Я учусь в ИТМО на программе «Химия и искусственный интеллект»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
До сих пор существует много споров о том, нужна ли магистратура, является ли бакалавриат полным высшим образованием и т.д. и т.п. В моем случае магистратура помогла скорректировать карьерный путь, чтобы не «потерять» годы, проведенные в бакалавриате по специальности 04.03.01. «Химия».
О себе
Я выросла в Новокузнецке: это довольно крупный город на юге Западной Сибири, однако учебных и карьерных возможностей здесь для меня было недостаточно, я целилась на поступление в крупный город: рассматривала Москву, Питер и Новосибирск.
В 9 классе я перешла в местный 84-й лицей, который славится сильной подготовкой по выбранному при поступлении профилю. Для поступления необходимо было сдать экзамен, предварительно пройдя обучающий курс. Таким образом, уже с 8 класса я начала углубленно заниматься химией.
Выбор первого вуза
Химический факультет СПбГУ считается одним из сильнейших в стране ー и совсем не зря. У нас было очень много лабораторных практикумов, а также самостоятельной работы в научных группах. Свою научную группу я выбрала еще на 1 курсе: даже не пришлось спрашивать совета у распределяющей шляпы. Большую часть экспериментальной работы для диплома я выполнила на 1 и 2 курсе обучения, а на 3 и 4 курсе углубилась в квантовую химию и хемоинформатику.
Поступление
Благодаря выигранной олимпиаде я поступила в СПбГУ в 2018 году, а в 2022 окончила его ー к тому времени, мой «стаж» в области составлял уже без малого 8 лет.
Учеба
К концу 2 курса ко мне уже начали закрадываться сомнения, что работа в лабе ー это не мое, и по специальности где-нибудь в аналитической лаборатории мне работать совсем не хочется. Но я старательно отгоняла их прочь: ведь когда занимаешься чем-то с 8 класса, то кажется, что обратной дороги уже нет, и ты больше ничего в этой жизни не умеешь.
И вот грянул выпускной курс: я окончательно выгорела и потерялась ー куда дальше. Фундаментальная наука больше не манила меня своей загадочностью, я познала ее с лихвой, а идти на завод после 4 курса тоже представлялось сомнительной перспективой. Из всех утюгов переманивали переходить в IT ー удаленная работа из любой точки мира, горы золота и жизнь в шоколаде.
Ну а я что зря столько лет с химией провела бок о бок? И начинать в 22 года учиться с нуля, когда уже вообще-то хочется иметь свой доход и уйти от «сытой» студенческой жизни ー такая перспектива меня вообще не радовала.
Выбор второго вуза
Data-scientist ー это что за зверь такой?
Про химико-биологический кластер SCAMT ИТМО я слышала давно: они проводят воркшопы, классно ведут соцсети и публикуются в крутых научных журналах. Да, там есть больше возможностей работать в индустриальной сфере, а не в фундаментальном научном треке, но магистерские 2 года пролетят, а дальше все те же перспективы: аспирантура или работа в лаборатории цеха/завода/производства.
Но в 2022 году там впервые открылась новая программа: «Химия и искусственный интеллект». Ее реализуют без единой пробирки (ну ладно, на стене у нас инсталляция висит) и туда не нужно брать лабораторный халат. Точных примеров карьерных перспектив еще не было: выпускников программы нет, многие преподаватели работают за рубежом, где таких программ уже больше.
Поступление
Однако я решила рискнуть. С математикой у меня всегда было все в порядке, да и в квантовой химии опыт имелся. А тут с помощью нейросетей, машинного обучения и проганья на Питоне обещали научить реализовывать проекты из медицины, фармы и материаловедения.
Учеба
Все однокурсники пришли с разным бэкграундом: кто-то уже имел большой опыт в программировании, кто-то только начинал, как и я. Меня очень подкупила модульная система обучения, когда все предметы идут блоками, а в конце каждого блока стоит экзамен. Из-за этого мой график очень гибкий и не нужно в конце каждого семестра проводить неделю зубрежки перед сессией.
Еще мне очень понравилась искренняя заинтересованность и поддержка проектов студентов. Поощряется работа над собственными проектами, есть шанс выиграть грант и финансовую поддержку для развития своей идеи. В первое время было сложно адаптироваться под систему, где нет научного руководителя, который будет тебя «подпинывать».
Да, мы проводим планерки, отчитываемся о результатах, можем попросить совета и помощи у сотрудников центра, однако по большей части результат зависит от тебя ー это дисциплинирует и сразу погружает в реалии взрослой жизни.
Достоинства и недостатки вуза
Год был одновременно и сложным, и интересным. Смешанный формат обучения, большое количество проектной работы. Предметы в учебном плане, взятые не из вакуума, «чтобы было», а те, после которых ты можешь вынести реальные советы для прокачки себя как специалиста (ну и порой ощущаешь себя полным неудачником, когда никак не можешь отыскать баг в своем коде).
Я очень рада, что мне удалось, казалось бы, с одной стороны кардинально сменить сферу деятельности: стать тем самым загадочным айтишником, сменить перчатки и халат на клавиатуру и монитор, а с другой стороны ー не выкинуть на ветер столько лет в сфере, в которой я уже имею весомый багаж знаний и желание развиваться ー просто немного иным путем.