Мнение: декабрь и январь — худшие месяцы для заказа товара в Китае
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Меня зовут Нури, я работаю в логистической компании. Каждый год рассказываю клиентам, что декабрь — плохой, а январь — худший месяц для заказа товара в Китае.
Китай не празднует Новый год с 31 декабря на 1 января. Елочки нет, Рождества тоже, Дед Мороз не приходит. В Азии у каждой страны свое время для проведения Нового года, Индия празднует 21—22 марта, Япония — с 28 декабря по 3 января, Китай в 2025 году — с 28 января по 4 февраля.
Китайский Новый год (Праздник весны) отмечают в соответствии с лунным циклом после зимнего солнцестояния. Лунный цикл отличается от года к году, поэтому даты проведения каждый год разные.
Предисловие
Все страны закупаются перед Новым годом и Рождеством в Китае. Товары нескончаемым потоком отправляют в Россию, Казахстан, Европу и США.
Рост заказов начинается в октябре и достигает своего пика к началу декабря. Это самый «горячий» сезон для логистов в Китае. К середине декабря у многих поставщиков и логистов на складах начинается хаос. И чем ближе к Китайскому Новому году, тем сложнее ситуация.
Возрастающий объем заказов приводит ко многим последствиям как на стороне поставщика, так и на стороне логиста.
Дефицит товаров
Бывает так, что на маркетплейсе 1688 или Taobao товар у поставщика есть, а по факту или нет совсем, или осталось мало в коробке, которую на складе не могут найти.
Очень часто поставщики путаются и делают ошибки. Например, вы заказываете 100 шт. белых рубашек и 100 шт. черных, а на логистический склад приходит 150 белых и 50 черных. Обменять может не получиться, потому что у поставщика просто не осталось черных рубашек. С размерами может быть такая же путанница. Результат — задержка выкупа товара.
Дефицит сохранится до Китайского Нового года. Потому что уже в середине января производства начнут останавливать. Это нужно, чтобы все привести в порядок перед праздниками и своевременно отпустить работников домой.
Долгий выкуп товара
Выкуп товара состоит из пяти этапов:
- Перевод денег от клиента для выкупа товара.
- Обратная связь от поставщика, что товар готов к отправке.
- Оплата поставщику за товар.
- Передача товара в доставку по Китаю.
- Доставка товара до склада посредника.
Заявку на выкуп менеджер логистической компании отправляет в течение нескольких рабочих дней. Но только после подтверждения оплаты от клиента и ответа поставщика о готовности отправить товар. С подтверждением оплаты не всегда все гладко из-за санкций и обходных путей перевода денег в Китай. Обычно оно приходит в течение одного рабочего дня.
В «нормальное» время весь процесс выкупа занимает 4—7 дней. За эти дни менеджер получает от поставщика информацию о готовности товара к отправке и переводит деньги за него. Доставка по Китаю редко занимает более 3 дней, даже если склад поставщика находится в 2000 км от склада логиста.
В декабре и январе все меняется. Нагрузка на поставщиков в «горячий» сезон такая, что выкуп растягивается до 14 дней. Поставщик несколько днем может банально не отвечать менеджеру на сообщение: «Здравствуйте! Вы можете отправить 100 шт. сумок красного цвета из этой карточки (ссылка)». Ответа часто нет из-за банальной загруженности или потому что у поставщика нет информации, сколько сумок находится на складе. Пока работники склада подбивают остатки, менеджер может забыть о заявке.
Задержка международной доставки
Карго маршруты через Казахстан в Россию с начала 2022 года и так стали очень загруженными. С ноября по январь ситуация усугубляется. И если в это время что-то случается на дороге или пограничном переходе, то сразу образуются многокилометровые пробки из грузовиков.
В этом году посты «Маштаково» и «Сырым» ушли на ремонт. Завершить ремонтные работы собирались до 30 ноября. Сделать этого не удалось, что вызвало пробки из грузовиков под Новый год.
Обычно доставка товара из Гуанчжоу до Москвы по маршруту «Экспресс» занимает 12—15 дней, «Стандарт» 18—25 дней. В декабре всегда везут на несколько дней дольше. Но задержка может быть и неделю из-за возросшей нагрузки и очередей на погранпереходах.
Логистические проблемы в России тоже присутствуют. Ведь сезон начинается не только в Китае, но и в России. Большая часть проблем с доставкой возникает именно в декабре и январе из-за большой нагрузки на логистические хабы.
Каждый год доллар растет к Новому году (с 2022 года он растет постоянно). Так как стоимость доставки маршрутами карго и переводы денег привязаны к курсу доллара, то покупка и доставка товара выйдет дороже.
- 2022 год, июнь: $1 = 62 р., декабрь: $1 = 70 р.
- 2023 год, июнь: $1 = 80 р., декабрь: $1 = 88 р.
- 2024 год, июнь: $1 = 90 р., декабрь: $1 = 107 р.
Выгоднее купить товар в начале года, когда курс чуть-чуть снижается, или июне, чем в конце ноября или декабре.
«Давай после праздников»
В январе ситуация с продавцами становится критической, потому что фабрики тормозят производство, а торговые компании распродали большую часть товаров. Январь —худший месяц для заказа товара из Китая.
Чем ближе к Китайскому Новому году, тем сложнее менеджерам связаться с сотрудниками продавца и хоть что-то выяснить. Диалоги между менеджерами в этом месяце часто выглядит так:
- — Этот (ссылка) товар есть в наличии, отгрузить сможете?
- — Конечно, все есть, любое количество отгрузим. Переводи деньги.
- — Сделайте фотографию товара, что он готов к отгрузке.
- — Переводите деньги, все отгрузим.
- — Пришлите фото.
- — Давай после праздников.
- — Отгрузка когда будет, если деньги переведем?
- — После праздников.
Менеджеры торговых компаний и фабрик не говорят клиентам: «Нет товара, обращайтесь после праздников». Они до последнего хотят получить предоплату, но могут не отправить товар. Причины могут быть банальны — товара нет, его найти из-за бардака на складе, никто не хочет работать, потому что босс задерживает оплату за год и премии, или, наоборот, добрый босс уже отпустил часть сотрудников домой.
«Паралич» страны в Китайский Новый год
Примерно с 24 января по 5 февраля в 2025 году все в Китае встанет окончательно. Бесполезно звонить или отправлять заявку на фабрику или торговую фирму. Если трубку и возьмут, то это будет чудо. Когда Китай уходит на праздники, то фабрики стоят, на складах лежит неотправленный товар, а дороги забиты потоком автомобилей. Примерно полмиллиарда человек перемещаются по стране. Многие из них рабочие, которые едут домой, чтобы встретить Китайский Новый год с семьей.
В дни праздника нет смысла делать заказы, потому что их никто не примет. А если и примет, то отправки товаров возобновятся только после окончания праздничных дней. И первую неделю сохранится дефицит популярных товаров у торговых фирм. Потому что фабрикам нужно время для запуска производства, а работникам склада придется навести порядок.
Что запомнить
- Если сделаете заказ в середине января, то, скорее всего, получите свой заказ только в конце февраля, когда последствия «паралича» будут преодолены. Если вы продаете товары на маркетплейсах, то позаботьтесь о достаточном количестве товара заранее.
- Начиная с декабря выкуп товара растягивается до 14 дней. Не потому что менеджер не торопится сделать выкуп, а потому что менеджер поставщика говорит: «Да-да, вот-вот отправим товар, отгрузим», а через неделю уже: «Этот товар закончился, отменяйте заказ».
- Логистика перегревается как в Китае, так и в Казахстане и России. Доставку товара придется ждать дольше. Задержка на несколько дней становится нормой, но бывает и на несколько недель. В некоторых случаях товар может потеряться на месяцы.
- Сразу после Китайского Нового года сделать заказ тоже проблематично. Фабрики еще не работают в полную силу, а у торговых компаний пустые склады после активных продаж.
А вы заказывали товары в декабре и январе из Китая? Как все прошло? Поделитесь личной историей в комментариях?