Наверное, многих отпугнула необходимость кодить, на курсе было только пять человек. Экзамен был письменный в аудитории, также мы готовили групповую презентацию.

5. GGPLP-Good Governance & People Living in Poverty — это был очень эмоционально тяжелый курс про то, почему в Индии существует бедность и как с этим бороться. Будьте готовы, что на парах вы увидите очень много фото и видео, из-за которых хочется плакать, что некоторые студенты и делали.

Экзаменом по курсу стали три письменных задания: отзыв о фильме про бедность из рекомендованного списка, отзыв про одну из книг, которые выдаются на курсе, и самое интересное, — беседа с бедняком/рабочим и описание инсайтов по итогу беседы. Это групповой проект, так что студенты-индусы переведут с Хинди все, что говорят местные жители.

6. MCEO-Making of a CEO. Несмотря на такое серьезное название, курс немного скучный. Это теоретические объяснения того, какие характеристики имеет CEO. Очень много презентаций про реальных CEO, когда ты анализируешь их с позиции их качеств. Но мне очень понравилось, что одним из финальных заданий было взять два интервью у реальных CEO стартапа и состоявшейся компании.

7. HEAL-Mindfulness-based Happiness, Emotional Intelligence and Authentic Living. Самый психологически полезный курс. Мы медитировали на парах под руководством преподавателя. Этот курс про то, как правильно медитировать (Indian perspective) и как быть более осознанным. Экзаменом был тест, групповая презентация и индивидуальный доклад о твоем прогрессе в медитации.

Жизнь в другой стране

Общежитие предоставляется (отдельная комната), но распределение происходит в хаотичном порядке: могут определить как в новое, так и старое общежитие. Мне досталось старое. Но я не скажу, что оно плохое: комната большая и светлая, есть балкон, огромный шкаф, 2 письменных стола и собственная ванная комната.

Культурный шок, конечно, был, но так как я проводил в кампусе 90% времени и был, так сказать, изолирован от настоящей Индии, для меня он выразился в основном в привыкании к местной еде. В столовой мало неострой еды, но в кампусе было ещё два кафе, где можно было сьесть что-то из китайской кухни или пасту.

Немного трудно было привыкнуть к тому, что в штате Гуджарат, где находится бизнес-школа, любые мясные блюда на 99% состоят из курицы. Но город Ахмедабад находится на двух берегах, и на другом берегу, мне говорили, можно найти и говядину, и свинину, правда, стоит такое мясо недешево.

Культурный шок еще состоял в том, что я осознал, почему в Индии до сих пор такое неравенство: например, я узнал, что без образования работай ты хоть по 12 часов в день шесть дней в неделю в кафе или на стройке, а больше 15-20 тысяч рупий (13-17 тысяч рублей), ты не получишь. Всё в Индии решает образование, поэтому на каждом углу висит реклама курсов по сдаче международных экзаменов для поступления в университет — как напоминание о практически единственном способе вырваться из бедности.

Богатые индусы в основном считают, что бедные либо сами в этом виноваты (ленивы), либо такая их судьба. Благо так думают не все. К примеру, преподаватель по курсу Good Governance & People Living in Poverty является активистом в сфере поддержки малоимущих. Именно на его курсе я узнал, что В Индии существует большое количество организаций, помогающих бедным.

Достоинства и недостатки программы

Среди внеучебных активностей было раздолье — это различные секции по футболу, теннису (большому и настольному), бегу, плаванию, волейболу, баскетболу, йоге, театральный кружок, а также традиционные индийские игры (крикет, Карром) и танцы. Помимо этого на кампусе постоянно проводились всякого рода традиционные праздники с танцами и музыкой.

Я был членом сборной университетской команды по футболу, и путём взаимодействия с игроками своей команды на поле я понял об индусах чуть больше: у них невероятно развита командная работа (что выражалось и вне поля), они друг друга поддерживают и подсказывают. В целом, я ощущал себя частью прайда. Меня приняли, и мы через многое прошли вместе, ибо футбольные баталии с другими университетами разгорались нешуточные.

Индусы невероятно шумные, но очень дружелюбные. Я испытал на себе оба аспекта их менталитета. Про дружелюбность могу сказать, что в кампусе вы не потеряетесь — каждый желает помочь и подсказать что-то, а также дает свои контакты со словами "If you need any help, just text me”.

Про шумность индийских студентов и людей, живущих за кампусом лучше всего узнаешь после заката. Редкая ночь обходится без студенческих вечеринок и музыки, играющей за пределами кампуса — индусы постоянно что-то празднуют. Совет — берите с собой беруши, хотя от собак, которые спокойно живут на территории кампуса и активизируются ночью, беруши не спасают…

Студенты IIMA — ночные жители. После 23 у них жизнь только начинается: заполняются спортивные поля и кафе около общежитий. Многие проекты они заканчивают к часу ночи. У моего друга из Франции был неудачный опыт, он сделал свою часть групповой работы днем, а заполночь его позвали обсудить и отрепетировать презентацию.

Невероятно сильно меня удивило, в хорошем смысле, то, что индусы очень чтят свои традиции: все танцевальные вечера у них с народными танцами, никаких «западных» движений. Многие ходят в национальных одеждах даже в самый обычный день. Смотришь на них и думаешь: у этой страны будущее есть.

Студенты знают английский язык в совершенстве. Английский — часть их жизни с самого детства, а высшее образование в Индии — только на английском. К сожалению, местные жители за пределами кампуса английским владеют плохо.

В целом, в IIMA учатся дети из очень богатых семей, но я ни разу не видел, чтобы кто-то хвастался или подчеркивал свою состоятельность. Они ведут себя скромно и дружелюбно, а на пары ходят почти все в пижамах.

Дальнейший путь

В Индии я почувствовал, что значит сила знаний и зачем нужно учиться и окончательно осознал это по возвращении: возможно, я заразился этим культом знаний у студентов-индусов. Они учатся 24/7.

Когда мы обсуждали кейсы, я наконец-то понял, зачем нужна теоретическая подготовка. Не зная базы, ты не поймешь, как работает организация и бизнес в целом. Звучит очевидно, но я скажу честно, когда я учился на бакалавра, ещё до ВШМ СПбГУ, я вообще не понимал, зачем нужна теория, ведь нам не показывали, как ее применить. Соприкасаться с реальными кейсами и реальной стороной бизнеса я начал только в магистратуре. А в Индии это соприкосновение у меня достигло пика — я понял, зачем я все это учу, и я осознал, что если ты хочешь изменить мир, в котором ты живешь, в лучшую сторону, ты должен иметь хорошую теоретическую базу знаний. Ради этого я и ехал, чтобы понять такие вещи. Метаморфоза совершилась.

Также я буквально привез с собой знания — 10 кг учебников с кейсами: они входят в стоимость обучения, их можно спокойно забрать с собой.

Советы

Мне, как интроверту, было бы очень полезно знать, что придется 90% времени общаться, а это очень изматывает. Порой было ощущение, что от людей никуда не деться даже в своей комнате.

Другие студенты по обмену поступили умнее, они организовали свое расписание таким образом, чтобы пары были только первые два-три дня в начале недели, а потом они уезжали путешествовать по стране. Если бы я сделал так же, было бы полегче эмоционально. Но я не знал, что так можно, поэтому учился почти каждый день. Кроме того, я не мог уехать на пару дней даже тогда, когда были мини-каникулы, так как изначально не включил в свой бюджет траты на это.

Очень важная вещь, которую нужно иметь в виду перед поездкой: все fees (сборы) вузу нужно оплачивать только картой! Наличные они не принимали, а Unionpay не работал. Я просил своего buddy (всем студентам по обмену прикрепляли т.н. buddy — одногруппника, который может помочь со всем и к которому можно обратиться с любым вопросом) оплатить мои расходы со своей карты, и отдал ему деньги наличными.

Правда, счет в банке открыть реально, с этим проблем быть не должно. В кампусе есть ATM AXIS BANK, где можно снять деньги с Unionpay, но лучше снимать сразу крупные суммы, потому что там комиссия 300 рупий за любое снятие — будь то 100 или 10000 рупий. Также ты не сможешь снять все деньги с карты, так как почему-то банкомат на кампусе требует, чтобы на счету постоянно оставались 500 рупий. К счастью, я нашел в городе банкомат банка DCB BANK, где можно снять все наличные сразу, правда, комиссия там такая же.

Еще один совет, который может выручить забывчивых людей, в числе которых чуть не оказался я: индийские банкоматы, в отличие от русских, не работают по принципу «сначала возьми карту, потом — деньги». Они сначала выдают деньги, а потом карту. Один раз я чудом не забыл забрать карту в банкомате очень населенного района.

  • АвиаторОчень интересно и познавательно!1
  • Писец НикаЖаль, фотографий мало, но опыт интереснейший! Удачи в делах, автор :)1
  • CookieА я не поняла, в чем неудача у друга из Франции. Он сделал свою часть днем, а ночью репетировал презентацию. В смысле, не выспался?1
  • BlaЯ бы, пожалуй, не рискнула в Индию ехать учиться по обмену, но рада, что у Вас остались положительные впечатления об этой авантюре)1
  • Повелитель пылесосаИнтересно. К индийскому акценту быстро привыкли?0
Вот что еще мы писали по этой теме