Как мы сделали ремонт в двушке 53,3 м² за 3,2 млн рублей и сдали ее за один день
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Как мы купили жилье для себя, но решили его сдавать
Мне 26 лет, я живу в Чехии вместе со своим мужем и удаленно работаю юристом в российской консалтинговой компании. С мужем мы знакомы уже 20 лет, вместе учились в школе, затем поженились и в 2021 году переехали жить в Чехию, где мужу предложили работу.
В январе 2020 года, когда еще почти никто не знал про коронавирус, мы купили квартиру в строящемся доме в Москве. Квартира выбиралась долго и под себя: нам хотелось жить в новом доме в двухкомнатной квартире с окнами на восток.
Из предложенных вариантов мы выбрали квартиру без отделки площадью 53,3 м² линейной планировки. Осенью 2020 года мы уже договорились с модными украинскими дизайнерами, чтобы они разработали для нас проект. Ключи мы ожидали в 2021 году.
Однако планы резко поменялись: в конце 2020 года мужу предложили работу в Чехии вместе с релокацией. Мы согласились почти сразу. А поскольку мы точно не знали, останемся ли мы в Чехии надолго, сможем ли мы потом приобрести квартиру в Москве по такой же выгодной цене, да и в ДДУ у нас был запрет на переуступку, мы решили оставить квартиру, сделать в ней ремонт и сдавать.
Ремонт, который пришлось делать удаленно
До начала ремонта мы вообще ничего не понимали в стройке. У нас не было контактов проверенных бригад, понимания цены и примерных сроков.
Мы также отдавали себе отчет в том, что в скором времени нам нужно будет переезжать. Соответственно, мы точно не смогли бы инвестировать свое личное время в стройку. Нужно было организовать все так, чтобы ремонт сделал себя сам, а от нас требовалось лишь минимальное участие.
Выбор был сделан в пользу компании, которая, во-первых, работает по договору и которая не исчезла бы в середине ремонтных работ, а во-вторых, делает весь цикл работ под ключ. Под циклом работ я понимаю весь процесс от дизайн-проекта до закупки мебели и декора.
Пожелания к дизайн-проекту
Дизайн-проект мы заказали за четыре месяца до фактического получения ключей. Нам хотелось, чтобы к моменту передачи квартиры у нас уже был готов этот этап и мы не теряли время на разработку проекта.
Дизайнеру была поставлена задача сделать ремонт для квартиры под аренду. В нашем понимании это должна была быть светлая квартира с минимальным набором мебели, чтобы каждый наниматель мог подстроить ее под себя.
У мужа есть отдельный пунктик относительно освещения, поэтому мы также попросили добавить трековое освещение в каждую комнату.
Из материалов предпочтение отдавалось беленому дубу, белым стенам с теплым подтоном, белым дверям и так далее.
В квартире изначально были заложены два санузла. Мы оставили только один, а во втором организовали кладовую.
Дизайн-проект обошелся нам в 44 500 ₽. Дизайнер учла все наши пожелания и, на наш взгляд, сделала все правильно, потому что квартиру мы смогли сдать за один день. Но об этом чуть позже.
Как проходил ремонт
В момент получения ключей мы еще были в Москве. Через два дня после подписания акта приема-передачи мы уже отдали ключи прорабу, чтобы он начал ремонт. Его нашла компания, с которой у нас был заключен договор, самостоятельно мы его не выбирали.
Общий подход к ремонту был следующим:
1. Мы не экономили на инженерных коммуникациях, то есть на том, что очень сложно поменять в будущем: полностью заменили отопление, сделали качественную электрику и водоснабжение, поставили систему контроля протечки воды;
2. Не делали в квартире перепланировку, чтобы не согласовывать ее и не терять на этом дополнительные деньги;
3. Чистовые материалы выбирали максимально практичные: кварцвиниловый ламинат, пластиковые плинтуса, моющиеся обои за приемлемую цену, которые, если что, будет не жалко переклеить;
4. Приобрели минимальный набор техники. Мы считаем, что без посудомоечной и стиральной машины жить нельзя, но без телевизора можно.
В целом, мы остались очень довольны работой прораба, особенно высоким уровнем автономности и пониманием задачи. Либо он, либо его работники самостоятельно закупали материалы, принимали доставки, договаривались между собой. В спорных моментах прораб также уточнял информацию напрямую у дизайнера, а также мог посоветовать, на чем можно сэкономить, а на чем нет.
По результатам работ прораб направлял нам в «Вотсап» счет и акт, а также фотографии. Закупка черновых материалов осуществлялась с предоплатой.
Во сколько нам обошелся ремонт
В общей сложности на весь ремонт мы потратили 3,2 млн рублей — включая все, вплоть до занавесок и крючков для полотенец.
На черновые и чистовые материалы, в том числе двери у нас ушло 1 210 000 ₽, на работу — 1 190 000 ₽, на мебель — 200 000 ₽, на кухню и бытовую технику — 230 000 ₽, на сантехнику — 100 000 ₽. Оставшиеся деньги ушли на услуги дизайнера, комплектатора, вывоз мусора и минимальный декор.
Бюджет мы вели в Notion.
Что нам не понравилось
Финальная смета. Основным минусом стало значительное увеличение сметной стоимости работ. Компания не работает по фиксированной ставке, как это делают некоторые другие подрядчики. В итоге сметная стоимость работ была превышена примерно на 15 процентов, что в масштабе ремонта достаточно значительная сумма.
Вместе с тем, часть сметной стоимости мы, наоборот, уменьшили за счет изменения видов работ в процессе ремонта: сделали натяжной потолок вместо гипсокартонного, который в данной ситуации был бы непозволительной роскошью, и поклеили обычные обои вместо обоев под покраску.
Ошибки проектирования. Нам также не понравилась ванная комната, точнее душевой поддон, который получился очень высоким из-за неудачного места расположения душевой кабины относительно слива канализации. На этапе проектирования никто об этом не подумал, а когда пришло время устанавливать душ, исправить это было уже нельзя.
Каким решением мы довольны
Самым лучшим решением было заказать услугу комплектации, в рамках которой осуществлялась закупка чистовых материалов и мебели. Услуги комплектации обошлись нам в 56 000 ₽. Естественно, комплектатор получает еще процент от наших покупок, размер которого мы не знаем.
Комплектатор подбирала несколько вариантов из разной ценовой категории, направляла нам на согласование, после чего организовывала самостоятельно доставку и приемку. В случае чего она также могла оформить возврат или замену. Сейчас мы понимаем, что сделать это все удаленно было бы очень сложно.
Из минусов — отдел комплектации не сотрудничает с некоторыми магазинами. Если кухню они подобрали нам в той компании, в которой мы изначально и хотели ее заказывать, то вот, например, мебель мы хотели заказать в «Икее», с которой комплектатор не сотрудничает.
Та мебель, которая была предложена, на наш взгляд, была дороговата для квартиры под сдачу. В итоге мебель нам пришлось заказывать и собирать самостоятельно, когда мы вернулись в Москву на рождественские каникулы.
Комплектация также пару раз ошибалась с заказом. Например, забыли привезти смеситель в ванную, перепутали одну розетку с выключателем, привезли водяной полотенцесушитель вместо электрического. Все это потребовало время на то, чтобы перезаказать нужные позиции. Это увеличило срок ремонта примерно на одну-две недели.
Итоги ремонта
Весь ремонт длился шесть месяцев вместо изначально планируемых пяти. Мы смогли бы закончить его быстрее, если бы находились в Москве, но считаем, что для удаленного варианта срок вполне приемлемый.
Фотографии квартиры мы разместили в социальных сетях и сдали ее за один день. Для нас скорость была очень важна, поскольку мы прилетели в Россию только на две недели перед Новым годом, одну из которых мы потратили на уборку, покупку и сбор мебели. Оставшаяся неделя у нас была отведена под сдачу квартиры.
Считаю очень правильным решением делегировать часть задач другим людям, которые разбираются в вопросе лучше, чем ты. Благодаря этому мы с мужем остались очень довольны процессом ремонта и даже с радостью бы его повторили.