Как мы съездили в Казахстан за банковской картой в январе 2024 года за 51 864 ₽, часть 1
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
После моих первых двух зарубежных поездок у меня появилось желание сделать себе банковскую карту, которая будет работать за границей. Останавливаться путешествовать я не собирался, а с картой это делать гораздо удобнее, а иногда и дешевле. Да и другие преимущества тоже имеются. На тот момент, о котором идёт речь в этой статье (декабрь 2023 — январь 2024), существовали карты российских банков, работающие за рубежом. Это карты неподсанкционных банков китайской платёжной системы Union Pay, но они работали не везде, не всегда, ими нельзя было оплатить иностранные сервисы, и в любой момент банк, выпустивший их мог попасть под санкции. Как например Тинькофф летом 2023. У меня была такая карта Россельхозбанка, но это было ненадежно, и полноценно рассчитывать я на неё не мог. Россельхозбанк попал под санкции в июле 2024, а Газпромбанк — в ноябре. Не знаю, остались ли хоть какие-то банки с такими картами.
Скажу сразу, что это не гайд, как получить казахстанскую карту, а рассказ о поездке в Казахстан. Но вся информация о нашем получении карт тут, конечно, тоже есть.
Как только я начал изучать тему, сразу стал получать предложения в виде контекстной рекламы о дистанционном оформлении зарубежных карт. Но помимо карты, меня привлекала возможность побывать в новой стране, поэтому дистанционный вариант мне не подходил. Вообще, я смотрел в сторону Казахстана, так как периодически мониторя цены на авиабилеты, я часто видел рейс «Азимута» из Минеральных Вод в казахстанский Актау меньше, чем за 2000 рублей в одну сторону два раза в неделю. Правда, за такую же стоимость обратно улететь было сложнее, но возможно. Изучив предложения от банков, я определился — Freedom Finance. Перед тем, как я объясню почему именно этот банк, хочу отметить, что в эпоху общемировой «стабильности» информация может быстро устаревать. В статье я постараюсь указывать на всю ныне не актуальную информацию. И начну с того, что прямых рейсов из Минеральных Вод в Актау на данный момент нет, соответственно таких цен, как я писал выше, тоже.
Итак, выбор пал на Freedom Finance по следующим причинам:
- легко открывают нерезидентам без дополнительных документов;
- карта именная и мультивалютная, с рублями в том числе;
- возможность привязать к российскому номеру;
- самый большой спектр возможностей пополнения из России;
- бесплатное обслуживание.
Из минусов:
- открытие стоило 30 000 тенге, что по тому курсу примерно 6000 рублей;
- срок действия карты всего 3 года.
Возможно были и другие причины, но я перечислил основные.
В качестве запасного варианта рассматривалась карта Jusan банка.
Также обязательным условием для получения любой карты является получение казахстанского ИИН. ИИН нужен для получения любых цифровых государственных услуг в Казахстане. Условно это ваш уникальный код в базе данных людей, имеющих право на получение сервисов и госуслуг.
Единственным непонятным моментом оставались сроки поездки. На сайте банка были указаны сроки доставки карты в регионы — до десяти дней, а в Алматы и Астане до трех. В связи с этим обратные билеты было решено по факту готовности карты уже на месте.
Примерно такой план я и озвучил своему другу Андрею, предложив поехать вместе. Он согласился. Я сразу же купил билеты на тот самый дешёвый рейс «Азимуа» из Минеральных Вод в Актау за 1617 рублей (за каждого) в ночь с 7 на 8 января. Был конец декабря, а поездку запланировали сразу после новогодних праздников. В Казахстане праздники короче, чем в России, поэтому государственные учреждения и банки открываются раньше наших.
По мере приближения поездки возникало всё больше сомнений в рациональности такого подхода — и Казахстан толком не посмотрим, и непонятно сколько это всё выйдет (Сколько снимать жилье в ожидании карты? Сколько будут стоить потом обратные билеты?). Я решил пересмотреть план поездки и сделать её более интересной. Открыв Авиасейлс, я стал смотреть, как можно сделать более интересный маршрут, при том, чтобы остался вменяемый ценник, при этом не забывая про карту.
Получилось так:
- Минеральные Воды — Актау 1617 рублей. В Актау 1 день. Нужно оформить ИИН.
- Актау — Алматы 7250 рублей. В Алматы 5 дней. За это время точно можно будет оформить карту.
- Алматы — Астана 4862 рублей. В Астане 1 день — просто погулять.
- Астана — Минеральные Воды 11 046 рублей. С 4-х часовой пересадкой в Актау.
Я позвонил Андрею и предложил новую версию поездки. Он снова согласился, и более того, насчёт прежней версии у него были похожие с моими мысли.
Пятигорск
Вечером, 6 января я выехал из Краснодара в Ставрополь, чтобы забрать Андрея, заночевать у него, а на следующий день спокойно поехать в аэропорт.
Днем 7 января мы выдвинулись в сторону Минеральных Вод, но раз уж наша поездка приобрела туристический характер, то начать мы её решили с Пятигорска. В Пятигорске была просто шикарная погода для января — градусов 15 тепла. Мы приехали в четвёртом часу и сразу же пошли обедать в какую-то столовую. В том месте, где мы остановились, Пятигорск напоминал мне о 90-х. Я хоть и бывал в тут до этого, но такие ностальгические чувства этот город вызвал впервые. Хотя мои представления о том, как выглядит город 90-х ограничиваются в основном Краснодаром и искажены временем.
Пообедав, мы отправились к канатной дороге, ведущей на самую известную гору Пятигорска — Машук. На канатку была огромная очередь и мы решили подняться на гору пешком. Мы с Андреем в некоторых вещах мыслим похожим образом, поэтому о таком решении не было споров и дискуссий. Идти нам предстояло около 1,5 км. По дороге нам встретился нарисованный Ленин, строго смотрящий то ли на Эльбрус, хорошо видный отсюда, то ли на Пятигорск. Мимо проезжали кабинки с людьми, а мы всё шли наверх по неплохой тропе. Возможно, идея была не самая хорошая, потому что мы оба вспотели, а ближайший нормальный ночлег был только через 2 дня в Алматы.
Когда мы поднялись, начало темнеть и вскоре стемнело окончательно. Мы немного побродили наверху и пошли на канатную дорогу. В планах было ещё немного прогуляться и заехать в какой-нибудь ТЦ, чтобы Андрей слегка утеплился. Если в Актау и в Алматы была вполне приемлемая погода, то в Астане по прогнозу в день нашего приезда должно было быть −20. На спуск на канатку была небольшая очередь, но теперь это не имело значения мы бы не пошли пешком в любом случае.
Спустившись, мы посетили памятник «Место дуэли Лермонтова». Там даже есть qr-код, наведясь на который можно послушать аудиогида об этом месте. Далее по плану заехали в ТЦ, а потом в ещё одно известное место Пятигорска — Провал. Это подземное озеро в пещере с обвалившийся сводом, с минеральной водой бирюзового цвета, к которому больше 150 лет назад прорыли тоннель. То, что там такой цвет воды убедиться не получилось, так как возле самого озера нет освещения. Это место фигурировало в книге и фильме «12 стульев», поэтому может быть известно даже тем, кто в Пятигорске ни разу не был. Территория вокруг облагорожена: подпорная стена из камня, скульптуры львов и Остапа Бендера, смотровая площадка, вымощенная плиткой, подсветка в тоннеле и музыка из динамиков. А вот само озеро находится в темноте, огорожено решёткой и выглядит подзапущенным.
Также нас интересовало само место провала. Мы поднялись в гору по натоптанной тропинке и оказались у забора. Где именно был провал отсюда было непонятно. Сначала мы полезли в одну дырку в заборе, но ничего не увидев — вернулись. Потом, обойдя с другой стороны и пройдя через ещё один лаз, все-таки вышли к воронке. Именно отсюда изначально спускались люди и проводились первые исследования этого места. Отсюда высота до озера — более 40 метров. На краях воронки была натянута сетка, чтобы ничего не осыпалось внутрь. У нас с собой был относительно мощный фонарик и люди, зашедшие снизу и увидевшие свет, попросили посветить немного, чтобы рассмотреть озеро.
Было уже поздно и нам следовало отправляться в аэропорт. Машину решено было бросить на самой дешёвой парковке аэропорта (справа перед заездом) за 500 рублей в сутки.
Далее стандартные процедуры: регистрация, погранконтроль и автобус до самолёта. Когда все люди загрузились в автобус, он просто максимально вывернул руль и развернулся. Мы были у самолёта. В салоне были усмешки и недоумения. Видимо регламент или оплаченный «Азимутом» автобус заставил сделать этот бесполезный маневр. В действительности мы переместились на метров 10 ближе к самолёту, чем была посадка в автобус.
Актау
Актау — это молодой портовый город на берегу Каспийского моря, областной центр Мангистауской области. Население немногим менее 300 тысяч человек.
Практически сразу после основания, город был переименован в Шевченко, в честь украинского поэта, находившегося в ссылке в этих краях. Но в 1991 городу было возвращено прежнее название.
В этот замечательный город мы и прибыли в 5 утра по местному времени. Двухчасовая разница часовых поясов сократила время ожидания первого автобуса, который должен был прийти только в 8 утра. Ехать раньше не было никакого практического смысла, так как центр обслуживания населения (ЦОН) открывался только в 9.
Андрей прилег на одном из немногочисленных креслах аэропорта, а мне не спалось, и я ходил по небольшому аэропорту. Стоит упомянуть, что в Казахстан мы въехали по загранпаспортам, хотя законодательство позволяет посещать эту страну по внутреннему паспорту. Это было сделано для того, чтобы подтвердить законность нахождения на территории республики (наличие штампа), в ином случае, возможно, потребуется какая-то справка из миграционных органов, как я читал. Деньги для поездки Андрей обменял ещё в Ставрополе. В аэропорту, что неудивительно, курс был хуже нашего.
Аэропорт Актау находится в 20 км от города и туда ходил только один автобус и с огромными интервалами, поэтому ближе к 8 я очень внимательно следил, чтобы не пропустить его.
Когда я увидел автобус № 6, то разбудил Андрея, мы быстро вышли и сели в него, но можно было не торопиться — он стоял по меньшей мере 10 минут. Помимо нас в автобус сел только один мужчина. Проезд стоил 100 тенге, что примерно равнялось 20 рублям по тому курсу. У водителя не нашлось сдачи с 5000 тенге — самой мелкой имеющейся купюры, поэтому мы расплатилась 100 рублевой за двоих. Водителя это абсолютно устраивало и нас тоже вполне. Во время езды начало светать, стало видно, что мы движемся по степи, вдалеке виднелись дома. Людей особо не прибавилось — максимум пару человек. Когда мы въехали в город, окружающие степи сменились 5-6 этажными домами, школам, широкими тротуарами. Ближе к центру стали появляться и 9-этажки. Широкие пространства вокруг были практически безлюдными.
Окончательно ещё не рассвело, а мы уже были у ЦОНа, чтобы оформить ИИНы. Внутри мы сразу обратились к администратору, она нас предупредила, что услуга платная и показала куда пройти. Я до этого читал, что данная услуга бесплатная, в том числе и на официальном сайте. Но так как сейчас все меняется моментально, это особо не удивило. Цену озвучили 4000 тенге (800 рублей). Мы обслуживались у разных работников и сам процесс занял около 10 минут. Сомнения в официальности оплаты, появились когда нужно было заплатить за услугу. Не в кассе или каком-то специальном окошке, а просто в руки работнику, причём сдачу получив в моем случае из личной сумочки, а в случае Андрея из шкафа, где висело пальто. Позже я читал, что эта такая неофициальная стоимость ИИНа, где-то написано, что это за срочное оформление, где-то написано, что если пригрозить обращением в вышестоящие органы, то цена становится нулевой. Лично у меня претензий к сотруднице, обслуживающей меня нет. Она оформила все быстро и отослала на WhatsApp* номера, когда они были готовы, а могла бы и не делать этого. На не казахстанские номера телефонов сообщения о готовности ИИН не приходят (Вроде. Нам не приходили). Насколько я читал, сам бумажный документ не нужен для получения карты, нужно только чтобы номер появился в базе. Обычно это происходит в течении суток. Поэтому после посещения ЦОНа и договоренности об отправке номеров ИИН на WhatsApp*, мы не планировали возвращаться сюда. В крайнем случае, мы бы могли его получить в бумажном виде в любом другом ЦОНе.
Все дела в Актау были сделаны, и у нас остался целый день, чтобы посмотреть этот город. Мы сразу же отправились к морю. На всякий случай напишу, что Каспийское море — это озеро. Морем называется из-за размеров (примерно в 10 раз больше Азовского), солености и происхождения. В Актау было прохладнее Пятигорска, но тоже вполне неплохо. Я думаю, в районе 10 градусов тепла.
Пройдя по дворам, мы вскоре оказались на дороге, идущей вдоль моря, но к самой набережной нужно было спуститься. Что на дороге, что на набережной, практически не было людей. Можно было перелезть через низкое ограждение и спустится по одной из тропинок, но мы решили сделать это более цивилизованным путем — по лестнице, находившейся неподалёку.
На набережной было чисто и через определённые интервалы стояли искусственные пальмы. Некоторые так растрепались на ветру, что из далека их можно было принять за настоящие. На набережной также расположены разные архитектурные объекты, такие как ротонды, скульптуры, памятники. Пляжей в районе набережной нет, хотя возможно летом там кто-то и купается, но берег скалистый и для купания не подходит. В целом набережная зачётная и прогуляться в атмосфере уединенности и спокойствия под шум волн было прикольно.
После набережной Андрей стал гуглить какую-нибудь столовую, и мы направились теперь в найденную им столовую — «Тагам». По дороге к ней мы пошли по самым первым районам города. И тут нужно немного рассказать. Весь Актау состоит из пронумерованных районов. В городе практически нет названий улиц, а адреса выглядят как телефонный номер. Например, 14-10-336, где 14 — микрорайон, 10 — номер дома, а 336 — квартира. Районы, в основном, строились по порядковым номерам. На большинстве домов вверху указан его номер, так что нужный адрес видно издалека. А запутаться там легко — на старых районах однотипная застройка с похожим благоустройством. Хотя некоторые дома можно различать ещё по муралам, которых в Актау мы встретили немало.
Так что когда я написал, что мы пошли по первым районам города, я имел ввиду самые старые районы. Жилой фонд в этих районах просто убит. У подъездов ржавые или сломанные двери, отвалившаяся штукатурка на фасадах. Убитые лестничные марши с дырками и мочой, неработающие лифты, закрытые арматурой, раздолбленные стены и грязь возле выходов. Так, конечно, не везде, но это и не единичные примеры, такого на старых районах Актау очень много. В некоторые подъезды мы заходили — было любопытно, как при ужасном внешнем облике выглядит подъезд внутри. В основном внутри было все ещё хуже.
Мы добрались до столовой, которая была в центре, а там все выглядело прилично и опрятно. Столовая «Тагам» оказалось — классным местом. Там недорогие цены, большой выбор и вкусная еда. Андрей там, например, впервые попробовал конину. Я придерживаюсь вегетарианской диеты, но тоже пробовал какие-то местные штуки без мяса (не знаю, как они называются). Вскоре сотрудница ЦОНа прислала на WhatsApp* готовые ИИНы. После, мы опять вернулись на старые районы и двигались по ним вдоль моря, которое было не очень далеко.
Особо меня впечатлила детская площадка с названием «Ермек». Там были деревянные фигуры, наверное, из казахского эпоса, но состояние их было плачевным. Некоторые сломаны, некоторые от времени потрескавшиеся. На площадке валялись битые бутылки, говно и прочий мусор. Карусели были сломаны, одна лежала на боку, другая — проволокой была прикручена к какому-то забору.
Я хоть и видел в Волгограде детскую площадку из окрашенных бетонных изделий, но эта площадка поразила её убитостью. Надеюсь, «Ермек» уже привели в порядок.
Вообще, мы держали путь к одной из известных достопримечательностей Актау — дому с маяком на крыше. Этот 9-этажный жилой дом. Находится на 4-м районе, и он оказался таким же убитым, как и большинство домов на других старых районах. С той стороны, с которой мы подошли к нему, на одном из этажей была полностью выгоревшая квартира, и закоптившая соседние балконы.
Подъезд был тоже так себе, но зато тут был свежий лифт, правда, на котором у нас проехаться не получилось, потому что для этого нужна была специальная карта.
Лестничный марш был примерно таким, какие я уже описывал выше: раздолбанные ступени, моча, обшарпанные исцарапанные стены, разбитые окна на некоторых этажах. На этаже, где была сгоревшая квартира все было в саже и стоял запах несвежей гари. Стены были чёрные на всем этаже. У двух находящихся друг напротив друга квартир, где и был пожар, двери просто были приставлены к проёмам. Я поднялся на последний этаж первым, Андрей был где-то ниже. Первое, что бросилось в глаза — открытая металлическая дверь к маяку. Точнее она была закрыта, но незамкнутый замок просто висел в петле. Когда подошёл Андрей, мы аккуратно сняли замок, открыли дверь, сделали несколько шагов вверх, развернулись и совершили те же действия, но в обратном порядке. При выходе на крышу висела табличка какой-то восковой части республики Казахстан. Поэтому было решено не экспериментировать с тем, что будет дальше, а остановится на этом.
Мы спустились и отправились исследовать Актау дальше. Актау скуден на растительность из-за пустынного климата и песков. Его стараются озеленять, но зимой этого совсем не видно. Хотя видны трубы для полива, торчащие из земли в некоторых местах. Удивительно, что при том, что город сам обеспечивается опресненной морской водой из-за отсутствия естественных источников пресной воды, находятся ресурсы для полива деревьев. Но без этого там мало что способно вырасти. Хотя в Актау есть экспериментальный ботанический сад, но он, вроде как, закрыт для посещения, и через забор выглядит непрезентабельно, по крайней мере зимой. Мы были рады, что решили посетить не только Актау в Казахстане — делать тут зимой особо нечего.
Ещё немного (или много) прогулявшись по городу, мы пошли на остановку, на которой должен был останавливаться тот самый автобус № 6. Сначала мы ждали его просто веря, что он появится, но он не появлялся. Потом стали искать карты, где можно отслеживать транспорт онлайн. Такой вариант оказался только на 2gis, ни на Яндексе, ни на Гугле транспорт Актау не показывался. 2gis показывал на всем длинющем маршруте только один автобус, и шёл он из аэропорта. Мы надеялись, что он развернётся и совершит рейс уже в сторону аэропорта. Но этого так и не произошло, хотя к тому моменту прошло уже 2 часа и стало очень холодно. В итоге мы сели на городской автобус, доехали до окраины города и вызвали такси. Такси стоило примерно 600 рублей, это значило по 300 с человека. А странный маневр с ездой на автобусе до окраины, позволил сэкономить какие-то копейки. В такси я даже успел задремать. А потом и в самолёте.
Алматы
В 5 утра мы приземлились в аэропорту Алматы.
Алматы — крупнейший город Казахстана и бывшая столица. Расположен на юге страны.
Разница с Актау была ещё +1 час, что снова уменьшило время ожидания открытия банков (Теперь разница с родным часовым поясом была уже +3). А в марте 2024 года весь Казахстан перешёл на единый часовой пояс UTC+5 (как в Актау).
Андрею не спалось в самолётах, зато спалось в аэропортах. Чем он и занялся в ожидании, когда начнут ходить автобусы. А я пошёл бродить по аэропорту. Продавец сим-карт спала за прилавком и будить мне её не хотелось, чтобы просто узнать цену.
В какой-то момент, не помню когда именно, мы решили идти в Jusan банк (в основном из-за стоимости карты Freedom Finance в 30 000 тенге). У Jusan было меньше способов пополнения из России, было непонятно, можно ли привязать российский номер, и в отличии от Фридома — там было платное обслуживание начиная со второго года (200 тенге в месяц). Зато она была бесплатной, срок действия был 5 лет и так же как и фридом — мультивалютная и именная. В аэропорту мне быстро наскучило и я решил прогуляться в окрестностях.
Было темно и холодно, на некоторых клумбах лежали нерастаявшие кучи снега. Немного отойдя от аэропорта, я почувствовал начинающуюся суету. Было ещё темно, но люди уже во всю спешили по делам, ездили машины, то и дело кто-то сигналил. Я вернулся в аэропорт, Андрей ещё спал. Продавец сим-карт была разбужена каким-то мужиком, и я узнал стоимость — 7000 тенге. Это было очень дорого, но я и не собирался ничего брать в аэропорту, цену узнал просто для сравнения. С учётом того, что ехать на автобусе было около часа, то можно было выдвигаться.
Немного отойдя от аэропорта стали видны потрясающие горы, окружающие Алматы в этом месте. Пока мы ехали по городу, они периодически были видны. Это очень красиво. Ещё мне нравилась озвучка остановок на казахском, а конкретно как звучит слово «улица» и «пересечение» — что-то типа «кошеси» и «киылысу» соответственно. Это конечно странно, но не мог об этом не упомянуть.
Отделение банка было прямо рядом с остановкой. Для оформления карты обязательно был нужен казахский номер, как нам сказали и желательно было распечатать ИИН. Подходила просто распечатка имеющийся фотки с компьютера из WhatsApp*. На картах мы нашли салон связи неподалёку, и направились туда. Оформили казахстанский Билайн с самым дешевым тарифом без абонентской платы за 1500 тенге. В Казахстане нужно не просто купить симку, а ещё активировать её. С этим были небольшие трудности, но продавец помог с этим.
Мы вернулись в банк и приступили к оформлению. Нам выдали по анкете и когда они были заполнены, сначала Андрей подписал документы и получил именную карту, которая была напечатана прямо в банкомате, а потом и я. По условиям оформления, нам сказали, что нужно открыть депозит на 1000 тенге, при условии, что можно будет его закрыть через месяц (я его не закрывал для надёжности), и ещё нужно потратить какую-то сумму в течение какого-то времени. Не помню сумму, но она совсем незначительная, то ли 1000 тенге, то ли 3000.
Спустя примерно полчаса заявленная цель поездки была выполнена, и у нас осталось практически 5 полных дней в Алматы.
Карту Фридом Финанса мы решили не оформлять.
Настроение было хорошее, солнце светило ярко и уже было абсолютно не холодно. Я не знаю точно, но вроде по слухам, сейчас для оформления карты Jusan банка нужен трудовой договор с местным работодателем или зарплатный проект. Но это не точно. Для Фридома, вроде, остались все те же условия.
Андрей нашёл столовую неподалёку, и как и в Актау — «Тагам». Там то мы и опробовали наши карты — все работало.
Время заселения ещё не подошло, и мы немного прогулялись по центру, где сделали пару фоток с памятником Цою, стоящем на одной из улиц. В Алматы снимался фильм «Игла» с Цоем в главной роли.
У нас был забронирован отель возле главного железнодорожного вокзала. И находился он на окраине. Доехали мы туда на автобусе. Теперь мы могли оплачивать автобус в два раза дешевле. Проезд при оплате наличными он стоил 200 тенге, а при оплате картой 100. Но это было не напрямую, а через приложение ONAY и qr-код.
У нас был маленький номер с общим душем и туалетом. Я обычно такие номера не бронирую, но в этот раз был невнимателен. Номер стоил 2500 за ночь. Почти сразу же мы оба заснули, а когда проснулись было уже темно.
Мы вышли и зашли в столовую неподалёку, а после на автобусе поехали в центр. Это была самая обычная прогулка. Мы прогулялись по центру, заходили на Площадь Республики, прошлись по пешеходному участку улицы Жибек Жолы (её ещё называют Арбат, но переводится это название как Шёлковый путь) и также на автобусе вернулись в отель.
На следующей день мы отправились на гору Коктобе. Это гора на территории города, откуда открываются шикарные виды на Алматы и горы. Также на горе расположена знаменитая алматинская телебашня.
Но перед горой мы снова заскочили в ближайшую столовую и сели на автобус. Не помню причину, но я решил подключить себе местный тариф на полученную симку. Хотя у меня был подключён российский роуминг, но, вероятно, там заканчивались гигабайты, так как им мы пользовались вдвоём. Тот тариф стоил 3500 тенге. Мы вышли не далеко от парка Горького и прошли через него.
Это был будний день и народу на улицах, и особенно в парке, было откровенно мало. Температура воздуха была выше вчерашней и также светило солнце. Гулять было приятно. Вскоре мы вышли к нижней станции канатной дороги ведущей на гору Коктобе. Стоимость подъёма в одну сторону была 3000 тенге, а туда — обратно 5000. Мы купили второй вариант билетов и поехали вверх. Изначально канатная дорога на гору была построена в 1967 году, но в 2014 началась капитальная реконструкция дороги, в ходе которой все старые опоры были демонтированы, как и нижняя и верхняя станции. Так что по сути это новая канатка. Большая часть пути проходит над частным сектором. А вскоре после старта подъёма открываются великолепные виды на хребет Заилийский Алатау. На гору можно заехать и на машине, и даже, я читал, туда ходят какие-то автобусы. Когда мы поднялись (примерно в 1 час дня), наверху царила умиротворения атмосфера. Народу также было немного. Сверху виды были ещё лучше.
Наверху есть парк аттракционов, бесплатный небольшой зоопарк, ресторан и другие развлечения. Наверху есть памятник группе Beatles и фонтан в форме яблока. Кстати, «алма» в переводе на русский — яблоко.
Хотя территория там не особо большая, но погулять там приятно и нам никак не хотелось уходить оттуда. Когда мы спустились, то зашли в ещё одну прикольную столовку неподалёку.
Ещё у нас было желание прокатиться на метро. Метро Алматы — единственное в Казахстане. Но сейчас в нем только одна ветка, и на мой взгляд, на автобусах перемещаться гораздо удобнее. Метро стоит так же как и автобус по карте — 100 тенге. Мы хотели проехаться по всем станциям, но не сделали этого. В метро было очень жарко и душно, хотелось побыстрее выйти на улицу. У нашей поездки на метро все-таки была практическая цель — мы ехали на международный автовокзал Сайран. Мы вышли на одноименной станции, но до автовокзала нужно было ещё немало пройти. Вокзал нам был нужен для того, чтобы узнать информацию о том, как добраться до столицы Кыргызстана — Бишкека. Я не скажу, что это идея родилась только что. Ещё в Краснодаре, составив второй вариант маршрута поездки, я предполагал, что если будет свободное время, то можно и в Кыргызстан съездить ради разнообразия. По дорогам от Алматы до Бишкека чуть более 200 км. Андрей одобрил эту идею, поэтому мы двигались в сторону Сайрана. Международный вокзал мегаполиса скорее напоминал провинциальный и по размеру, по практически отсутствующему народу, и по атмосфере. Узнав, что рейсов в Бишкек достаточно, что стоит это недорого, мы решили послезавтра рано утром уехать туда, заночевать там, а потом, вернувшись в Алматы (желательно вечером), сразу улетать дальше. То, что сгорит один оплаченный день в отеле в Алматы было немного обидно, но это точно не было причиной, чтобы не ехать. Как обычно, на автобусе, по-моему даже не на одном, мы вернулись в наш отель.
На следующий день в наших планах было посещение легендарного спортивного комплекса Медеу и горнолыжного курорта Шымбулак. Мы выдвинулись утром, доехали до центра, позавтракали в круглосуточной столовой и отправились на автобусную остановку. Алматы потрясающа ещё и тем, что на горнолыжный курорт можно доехать на городском автобусе. Точнее до канатной дороги, ведущей на курорт.
Мы сели на автобус № 12 и через полчаса были в горах, цена автобуса как и везде — 100 тенге по карте. Конечная автобуса — спорткомплекс Медеу, а на предыдущей остановке — канатная дорога на Шымбулак. Хоть Шымбулак у нас по плану был первым, вышли мы на конечной, так как собирались подняться туда пешком. Кататься мы не собирались, просто прогуляться и посмотреть. Хотя конечная автобуса находится почти на высоте 1700 метров над уровнем моря холодно не было, хотя солнца тоже было не видно через плотные облака. Нам предстояло пройти около 5 км и подняться на примерно 600 метров. Сначала нас ждала 842-ступенчатая лестница, ведущая на плотину. Нас окружали горы и иногда пробегали белочки.
С лестницы уже стало полностью видно стадион и много катающихся людей внутри. После лестницы и плотины нас ждала 4-километровая автомобильная дорога идущая на курорт.
Машин на дороге было минимум, потому что проезд разрешён не всем. Например, такси и машины каршеринга могут туда заезжать, имеющие право доступа. Не все подряд. Въезд личного транспорта тоже, естественно ограничен. Пешеходов, кроме нас не было, ни в попутном направлении, ни во встречном. На второй половине пути мы вспоминали не лучшую идею подняться на Машук пешком, и проводили аналогии с нынешним подъемом. Тот поход нас ничему не научил. На Шымбулак мы поднялись уже вспотевшими и слегка уставшими.
На нижней точке курорта (2260 м) не особо много пространства для прогулок, а наверх мы не ездили. Если сравнивать с Архызом или с Красной поляной, то трасс тут меньше. Но цены тут гораздо дешевле, и я не видел ужасных очередей на подъемники. Про цены я пишу уверенно — потому что мы их изучили. Начиная от ски-пассов, заканчивая арендой оборудования. Большего сказать не могу, потом что я не знаток. Но, уверен, что кататься там комфортно и классно.
Обратно мы хотели спустится на канатке, но возможность покупки отдельного билета на спуск отсутствовала. А покупать полный билет было обидно. И мы снова отправились пешком. На обратной дороге Андрей купил какие-то пирожки или что-то подобное в районе лестницы, а мне как-то не хотелось. Мне хотелось уже быстрее попасть на Медеу.
Медеу или Медео — высокогорный спортивный комплекс, находившейся на высоте 1691 метр над уровнем моря. Площадь ледового поля более 10 000 квадратных метров. Это самый посещаемый спорткомплекс в Казахстане. Также это лидер по количеству установленных мировых рекордов в конькобежном спорте. В общем, место легендарное. Катание на Медеу устроено следующим образом: ежедневно там существует 3 сеанса (а по выходным и праздникам 4). Каждый сеанс длится определённое время (от 2,5 до 4 часов, но самое распространённое время — 3 часа). У каждого сеанса своя цена, и купленный билет действует только на указанный (даже если осталось полчаса до конца). Соответственно, если есть желание кататься больше лучше приходить к началу сеанса. У Медеу есть сайт, на котором можно посмотреть время сеансов и цены. Также на сайте можно оплатить билеты некоторыми казахстанскими картами. Жусаном нельзя.
Наш сеанс стоил 2000 тенге и 2000 тенге стоила аренда коньков. Коньки мы взяли уже непосредственно внутри. Мы пришли не к самому началу сеанса и на льду уже катались люди. Мы переобулась на трибунах и там же оставили вещи. Камеры хранения там есть, но многие делали также. Хотя все-таки сначала я катался с сумкой. Хотя катался не совсем правильное слово. Для меня и Андрея это был дебют. Мы оба раньше ни разу не надевали коньки. А сделав это впервые и кое-как спустившись с трибуны, затем сделав первый шаг на лёд, я сразу оказался в лежачем положении. Андрей был более искусен и в таком же положении не оказался. Какое-то время. Кататься было не так легко, как казалось изначально. Хотя большинство людей делало это легко и непринуждённо, даже дети лет 7. А вот мы то и дело отказывались на льду. Но процесс был очень увлекательным и интересным. Однажды Андрей достаточно сильно ударился головой при падении, а я натер ноги до слезшей кожи.
Через время падений стало меньше, а скорость увеличилась. Безусловно, определённого прогресса мы достигли. И несмотря на натертые ноги у меня, и ушибы у Андрея — это было здорово. Мы докатились до самого конца сеанса и ушли только тогда, когда стали выкатывать ограждения. Мы уехали оттуда также на автобусе.
В знакомой столовой в центре мест не было, но мы решили подождать. В это время начался дождь. После того как мы поужинали и доехали до вокзала, дождь сменился на снег.