Мнения
821

Мнение: во многих организациях клиентский путь устроен «криво»

15

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В фильме «Стажер» с Де Ниро и Хэтэуэй ее героиня сама заказывает в своей фирме одежду с доставкой, чтобы посмотреть, что и как приедет. Научно то, что она делает, называется «тестирование клиентского пути». «Путь» тут понимается широко — как все, что увидит и сделает клиент от момента «он о вас услышал» до выбрасывания вашего продукта на свалку после использования. И вот мне часто кажется, что многие организации вообще об этом не думают. Дальше мои «любимые» примеры.

Сайт делала уборщица

Понятно, что плохого и неудобного на сайте может быть масса всего, но моё личное «дно», это когда в ячейке для телефона не вписан шаблон и это просто текстовое окошко — вводи что хочешь. Насколько я понимаю, кусочек кода, дающий стандартное +7 (920) не нуждается в переизобретении каждый раз и справиться могла бы даже уборщица, вынесенная мною в заголовок, но вот поди ж ты.

Из свежего про сайт. Хотела забронировать отдых на выходные в отеле в Подмосковье на конец января, несколько раз выбирала даты и вариант проживания, после кнопки «Забронировать» меня «выкидывало» на стартовую страницу. Позвонила в отель, сказать, что видимо поломка на сайте. Девушка радостно сообщила, что с сайтом все в порядке, просто «он позволяет выбрать даты, на которые мы еще не продаем». «Вы в конце ноября попробуйте и все появится». Надо ли добавлять, что девушка явно не впервые на вопрос отвечала, а никакого даже объявления на сайте не было, ни то что блокировки не открытых еще дат.

Организованная очередь — не наш метод

Ходила в поликлинику по ДМС. Холл с ресепшен обустроен так, что входите вы справа, по правую же руку видите окошки с барышнями и идете к ним. А они говорят вам: возьмите сначала талон в диспенсере и подходите к окну. Диспенсер стоит в дальнем углу слева. Девушки отправляют к нему каждого первого посетителя. Опустим вопрос, для чего (кроме очень простого учета) система управления очередью с талонами, если по ним нет вызова к окнам. Спрашиваю у барышни, давно ли стоит электронная очередь, говорит — третий месяц. Показываю вправо, где ее коллеги опять всех от окна отправляют к диспенсеру, прошу сказать руководству, что он стоит не там и на него плохая навигация.

Барышня начинает спорить, что висит же объявление на входе. В этот момент я снова думаю, что нехватка навыка понимать чужую логику, это не про потерю эмпатии, это про отсутствие мозгов и ответственно пишу отзыв с предложением переставить автомат, так как нынешняя навигация не помогла НИКОМУ.

Через неделю мне звонят из службы работы с обращениями и действительно через полгода диспенсер уже в более очевидном месте, но может не я одна им писала.

Монополизм как демотиватор

Пару раз в месяц я на Сапсане езжу к родителям в Тверь. Выход в город сделан через обычные турникеты для электричек. Чтобы выйти, надо подозвать сотрудницу с пропуском, их даже двое иногда. Так вот эти прекрасные дамы никогда не стоят в одной части ряда терминалов, их нужно сначала подозвать, потом или она к вам, или вы к ней и проход ее пропуском откроется.

Если поездов в моменте много, то она будет бегать и открывать по крику людей проход то на вход, то на выход. При этом помещение позволяет: потоки в обе стороны разделить, конкретное место «женщине с пропуском» зафиксировать и даже людей из Сапсана прямо на нее направить. Ничего этого не делается, женщины продолжают метаться, а пассажиры ждать.

Поэтому, когда в очередной раз я иду куда-то не туда по мнению представителя организации, первым делом я думаю, а откуда и как я должна была узнать, куда все-таки надо идти.

  • Николай ПеревезенцевЯ бы добавил, что им очень не нравится, когда пытаешься указывать на такие нелепости: отбрехиваются тем, что мы, мол, простые сотрудники, обращайтесь куда-то там в другое место, пишите руководству и т.п. Возникает вопрос: ну ты-то почему этого не сделаешь ? Ведь это тебя клиенты/посетители дёргают с одним и тем же вопросом целый день.6
  • Варя СычНиколай, я утешаюсь мыслью, что рядовой сотрудник потому и рядовой, что дальше своего носа ничего видеть не хочет и прикидываю вероятность, насколько не наплевать организации. Если думаю, что не наплевать - пишу, как в случае с платной поликлиникой. Если думаю, что наплевать - только ерничаю, как в случае с РЖД. Хотя по обращениям в Сапсане они очень дотошно разбираются.0
  • Алексей ИвановНиколай, простое объяснение: потому что владелец бизнеса может прислушаться к мнению клиентов, а сотрудники для него всё равно что мебель7
  • Варя СычАлексей, интересная логика, получается не сотрудники плохи, а руководство отбивает у них желание быть инициативными. Точно хорошая развилка «на подумать», если начинать клиентский путь отлаживать 👍1
  • Алексей ИвановВаря, нет, это не догадки. Я 6 лет проработал в продажах (правда, в офисах) в нескольких компаниях. И лично это видел. Наши предложения вообще не слушали "ты сотрудник, а я веду свой бизнес и лучше знаю". Особо недовольных клиентов мы специально отправляли в соседний кабинет к директору ругаться, так как это единственный способ что-то донести11
  • Варя СычАлексей, я имела в виду, что обе причины одинаково возможны: просто отсутствие инициативы и «воспитанное компанией» отсутствие. То, что такое есть, полностью согласна. Некоторым владельцам даже в голову не приходит посмотреть, как их решения на клиентов влияют. Хорошо, если хотя бы «голосование рублем» для них сработает. Хотя опять могут стать виноватыми продавцы1
  • Алексей ИвановВаря, верно. Когда от меня требовали каждый день названивать клиентам с крупными коммерчечкими предложениями "напоминать о себе", а я говорил, что лучше не навязываться, директора выставляли это так, словно я не хочу работать. И когда эти клиенты в итоге нас банили, то виноватыми они считали не себя, а это я "не дожал"7
  • Александр П.Вот так выглядит "электронная очередь " на Почте России. Попытка сообщить сотрудникам ,что с терминалом явно что-то не то разбивалось о железное: " там всё работает".1
  • Варя СычАлександр, отличный пример, мне каждый визит кажется, что у тамошних сотрудниц прям классовая ненависть к ней. Если и работает, все равно максимально криво будем вызывать1
  • АнастасияЭкономисты уже сто лет назад все объяснили. Мотивирует только потеря денег. Вы же позвонили в отель и все забронировали. Значит, кривой сайт не помешал им заработать денег. В поликлинике по ДМС люди стоят в очереди, деньги идут. В Тверь на Сапсане вы продолжаете ездить, значит, деньги им капают. Мыши плюются, давятся, но продолжают жрать кактус... А бизнес это видит и думает, что если и так сойдёт, зачем что-то делать2
  • Варя СычАнастасия, с логикой согласна полностью: самая эффективная обратная связь - голосовать рублем. И отсутствие возможности голосовать есть только в кейсе с РЖД, поэтому там я об обратной связи даже не помышляю. Поликлиника в итоге скорректировалась, так как по ДМС можно и другую выбрать, у отелей с конкуренцией все тоже неплохо, особенно в Подмосковье. Поэтому финальное правило вероятно звучит так, что на клиентский путь можно плевать, если ты уверен, что твой монополизм будет вечным.1
  • Денис МайдыковскийИ так у них всё! Из всех возможных решений, русские всегда выбирают максимально неудобный вариант. Это неискоренимо. Я помню какой культурный шок я испыиал, когда массово столкнулся с бытовыми изделиями западных фирм, а потом я сам съездил в европейские страны: всё удобно.1
  • MНедавно переписывалась с поддержкой иностранного сайта (основной язык сайта - не английский). Пока переписывалась - нашла три ошибки в их модуле техподдержки (там ссылка некликабельна, тут ответ не сохраняется и надо новый тикет создавать, такого рода). Написала им на английском. Они ответили на основном языке "мы спросили у разработчика сайта, это не ошибка". Написала им второй раз, потому что ну блин, сломано сильно - и они просто перевели через Гугл транслейт свой первый ответ на английский и снова закрыли тикет. Готовлюсь к нашему третьему бою. Тяжело общаться с людьми, которые и не думают, что что-то может быть не так.3
  • Варя СычM, вы настоящий герой корректировки мира в лучшую сторону💪1
  • Дарья АникинаБыл у меня только один случай с адекватной службой поддержки . Банк ТКБ. Лет 15 назад банк обновлял приложение и мне удалось, не специально!!!!, списать баллы дважды Когда деньги второй раз пришли на счёт Я просто испугалась. Честно. Начала звонить в службу поддержки. И чудо! Через минуту меня соединили с адекватным специалистом, он долго пытался понять мои эмоциональные объяснения, потом задал очень конкретные вопросы: как? а потом? а ещё? а тут вы как? Ага, ага, ага... Помолчал. С чувством сказал: СПАСИБО! И начал прощаться, Я едва успела крикнуть: а деньги! С деньгами что? В ответ: если программа пропустила, пользуйтесь! И, ещё раз, спасибо. P.S речь шла о 6000 руб. Для меня внушительная сумма, для банка - копейки за исправленный косяк. С тех пор находила много косяков, звонила, меня несколько раз послали( создайте обращение, опишите проблему, прикрепите скрины...), ну я и перестала. Но им, похоже, не надо что бы всё работало, им надо показать начальству, как они трудятся. Грустно.1
Вот что еще мы писали по этой теме