Рекомендую фильм «Субстанция»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В выходные посмотрела в кино «Субстанцию» с Дэми Мур, про фильм здесь уже была развернутая статья-презентация, поэтому я расскажу про то, что мне из деталей показалось интересным и важным.
Телесность. Сначала про баланс формы и содержания. С одной стороны, фильм победил на Венецианском кинофестивале как лучший сценарий, с другой, по форме это боди-хоррор. То есть в последней трети гипертрофированные кровь и кишки, а до этого много голого и не всегда красивого тела. Поэтому, если для вас серьезные мысли должны быть в книгах и кино так же академично сформулированы, как при древних греках, то вам смотреть не надо. Долго думала с чем сравнить, предлагаю такой вариант: если писатель Сорокин для вас не талантливый автор, а просто пакостник, фильм тоже не зайдет. Если вы не знаете, о ком я, смотрите просто как увлекательный ужастик.
Злые мужчины. Самый лежащий на поверхности посыл фильма: мир мужчин, алчущих молодого тела, выбрасывает женщин в возрасте на помойку. Образ седого ведущего, которого продюсер и не собирается увольнять, тому доказательство. Но мне кажется, что то отвращение, с которым сама ничего не евшая героиня Мур смотрит на буквально жрущего креветок продюсера, говорит нам не столько о его отвратительности, сколько как раз о фиксации самой Мур на телесном мире, это же ей это чавканье бьет в уши, и она себе такого не позволяет.
Квартира как душа хозяйки. Очень непросто и неспроста решен вид жилища героини. Мы видим просторную гостиную, где ростовой портрет Мур в ее лучшей форме с высоты смотрит на город в долине. Из развлечений там призы для любования и телевизор. Кухня при такой мегагостиной малюсенькая, со столом на 1 человека и, я думаю, что это и есть пропорция интересов в жизни героини: любимая, кормящая эго профессия, которая дает иллюзию любви и вся остальная жизнь сведенная до уровня микро кухни без цвета и деталей.
Была ли альтернатива. Мужчины, на которых Мур работает, бесспорно, плохие люди, фу такими быть, но есть ли альтернатива? Есть: героиня встречает бывшего одноклассника, который совершенно искренне влюблен в нее. Когда она соглашается на свидание, то в итоге не идет на него и перестает отвечать на звонки не из-за того, что с поклонником что-то не так, а потому что начинает ненавидеть свою внешность на фоне сравнения с молодой версией. То есть проблема не в мире мужчин, а в мире внутри героини.
Кто виноват? Предположим, в запросе на молодость виноваты мужчины, но когда власть над телом получает «старая» версия Дэми, ей нечем себя занять кроме того самого телевизора с тупыми шоу и еды. Допустим, детей она не завела из-за требований профессии, но остальные-то сферы жизни вроде друзей, книг и прочего тоже злые продюсеры помешали развить?
Что делать? Самая эмоциональная для меня сцена в фильме была, когда молодая версия героини в приступе слепой ненависти практически выбивала жизнь из старой. Хотя это должно было уничтожить их обеих. То есть, ты можешь не любить какую-то часть себя, но так как это именно часть, только ее принятие и забота о ней тебя спасут. Мир мужчин точно не удастся быстро изменить, но внутри себя ты можешь построить любое взаимодействие и более выгодным для тебя будет мирное. Даже если сначала стареющая часть тебе не по душе.
Двойная мораль. В самом финале лицо Дэми Мур на отвалившемся от монстра, в которого она превращается, куске мяса ползет на ее звезду на Аллее Славы и картинка явно копирует изображения Медузы Горгоны с мозаик и фресок. Тут можно прочесть двояко: в превращении Медузы Горгоны виноват Посейдон, который ее изнасиловал, то есть опять мужчины. Но смотреть на Медузу Горгону нельзя, потому что превратишься в камень. Помните об этом глядя на красивых перекроенных женщин в соцсетях и ищите развлечения не только красотке, но и пенсионерке, которой все мы непременно станем.
Сюжет: 5 из 5 баллов
Игра актеров: 5 из 5 баллов
Зрелищность: 5 из 5 баллов