Киноклуб
251

Рекомендую посмотреть: анимационный фильм «Марс Экспресс»

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

О чем фильм

Киберпанковская антиутопия «Марс Экспресс» — полнометражный дебют французского режиссера Жереми Перена был впервые показан на Каннском фестивале-2023, затем прошёл по главным мировым смотрам анимационного кино и получил звание одной из лучших работ предыдущего года.

Действие фильма разворачивается в XXIII веке на Марсе, который к этому времени забрал титул «дома» от запущенной, перенаселенной и раздираемой протестами Земли. Оттуда бывшая полицейская Алин Рубин и ее напарник — андроид Карлос привозят хакершу, арестованную за попытку создать программный код, который освободит волю роботов. Их межпланетный рейс на «Марс Экспрессе» оказывается достаточно долгим, чтобы ее помощники успели удалить ордер на арест, но пункт назначения — недостаточно далеким, чтобы уйти от проблем взаимоотношений людей и развитых до человекоподобия машин.

По всей видимости, общество этого будущего продолжило использовать технологический прогресс себе во благо, но вслед за дружбой с роботизированными элементами пришло скрытое противостояние и желание отгородиться от этих разумных существ, которые помогают и заменяют людей в работе, а еще ведут особый образ жизни и, кажется, давно заслужили право на собственную свободу.

Чем понравился

Залитый светом и помеченный яркими цветами мир будущего с первых кадров наполняется гнетущей атмосферой французского нуара и строится из стремительных и правдоподобных экшн-сцен, знакомых по японскому аниме. Под глянцевато-гладкими поверхностями и эффектно мерцающими экранами обнаруживаются патологии живущего среди них общества, которое все также старается замалчивать болезненные страницы своей истории, скрывает страхи о настоящем и надеется на спасительный исход.

Мир будущего «Марс Экспресса» преподносится как данность, в которую зрителя моментально погружают, не прибегая к поясняющим прологу и эпилогу, а по мере разворачивания истории оставляют в ней большое количество лакун и недоговоренностей. Убежденность в том, что эта реальность самостоятельна, полноценна и явно больше, чем нам успели показать, крепнет благодаря выстраиванию многочисленных связей между этим нарисованным будущим и нашей современностью.

Именно с помощью создания робота-копии, в который будут подгружать сознание человека, станет возможно преодоление смерти и гипотетически вечная жизнь; мучительный недостаток памяти и спасительный спящий режим все также будут актуальны; проблема с дорогим образованием и беготней по подработкам, конечно же, останется — просто способ ее решения преобразиться в соответствии с возможностями нового столетия. Узнаваемые элементы реальности по мере накопления соберутся в гармоничный образ будущего, который предстанет не одним из порождений авторской фантазии, а логичным витком развития современных реалий.

Многочисленные перипетии истории (вместе с типичными для полицейского фильма погонями, перестрелками и предателями) тоже оказываются лишены одномерности. Тайный заговор здесь необязательно сулит зло, а разрушение установленного порядка не становится залогом погружения в абсолютный хаос. Главной интригой сюжета оказывается незавершенность поисков ответов на вопросы: кто был прав, а кто виноват, с чего все началось и как дальше будет все существовать. Все время просмотра зритель будто бы подглядывал за очень незначительным отрезком времени и пространства этой грядущей реальности, которая в каком-то из измерений будто бы так и продолжает существовать и множить события, уже обходясь без любопытного взора любителей научной фантастики. Выход на титры не означает, что Марс Экспресс прекратил курсировать между планетами — просто для нас табло с его расписанием еще не готово загореться.

Где посмотреть

В российском прокате фильм идёт с 9 мая 2024 года.

Сюжет: 5 из 5 баллов

Игра актеров: 5 из 5 баллов

Зрелищность: 5 из 5 баллов